Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2024 N 88а-2865/2024 (УИД 53RS0016-01-2023-000839-80)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, выразившегося в необеспечении надлежащего содержания и технического функционирования пожарного гидранта.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления в нарушение требований закона не были предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку выявленные нарушения противопожарной безопасности, в частности необеспечение требуемой водоотдачи пожарного гидранта, непосредственно влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения.
Решение: Удовлетворено.


Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2024 N 88а-2865/2024 (УИД 53RS0016-01-2023-000839-80)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, выразившегося в необеспечении надлежащего содержания и технического функционирования пожарного гидранта.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления в нарушение требований закона не были предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку выявленные нарушения противопожарной безопасности, в частности необеспечение требуемой водоотдачи пожарного гидранта, непосредственно влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения.
Решение: Удовлетворено.

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2024 г. N 88а-2865/2024
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.,
судей: Стаховой Т.М., Бельмас Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Парфинского муниципального района Новгородской области на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1026/23 по административному исковому заявлению прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области, ООО "МП Водоканал Парфинского района" о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., выслушав объяснения представителя прокуратуры Парфеновой Е.Г., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Парфинского района Новгородской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Парфинского муниципального района, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Парфинского муниципального района по несоблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, выразившееся в необеспечении надлежащего содержания и технического функционирования пожарного гидранта, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить у пожарного гидранта указатель со светоотражающей поверхностью, крышку гидранта и крышку колодца, обеспечить водоотдачу пожарного гидранта в соответствии с показателями таблицы 1 пункта 5.1 Приказа МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что данные нарушения выявлены при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории Парфинского муниципального района. 13 октября 2022 года в адрес Администрации района внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, которое администрацией 03 ноября 2022 года рассмотрено, однако указанные в представлении нарушения не устранены. Ненадлежащее выполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей может привести к затруднению при организации пожаротушения уполномоченными на то службами и способно повлечь за собой увеличение сроков начала и ликвидации возникшего возгорания (пожара), причинение вреда жизни и здоровью людей, нанесение значительного материального ущерба, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Определением Старорусского районного суда Новгородской области к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ООО "МП Водоканал Парфинского района".
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 года, административные исковые требования прокурора Парфинского района Новгородской области к Администрации района удовлетворены и постановлено:
признать незаконным бездействие Администрации района по несоблюдению требований законодательства в сфере содержания пожарного гидранта, расположенного по адресу: <адрес>;
обязать Администрацию района в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу установить у пожарного гидранта, расположенного по адресу: <адрес>, указатель со светоотражающей поверхностью, установить крышку гидранта и крышку колодца, обеспечить водоотдачу пожарного гидранта в соответствии с показателями таблицы 1 пункта 5.1 Приказа МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности";
в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "МП Водоканал Парфинского района" - отказать.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 05 декабря 2023 года, представитель заявителя просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и указывая на то, что указанные в решении суда виды и объемы работ не исполнимы за счет бюджетов муниципальных образований. Неисполнимым также является установленный срок в 1 год.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности, - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, закреплены в статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В силу частей 1 и 2 статьи 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" территории населенных пунктов должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К наружному противопожарному водоснабжению относятся:
централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары.
Пожарные гидранты устанавливаются на сетях наружного водопровода и обеспечивают подачу воды для целей пожаротушения.
Таблицей 1 пункта 5.1 Приказа МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" предусмотрен расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте с численностью жителей более 5 000, но не более 10 000 чел. при застройке зданиями высотой 3 этажа и выше, где расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте на 1 пожар составляет 15 л/с.
Согласно пунктам 11.10.1 ГОСТ Р 53961-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" при техническом обслуживании гидрантов проверяются исправность люка и крышки водопроводного колодца.
Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения (пункт 48 постановления правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Парфинского городского поселения от 30 сентября 2015 года N 10 Администрация Парфинского городского поселения как юридическое лицо реорганизовано путем присоединения к Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области, ввиду чего обязанность соблюдения требований пожарной безопасности на территории Парфинского городского поселения относится к полномочиям Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области.
Согласно информации Администрации Парфинского муниципального района N 2254 от 25 июля 2022 года численность населения в п. Парфино составляет 6042 человека, на территории поселка расположено 15 многоквартирных домов высотой свыше трех этажей.
Схемой водоснабжения и водоотведения Парфинского городского поселения, утв. постановлением Администрации Парфинского муниципального района от 11 апреля 2023 года N 330, предусмотрено, что для наружного пожаротушения в поселке Парфино имеются пожарные гидранты.
Из сообщения администрации Парфинского муниципального района N 2520 от 28 июля 2022 года следует, что пожарный гидрант, расположенный по адресу: <адрес>, является частью водопроводной сети п. Парфино, числится в реестре муниципального имущества Парфинского городского поселения.
Прокуратурой Парфинского района с привлечением сотрудников администрации, ООО "МП Водоканал Парфинского района", ОНД и ПР по Старорусскому, Парфинскому, Болотовскому, Поддорскому и Холмскому районам УН ДПР ГУ МЧС России по Новгородской области, 12 отряда противопожарной службы Новгородской области, ФГБУ Судебно - экспертного учреждения Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Новгородской области проведена проверка состояния пожарных гидрантов на территории п. Парфино, в ходе которой установлено, что пожарный гидрант, расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует предъявляемым к нему требованиям, а именно: не имеет указателя со светоотражающей поверхностью, отсутствует крышка гидранта и крышка колодца, расход воды в данном гидранте составляет 8,6 л/с вместо установленного нормативного требования 15 л/с.
По данному факту прокуратурой в адрес Администрации Парфинского муниципального района 13 октября 2022 года внесено представление об устранении допущенных нарушений, однако указанные нарушения Администрацией Парфинского муниципального района устранены не были.
При этом, выявленные в ходе проверки нарушения состояния противопожарного водоснабжения Администрацией Парфинского муниципального района, а также ООО "МП Водоканал Парфинского муниципального района" не оспариваются.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что органом местного самоуправления в нарушение требований закона не предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку выявленные нарушения противопожарной безопасности, в частности, необеспечение требуемой водоотдачи пожарного гидранта, непосредственно влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения.
Данные выводы основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
На основании представленного в материалы дела Акта технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения (2023 год), судом апелляционной инстанции установлено, что фактическая пропускная способность трубопровода в месте расположения пожарного гидранта составляет 30,6 л/с, что обеспечивает возможность водоотдачи пожарного гидранта по норме 15 л/с, однако фактическая водоотдача гидранта значительно ниже - 8,6 л/с, что свидетельствует о ненадлежащем его техническом состоянии.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1026/23 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Парфинского муниципального района Новгородской области - без удовлетворения.
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 февраля 2024 года.