Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2023 по делу N 88-12838/2023 (УИД 37RS0010-01-2021-003325-98)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что в период службы привлекался к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, за пределами рабочего времени, однако компенсации за указанные дни ни в виде дней отдыха, ни в денежной форме истцу предоставлено не было.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2023 по делу N 88-12838/2023 (УИД 37RS0010-01-2021-003325-98)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что в период службы привлекался к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, за пределами рабочего времени, однако компенсации за указанные дни ни в виде дней отдыха, ни в денежной форме истцу предоставлено не было.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2023 г. по делу N 88-12838/2023
I инстанция - Андреева М.Б. Уникальный идентификатор дела
II инстанция - Акулова Н.А. 37RS0010-01-2021-003325-98
Воркуева О.В., Селезнева А.С. (докладчик)
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В.,
судей Курчевской С.В., Байбакова М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щ. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области" о взыскании компенсации за отработанные выходные, праздничные дни, компенсации морального вреда (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-2208/2021)
по кассационной жалобе Щ. на апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 22 декабря 2022 года,
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России ФИО11 возражавшей против доводов жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Щ. обратился в суд с иском Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области (далее - УФСИН России по Ивановской области), Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области" (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области), в котором, с учетом уточнений исковых требований в порядке, предусмотренном
ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил взыскать с УФСИН России по Ивановской области компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, а также сверх установленной продолжительности служебного времени в размере 84098,76 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что истец до 02 июля 2021 года проходил службу в должности начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области. В период службы привлекался к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни - 15 февраля 2020 г. (8 часов), 29 февраля 2020 г. (8 часов), 09 марта 2020 г. (12 часов), 21 марта 2020 г. (8 часов), 03 мая 2020 г. (12 часов), 04 мая 2020 г. (8 часов), 09 мая 2020 г. (8 часов), 14 июня 2020 г. (12 часов), 24 июня 2020 г. (12 часов), 05 сентября 2020 г. (12 часов), 06 сентября 2020 г. (8 часов), 20 сентября 2020 г. (12 часов), 03 октября 2020 г. (8 часов), 07 ноября 2020 г. (8 часов), 31 января 2021 (12 часов); сверх установленной продолжительности служебного времени - 14 февраля 2020 г. (4 часа), 28 февраля 2020 г. (4 часа), 17 марта 2020 г. (4 часа), 20 марта 2020 г. (4 часа), 24 марта 2020 г. (4 часа), 08 мая 2020 г. (5 часов), 01 июля 2020 г. (4 часа), 02 октября 2020 г. (4 часа), 20 октября 2020 г. (4 часа), 27 октября 2020 (4 часа), 02 ноября 2020 г. (4 часа), 06 ноября 2020 г. (4 часа), 11 ноября 2020 г. (4 часа), 17 ноября 2020 г. (4 часа), 25 января 2021 г. (4 часа), 24 марта 2021 г. (4 часа), 05 апреля 2021 г. (4 часа), 08 апреля 2021 г. (4 часа), 13 апреля 3021 г. (4 часа), 19 апреля 2021 (4 часа), 27 апреля 2021 (4 часа), 28 мая 2021 (4 часа). Однако компенсации за указанные дни ни в виде дней отдыха, ни в виде денежной компенсации истцу предоставлено не было.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 08 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены частично; с ответчика в пользу истца взыскана заработная плата за выходные и нерабочие (праздничные) дни, а также за работу сверх установленной продолжительности служебного времени за период с 2020 год по 2021 год в размере 84098,76 руб., компенсация морального вреда в размере 2000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 06 апреля 2022 г. решение суда отменено в части взыскания задолженности по заработной плате в выходные и нерабочие праздничные дни; изменено в части взыскания компенсации морального вреда. В отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении иска Щ. к УФСИН России по Ивановской области о взыскании заработной платы за выходные и нерабочие праздничные дни, а также за работу сверх установленной продолжительности служебного времени отказано; с УФСИН России по Ивановской области в пользу Щ. взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06 сентября 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 06 апреля 2022 г. отменено; дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ивановский областной суд.
