Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 по делу N 88-17781/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 09.02.2023 по делу N 33-5652/2023 (УИД 23RS0003-01-2022-004267-46)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании произвести определенные действия.
Обстоятельства: Судами установлено, что на территории государственного природного заповедника выявлены нарушения нормативов противопожарного обустройства лесов.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 09.02.2023 по делу N 33-5652/2023 (УИД 23RS0003-01-2022-004267-46)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании произвести определенные действия.
Обстоятельства: Судами установлено, что на территории государственного природного заповедника выявлены нарушения нормативов противопожарного обустройства лесов.
Решение: Удовлетворено.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2023 г. по делу N 33-5652/23
Судья Кравцова Е.Н. | По первой инстанции N 2-2430/22 |
Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Таран А.О.
судей Волошиной С.Г., Чирьевой С.В.
по докладу судьи Волошиной С.Г.
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный заповедник "Утриш" об обязании произвести определенные действия,
по апелляционным жалобам представителя Минприроды России, представителя ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" на решение Анапского городского суда Краснодарского края от <Дата ...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный заповедник "Утриш" об обязании произвести определенные действия, в котором просил обязать ответчика: - внести изменения в приказ от 23.03.2022 г. N 56/1 "Об утверждении противопожарных маршрутов патрулирования", предусмотрев в нем разделение территории государственного природного заповедника "Утриш" на участковые лесничества, а также включить в него маршруты наземного патрулирования N 1-А-7А, 11А-13А, 15А-17А, 20А-23А, 27А-34А, 40А-50А, 54А, 55А, 58А-61А Абраусского участковом лесничества, указанные к исполнению в Плане тушения лесных пожаров на территории лесничества ГПЗ "Утриш" на период пожароопасного сезона 2022 года, утвержденном Департаментом государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России; - надлежащим образом осуществлять заполнение журнала мониторинга пожарной обстановки, в котором отражать маршрут проведенного патрулирования с указанием лесных кварталов и лесничеств, а также конкретные результаты осмотра; - приобрести 2 индивидуальных перевязочных пакета для лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; - актуализировать информацию о границах государственного природного заповедника "Утриш" на аншлагах (стендах, других знаках и указателях), содержащих информацию о мерах противопожарной безопасности в лесах, содержащих правила поведения на территории государственного природного заповедника "Утриш", расположенных: в Анапском участковом лесничестве (в точке с примерными координатами 44,79843; 37,45076 (низ Старолиманной дороги), в точке с примерными координатами 44,77214: 37,41571 (экопост), в точке с примерными координатами 44,76406; 37,44892 (верх Старолиманной дороги), в точке с примерными координатами 44,75542; 37,45800 (Сухой лиман)) и в Абраусском участковом лесничестве (в точке с примерными координатами 44,76061; 37,50496 (тренога), в точке с примерными координатами 44,71964; 37,44857 (Широкая шель, поворот на Ежик), в точке с примерными координатами 44,71722; 37,44410 (гора Ежик)); - заменить аншлаг (стенд, другой знак и указатель), содержащий информацию о мерах противопожарной безопасности в лесах, содержащих правила поведения на территории государственного природного заповедника "Утриш", расположенный в Анапском участковом лесничестве в точке с примерными координатами 44,78559: 37,39228 (Сукко, Смена, дорога), в связи с его износом; - произвести очистку 10 метров с каждой стороны дороги, расположенных в кварталах 48, 49, 52-58, 63, 76 Анапского участкового лесничества и кварталах 2А-6А, 13А и 14А Абраусского участкового лесничества, от валежной и сухостойной древесины, сучьев и других горючих материалов; - произвести благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со
ст. 11 ЛК РФ; - оборудовать 7 пожарных водоемов и 25 подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; - произвести демонтаж дровяной печи, расположенной под кронами деревьев в квартале 72 выдела 10 (район 1 Лагуны) Анапского участкового лесничества.
Впоследствии исковые требования Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор уточнил и просил обязать ответчика обеспечить соблюдение норматива количества перевязочных пакетов по числу лиц, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров, согласно
приказа Минприроды России от 28.03.2014 г. N 161; принять меры противопожарного обустройства лесов на территории государственного природного заповедника "Утриш" с учетом требования и объема, установленного нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174, в части: установки и размещения на территории государственного природного заповедника "Утриш" стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - не менее 2 шт., плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 10 шт., а также объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 30 шт.; установки и эксплуатации шлагбаумов, устройств преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 18 шт.; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со
ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации - 15 шт.; прочистки и обновлению просек, имеющихся на территории государственного природного заповедника "Утриш", в количестве 50 км ежегодно; оборудования 7 пожарных водоемов и 25 подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; - обязать ответчика обеспечить содержание полосы шириной 10 м с каждой стороны дороги очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов. В остальной части - производство по делу прекратить в связи с добровольным исполнением ответчиком требований природоохранного прокурора.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от <Дата ...> исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц - удовлетворены.
