Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2024 N 88-297/2024-(88-40249/2023) данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 21.09.2023 по делу N 33-731/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец указал, что в назначении досрочной страховой пенсии ответчиком было отказано по причине отсутствия специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 21.09.2023 по делу N 33-731/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец указал, что в назначении досрочной страховой пенсии ответчиком было отказано по причине отсутствия специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2023 г. по делу N 33-731/2023
Судья Ботаев Б.Л.
N 2-215/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судей Антакановой Е.В. и Сидоренко Н.А.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия в интересах истца Додонова Баты Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о включении в специальный страховой стаж периодов работы и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе истца Д.Б.МА. на решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 23 июня 2023 г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, выслушав объяснения истца Д.Б.МА., представителя ответчика Х., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Д.Б.МА. о нарушении Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее - ОСФР по Республике Калмыкия, пенсионный орган) его пенсионных прав. В ходе проверки установлено, что решением пенсионного органа от 20 декабря 2022 г. N 34605/22 Д.Б.МА. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Так, в специальный стаж не включены периоды работы Д.Б.МА. с 10 апреля 1995 г. по 31 мая 1996 г. в должности подменного водителя пожарной части N 14 отдела Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия, с 18 марта 1999 г. по 18 марта 2005 г. в качестве пожарного в Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия, с 19 марта 2005 г. по 6 июля 2006 г. и с 1 апреля по 31 октября 2007 г. в качестве пожарного пожарно-спасательной части N 14 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Октябрьского района Республики Калмыкия, с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве пожарного пожарной части N 14 Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия. Решение мотивировано тем, что должность подменного водителя не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437, и право на досрочную пенсию по старости для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ законодательством не предусмотрено. Выражая несогласие с данным решением, указал, что до 1 января 2005 г. противопожарная служба субъектов РФ отсутствовала. В период с 10 апреля 1995 г. по 31 мая 1996 г. Д.Б.МА. осуществлял работу в одной и той же пожарной части в должности водителя автомобиля (пожарного), характер и условия его работы на протяжении всего периода оставались неизменными, он постоянно получал заработную плату, с которой в Пенсионный фонд производились отчисления. Просил признать незаконным решение пенсионного органа, обязать включить в специальный стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы Д.Б.МА. в должностях подменного водителя и пожарного, а также периоды учебных отпусков с 19 октября по 7 ноября 2009 г., с 8 февраля по 1 марта 2010 г., с 7по 27 июня 2010 г., с 18 октября по 6 ноября 2010 г., с 6 по 25 июня 2011 г., с 17 октября по 7 ноября 2011 г., с 6 по 27 февраля 2012 г., с 28 мая по 18 июня 2012 г., с 17 сентября по 6 октября 2012 г., с 14 января по 9 февраля 2013 г., с 13 мая по 29 июня 2013 г. и назначить Д.Б.МА. досрочную страховую пенсию по старости с 21 сентября 2022 г.
В письменных возражениях на иск представитель пенсионного органа по доверенности Е., не соглашаясь с заявленными требованиями, указал, что право на досрочную пенсию по старости установлено работникам государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ законодательством не предусмотрено. Стаж работы Д.Б.МА. на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти составил 18 лет 20 дней, что является недостаточным для получения права на досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Должность подменного водителя не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437, а также истцом не представлены сведения, подтверждающие занятость Д.Б.МА. в течение полного рабочего дня.
В судебном заседании прокурор Санджигоряев К.В., истец Д.Б.МА. просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика ОСФР по Республике Калмыкия и третьего лица ГУМЧС России по Республике Калмыкия, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 23 июня 2023 г. исковые требования прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия удовлетворены частично. На пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж работы Д.Б.МА., дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды учебных отпусков с 19 октября по 7 ноября 2009 г., с 8 февраля по 1 марта 2010 г., с 7по 27 июня 2010 г., с 18 октября по 6 ноября 2010 г., с 6 по 25 июня 2011 г., с 17 октября по 7 ноября 2011 г., с 6 по 27 февраля 2012 г., с 28 мая по 18 июня 2012 г., с 17 сентября по 6 октября 2012 г., с 14 января по 9 февраля 2013 г., с 13 мая по 29 июня 2013 г. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Д.Б.МА., не соглашаясь с вынесенным решением суда первой инстанции, указывает, что суд рассмотрел дело без исследования всех доказательств по делу, отказав в удовлетворении его ходатайства об отложении судебного заседания и не дав ему возможности представить дополнительные доказательства. Просит отменить решение суда в части отказа во включении периодов его работы в специальный стаж, включить спорные периоды работы в качестве подменного водителя и пожарного в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения 21 сентября 2022 г.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Д.Б.МА. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил включить в специальный стаж периоды работы с 10 апреля 1995 г. по 31 мая 1996 г. в должности подменного водителя пожарной части N 14 отдела Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия, с 18 марта 1999 г. по 18 марта 2005 г. в качестве пожарного в Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия, с 19 марта 2005 г. по 6 июля 2006 г. и с 1 апреля по 31 октября 2007 г. в качестве пожарного пожарно-спасательной части N 14 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Октябрьского района Республики Калмыкия; с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве пожарного пожарной части N 14 Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия.
