Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2023 по делу N 88а-23450/2023, 2а-427/2022 (УИД 23RS0036-01-2021-010602-34)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании действий и решений, связанных с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: В целях реализации права на получение единовременной социальной выплаты истец обратился в Главное Управление ФССП России с соответствующим заявлением, однако истец был уведомлен о невозможности постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что он не принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты в период прохождения службы.
Решение: Отказано.


Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2023 по делу N 88а-23450/2023, 2а-427/2022 (УИД 23RS0036-01-2021-010602-34)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании действий и решений, связанных с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: В целях реализации права на получение единовременной социальной выплаты истец обратился в Главное Управление ФССП России с соответствующим заявлением, однако истец был уведомлен о невозможности постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что он не принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты в период прохождения службы.
Решение: Отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2023 г. по делу N 8а-17489/2023(88а-23450/2023)
Дело N 2а-427/2022
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Иванова А.Е.,
судей Шелудько В.В., Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу М., поступившую в суд первой инстанции 27 апреля 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению М. к ГУФССП России по Краснодарскому краю, заместителю руководителя ГУФССП России по Краснодарскому краю - заместителю главного судебного пристава Краснодарского края Р., начальнику отдела материально-технического обеспечения ГУФССП России по Краснодарскому краю Л. о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ГУФССП России по Краснодарскому краю.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения представителя М. - Т., представителя ГУФССП России по Ростовской области - Ш., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
М. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУФССП России по Краснодарскому краю, заместителю руководителя ГУФССП России по Краснодарскому краю - заместителю главного судебного пристава Краснодарского края Р., начальнику отдела материально-технического обеспечения ГУФССП России по Краснодарскому краю Л. о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ГУФССП России по Краснодарскому краю.
Решением Октябрьского районного суда города Краснодара от 17 октября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом признаны незаконными действия заместителя руководителя ГУФССП России по Краснодарскому краю - заместителя главного судебного пристава Краснодарского края Р. от 1 октября 2021 года, выразившееся в не передаче заявления и документов от 31 мая 2021 года для рассмотрения территориальной комиссией ГУФССП России по Краснодарскому краю о постановке М. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом признан незаконным отказ начальника отдела материально-технического обеспечения ГУФССП России по Краснодарскому краю Л. от 9 декабря 2021 года в принятии заявления М. и документов о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд обязал ГУФССП России по Краснодарскому краю принять и рассмотреть заявление М. с приложением документов о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения территориальной комиссией ГУФССП России по Краснодарскому краю.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 марта 2023 года отменено решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 17 октября 2022 года.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, М. просит отменить апелляционное определение с оставлением в направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие представитель М. - Т., доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемого апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимала участие представитель ГУФССП России по Ростовской области - Ш., доводам кассационной жалобы возражала, обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению
Согласно материалам дела, М. с 29 октября 2002 года по 12 ноября 2020 года проходил службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в ОСП по Белоглинскому и Новопокровскому районам УФССП России по Краснодарскому краю. Выслуга лет в календарном исчислении составила 20 лет 5 месяцев 26 дней, в льготном исчислении составила 22 года 4 месяца 23 дня.
М. в целях реализации права на получение единовременной социальной выплаты 25 мая 2021 года обратился в Главное Управление ФССП России по Краснодарскому краю с соответствующим заявлением.
1 октября 2021 года заместителем руководителя ГУФССП России по Краснодарскому краю Р. N 23908/21/14,4508 указано о недостаточности поданных документов для проверки наличия условий, необходимых для постановки на учет для получения единовременной выплаты.
9 ноября 2021 года в ГУФССП России по Краснодарскому краю от М. поступило заявление с приложением документов для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого дома.
По результатам рассмотрения указанного заявления начальником отдела материально-технического обеспечения Главного Управления Л. в адрес М. направлен ответ от 9 декабря 2021 года о невозможности постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что М. не принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты в период прохождения службы и возвращении документов, которые заявителем приложены к заявлениям от 9 ноября 2021 года и 1 декабря 2021 года.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления социальной выплаты).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшейся у них на день увольнения.
