Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 по делу N 88-17781/2023 (УИД 23RS0003-01-2022-004267-46)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании произвести определенные действия.
Обстоятельства: Судами установлено, что на территории государственного природного заповедника выявлены нарушения нормативов противопожарного обустройства лесов.
Решение: Удовлетворено.


Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 по делу N 88-17781/2023 (УИД 23RS0003-01-2022-004267-46)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании произвести определенные действия.
Обстоятельства: Судами установлено, что на территории государственного природного заповедника выявлены нарушения нормативов противопожарного обустройства лесов.
Решение: Удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2023 г. по делу N 88-17781/2023
N дела суда 1-й инстанции 2-2430/2022
УИД N 23RS0003-01-2022-004267-46
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.М.,
судей Дурневой С.Н., Макаровой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный заповедник "Утриш" об обязании произвести определенные действия по кассационным жалобам и.о. директора ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" - ФИО4, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по доверенности ФИО2 на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.М., выслушав пояснения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономаревой П.Г., представителя ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" по доверенности ФИО3, судебная коллегия
установила:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный заповедник "Утриш" об обязании произвести определенные действия.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 25 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 февраля 2023 года, исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворены.
Суд постановил:
"Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный заповедник "Утриш" (N) обеспечить соблюдение норматива количества перевязочных пакетов по числу лиц, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров, согласно приказа Минприроды России от 28 марта 2014 года N.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный заповедник "Утриш" (N) принять меры противопожарного обустройства лесов на территории государственного природного заповедника "Утриш" с учетом требования и объема, установленного нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N, в части:
- установки и размещения на территории государственного природного заповедника "Утриш" стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - не менее 2 шт., плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 10 шт., а также объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 30 шт.; установки и эксплуатации шлагбаумов, устройств преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 18 шт.;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) - 15 шт.;
- прочистки и обновлению просек, имеющихся на территории государственного природного заповедника "Утриш" в количестве 50 км ежегодно;
- оборудования - 7 пожарных водоемов и 25 подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный заповедник "Утриш" (N) обеспечить содержание полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов".
В кассационной жалобе и.о. директора ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" - ФИО4 просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование жалобы указывает, что ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" является ненадлежащим ответчиком в части требований по оборудованию 7 пожарных водоемов, поскольку в силу прямого указания закона государственная собственность на земельные участки вышеуказанного государственного природного заповедника отнесена к собственности Российской Федерации. Обращает внимание суда на то, что у ответчика отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, занятого под заповедником, поскольку территория земельного участка не предоставлена на праве постоянного (бессрочного) пользование ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш". Решения территориального органа Росимущества о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не принималось. Считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют нормам, отраженным в Нормативах Противопожарного обустройства лесов, утв. приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N. Также, по мнению кассатора, суд апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" и апелляционной жалобы Минприроды России не исследовал в части заявленных требований по жалобам.
В кассационной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по доверенности ФИО2 просит отменить судебные акты в части возложения на Учреждение обязанности обеспечить благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со ст. 11 ЛК РФ.
В обоснование жалобы указывает, что организация мест отдыха в целях свободного пребывания граждан в лесах, а также оборудование пожарных водоемов и проездов к источникам противопожарного водоснабжения на территории Заповедника будет противоречить действующему законодательству, а также режиму особой охраны территории Заповедника. Считает, что выводы судов о неосуществлении Учреждений мер пожарной безопасности в лесах на территории Заповедника не соответствует фактическим обстоятельствам дела, ввиду того, что такие виды противопожарных работ как устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в действующей редакции лесохозяйственного регламента не предусмотрены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
18 мая 2023 года судебное заседание суда кассационной инстанции отложено на 15 июня 2023 года. После отложения процесса судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущены.
Судами установлено, что на территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2010 года учрежден государственный природный заповедник "Утриш" общей площадью 10008 га, включая земли лесного фонда в г.к. Анапе и г. Новороссийске 9225 га и земли водного фонда площадью 783 га (2 участка внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, примыкающие к юго-западному побережью Абрауского полуострова между водотоками Широкая Щель и Водопадная Щель).
Площадь заповедника "Утриш" определена и составляет 11338,76 га, включая земли водного фонда площадью 1428,43 га.
С целью управления территорией государственного природного заповедника "Утриш" распоряжением Правительства Российской Федерации создано ФГЪУ "Государственный заповедник "Утриш", которое является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, историко-культурных объектов, расположенных на территории государственного природного заповедника "Утриш" (п. 1 Устава).