Определением от 14 ноября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда перешла к рассмотрению дела по иску Щ. к УФСИН России по Ивановской области о взыскании компенсации за отработанные выходные, праздничные дни, компенсации морального вреда по правилам производства в суде первой инстанции, привлекла к участию в деле в качестве ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 22 декабря 2022 года решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Щ. удовлетворены частично. С УФСИН России по Ивановской области в пользу Щ. взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 руб.
С ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области в пользу Щ. взыскана компенсация за работу сверх установленной продолжительности служебного времени 1285,04 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Щ. выражает несогласие с апелляционным определением, считает, что оно вынесено с нарушением с норм материального и процессуального права. Указывает, что судами был неправильно применен закон, регулирующий порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, который, в отличие от норм Трудового
кодекса Российской Федерации предусматривает возможность замены дополнительных дней отдыха на денежную компенсацию. Кроме того, не согласен с выводами суда о пропуске срока обращения в суд, поскольку истец сохранял свое право не использование отгулов не только до момента окончания отпуска с 21 января 2021 года и с 24 мая 2021 года, а до момента расторжения контракта и увольнения со службы. Он узнал о нарушении своего права только из письма от 02 июля 2021 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам
ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Щ. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области (т. 1 л.д. 37 - 39, 43).
Истцу была установлена пятидневная служебная 40-часовая неделя с двумя выходными (суббота и воскресенье), ненормированный рабочий день. 28 мая 2021 года Щ. подан рапорт об оплате либо предоставлении дополнительных дней отдыха за привлечение к службе сверх установленной продолжительности служебного времени 28 мая 2021 г. (4 часа), 29 мая 2021 г. (8 часов) (т. 1 л.д. 75).
Приказом начальника УФСИН России по Ивановской области от 01 июня 2021 года N 243-лс Щ. привлечен к работе в выходные дни 29 мая 2021 года с 00 ч. 00 мин. до 8 ч. 00 мин. (продолжительность службы в выходной день составит 8 часов) согласно графику дежурств за май 2021 года (т. 1 л.д. 74).
Приказом начальника УФСИН России по Ивановской области от 25 июня 2021 года N 525-лс с Щ. расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (т. 1 л.д. 68).
Приказом начальника УФСИН России по Ивановской области от 02 июля 2021 года N 301-лс определена дата расторжения контракта с Щ. - 02 июля 2021 года (т. 1 л.д. 42). 02 июля 2021 года письмом начальника УФСИН по Ивановской области истцу дан ответ об отказе в удовлетворении рапорта от 17 мая 2021 года о предоставлении дополнительных дней отдыха за работу в выходные, праздничные дни, сверхурочную работу в 2020 - 2021 г.г., мотивированный отсутствием приказов о привлечении к работе в указанные в рапорте дни (т. 1 л.д. 24).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался
статьями 153,
236,
237 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ),
ст. ст. 3,
55,
56,
74 Федерального Закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в
п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительные дни отдыха истцу в период службы за указанные дни не были предоставлены и не были оплачены, служебные отношения сторон были прекращены, что влечет обязанность работодателя произвести выплату спорной денежной компенсации. Ограничение права работника не выплату ему денежной компенсации в случае, если сотрудник в установленном порядке не обратился к руководителю с соответствующим рапортом, не установлено. Поэтому истец вправе требования выплаты ему соответствующей денежной компенсации за службу в ночное время и выходные, нерабочие праздничные дни. Кроме того, суд пришел к выводу, что срок обращения в суд истцом не пропущен, поскольку его следует исчислять с 02.07.2021, когда истец получил ответ на свое обращение, в котором ему было отказано в выплате денежных сумм.
С указанными выводами не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с
ч. 2 ст. 55 Федерального Закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Часть 6 данной статьи предусматривает, что, в случае необходимости, сотрудник может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В соответствии
ч. 18 ст. 2 Федерального Закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В заявленный в иске период действовал
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269 (далее - Порядок).