Суд постановил:
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный заповедник "Утриш" (ИНН <...>, ОГРН <...>) обеспечить соблюдение норматива количества перевязочных пакетов по числу лиц, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров, согласно
приказа Минприроды России от 28 марта 2014 г. N 161.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный заповедник "Утриш" (ИНН <...>, ОГРН <...>) принять меры противопожарного обустройства лесов на территории государственного природного заповедника "Утриш" с учетом требования и объема, установленного нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174, в части:
- установки и размещения на территории государственного природного заповедника "Утриш" стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - не менее 2 шт., плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 10 шт., а также объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 30 шт.;
- установки и эксплуатации шлагбаумов, устройств преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 18 шт.;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со
ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации - 15 шт.;
- прочистки и обновлению просек, имеющихся на территории государственного природного заповедника "Утриш" в количестве 50 км ежегодно;
- оборудования - 7 пожарных водоемов и 25 подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный заповедник "Утриш" (ИНН <...>, ОГРН <...>) обеспечить содержание полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов.
В апелляционной жалобе представитель Минприроды России просит решение суда первой инстанции изменить в части удовлетворения исковых требований Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на Учреждение обязанности обеспечить благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со
ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации - 15 шт.; оборудования - 7 пожарных водоемов и 25 подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора об обязании принятия мер противопожарного обустройства лесов на территории государственного природного заповедника "Утриш" с учетом требования и объема, установленного нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174, в части: благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со
ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации - 15 шт.; оборудования - 7 пожарных водоемов и 25 подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" - Г. доводы апелляционных жалоб поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить в части.
Прокурор Краснодарского края - Петрова О.М. возражала против доводов апелляционных жалоб, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Сведений о причинах неявки в судебное заседание не представлено.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно
ст. ст. 42,
58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно
ч. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
(ч. 6).
В соответствии со
ст. 11 Федерального закона N 33-ФЗ управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2010 г. учрежден государственный природный заповедник "Утриш" общей площадью 10008 га, включая земли лесного фонда в г.к. Анапе и г. Новороссийске 9225 га и земли водного фонда площадью 783 га (2 участка внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, примыкающие к юго-западному побережью Абрауского полуострова между водотоками Широкая Щель и Водопадная Щель).
Площадь заповедника "Утриш" определена и составляет 11338,76 га, включая земли водного фонда площадью 1428,43 га.
С целью управления территорией государственного природного заповедника "Утриш" распоряжением Правительства Российской Федерации создано ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш", которое является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, историко-культурных объектов, расположенных на территории государственного природного заповедника "Утриш" (п. 1 Устава).
В соответствии с целями, для достижения которых создано учреждение, учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет основные виды деятельности: выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, биотехнические мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов, тушение лесных пожаров, в том числе с привлечением специализированных организаций, мероприятия по выделению в натуре внешних границ территории заповедника, оснащение аншлагами, информационными щитами и знаками) и др. (п. 21 раздела II Устава).
Кроме того, деятельность Учреждения является, в том числе, создание условий для познавательного туризма (п. 22 Устава).
Учреждение для достижения поставленных целей, в силу пп. 17 и 18 п. 12 Устава, вправе оказывать услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей, а также услуги, связанные с посещением обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек.
В соответствии со
ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и других природных объектов; соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв.
В соответствии с
ч. 1 ст. 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.
Согласно
статье 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров
(часть 1).
Меры противопожарного обустройства лесов определены в
ч. 2 данной статьи и включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Ширина просек, указанных в
пункте 3 части 2 настоящей статьи, устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности
(ч. 2.1).
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
(ч. 6).
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
(ч. 7).
Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174 утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов (на 1 000 га общей площади лесов), в том числе: установка и размещение стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, - не менее одного на лесничество (участковое лесничеств), лесопарк; установка и размещение плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, - 1 шт.; установка и размещение объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, - 3 шт.; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со
ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации -
1,
5 шт.; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1,8 шт.; прочистка и обновление просек - 5 км; устройство пожарных водоемов - 1 шт.; устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения - 2,5 шт.; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения - 32 шт.
