Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 N 88-14532/2020
Категория спора: Постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, об обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Заявитель полагает, что им был представлен полный пакет документов для постановки на учет, в связи с чем оспариваемый отказ нарушает его права. Вместе с тем в его действиях усматриваются намеренное ухудшение жилищных условий и создание нуждаемости в жилом помещении, а также установлено представление неполного пакета документов.
Решение: Отказано.


Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 N 88-14532/2020
Категория спора: Постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, об обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Заявитель полагает, что им был представлен полный пакет документов для постановки на учет, в связи с чем оспариваемый отказ нарушает его права. Вместе с тем в его действиях усматриваются намеренное ухудшение жилищных условий и создание нуждаемости в жилом помещении, а также установлено представление неполного пакета документов.
Решение: Отказано.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2020 г. N 88-14532/2020
Уникальный идентификатор дела 77RS0015-01-2018-000586-18
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Патронова Р.В.
судей Курчевской С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 июля 2020 г. гражданское дело N 2-2620/2018 по иску М. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на такой учет
по кассационной жалобе М. на решение Люблинского районного суда города Москвы от 18 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2020 г., которыми в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В., выслушав объяснения представителя УФСИН России по Московской области Г., возражавшей против удовлетворения жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
М. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области (далее - УФСИН России по Московской области) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата), возложении обязанности поставить на такой учет для получения единовременной социально выплаты.
В обоснование заявленных требований М. указал, что проходит службы в УФСИН России по Московской области в должности старшего инженера группы технических средств обучения учебного отдела ВКУ ДПО МУЦ, имеет звание майор внутренней службы.
20 февраля 2017 г. М. обратился в комиссию УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия УФСИН России по Московской области) с рапортом о принятии его на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты. К рапорту приложил необходимые документы. Общая продолжительность службы составила более 17 лет.
Протоколом комиссии УФСИН России по Московской области от 14 апреля 2017 г. N 4 М. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 8 части 4 Федерального закона N 283-ФЗ и в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
М. полагал, что никаких действий с целью приобретения права состоять на учете в качестве имеющего права на получение единовременной социальной выплаты он не совершал, им был предоставлен полный пакет документов, предусмотренных законом, в связи с чем отказ в постановке на учет для получения единовременной выплаты нарушает его права.
Решением Люблинского районного суда города Москвы от 18 октября 2018 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе М. ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных. В обоснование доводов жалобы указано на неправильное применение норм материального права.
Доводы кассационной жалобы воспроизводят позицию истца в суде первой инстанции, а также обстоятельства, изложенные в обоснование доводов апелляционной жалобы.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 2 июля 2020 г., извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав объяснения представителя УФСИН России по Московской области Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ поименованы лица, относящиеся к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, на которых распространяется действие этого федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного федерального закона, в числе которых несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются перечисленные в названной норме документы.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из материалов дела, М. с 9 ноября 2009 г. проходит службу в уголовно-исполнительной системе.
20 февраля 2017 г. обратился в комиссии УФСИН России по Московской области с рапортом на имя врио начальника УФСИН России по Московской области о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На момент подачи рапорта М. замещал должность старшего инженера группы технических средств обучения учебного отдела ВКУ ДПО МУЦ УФСИН России по Московской области.
В рапорте М. указал, что не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Комиссия УФСИН России установила, что со 2 июля 1998 г. по 21 октября 2015 г. М. был зарегистрирован по адресу: <...>. Копия финансового лицевого счета по данному адресу не представлена.
С 21 октября 2015 г. по 12 апреля 2016 г. М. был зарегистрирован в <...>, общая площадь жилого помещения составляет 61,7 кв. м. Выписка из домовой книги не представлена.
С 12 апреля 2016 г. по 12 апреля 2021 г. М. имеет временную регистрацию в <...> в жилом помещении общей площадью 42,6 кв. м, всего в жилом помещении зарегистрировано 3 человека.
Решением комиссии УФСИН России по Московской области от 14 апреля 2017 г., оформленной выпиской из протокола N 04, М. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ и в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований М. о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на такой учет, суд первой инстанции исходил из того в действиях М. усматриваются намеренное ухудшение жилищных условий и создание нуждаемости в жилом помещении, а также предоставление неполного пакета документов, предусмотренного пунктом 5 Правил.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы оснований не согласиться не имеется, поскольку они сделаны с учетом приведенного выше нормативно-правового регулирования, подтверждаются материалами дела и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что М. не совершал действий о намеренном ухудшении жилищных условий, являлись предметом проверки нижестоящих судов и в постановленных судебных решениях получили надлежащую правовую оценку. По сути доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки, что не является компетенцией суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 18 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.