Указанным Порядком установлено, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число
(п. 8); в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия
(п. 9).
Согласно
п. 16 Порядка сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
В силу
п. 17 Порядка за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах: 1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с
пунктом 16 Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с
пунктом 16 Порядка.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (
п. 19 Порядка).
Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (
п. 20 Порядка).
В соответствии с
п. 14.3. Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. N 76, сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность.
В неотложных случаях приказ может быть отдан устно с последующим оформлением письменно не позднее трех суток.
Учет времени, отработанного сверхурочно, ведется самим сотрудником и руководителем органа уголовно-исполнительной системы, подписавшим приказ о сверхурочной работе, или, по его поручению, руководителем бригады, старшим группы и т.п.
Данные учета отражаются в рапорте лица, осуществляющего учет, с указанием количества часов, отработанных конкретным сотрудником сверхурочно в каждый рабочий день.
Рапорт с соответствующим решением начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе является основанием для оплаты этой работы.
Указанные выплаты производятся сверх денежного содержания, положенного при нормальном режиме рабочего времени.
В пунктах 52, 53 Правил внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области содержатся положения аналогичные
п. 14.3 Инструкции (т. 1 л.д. 109, 140).
При этом, согласно пункту 52 Правил внутреннего трудового распорядка, привлечение сотрудников к сверхурочной работе допускается только с письменного согласия работника на привлечение к сверхурочной работе, за исключением следующих случаев: при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации и транспорта, связи; при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Из приведенных выше правовых норм следует, что привлечение сотрудника к сверхурочной работе (выходные, праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени) возможно только с письменного согласия сотрудника и по письменному распоряжению начальника, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни сотруднику уголовно-исполнительной системы предоставляется компенсация в виде дней, отдыха, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. Денежная компенсация выплачивается сотруднику по его просьбе.
Из материалов гражданского дела следует, что в заявленные истцом в качестве сверхурочной работы периоды, а именно: 15 февраля 2020 г. (8 часов), 29 февраля 2020 г. (8 часов), 09 марта 2020 г. (12 часов), 21 марта 2020 г. (8 часов), 03 мая 2020 г. (12 часов), 04 мая 2020 г. (8 часов), 09 мая 2020 г. (8 часов), 14 июня 2020 г. (12 часов), 24 июня 2020 г. (12 часов), 05 сентября 2020 г. (12 часов), 06 сентября 2020 г. (8 часов), 20 сентября 2020 г. (12 часов), 03 октября 2020 г. (8 часов), 07 ноября 2020 г. (8 часов), 31 января 2021 (12 часов); сверх установленной продолжительности служебного времени - 14 февраля 2020 г. (4 часа), 28 февраля 2020 г. (4 часа), 17 марта 2020 г. (4 часа), 20 марта 2020 г. (4 часа), 24 марта 2020 г. (4 часа), 08 мая 2020 г. (5 часов), 01 июля 2020 г. (4 часа), 02 октября 2020 г. (4 часа), 20 октября 2020 г. (4 часа), 27 октября 2020 (4 часа), 02 ноября 2020 г. (4 часа), 06 ноября 2020 г. (4 часа), 11 ноября 2020 г. (4 часа), 17 ноября 2020 г. (4 часа), 25 января 2021 г. (4 часа), 24 марта 2021 г. (4 часа), 05 апреля 2021 г. (4 часа), 08 апреля 2021 г. (4 часа), 13 апреля 3021 г. (4 часа), 19 апреля 2021 (4 часа), 27 апреля 2021 (4 часа), рапортов от имени Щ. о привлечении его к сверхурочной работе не подавалось, приказов руководителя УФСИН России по Ивановской области о привлечении Щ. к сверхурочной работе не издавалось, что не оспаривалось сторонами по делу.