Представитель ответчика Х. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Прокурор Октябрьского района Республики Калмыкия, представитель третьего лица ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не представили.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение суда в части возложения на пенсионный орган обязанности о включении в специальный стаж Д.Б.МА., дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением деятельности на должностях Государственной противопожарной службы, периодов учебных отпусков с 19 октября по 7 ноября 2009 г., с 8 февраля по 1 марта 2010 г., с 7по 27 июня 2010 г., с 18 октября по 6 ноября 2010 г., с 6 по 25 июня 2011 г., с 17 октября по 7 ноября 2011 г., с 6 по 27 февраля 2012 г., с 28 мая по 18 июня 2012 г., с 17 сентября по 6 октября 2012 г., с 14 января по 9 февраля 2013 г., с 13 мая по 29 июня 2013 г. сторонами не оспаривается, а потому в данной части решение суда предметом проверки судебной коллегии не является.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для изменения или отмены состоявшегося по делу решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Д.Б.МА. 21 сентября 2022 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 20 декабря 2022 г. N 34605/22 Д.Б.МБ. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. На дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости стаж Д.Б.МА. на соответствующих видах работ составил 15 лет 7 месяцев 19 дней. Общий страховой стаж составил 30 лет 2 месяца.
В стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды:
-с 10 апреля 1995 г. по 31 мая 1996 г. в должности подменного водителя пожарной части N 14 отдела Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия;
-с 18 марта 1999 г. по 18 марта 2005 г. в качестве пожарного в Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия;
-с 19 марта 2005 г. по 6 июля 2006 г. в качестве пожарного пожарно-спасательной части N 14 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Октябрьского района Республики Калмыкия;
-с 1 апреля по 31 октября 2007 г. в качестве пожарного пожарно-спасательной части N 14 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Октябрьского района Республики Калмыкия;
-с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве пожарного пожарной части N 14 Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не обладают. С учетом недостаточности на момент обращения в пенсионный орган требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения Д.Б.МА. досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон), действующего с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающих на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список).
Согласно указанному Списку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуется в числе прочих водитель (шофер) автомобиля (пожарного), а также пожарный (боец, респираторщик).
Таким образом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона обладают лица, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, в частности водителем автомобиля (пожарного) и пожарным.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) в рамках государственного пенсионного обеспечения.
Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекало из смысла статей 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
Этим положениям соответствовали и Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19 марта 1996 г. N 1-2-У "О порядке применения пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности", согласно пункту 2 которых в стаж работы в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 241, за исключением времени, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудниками).
Из смысла данных положений следует, что в случае, если лицо проходило службу в Государственной противопожарной службе и занимало должности, относящиеся к рядовому или начальствующему составу, то есть имело специальное звание, то периоды прохождения им службы могут быть учтены только для исчисления страхового стажа. Для указанных граждан предусмотрено право выхода на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Учитывая вышеизложенное, в рамках пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Из приведенных норм права следует, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Тем самым досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
Таким образом, с учетом положений действующего пенсионного законодательства, заявленных истцом требований и возражений ответчика, юридически значимыми обстоятельствами в данной случае будут являться: предусмотрена ли должность истца Списком, имел ли истец какое-либо специальное звание, то есть относилась ли его должность к рядовому и начальствующему составу Государственной противопожарной службы, а также за счет какого бюджета осуществлялось финансирование Государственной противопожарной службы в спорные периоды работы Д.Б.МА.
Из трудовой книжки AT-VI N ХХХ от 7 августа 1989 г. видно, что 10 апреля 1995 г. Д.Б.МА. принят на работу в пожарную часть N 14 отдела Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия в качестве подменного водителя. 1 июня 1996 г. переведен в качестве пожарного, откуда 1 декабря 1997 г. уволен по собственному желанию. 2 февраля 1998 г. Д.Б.МА. принят в пожарную часть N 14 отдела Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия в качестве пожарного. 18 марта 1999 г. уволен в связи с поступлением на службу в органы внутренних дел. Непрерывный стаж службы составил 6 лет до 18 марта 2005 г. В период с 18 марта 2005 г. по 6 июля 2006 г. и с 1 апреля по 31 октября 2007 г. работал в качестве пожарного пожарно-спасательной части N 14 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Октябрьского района Республики Калмыкия. С 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. работал в качестве пожарного пожарной части N 14 Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия.
Поскольку работы в должности подменного водителя не предусмотрены Списком, то вывод суда первой инстанции о том, что период работы Д.Б.МА. с 10 апреля 1995 г. по 31 мая 1996 г. не подлежит включению в специальный стаж, по существу является верным. Пенсионный орган обоснованно не усмотрел оснований для включения данного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона.
Судебной коллегией на основании положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ и разъяснений, приведенных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", истребованы и приобщены к делу в качестве дополнительных доказательств в числе прочих ответ ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 28 августа 2023 г. N ИВ-221-3738 и ответ МВД по Республике Калмыкия от 7 сентября 2023 г. N 11/2110.
