Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04.06.2020 по делу N 88-12879/2020
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Материалами дела установлено, что истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине недостаточности специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04.06.2020 по делу N 88-12879/2020
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Материалами дела установлено, что истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине недостаточности специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.


Содержание


ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2020 г. по делу N 88-12879/2020
I инстанция - Сухова О.И.
II инстанция - Сеземов А.А. (докладчик),
Ванина Е.Н., Рыбина Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В.,
судей Захаровой С.В., Бекловой Ж.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.А.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении пенсии (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-217/2019)
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) Г. на решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 8 ноября 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 27 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.А.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N, включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы в должности водителя пожарной автомашины в ГБУ Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Пошехонского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ иск П.А.Ю. удовлетворен. Признано незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ N Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) об отказе в досрочном назначении П.А.Ю. страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях. Включен в стаж П.А.Ю., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период воинской службы по призыву в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в ГБУ Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Возложена обязанность на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) назначить П.А.Ю. страховую пенсию по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение суда в части включения в стаж П.А.Ю., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода воинской службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложения на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Рыбинске Ярославской области (межрайонное) обязанности назначить П.А.Ю. страховую пенсию по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Принято в этой части новое решение, которым в удовлетворении соответствующих требований П.А.Ю. отказано.
Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Исковые требования П.А.Ю. удовлетворить частично. Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Рыбинске Ярославской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ N в части невключения в стаж П.А.Ю., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в ГБУ Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Включить в стаж П.А.Ю., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы в ГБУ Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковые требования П.А.Ю. оставить без удовлетворения".
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) Г. выражает несогласие с судебными постановлениями считает, что судами существенно нарушены нормы материального права. Просит отменить судебные постановления в части включения в стаж П.А.Ю., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы в ГБУ Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что этот период работы не подлежит включению в специальный стаж, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ государственное учреждение Ярославской области "Отряд противопожарной службы N 15 вышло из структуры государственной противопожарной службы МЧС и перешло в состав противопожарной службы Ярославской области. Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения о специальном стаже отсутствуют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций; нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, П.А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности водителя пожарной автомашины в профессиональной пожарной части N отряда пожарной охраны УГПС УВД Ярославской области (ППЧ-54 отряда пожарной охраняя N ГПС УВД Ярославской области, ППЧ-54 отряда пожарной охраны N УГПС МЧС России по Ярославской области, ППЧ-54 отряда государственной противопожарной службы N МЧС России по Ярославской области).
Данный период работы истца решением УПФР в г. Рыбинске Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ включен в специальный стаж и составляет 12 лет 3 месяца 29 дней.
С ДД.ММ.ГГГГ отряд государственной противопожарной службы N МЧС России по Ярославской области был реорганизован в Государственное учреждение Ярославской области "Отряд противопожарной службы N", которое ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Государственное казенное учреждение Ярославской области "Отряд противопожарной службы N", ДД.ММ.ГГГГ - в Государственное казенное учреждение Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области".
П.А.Ю. обратился в ГУ УПФР в городе Рыбинске Ярославской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от ДД.ММ.ГГГГ N П.А.Ю. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине недостаточности специального стажа. В специальный стаж не включены период работы в должности водителя пожарной автомашины в ГБУ Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы в ГБУ Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемая истцом должность включена в Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При поступлении на работу в пожарную часть, в том числе и в спорные периоды, П.А.Ю. работал в государственной противопожарной службе, характер деятельности и функциональные обязанности истца фактически не изменились, переименование организации, изменение ее ведомственной принадлежности не может изменить уровень правовых гарантий на получение льготной пенсии и не может быть определяющим при разрешении вопроса о приобретении истцом права на пенсионное обеспечение. Исходя из положений статьи 5 Закона Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N -з "О пожарной безопасности в Ярославской области", в соответствии с которым на работников противопожарной службы Ярославской области распространяются в полном объеме гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, установленные федеральным законодательством, служба истца в пожарной части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включена судом в специальный стаж, учитываемый для назначения пенсии на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Кроме того, судом первой инстанции включен в специальный стаж истца период воинской службы по призыву в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился частично.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда о включении в специальный стаж истца периода воинской службы по призыву в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мотивировав свои выводы следующим.
Согласно пункту 1 части 1, части 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, периоду прохождения П.А.Ю. воинской службы по призыву в Вооруженных Силах Союза ССР не предшествовала его работа или иная деятельность, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Поскольку период прохождения военной службы истцом окончен ДД.ММ.ГГГГ, а к работе в профессиональной пожарной части N отряда пожарной охраны УГПС УВД Ярославской области П.А.Ю. приступил лишь с ДД.ММ.ГГГГ, то нельзя признать данный период работы следующим непосредственно за прохождением им военной службы.
Таким образом, оснований для включения периода прохождения воинской службы по призыву в Вооруженных Силах Союза ССР в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у суда первой инстанции не имелось.
Судом в этой части принято новое решение, которым в удовлетворении соответствующих требований П.А.Ю. отказано.
В указанной части апелляционное определение не обжалуется сторонами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение в обжалуемой части нельзя признать законным, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список от 18 июня 2002 г. N 437).
Согласно Списку от 18 июня 2002 г. N 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются водители автомобиля (пожарного).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно статьям 4 и 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N -п "О создании противопожарной службы Ярославской области" в целях осуществления полномочий, возлагаемых на органы исполнительной власти области в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Законом Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N -з "О пожарной безопасности в Ярославской области", Правительство области постановило создать на территории Ярославской области с ДД.ММ.ГГГГ государственное учреждение Ярославской области "Противопожарная служба", входящее в состав противопожарной службы Ярославской области.
Согласно постановлению Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N -п "О принятии в собственность Ярославской области федеральных государственных учреждений и внесении изменений в Постановление Администрации области от ДД.ММ.ГГГГ N и в Постановление Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ N -п" Государственное учреждение "Отряд государственной противопожарной службы N МЧС ЯО" с ДД.ММ.ГГГГ принято в собственность Ярославской области и включено в состав противопожарной службы Ярославской области.
Как следует из нормы, содержащейся в пункте 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ данной нормой не установлено.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2009, от 04.03.2009) и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 5 февраля 2009 г. по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах апелляционное определение в обжалуемой части нельзя признать законным, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения в части оставления без изменения решения Пошехонского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ о включении в стаж П.А.Ю., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в ГБУ Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 27 января 2020 года отменить в части оставления без изменения решения Пошехонского районного суда Ярославской области от 08 ноября 2019 года о включении в стаж П.А.Ю., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в ГБУ Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ярославский областной суд.