Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.06.2023 N 88-12654/2023 (УИД 78RS0016-01-2022-002528-95)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене постановления, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что вопрос о расчете размера единовременной выплаты на момент принятия решения о снятии с учета не рассматривался, решение принято с нарушением норм действующего законодательства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.06.2023 N 88-12654/2023 (УИД 78RS0016-01-2022-002528-95)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене постановления, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что вопрос о расчете размера единовременной выплаты на момент принятия решения о снятии с учета не рассматривался, решение принято с нарушением норм действующего законодательства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2023 г. N 88-12654/2023
УИД - 78RS0***-95
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г.,
судей Козловой Е.В..Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 апреля 2023 года по гражданскому делу N 2-3148/2022 по иску И.Р.И. к Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной выплаты, обязании восстановить на учете.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И., выслушав объяснения представителя Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу К., действующей по доверенности от 29 сентября 2022 года, поддержавшей доводы кассационной жалобы в полном объеме, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
И.Р.И. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, в котором просил признать незаконным и отменить постановление ТК ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать комиссию восстановить И.Р.И. составом семьи на учет сотрудников ФПС в ГУ МЧС России для получения единовременной социальной выплаты для приобретения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 11 мая 2017 года первоначальной постановки, признать право состоять на учете с 11 мая 2017 года, ссылаясь в обоснование требований на то, что что с 11 мая 2017 года он принят на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, решением от 20 декабря 2021 года N 8ЕСВ/2021 истец снят с учета для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Указанное решение комиссии истец полагает незаконным, поскольку оно ответчиком не обоснованно, так как содержит лишь указание на правовую норму, устанавливающую основание для снятия сотрудников ФПС с соответствующего жилищного учета, вместе с тем действий, связанных с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, истец не совершал, вопрос о расчете размера единовременной выплаты на момент принятия решения о снятии с учета не рассматривался, решение принято с нарушением норм действующего законодательства.
Решением Октябрьского районного суда города Санкт-Петербурга от 29 ноября 2022 года исковые требования И.Р.И. удовлетворены; судом признано незаконным решение территориальной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2021 года о снятии И.Р.И. с учета, для получения единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения; суд обязал ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу восстановить И.Р.И. с составом семьи 3 человека (сам И.Р.И., супруга ФИО6, дочь ФИО7) на учете, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 апреля 2023 года решение Октябрьского районного суда города Санкт-Петербурга от 29 ноября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ставится вопрос об отмене судебных актов как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции иные участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие нарушения допущены.
При рассмотрении дела установлено, что 19 ноября 2001 года И.Р.И. проходил службу в ГПС (Государственной противопожарной службы), на основании решения принятого на заседании единой жилищной комиссии Главного управления по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставление им жилых помещений (социальных выплат) старший сержант внутренней службы И.Р.И. принят на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 11 мая 2017 года с совместно проживающими членами семьи в количестве 3 человек: сам, супруга, дочь на основании пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. Из выписки из протокола следует, что семья И.Р.И. обеспечена жильем по 9,45 кв. м, на человека.
Решением, принятым на заседании территориальной комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 20 декабря 2021 года N 8ЕСВ/2021, старший сержант внутренней службы в отставке И.Р.И. снят с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, составом семьи 3 человека (сам, супруга, дочь). Из выписки из протокола следует, что после проведения актуализации сведений, содержащихся в учетном (жилищном) деле, выявлено, что согласно выписке из ЕГРН от 12 ноября 2021 года N КУВИ-002/2021-149764231 И.Р.И. произвел отчуждение принадлежащих ему 1/3 доли в праве (17,47 кв. м) на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 52,4 кв. м. Дата государственной регистрации прекращения права от 8 февраля 2021 года Сведения в территориальную комиссию не предоставлялись.
Решение ТК ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты 20 декабря 2021 года, мотивировал наличием оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Разрешая спор, и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, исходил из того, что истец и члены его семьи не ухудшали свои жилищные условия путем отчуждения, принадлежащей И.Р.И. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> (общей площадью 52,4 кв. м), поскольку данные действия не являются направленными на намеренное ухудшение жилищных условий, так как не влияют на наличие оснований для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, как сотрудника ФПС ГПС, поскольку отчуждение истцом доли в праве собственности на вышеназванное жилое помещение не влияет на изменение жилищных условий семьи истца, в силу того, что суммарная площадь, приходящаяся на долю каждого члена семьи истца, не превышает и не превышала, до отчуждения указанной доли, 15 кв. м на человека, на основании чего суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования И.Р.И. подлежат удовлетворению.
С указанными выводами согласилась судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии нуждаемости истца в жилом помещении, которым совершены действия по отчуждению доли в праве собственности на квартиру, восстановлении в очереди за прежним номером без учета недобросовестности поведения истца, которое влечет получение единовременной социальной выплаты в большем размере, были отклонены судом апелляционной инстанции, указавшим на их бездоказательность.
Не согласился суд апелляционной инстанции и с доводами апелляционной жалобы ответчика о наличии оснований для снятия сотрудника с учета по мотивам отчуждения им принадлежащей ему доли в праве собственности на жилое помещение, указав на то, что уровень жилищной обеспеченности И.Р.И. как до, так и после отчуждения спорного имущества не превышал уровня жилищной обеспеченности, являющегося основанием для постановки на учет.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата по условиям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу положений части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (подпункт 5 части 8 статьи 4).
В соответствии со статьями 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации намеренное ухудшение жилищных условий, как и любое другое злоупотребление правом, порождает неблагоприятные последствия для лица, его совершившего. Виновные лица могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только через 5 лет со дня совершения неправомерных действий.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), <данные изъяты> детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Порядок расчета единовременной социальной выплаты предусматривает, что в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил).
Пунктом 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Как следует из материалов дела, И.Р.И. осуществлено отчуждение принадлежащих ему 1/3 доли в праве (17,47 кв. м) на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 52,4 кв. м, что привело к увеличению единовременной социальной выплаты за счет уменьшения обеспеченности общей площади жилых помещений, находящихся в собственности семьи истца.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой инстанции при разрешении спора допущены нарушения норм материального права, которые судом апелляционной инстанции не устранены.
Указанные выше нарушения привели к принятию неправильного решения, и с учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, исходя из положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 3797, 390 и 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 апреля 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.