Согласно действующему Лесохозяйственному регламенту лесничества Государственный природный заповедник "Утриш" предусмотрены следующие нормативы мероприятий по охране лесов от пожаров: установка и размещение стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 14 шт., 6 из которых в Анапском участковом лесничестве и 8 в Абраусском участковом лесничестве; установка и размещение плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, не предусмотрена; установка и размещение объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, - 24 шт., 13 из которых в Анапском участковом лесничестве и 11 в Абраусском участковом лесничестве; установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 2 шт., 1 из которых в Анапском участковом лесничестве и 1 в Абраусском участковом лесничестве; эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 25 шт., 15 из которых в Анапском участковом лесничестве и 10 в Абраусском участковом лесничестве; просечка просек - 26,6 км, 23 из которых в Анапском участковом лесничестве и 3,6 в Абраусском участковом лесничестве.
Согласно предоставленным ответчиком отчетам о выполненных работах по уходу за противопожарными лесными дорогами (просеками) за истекший период 2022 года сотрудниками ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" произведена очистка полосы лесной противопожарной дороги (кронирование деревьев, уборка сухих сучьев, валежника, бурелома и других горючих материалов) протяженностью 18,8 км.
При осмотре лесных дорог, являющихся просеками (дорога на Кабаньем бугре, дорога в районе "Экопоста" и дорога на Казенный бугор), выявлено, что они заросли травой и кустарниками.
Противопожарные водоемы и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения на территории Государственного природного заповедника "Утриш" не выявлены.
При осмотре лесных участков вдоль лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (дорога Сукко - нос. М. Утриш, дорога на Кабаньем бугре, дорога в районе "Экопоста" и дорога на Казенный бугор), установлено, что в древостое в результате воздействия неблагоприятных погодных условий присутствует значительное количество древесного отпада, захламленность (ветровальные, буреломные и снеголомные сухостойные деревья).
В ходе указанной выше проверки было также установлено наличие индивидуальных перевязочных пакетов в количестве 13 штук, индивидуальных перевязочных пакетов в количестве 15 штук не продемонстрировано. В то время как в оборотно-сальдовой ведомости по счету 105.31 за сентябрь 2022 года следует о наличии на балансе Учреждения 36 индивидуальных перевязочных пакетов.
Судом также установлено, что одной из целей деятельности Учреждения является, в том числе, создание условий для познавательного туризма (п. 22 Устава). Учреждение для достижения поставленных целей, в силу пп. 17 и 18 п. 12 Устава, вправе оказывать услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей, а также услуги, связанные с посещением обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек.
Следовательно, места экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек должны быть благоустроены, в соответствии с положениями ст. 11 ЛК РФ регламентирующими порядок пребывания граждан в лесах. По этим же основаниям необходима установка шлагбаумов, устройств преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 42, 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 5, 51, 53.1, 87 ЛК РФ, Федерального закона от 14 марта 1995 года N-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", исходил из того, что со стороны ответчика имеется незаконное бездействие, а именно на территории Государственного природного заповедника "Утриш" выявлены нарушения нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза N от 27 апреля 2012 года, Лесохозяйственного регламента лесничества Государственный природный заповедник "Утриш", что не отрицается самим ответчиком.
Суд указал, что исходя из предоставленных доказательств также усматривается обоснованность заявленных прокурором требований по надлежащему противопожарному обустройству Государственного природного заповедника "Утриш" в части установки и размещения стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - не менее 2 шт., плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 10 шт., а также объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 30 шт.; установки и эксплуатации шлагбаумов, устройств преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 18 шт.; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со ст. 11 ЛК РФ - 15 шт.; прочистки и обновлению просек, имеющихся на территории государственного природного заповедника "Утриш" в количестве 50 км ежегодно; оборудования 7 пожарных водоемов и 25 подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационных жалоб повторяют доводы апелляционных жалоб заявителей, являлись предметом апелляционного судебного рассмотрения, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, не подтверждают нарушений норм материального либо процессуального права и не могут быть признаны обоснованными, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом.
Суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применили нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, осуществив выбор норм, и дав им верное истолкование применительно к установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы и.о. директора ФГБУ "государственный заповедник "Утриш" - ФИО4, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М.ЯКОВЛЕВ
Судьи
С.Н.ДУРНЕВА
Е.В.МАКАРОВА