Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2020 по делу N 88а-7258/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении; 2) О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Решением жилищной комиссии истец и члены его семьи сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты в результате совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2020 по делу N 88а-7258/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении; 2) О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Решением жилищной комиссии истец и члены его семьи сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты в результате совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2020 г. по делу N 88а-7258/2020
Дело N 2а-3244/2019
Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А.,
судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ш.М.МА. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 октября 2019 года по административному делу по административному иску Ш.М.МА. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу об оспаривании решения.
по первой инстанции решение принято Красносельским районным судом Санкт-Петербурга 20 июня 2019 года номер дела 2а-3244/2019
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., пояснения Ш.М.МА., М.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу - М.Ю. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Ш.М.МА. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (далее ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу), в котором просил признать незаконным решение единой жилищной комиссии по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной службы, военнослужащих, федеральных государственных гражданских служб, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении им жилых помещений (социальных выплат) о снятии - Ш.М.МБ. и членов его семьи с учета для получения единовременной выплаты приобретения или строительства жилого помещения от 10 августа 2018 года.
В качестве мер по восстановлению нарушенных прав Ш.М.МА. просил обязать административного ответчика восстановить его и членов его семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в прежней очереди.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2019 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 октября 2019 года решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2019 года отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска.
На вступившие в законную силу судебные постановления Ш.М.МВ. подана кассационная жалоба. В жалобе приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ш.М.МА. с 1 июля 2015 года проходит службу в должности командира отделения 26 пожарной части ФГКУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу". Ранее, с 19 марта 2002 года Ш.М.МА. проходил службу в подразделениях Государственной пожарной службы Кемеровской области, выслуга по состоянию на 1 декабря 2015 составила 15 лет 9 месяцев 25 дней, что подтверждается выпиской из послужного списка (л.д. 57 - 58).
Решением комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты от 13 мая 2016 года N 2/2016 Ш.М.МА., совместно с супругой М.А., дочерью Ш.А., сыном Ш.И. приняты на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", как обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (л.д. 7).
Из материалов учетного дела N 7-4-11-702 следует, что на момент принятия на учет истец и члены его семьи имели регистрацию по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, имеющим общую площадь 42,8 кв. м, принадлежащим на праве общей совместной собственности Ш.М.МА. и М.А., на основании договора купли-продажи от 30 августа 2013 года (л.д. 50 - 103).
Решением единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 10 августа 2018 года N 6/2018 Ш.М.МА. и члены его семьи сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, в результате совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере (л.д. 8).
Из решения жилищной комиссии от 10 августа 2018 года N 6/2018 следует, что комиссией проведена актуализация данных сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и установлено, что Ш.М.МА. и члены его семьи зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 36,3 кв. м, приобретенной на основании договора участия в долевом строительстве от 20 декабря 2012 года N 19859/1212-Л14/1 (ипотека). М.А. является собственницей 1/6 доли (7,25 кв. м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Кемеровская область, <адрес>, общей площадью 43,5 кв. м, согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 29 июля 2015 года. До 27 октября 2017 года, Ш.М.МА., М.А. являлись собственниками (на праве общей совместной собственности) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который отчужден по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от 13 августа 2017 года.
При рассмотрении дела судом установлено, что на момент принятия Ш.М.МА. и членов его семьи обеспеченность жильем каждого члена семьи административного истца составляла 12,5 кв. м, на человека. Обеспеченность жильем каждого члена семьи административного истца на момент снятия с учета составила 10,90 кв. м, на человека. Указанные не оспаривались сторонами по делу и подтверждаются материалами дела (л.д. 9 - 24).
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку на момент принятия решения о снятии с учета, жилищная обеспеченность административного истца и членов его семьи не превысила 15 кв. м, его жилищные условия не улучшились. Действия, выразившиеся в отчуждении принадлежащего истцу и его супруге жилого дома, не подпадают под признаки действий, совершенных с намерением получить единовременную социальную выплату в большем размере, в виду того, что указанные действия обусловлены переездом Ш.М.МА. и членов его семьи из одного населенного пункта в другой, а именно: из Кемеровской области в Санкт-Петербург, для дальнейшего прохождения Швецовым М.М. службы в органах ГПС, поэтому решение ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о снятии административного истца и членов его семьи является незаконным.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда правильно не согласилась с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Согласно пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Сотрудник, который с намерением приобретения право состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для - постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 30 августа 2016 года, после приобретения квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью 36,3 кв. м, жилищная обеспеченность административного истца составила 21,6 кв. м, на человека (7,25 + 36,3 + 42,8) / 4), тем самым превысила установленный законом уровень в 15 кв. м, следовательно Ш.М.МА. и члены его семьи 30 августа 2016 года утратили право состоять на учете, в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 15 Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца, согласно которым отчуждение жилого дома, расположенного по адресу; <адрес>, являлся вынужденным, ввиду перевода Ш.М.МА. на службу в Санкт-Петербург и переездом членов семьи по месту службы административного истца, опровергаются представленными по делу доказательствами, поскольку переезд для прохождения службы в Санкт-Петербург произошел по собственному желанию Ш.М.МА. и не связан с характером службы, что не оспаривалось сторонами по делу. Доказательств, подтверждающих тот факт, что денежные средства от продажи жилого дома, земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> направлены для приобретения, либо погашения ипотечных обязательств, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Отклоняя доводы административного истца в указанной части, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что квартира в Санкт-Петербурге приобретена административным истцом 14 марта 2016 года (л.д. 9 - 12), в то время как жилой дом с земельным участком в <адрес> проданы по договору купли-продажи от 13 августа 2017 года, то есть после приобретения квартиры (л.д. 22 - 24).
Представленные в материалы дела расписки от 19 августа 2018 года, от 23 августа 2018 года также не подтверждают факт погашения кредита из средств, полученных от продажи дома и земельного участка. Так, из договора купли-продажи от 13 августа 2017 года следует, что объект недвижимости продан за 750000 рублей (700000 - жилой дом, 50000 - земельный участок), при этом денежные средства переданы Продавцу до подписания договора, при этом из уточненного графика платежей не следует, что административным истцом производилась оплата по договору в указанное время и в указанном размере.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что в период с 30 августа 2016 года по 24 октября 2017 года истец с членами семьи являлся собственником жилых помещений, площадь которых превышала необходимый уровень обеспеченности.
Судебная по административным делам Санкт-Петербургского городского суда обоснованно указала, что с учетом жилья, имеющегося у административного истца на момент принятия на учет, размер единовременной социальной выплаты рассчитывался бы исходя из необходимости предоставления 21,95 кв. м, а на момент снятия с учета - исходя из необходимости предоставления 28,45 кв. м, то есть разница в размере единовременной социальной выплаты на момент постановки на учета и на момент снятия с учета составляла бы 6,5 кв. м.
Суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что Ш.М.МА. совершил действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, что являлось основанием для вынесения ГУ МСЧ России по Санкт-Петербургу решения от 10 августа 2018 года N 6/2018 о снятии его с учета.
В кассационной жалобе Ш.М.МА. просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, при рассмотрении дел в кассационном порядке суд не имеет право исследовать новые доказательства, не представлявшиеся ранее. Оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Основания для отмены определения суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 октября 2019 года по административному делу по административному иску Ш.М.МА. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу об оспаривании решения оставить без изменения, кассационную жалобу Ш.М.МА. - без удовлетворения.