Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.02.2022 по делу N 88а-2251/2022
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: Об оспаривании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истцом не представлено доказательств того, что территория населенного пункта обеспечена источниками противопожарного водоснабжения.
Решение: Отказано.
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.02.2022 по делу N 88а-2251/2022
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: Об оспаривании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истцом не представлено доказательств того, что территория населенного пункта обеспечена источниками противопожарного водоснабжения.
Решение: Отказано.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2022 г. по делу N 88а-2251/2022
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В.,
судей: Зеленского А.М., Бельмас Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Вохтомское" на
решение Коношского районного суда Архангельской области от 6 августа 2021 года, апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 октября 2021 года по административному делу 2а-283/2021 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования "Вохтомское" об оспаривании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отдела надзорной деятельности и профилактической работы Няндомского, Каргопольского и Коношского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального образования "Вохтомское" (далее по тексту также - Администрация) обратилась в суд с административным иском об оспаривании распоряжения заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Няндомского, Каргопольского и Коношского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее по тексту также - ОДНДиПР Няндомского, Каргопольского и Коношского районов УНДиПР ГУ МЧС по Архангельской области) П. 01 1 апреля 2021 года N 53 о проведении внеплановой выезд-ной проверки и вынесенного в адрес Администрации по результатам данной про-верки предписания названного должностного лица от 28 апреля 2021 года N 50/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование административного иска указано, что на основании распоряжения заместителя начальника ОНДиПР Няндомского, Каргопольского и Коношского районов УНДиПР ГУ МЧС по Архангельской области П. от 1 апреля 2021 года N 50 в отношении Администрации проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 28 апреля 2021 года выдано предписание N 50/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Считает данные распоряжение и предписание незаконными в связи с несоответствием их содержания предусмотренным законом требованиям. Оспариваемым предписанием на Администрацию возложены обязанности по приведению в нормативное состояние имущества, не являющегося муниципальной собственностью. Полагает, что Администрацией на территории поселения созданы необходимые условия для забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения в целях пожаротушения в любое время года, нарушений требований Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не допускается.
Решением Коношского районного суда Архангельской области от 6 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 октября 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец администрация муниципального образования "Вохтомское" подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно
части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Представленными суду материалами подтверждается, что основанием для проведения внеплановой проверки в силу
пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" послужило истечение срока исполнения Администрацией вынесенного в ее адрес 5 ноября 2020 года предписания N 117/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
01.04.2021 заместителем начальника ОНД иПР Няндомского, Каргопольского и Коношского районов УНДиПР ГУ МЧС по Архангельской области П. вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки N 50. В распоряжении указано: провести проверку территории <адрес> (юридический адрес: <адрес>, <адрес>). Установлено, что проверка проводится с целью контроля за ранее выданным предписанием об устранении требований пожарной безопасности N 117 1/1 от 05.11.2020 (срок исполнения истек 01.04.2021). Задачами проверки являются проверка соблюдения требований пожарной безопасности и принятие мер по ее результатам. Определен предмет проверки и срок ее проведения: 20 рабочих дней, с 07.04.2021 по 05.05.2021. Указаны правовые основания проверки (
ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ,
п. 67 Приказа МЧС России от 30 ноября 2016 N 644).
В указанные в распоряжении сроки должностным лицом государственного пожарного надзора в отношении администрации МО "Вохтомское" проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности и выполнения ранее выданного предписания, по результатам которой составлен акт от 28.04.2021 N 50.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности: не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в <адрес>: <адрес> (<адрес>) - требуется замена настила, нет ограждения. 2. Открытые пожарные водоемы (пруды) по адресам: <адрес>, около <адрес>, за <адрес>, <адрес> - нет подъезда с площадкой с твердым покрытием не менее 12x12 метров для установки пожарного автомобиля в любое время года, чем нарушены
статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
пункт 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации",
статья 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункты 10.8,
10.10,
10.11 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
28.04.2021 заместителем начальника ОНДиПР Няндомского, Каргопольского и Коношского районов УНДиПР ГУ МЧС по Архангельской области П. администрации МО "Вохтомское" выдано предписание N 50/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которое получено лично главой мунципального образования. В предписании установлен срок для устранении нарушений требований пожарной безопасности - до 01.10.2021.
Оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным должностным лицом (
пункт 54 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644, действовавшего на дату его принятия) с соблюдением установленной законом процедуры. Отдельные недостатки, допущенные при оформлении оспариваемого распоряжения, являются несущественными, не препятствуют установлению как предмета проверки, так и проверяемого лица, и не свидетельствуют о несоответствии данного решения требованиям закона.
Правильными следует признать и выводы суда первой инстанции об отсутствии совокупности предусмотренных
пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения требования Администрации о признании незаконным предписания от 28 апреля 2021 года N 50/1/1.
В соответствии с
частями 1,
2,
5 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, ФЗ (кроме ФЗ.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
Согласно
статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Материалами дела достоверно подтверждается, что подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у пожарных водоемов по адресам: <адрес>, не обустроены, а у пожарного водоема, расположенного по адресу: <адрес>Б, указанная площадка находится в ненадлежащем техническом состоянии и требует ремонта.
Изложенное свидетельствует о невыполнении Администрацией требований
третьего абзаца статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
второго абзаца пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
пункта 10.10 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного
приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225, и нарушении прав жителей поселения на обеспечение пожарной безопасности как состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации 04.07.2020 N 985 от утвержден
Перечень национальных стандартов и свод правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического
регламента о безопасности зданий и сооружений.
Согласно
пункту 5.10 СП 31.13330.2012 вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному
закону, а также
СП 5.13130,
СП 8.13130,
СП 10.13130.
Из анализа указанного положения следует, что
СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в целях соблюдения требований
статей 68,
69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности подлежат применению в обязательном порядке.
Административным истцом не представлено доказательств того, что территория населенного пункта Мелентьевский обеспечена источниками противопожарного водоснабжения.
Также административным истцом подтверждается необходимость ремонта закрытого пожарного водоема по адресу: <адрес>, так как у него прогнулся настил.
Вышеизложенное свидетельствует об обоснованности и законности оспариваемого предписания о необходимости создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из перечисленных источников наружного водоснабжения в <адрес>.
При этом, в силу закона -
статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязанность по созданию таких условий возложена на органы местного самоуправления сельского поселения.
В судебном заседании установлено, что данные пожарные водоемы находятся на территории <адрес> МО "Вохтомское", и их отсутствие в реестре объектов муниципальной собственности не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по созданию условий для забора из них воды в любое время года в целях пожаротушения.
Приведенные в жалобе доводы о нахождении водоемов по адресам: <адрес>, в частной собственности, доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости, не подтверждены.
Отсутствие требуемого финансирования для завершения ремонтных и строительных работ не освобождает органы местного самоуправления поселения от исполнения возложенных на них действующим законодательством обязанностей.
Срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений определен, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения. При наличии к тому объективных оснований административный истец вправе ходатайствовать о продлении срока исполнения требования надзорного органа.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к
статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Коношского районного суда Архангельской области от 6 августа 2021 года, апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 октября 2021 года по административному исковому заявлению администрации муниципального образования "Вохтомское" об оспаривании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отдела надзорной деятельности и профилактической работы Няндомского, Каргопольского и Коношского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, оставить без изменения, кассационную жалобу заявлению администрации муниципального образования "Вохтомское" - без удовлетворения.
Решение Коношского районного суда Архангельской области от 6 августа 2021 года, апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 октября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного
определения и из которого исключаются срок составления мотивированного
определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 февраля 2022 года.