Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2020 N 88а-7258/2020 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.10.2019 N 33а-22321/2019 по делу N 2а-3244/2019
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения о снятии с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Административный истец и члены его семьи сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что на момент постановки на учет они являлись собственниками жилых помещений, площадь которых превышала необходимый уровень обеспеченности.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.10.2019 N 33а-22321/2019 по делу N 2а-3244/2019
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения о снятии с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Административный истец и члены его семьи сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что на момент постановки на учет они являлись собственниками жилых помещений, площадь которых превышала необходимый уровень обеспеченности.
Решение: Отказано.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2019 г. N 33а-22321/2019
Судья: Асмыкович В.А.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Головкиной Л.А.
судей Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 октября 2019 года административное дело N 2а-3244/2019 по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2019 года по административному иску Ш.М.М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., выслушав объяснения административного истца Ш.М.М., представителя административного ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу - Ш.Я., заинтересованного лица М., судебная коллегия
установила:
Ш.М.М. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (далее ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу), в котором просил признать незаконным решение единой жилищной комиссии по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной службы, военнослужащих, федеральных государственных гражданских служб, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении им жилых помещений (социальных выплат) о снятии Ш.М.М. и членов его семьи с учета для получения единовременной выплаты приобретения или строительства жилого помещения от 10 августа 2018 года.
В качестве мер по восстановлению нарушенных прав Ш.М.М. просил обязать административного ответчика восстановить его и членов его семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в прежней очереди.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2019 года административный иск удовлетворен.
Суд признал незаконным решение ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о снятии Ш.М.М. и членов его семьи М., Ш.А. и Ш.И. с учета для получения единовременной социальной выплаты и обязал ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу восстановить Ш.М.М. и членов его семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты с сохранением прежней очереди.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда от 20 июня 2019 года, как постановленное с нарушением норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу - Ш.Я. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административный истец Ш.М.М. в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против доводов жалобы.
Заинтересованное лицо М. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов жалобы.
Судебная коллегия, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно
части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ш.М.М. с <дата> проходит службу в должности командира отделения 26 пожарной части ФГКУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу". Ранее, с <дата> Ш.М.М. проходил службу в подразделениях Государственной пожарной службы Кемеровской области, выслуга по состоянию на <дата> составила <...> лет <...> месяцев <...> дней, что подтверждается выпиской из послужного списка (л.д. 57-58).
Решением комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты от <дата> N... Ш.М.М., совместно с супругой <...>, дочерью <...>, сыном <...>. приняты на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", как обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (л.д. 7).
Из материалов учетного дела N... следует, что на момент принятия на учет истец и члены его семьи имели регистрацию по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, имеющим общую площадь <...> кв. м, принадлежащим на праве общей совместной собственности Ш.М.М. и <...>, на основании договора купли-продажи от <дата> (л.д. 50-103).
Решением единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от <дата> N... Ш.М.М. и члены его семьи сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N..., в результате совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере (л.д. 8).
Из решения жилищной комиссии от <дата> N... следует, что комиссией проведена актуализация данных сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и установлено, что Ш.М.М. и члены его семьи зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью <...> кв. м, приобретенной на основании договора участия в долевом строительстве от <дата> N...-Л14/1 (ипотека). М. является собственницей <...>6 доли (<...> кв. м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв. м, согласно свидетельству о праве на наследство по закону от <дата>. До <дата>, Ш.М.М., М. являлись собственниками (на праве общей совместной собственности) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который отчужден по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от <дата>.
При рассмотрении дела судом установлено, что на момент принятия Ш.М.М. и членов его семьи обеспеченность жильем каждого члена семьи административного истца составляла <...> кв. м на человека. Обеспеченность жильем каждого члена семьи административного истца на момент снятия с учета составила <...> кв. м на человека. Указанные не оспаривались сторонами по делу и подтверждаются материалами дела (л.д. 9-24).
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку на момент принятия решения о снятии с учета, жилищная обеспеченность административного истца и членов его семьи не превысила 15 кв. м, его жилищные условия не улучшились. Действия, выразившиеся в отчуждении принадлежащего истцу и его супруге жилого дома, не подпадают под признаки действий, совершенных с намерением получить единовременную социальную выплату в большем размере, ввиду того, что указанные действия обусловлены переездом Ш.М.М. и членов его семьи из одного населенного пункта в другой, а именно: из Кемеровской области в Санкт-Петербург, для дальнейшего прохождения Ш.М.М. службы в органах ГПС, поэтому решение ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о снятии административного истца и членов его семьи является незаконным.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункты 1,
2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Согласно
пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Сотрудник, который с намерением приобретения право состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (
часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим, и к намеренному ухудшению жилищных условий относятся не только действия, приведшие к возникновению у истца состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но и те действия, что привели бы к возникновению у заявителя права получить ЕСВ в большем размере.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно положениям
пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с
пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что по состоянию на <дата>, после приобретения квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью <...> кв. м, жилищная обеспеченность административного истца составила <...> кв. м на человека (<...> + <...> + <...>) / 4), тем самым превысила установленный законом уровень в 15 кв. м, следовательно Ш.М.М. и члены его семьи <дата> утратили право состоять на учете, в соответствии с положениями
подпункта "б" пункта 15 Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации,
статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца, согласно которым отчуждение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являлся вынужденным, ввиду перевода Ш.М.М. на службу в Санкт-Петербург и переездом членов семьи по месту службы административного истца, опровергаются представленными по делу доказательствами, поскольку переезд для прохождения службы в Санкт-Петербург произошел по собственному желанию Ш.М.М. и не связан с характером службы, что не оспаривалось сторонами по делу. Доказательств, подтверждающих тот факт, что денежные средства от продажи жилого дома, земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> направлены для приобретения, либо погашения ипотечных обязательств, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Отклоняя доводы административного истца в указанной части, судебная коллегия учитывает тот факт, что квартира в Санкт-Петербурге приобретена административным истцом <дата> (л.д. 9-12), в то время как жилой дом с земельным участком в Кемеровской области проданы по договору купли-продажи от <дата>, то есть после приобретения квартиры (л.д. 22-24).
Представленные в материалы дела расписки от <дата>, от <дата> также не подтверждают факт погашения кредита из средств, полученных от продажи дома и земельного участка. Так, из договора купли-продажи от <дата> следует, что объект недвижимости продан за <...> рублей (<...> - жилой дом, <...> - земельный участок), при этом денежные средства переданы Продавцу до подписания договора, при этом из уточненного графика платежей не следует, что административным истцом производилась оплата по договору в указанное время и в указанном размере.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы, что в период с <дата> по <дата> истец с членами семьи являлся собственником жилых помещений, площадь которых превышала необходимый уровень обеспеченности.
Также судебная коллегия считает, что с учетом жилья, имеющегося у административного истца на момент принятия на учет, размер единовременной социальной выплаты рассчитывался бы исходя из необходимости предоставления 21,95 кв. м, а на момент снятия с учета - исходя из необходимости предоставления <...> кв. м, то есть разница в размере единовременной социальной выплаты на момент постановки на учета и на момент снятия с учета составляла бы <...> кв. м.
Судебная коллегия считает, что Ш.М.М. совершил действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, что являлось основанием для вынесения ГУ МСЧ России по Санкт-Петербургу решения от <дата> N... о снятии его с учета.
Принимая во внимание сделанные ранее выводы, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, с вынесением нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного и руководствуясь
статьей 309 -
310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2019 года - отменить.
В удовлетворении требований Ш.М.М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу об оспаривании решения - отказать.