Положениями статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют:
- сотрудники, имеющие специальное звание и проходящие службу в учреждениях и органах в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, продолжительность службы которых в таком учреждении составляет не менее 10 лет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ;
- граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, продолжительность службы которых в таком учреждении составляет не менее 10 лет, но либо принятые в период прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года в системе УФСИН России.
Приказом ФССП России от 15.01.2021 N 12 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" утвержден прилагаемый Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с пунктом 12 названного Порядка Территориальная комиссия осуществляет следующие функции:
а) проверяет полноту и комплектность документов, приобщаемых сотрудником к заявлению о постановке на учет для получения единовременной выплаты, в соответствии с пунктом 5 Правил;
б) проверяет при рассмотрении вопроса о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты на основании документов, представленных сотрудником, наличие условий, необходимых для принятия на учет, предусмотренных статьей 4 Федерального закона N 283-ФЗ;
в) принимает решение о направлении заявления сотрудника и приобщенных к нему документов на рассмотрение в Комиссию либо о возврате на доработку;
г) направляет на рассмотрение в Комиссию документы на снятие сотрудника с учета для получения единовременной выплаты по одному из условий, определенных пунктом 15 Правил;
д) направляет документы сотрудника, состоящего на учете для получения единовременной выплаты, в соответствии с запросами Комиссии для подготовки предложений директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации о предоставлении единовременной выплаты сотруднику (гражданину);
е) актуализирует учетные данные сотрудников, состоящих на учете.
В соответствии с пунктом 30 названного Порядка территориальная комиссия рассматривает заявление сотрудника и приобщенные документы в течение одного месяца с даты регистрации в территориальном органе ФССП России заявления.
В соответствии с пунктом 31 названного Порядка комиссия в трехмесячный срок со дня регистрации в центральном аппарате ФССП России заявления сотрудника рассматривает заявление и приобщенные к нему документы и принимает решение о постановке сотрудника (гражданина) на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Приказом ГУФССП России по Краснодарскому краю N 704 от 9 сентября 2020 года создана комиссия ГУФССП России по Краснодарскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Так же указанным приказом утвержден прилагаемый состав Территориальной комиссии, в который входит в том числе, заместитель руководителя Главного управления - заместитель главного судебного пристава Краснодарского края (заместитель председателя комиссии) - Р.
В соответствии с должностной инструкцией заместителя руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю - заместителя главного судебного пристава Краснодарского Края Р., заместитель руководителя обязан осуществлять прием граждан и представителей организаций, обеспечивать своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением заявителей о принятом решение в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации (пункт 4.2.21 (л.д. 144); организовывать работу по социальному, жилищному, медицинскому и санаторно-курортному лечению сотрудников (пункт 4.2.25 л.д. 144).
В соответствии с положением об отделе материально-технического обеспечения главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю одной из основных задач отдела является организация материально-технического, хозяйственного, жилищно-коммунального, социального, жилищного, вещевого, транспортного и медицинского обеспечения сотрудников федеральных государственных гражданских служащих Главного управления.
В соответствии с пунктом 3.5.34 должностного регламента начальника отдела материально-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю начальник отдела организовывает рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, касательно компетенции Отдела (л.д. 133).
При изложенных обстоятельствах заместитель руководителя ГУФССП России по Краснодарскому краю Р. и начальник отдела материально-технического обеспечения Главного Управления Л. рассматривая заявления М. действовали в рамках предоставленных полномочий, рассмотрели поступившее обращение и дали в установленном порядке ответ.
Поскольку административный истец М. в настоящее время не является действующим сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации, на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не состоит, лицом, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, не является, обратился с рассматриваемым заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 25 мая 2021 года, уже после увольнения со службы 12 ноября 2020 года, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, возможность принятия на учет в целях получения единовременной социальной выплаты в силу требований пункта 4 Правил, а также части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрена только в отношении сотрудников федеральных органов исполнительной власти, то есть, лиц, проходящих службу до их увольнения.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 26 июля 2023 года.
Председательствующий
А.Е.ИВАНОВ
Судьи
В.В.ШЕЛУДЬК
Д.В.МОНМАРЬ