Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2024 по делу N 88-7721/2024, 2-5194/2022 (УИД 23RS0059-01-2023-003538-57)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Возведенное строение подпадает под признаки самовольной постройки, так как оно возведено с нарушением градостроительных правил ввиду отсутствия разрешения на строительство спорного объекта.
Решение: Отказано.

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2024 по делу N 88-7721/2024, 2-5194/2022 (УИД 23RS0059-01-2023-003538-57)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Возведенное строение подпадает под признаки самовольной постройки, так как оно возведено с нарушением градостроительных правил ввиду отсутствия разрешения на строительство спорного объекта.
Решение: Отказано.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2024 г. по делу N 88-7721/2024
Дело N 2-5194/2022
УИД 23RS0059-01-2023-003538-57
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П.,
судей Макаровой Е.В. и Якубовской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 октября 2023 года по гражданскому делу по иску администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи к У. о сносе самовольной постройки.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П., судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация муниципального образования городского округа город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась в суд с иском к У., в котором просила признать самовольной постройкой двухэтажный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: <адрес>. (далее - спорный объект); обязать ответчика осуществить снос спорного объекта за свой счет; взыскать с ответчика судебную неустойку за неисполнение судебного акта в размере 10 000 руб. в день, за каждый день просрочки исполнения.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 октября 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Признан самовольной постройкой объект капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: <адрес>.
На У. возложена обязанность в течение 2-х месяцев произвести снос спорного объекта за свой счет.
Взыскана с ответчика судебная неустойка за неисполнение судебного акта в размере 1 000 руб. в день, за каждый день просрочки.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 октября 2023 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение в полном объеме, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
В обоснование доводов жалобы, со ссылкой на положения статьи 220 Гражданского кодекса Российской Федерации о самовольных постройках, статьи 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации о порядке выдачи разрешения на строительство или направления уведомления о планируемом строительстве, указывает, что ответчиком уведомление о планируемом строительстве объекта в органы местного самоуправления не направлялось, разрешение на строительство администрацией не выдавалось. Полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении правом со стороны ответчика, установлен факт неправомерного возведения ответчиком объекта капитального строительства.
В судебном заседании представитель администрации Л. доводы кассационной жалобы поддержал, представитель У. - С. возражал против их удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas@sudrf.ru).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего спора такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как следует из материалов дела, У. на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер N, площадью 554 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 1 июня 2022 года.
Из письма от 8 июня 2022 года департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края следует, что разрешение на строительство либо уведомление о планируемом строительстве на земельный участок с кадастровым номером N отсутствует.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил только из того, что возведенное строение подпадает под признаки самовольной постройки, так как оно возведено с нарушением градостроительных правил, ввиду отсутствия разрешения на строительство спорного объекта.
Судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что муниципальный орган при обращении в суд с иском о сносе должен представить доказательства в подтверждение того, что осуществлением строительства допущены нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц или же муниципального образования в целом.
С учетом необходимости установления фактических обстоятельств дела, а именно соответствия спорного строения требованиям, предъявляемым к объекту индивидуального жилищного строительства, судом апелляционной инстанции была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО "Линия бизнеса".
По результатам проведенного экспертного обследования спорного объекта капитального строительства, установлено, что исследуемый объект соответствует установленным нормам правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202 (ред. от 13 мая 2019 года) и соответственно градостроительным нормам и правилам.
Исследуемый двухэтажный объект соответствует требованиям СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции, СП 22.13330.2016 "Основания зданий и сооружений", СП 20.13330.2016 "Нагрузки и воздействия".
Требования СП 4.13130.2013, а также статьи 80 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" выполнены.
Несоответствий требованиям СП 14.13330.2018 "Строительство в сейсмических районах", не обнаружено.
Жилой дом соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам, требованиям СП 55.13330.2016.
Расположение объекта экспертизы ориентировано на местности таким образом, что в полной мере обеспечивает его естественную инсоляцию. Требования по воздухообмену в помещениях выполняются.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", судам следует иметь в виду, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что экспертиза проведена экспертом компетентной организации в предусмотренном законом порядке, в соответствии с требованиями статей 79, 80, 84, 85, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, который полно, ясно и мотивированно ответил на постановленные перед ним вопросы; экспертиза содержит описание проведенного исследования и основанные на нем выводы; эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд апелляционной инстанции принял указанное заключение в качестве доказательства по настоящему делу.
С учетом указанного экспертного заключения, судом апелляционной инстанции мотивированно установлено, что угроза жизни и здоровью граждан в результате строительства спорного объекта отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
В постановлении от 14 апреля 2008 года N 7-П Конституционным Судом Российской Федерации указано о том, что, предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно обязывает его соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, а также требования о целевом назначении земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2031 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
В силу требований пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем - лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан,
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку (а равно о сносе самовольной постройки) судам следует устанавливать, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Судами двух инстанций установлено, что спорный объект возведен ответчицей без подачи уведомления о строительстве.
Вместе с тем, само по себе отсутствие разрешения на строительство не является безусловным основанием для сноса объекта недвижимости.
Спорный объект не нарушает положений о целевом назначении земельного участка - садоводство.
Объект соответствует всем нормам и правилам.
Надлежащих доказательств того, что спорный объект нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, материалы дела не содержат.
Напротив, снос постройки ответчика повлечет нарушение баланса между характером нарушенного права и избранным способом его восстановления, принципа разумности, соразмерности и принципа равенства участников гражданских отношений.
Снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.
При оценке значительности допущенных при возведении строения нарушений судом апелляционной инстанции верно приняты во внимание положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также их соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
Суд первой инстанции изложенные, значимые для дела обстоятельства не учел, в связи с чем, вынес неправильное решение, которое по основаниям части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменено при рассмотрении дела в апелляционном порядке.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции мотивированными, подтвержденными исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам по делу, нормам материального и процессуального права, в том числе, регулирующим порядок сбора, исследования и оценки доказательств. Основания не согласиться с ними не усматриваются.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела, которая получила надлежащую правовую оценку, нашедшую отражение в оспариваемом судебном постановлении.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения спора, субъективное толкование норм права не свидетельствуют о несоответствии выводов суда апелляционной инстанции установленным им обстоятельствам, нарушении норм материального и процессуального права, в силу части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.П.БОГАТЫХ
Судьи
Е.В.МАКАРОВА
Е.В.ЯКУБОВСКАЯ