Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.03.2023 по делу N 88-3143/2023
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования: О взыскании убытков в порядке регресса.
Обстоятельства: Истец указал, что взыскание денежных средств с МЧС России за счет казны РФ стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей ответчиком.
Решение: Отказано.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.03.2023 по делу N 88-3143/2023
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования: О взыскании убытков в порядке регресса.
Обстоятельства: Истец указал, что взыскание денежных средств с МЧС России за счет казны РФ стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей ответчиком.
Решение: Отказано.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 марта 2023 г. по делу N 88-40112/2022
УИД 61RS0010-01-2022-000072-58
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г.,
судей Авериной Е.Г., Губаревой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области к ФИО1 о взыскании денежных средств в порядке регресса по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области на
решение Батайского городского суда Ростовской области от 10.03.2022 и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28.07.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия
установила:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - ГУ МЧС России по Ростовской области) обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просило взыскать с ответчика в порядке регресса денежные средства в сумме 36 399 руб.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 10.03.2022 в удовлетворении исковых требований ГУ МЧС России по Ростовской области отказано.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Ростовской области просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами при рассмотрении спора не учтены нормы Федерального
закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусмотрена ответственность ответчика за причиненный ущерб.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно
п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу
ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с
ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании приказа N -нс от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходит службу в ГУ МЧС России по Ростовской области в должности начальника ОНД и ПР по г. Ростову-на-Дону по контракту.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением о назначении административного наказания N главного государственного инспектора г. Ростова-на-Дону по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР по г. Ростову-на-Дону УНД и ПР ГУ МЧС России ФИО1 было привлечено к административной ответственности ТСН" "Купеческий двор" за совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25.02.2020 вышеуказанное постановление от 18.12.2019 отменено, а производство по административному делу прекращено на основании
п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2020 по делу N А53-6214/2020 признано недействительным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ N.
В связи с этим ТСН "Купеческий двор" обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании расходов на оплату услуг защитника в сумме 36 399 руб., которая была взыскана с Российской Федерации в лице МЧС России за счет казны Российской Федерации.
Во исполнение судебного решения платежным поручением N от ДД.ММ.ГГГГ со счета Межрегионального операционного УФК (Минфин России) перечислена ТСН "Купеческий двор" денежная сумма 36 399 руб.
Обращаясь в суд с иском ГУ МЧС России по Ростовской области указывало, что взыскание денежных средств с МЧС России за счет казны Российской Федерации стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей главным государственным инспектором г. Ростова-на-Дону по пожарному надзору - начальником ОНД и ПР по г. Ростову-на-Дону ФИО1.
Судами из заключения N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что о результатах служебной проверки в отношении начальника ОНД и ПР по г. Ростову-на-Дону УНД и ПР ГУ МЧС России подполковника внутренней службы ФИО1 по факту поступившего исполнительного листа о взыскании с ГУ МЧС России по Ростовской области судебных расходов, работодателем сделан вывод, что в действиях должностных лиц ОНД и ПР по г. Ростову-на-Дону УНД и ПР ГУ МЧС, связанных с привлечением к административной ответственности ТСН "Купеческий двор", доказательства совершения ими намеренных противоправных действий, имеющих своей целью привлечение к ответственности заведомо невиновное лицо, отсутствуют.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями
статей 1069,
1081 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ),
ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ст. 15 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
ст. 243,
247 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и исходил из того, что работодателем не представлено доказательств, подтверждающих, что ответчик ФИО1 совершил незаконные, противоправные действия либо принял незаконное решение, повлекшее за собой причинение ущерба казне Российской Федерации; его вина в причинении ущерба при проведении отношении ответчика служебной проверки не установлена.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно
п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Пунктом 3.1 данной статьи предусмотрено право Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным
статьями 1069 и
1070 настоящего Кодекса, в порядке регресса обратиться к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено данное возмещение.
В соответствии с
ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вред, причиненный гражданам и организациям противоправным действием (бездействием) сотрудника федеральной противопожарной службы при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.
За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделению, сотрудник федеральной противопожарной службы несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации
(часть 5 статьи 15).
Согласно положениям
ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
Ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 31.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.
Как указано в
Обзоре практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 05.12.2018, закрепляя право работодателя привлекать работника к материальной ответственности (
ч. 1 ст. 22 ТК РФ),
ТК РФ предполагает, в свою очередь, предоставление работнику адекватных правовых гарантий защиты от негативных последствий, которые могут наступить для него в случае злоупотребления со стороны работодателя при его привлечении к материальной ответственности.
Привлечение работника к материальной ответственности не только обусловлено восстановлением имущественных прав работодателя, но и предполагает реализацию функции охраны заработной платы работника от чрезмерных и незаконных удержаний.
Удержания из заработной платы в порядке возмещения потерь или ущерба, нанесенного работодателю, должны разрешаться только в тех случаях, когда может быть ясно доказано, что за вызванные потери или причиненный ущерб несет ответственность соответствующий трудящийся (пп. 1 п. 2 Рекомендации N 85 Международной организации труда "Об охране заработной платы").
Эти положения Рекомендации N 85 Международной организации труда нашли отражение в
главах 37 и
39 ТК РФ.
Общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора, определяющие обязанности сторон трудового договора по возмещению причиненного ущерба и условия наступления материальной ответственности, содержатся в
гл. 37 ТК РФ.
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным
кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба (
ст. 233 ТК РФ).
Условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, пределы такой ответственности определены
гл. 39 ТК РФ "Материальная ответственность работника".
Частью 1 ст. 238 ТК РФ установлена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (
ч. 2 ст. 238 ТК РФ).
В силу
ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим
Кодексом.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 N 5 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба.
При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с
частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
определила:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 10.03.2022 и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28.07.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МЧС России по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Г.РУДЕНКО
Судьи
Е.Г.АВЕРИНА
С.А.ГУБАРЕВА