Так, из ответа МВД по Республике Калмыкия от 7 сентября 2023 г. N 11/2110 видно, что Д.Б.МА. проходил службу в качестве сотрудника в пожарной части N 14 отдела Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия в период с 18 марта 1999 г. Первое специальное звание рядового внутренней службы присвоено ему с 18 июня 1999 г. на основании приказа N 165 л/с.
Из копии служебной карточки Д.Б.МА. видно, что в период с 18 марта по 18 июня 1999 г. он являлся стажером по должности пожарного в пожарной части N 14 отдела Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия на основании контракта сроком на 3 года с испытательным сроком 3 месяца. С 18 июня 1999 г. по 14 марта 2000 г. работал в должности пожарного, с 14 марта по 24 июля 2000 г. - старшим пожарным, с 24 июля 2000 г. - старшим пожарным пожарной части N 14 Управления Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия.
В ответе от 28 августа 2023 г. N ИВ-221-3738 ГУ МЧС России по Республике Калмыкия указывает, что Д.Б.МА. в периоды с 18 марта 1999 г. по 31 декабря 2001 г. проходил службу в Государственной противопожарной службе МВД Республики Калмыкия на должностях рядового и младшего начальствующего состава; с 1 января 2002 г. по 18 марта 2005 г. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России Республики Калмыкия на должностях рядового и младшего начальствующего состава.
Указанное подтверждается выпиской из приказа Управления Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия от 16 января 2001 г. N 10; выпиской из приказа Управления Государственной противопожарной службы МЧС России Республики Калмыкия от 17 января 2003 г. N 16 и приложением к нему; выпиской из приказа Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия от 1 июля 2004 г. N 149-НС; выпиской из приказа Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Октябрьского района Республики Калмыкия от 15 сентября 2004 г. N 12 и приложением к нему; выпиской из приказа Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Октябрьского района Республики Калмыкия от 18 марта 2005 г. N 13-НС об увольнении старшего пожарного старшего сержанта внутренней службы Д.Б.МА. по пункту "г" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.
Кроме того из ответа ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 28 августа 2023 г. N ИВ-221-3738 видно, что Д.Б.МА. в периоды с 10 апреля 1995 г. по 1 декабря 1997 г., с 2 февраля 1998 г. по 18 марта 1999 г., с 18 марта 2005 г. по 6 июля 2006 г., с 1 апреля 2007 г. по настоящее время работал и работает на должностях Государственной противопожарной службы, не предусматривающих специальное звание.
Таким образом в спорный период с 18 марта 1999 г. по 18 марта 2005 г. истец, имея специальные звания, проходил службу в Государственной противопожарной службе на должностях рядового и младшего начальствующего состава.
Поскольку период с 18 марта 1999 г. по 18 марта 2005 г. является периодом службы истца в органах внутренних дел, то данный период также не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом. Указанный период службы истца подлежит исчислению при определении общего количества страхового стажа, а также может быть учтен в рамках государственного пенсионного обеспечения по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Судом первой инстанции принят во внимание ответ ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 1 июня 2023 г. N ИВ-221-2460, в котором указано, что в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. финансирование подразделений Государственной противопожарной службы Республики Калмыкия осуществлялось за счет средств республиканского бюджета.
Указанное свидетельствует о том, что работа истца в спорные периоды проходила в противопожарной службе субъекта РФ, а не в подразделениях федеральной противопожарной службы.
Учитывая, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный страховой стаж периодов работы в противопожарной службе субъекта РФ, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для включения периодов работы с 1 января 2002 г. по 18 марта 2005 г., с 19 марта 2005 г. по 6 июля 2006 г., с 1 апреля по 31 октября 2007 г., с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Выводы суда первой инстанции о том, что финансирование подразделений Государственной противопожарной службы в периоды с 10 апреля 1995 г. по 31 мая 1996 г. и 18 марта 1999 г. по 31 декабря 2001 г. осуществлялось также за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, при обстоятельствах того, что в указанные периоды Д.Б.МА. работал в должности подменного водителя, не предусмотренной Списком, и проходил службу в Государственной противопожарной службе МВД Республики Калмыкия на должностях рядового и младшего начальствующего состава, правового значения не имеют и на существо принятого решения не влияют.
Поскольку на дату обращения в пенсионный орган специальный страховой стаж Д.Б.МА. составил менее 25 лет, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает вышеизложенные выводы суда первой инстанции обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном применении норм материального и процессуального права.
Доводы ответчика о том, что суд рассмотрел дело без исследования всех доказательств по делу, отказав в удовлетворении его ходатайства об отложении судебного заседания и не дав ему возможности представить дополнительные доказательств, судебная коллегия находит несостоятельными.
Как следует из материалов дела, его рассмотрение дважды откладывалось по заявленному истцом ходатайству в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств. Однако до рассмотрения дела по существу, а также в суд апелляционной инстанции, указанные доказательства Д.Б.МА. представлены не были.
Таким образом судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 23 июня 2023 г. оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.БАСАНГОВ
Судьи
Е.В.АНТАКАНОВА
Н.А.СИДОРЕНКО
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 сентября 2023 г.