Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.06.2023 N 88-12654/2023 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение.
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.04.2023 N 33-8566/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене постановления о снятии с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Истец, проходивший службу в противопожарной службе, ссылается на то, что не совершал умышленных действий, направленных на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, в связи с чем он неправомерно снят с учета по предоставлению выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.04.2023 N 33-8566/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене постановления о снятии с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Истец, проходивший службу в противопожарной службе, ссылается на то, что не совершал умышленных действий, направленных на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, в связи с чем он неправомерно снят с учета по предоставлению выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2023 г. N 33-8566/2023
Судья: Жужгова Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Козловой Н.И.
судей Аносовой Е.А.
Орловой Т.А.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 апреля 2023 года апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2022 года по гражданскому делу N 2-3148/2022 по иску И. к Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной выплаты, обязании восстановить на учете.
Заслушав доклад судьи Козловой Н.И., выслушав объяснения представителя истца - К.М., представителя ответчика - К.И., судебная коллегия
установила:
И. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, в котором просил признать незаконным и отменить постановление ТК ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать комиссию восстановить И. составом семьи на учет сотрудников ФПС в ГУ МЧС России для получения единовременной социальной выплаты для приобретения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 11 мая 2017 года первоначальной постановки, признать право состоять на учете с 11 мая 2017 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 11 мая 2017 года он принят на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, решением от 20 декабря 2021 года N... истец снят с учета для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Указанное решение комиссии истец полагает незаконным, поскольку оно ответчиком не обоснованно, так как содержит лишь указание на правовую норму, устанавливающую основание для снятия сотрудников ФПС с соответствующего жилищного учета, вместе с тем действий, связанных с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, истец не совершал, вопрос о расчете размера единовременной выплаты на момент принятия решения о снятии с учета не рассматривался, решение принято с нарушением норм действующего законодательства.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2022 года признано незаконным решение территориальной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2021 года о снятии И. с учета, для получения единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения; суд обязал ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу восстановить И. с составом семьи 3 человека (сам И., супруга И.И.Г., дочь И.Е.Р.) на учете, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки.
Не согласившись с постановленным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, по доводам которой просит решение суда отменить как незаконное, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции явился, полагал решение суда законным и обоснованным.
Истец И. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил, на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции направил своего представителя. На основании изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ и пункта 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты, учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на основании право собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что сотрудник имеет право один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, получить единовременную социальную выплату, предоставленную ему в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, и при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты должен информировать о непредоставлении ему ранее во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременных выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются наличие либо отсутствие необходимого стажа службы, обеспеченность истца и членов его семьи жилым помещением или отсутствие таковой, а также нахождение истца на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти и наличие либо отсутствие ранее реализованного права на улучшение жилищных условий по прежним местам прохождения государственной службы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 19 ноября 2001 года И. проходил службу в ГПС (Государственной противопожарной службы), на основании решения принятого на заседании единой жилищной комиссии Главного управления по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставление им жилых помещений (социальных выплат) старший сержант внутренней службы И. принят на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 11 мая 2017 года с совместно проживающими членами семьи в количестве 3 человек: сам, супруга, дочь на основании пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 года N 283-ФЗ. Из выписки из протокола следует, что семья И. обеспечена жильем по <...> кв. м на человека.
Решением, принятым на заседании территориальной комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 20 декабря 2021 года N..., старший сержант внутренней службы в отставке И. снят с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, составом семьи 3 человека (сам, супруга, дочь). Из выписки из протокола следует, что после проведения актуализации сведений, содержащихся в учетном (жилищном) деле, выявлено, что согласно выписке из ЕГРН от 12 ноября 2021 года N... И. произвел отчуждение принадлежащих ему 1/3 доли в праве (<...> кв. м) на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв. м. Дата государственной регистрации прекращения права от 08 февраля 2021 года. Сведения в территориальную комиссию не предоставлялись.
Решение ТК ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты 20 декабря 2021 года, мотивировал наличием оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец и члены его семьи не ухудшали свои жилищные условия путем отчуждения, принадлежащей И. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> (общей площадью <...> кв. м), поскольку данные действия не являются направленными на намеренное ухудшение жилищных условий, так как не влияют на наличие оснований для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, как сотрудника ФПС ГПС, поскольку отчуждение истцом доли в праве собственности на вышеназванное жилое помещение не влияет на изменение жилищных условий семьи истца, в силу того, что суммарная площадь, приходящаяся на долю каждого члена семьи истца, не превышает и не превышала, до отчуждения указанной доли, 15 кв. м на человека, на основании чего суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования И. подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, а также надлежащей оценки имеющихся в деле доказательств.
Изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы об отсутствии нуждаемости истца в жилом помещении, которым совершены действия по отчуждению доли в праве собственности на квартиру, восстановлении в очереди за прежним номером без учета недобросовестности поведения истца, которое влечет получение единовременной социальной выплаты в большем размере, не опровергают законные выводы суда первой инстанции, основанные на правильном применении норм материального права с соблюдением положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса об оценке доказательств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ни Федеральным законом от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, ни Правилами N 369 не предусмотрена возможность отказа в постановке сотрудника на учет либо снятия с такого учета в целях получения единовременной социальной выплаты по тому основанию, что сотрудником или членами его семьи совершены такие действия по отчуждению доли в праве собственности в жилом помещении, которые не привели к лишению права состоять на учете для получения выплаты, поскольку до отчуждения, принадлежащей И. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> (общей площадью <...> кв. м), его обеспеченность жильем также являлась менее чем 15 кв. м на человека и после отчуждения доли в праве собственности на жилое помещение не изменилась, кроме того решение вопроса о выплате ему компенсации на момент снятия с учета для приобретения или строительства жилого помещения не стоял, в связи с чем вывод о том, что данными действиями по отчуждению имущества он намеренно ухудшил жилищные условия, тем самым увеличив сумму компенсации, является преждевременным.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что, решение судом первой инстанции постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства правильно оценены судом, о чем в решении содержатся мотивированные и аргументированные выводы, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене по доводам жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В окончательной форме изготовлено 12.04.2023