В соответствии с
Приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов", норматив количества индивидуальных перевязочных пакетов - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров.Согласно
части 1 статьи 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Согласно действующему Лесохозяйственному регламенту лесничества Государственный природный заповедник "Утриш" предусмотрены следующие нормативы мероприятий по охране лесов от пожаров: установка и размещение стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 14 шт., 6 из которых в Анапском участковом лесничестве и 8 в Абраусском участковом лесничестве; установка и размещение плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, не предусмотрена; установка и размещение объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, - 24 шт., 13 из которых в Анапском участковом лесничестве и 11 в Абраусском участковом лесничестве; установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 2 шт., 1 из которых в Анапском участковом лесничестве и 1 в Абраусском участковом лесничестве; эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 25 шт., 15 из которых в Анапском участковом лесничестве и 10 в Абраусском участковом лесничестве; просечка просек - 26,6 км, 23 из которых в Анапском участковом лесничестве и 3,6 в Абраусском участковом лесничестве.
Согласно предоставленным ответчиком отчетам о выполненных работах по уходу за противопожарными лесными дорогами (просеками) за истекший период 2022 года сотрудниками ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" произведена очистка полосы лесной противопожарной дороги (кронирование деревьев, уборка сухих сучьев, валежника, бурелома и других горючих материалов) протяженностью 18,8 км.
При осмотре лесных дорог, являющихся просеками (дорога на Кабаньем бугре, дорога в районе "Экопоста" и дорога на Казенный бугор), выявлено, что они заросли травой и кустарниками.
Таким образом, работа по прочистке и обновлению просек осуществляется на ненадлежащем уровне. Произведенные мероприятия прочистке и обновлению просек Учреждением не продемонстрированы.
Противопожарные водоемы и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения на территории Государственного природного заповедника "Утриш" не выявлены.
При осмотре лесных участков вдоль лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (дорога Сукко - пос. М. Утриш, дорога на Кабаньем бугре, дорога в районе "Экопоста" и дорога на Казенный бугор), установлено, что в древостое в результате воздействия неблагоприятных погодных условий присутствует значительное количество древесного отпада, захламленность (ветровальные, буреломные и снеголомные сухостойные деревья).
Согласно
ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу
ст. 21 Федерального закона "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 г. N 1614 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах, согласно
п. 3 которых меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Учитывая, что на территории Государственного природного заповедника "Утриш" выявлены нарушения нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза N 174 от 27.04.2012 г., Лесохозяйственного регламента лесничества Государственный природный заповедник "Утриш", что не отрицается самим ответчиком, суд полагает, что со стороны ответчика имеется незаконное бездействие.
Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований по надлежащему противопожарному обустройству Государственного природного заповедника "Утриш" в части установки и размещения стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - не менее 2 шт., плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 10 шт., а также объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 30 шт.; установки и эксплуатации шлагбаумов, устройств преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 18 шт.; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со
ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации - 15 шт.; прочистки и обновлению просек, имеющихся на территории государственного природного заповедника "Утриш" в количестве 50 км ежегодно; оборудования 7 пожарных водоемов и 25 подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
Доводы представителя ответчика о том, что установка и эксплуатации шлагбаумов, устройств преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, а также благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах невозможно, поскольку государственный природный заповедник "Утриш" является особо охраняемой территорией и не допускает его свободное посещение, то суд оценивает критически.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что одной из целей деятельности Учреждения является, в том числе, создание условий для познавательного туризма (п. 22 Устава). Учреждение для достижения поставленных целей, в силу пп. 17 и 18 п. 12 Устава, вправе оказывать услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей, а также услуги, связанные с посещением обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек.
Следовательно места экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек должны быть благоустроены, в соответствии с положениями
ст. 11 ЛК РФ регламентирующими порядок пребывания граждан в лесах. По этим же основаниям необходима установка шлагбаумов, устройств преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности.
Статьей 196 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению
(часть 1).
В соответствии с требованиями
части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
При принятии решения суд руководствуется требованиями
статьи 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с требованиями
статьи 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении закона, обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями
ст. 67 ГПК РФ, сомнений в правильности, которой, с учетом всех обстоятельств, установленных по делу, у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционных жалоб относительного того, что требования об устройстве пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения являются несостоятельными и сводятся к неверному трактованию норм права.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не могут быть приняты во внимание, так как не подтверждены материалами дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от <Дата ...> оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Минприроды России, представителя ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть
обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.О.ТАРАН
Судьи
С.Г.ВОЛОШИНА
С.В.ЧИРЬЕВА