Наряду с этим, Щ. как руководитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области достоверно знал порядок привлечения к сверхурочной работе, правила внутреннего распорядка, основания и порядок получения компенсации за выполнение сверхурочной работы, однако с рапортами о привлечении к работе не обращался.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции согласился с доводами ответчика УФСИН России по Ивановской области о несоблюдении Щ. порядка привлечения к сверхурочной работе и отсутствии оснований для взыскания компенсации за выполнение сверхурочной работы за вышеуказанный период, включая 27 апреля 2021 г., поскольку основанием для выплаты компенсации такой работы служит рапорт с соответствующим решением органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе, однако рапортов истцом в спорные дни не подавалось, приказов УФСИН России по Ивановской области о привлечении к сверхурочной работе не выносилось.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы представителя истца со ссылкой на табеля учета рабочего времени, а также суточные ведомости, из которых следует, что Щ. в заявленные им даты в качестве сверхурочной работы осуществлял суточное дежурство, поскольку эти документы противоречат как Приказу Минюста России N 76, так и правилам внутреннего распорядка, которые Щ. обязан был знать и соблюдать.
При этом суд апелляционной инстанции учел, что в 2020 и 2021 годах Щ. подавались рапорта о привлечении его к работе сверх установленной продолжительности служебного времени, в том числе, для осуществления дежурства, о чем выносились соответствующие приказы УФСИН России по Ивановской области.
Какого-либо иного порядка привлечения к службе сверхустановленной продолжительности служебного времени, в том числе, с целью несения дежурства в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, не имеется.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отсутствуют правовые основания для взыскания компенсации за службу сверх установленной продолжительности служебного времени за вышеуказанные периоды.
Кроме того, суд апелляционной инстанции признал обоснованным заявление ответчика о пропуске срока обращения в суд за разрешением служебного спора.
Согласно
п. 4 ст. 74 Федерального закона N 197-ФЗ от 19 июля 2018 года сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Отклоняя доводы ответчика о пропуске срока обращения с иском в суд, суд первой инстанции указал, что данный срок необходимо исчислять с 02 июля 2021 года, то есть даты ответа на рапорт истца о выплате причитающихся сумм.
Суд апелляционной инстанции признал указанные выводы суда первой инстанции необоснованными.
Суд указал, что в отсутствие рапорта о выплате денежной компенсации начисления не производятся. Отношения по выплате компенсации за работу в выходные и праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не носят длящегося характера, поскольку данная компенсация за работу в заявленные истцом дни не начислялась, между сторонами возник спор о праве на выплату такой компенсации.
Истцу было известно, что рапорты о привлечении его к работе в выходные, праздничные дни, сверхурочно им своевременно не подавались, в течение трех дней по окончании указанной работы приказы о привлечении истца к такой работе начальником УФСИН России по Ивановской области не оформлялись. Истец, получая ежемесячно денежное довольствие по 25 число месяца, знал о том, что компенсация за работу в выходные и праздничные дни, сверхурочно, ему не выплачивается, рапорт на выплату денежной компенсации им не подавался. Препятствий для своевременного обращения в суд за защитой нарушенного права, уважительных причин пропуска срока у истца не имелось.
Таким образом, трехмесячный срок обращения в суд по требованиям о выплате денежной компенсации за работу в выходные, праздничные дни, сверхустановленной нормальной продолжительности времени за заявленный в иске период 2020 г. - апрель 2021 г. истцом пропущен.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что срок предъявления иска в суд не пропущен по требованию о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности служебного времени 28 мая 2021 года.
Соответствующий рапорт о предоставлении дня отдыха или выплате денежной компенсации подан Щ. 28 мая 2021 года.
Приказом начальника УФСИН России по Ивановской области от 01 июня 2021 года N 243-лс Щ. привлечен к работе в выходные дни 29 мая 2021 года с 00 ч. 00 мин. до 8 ч. 00 мин. (продолжительность службы в выходной день составит 8 часов) согласно графику дежурств за май 2021 года. Из указанного приказа истец узнал о не привлечении его к работе сверх установленной продолжительности служебного времени 28 мая 2021 года, с иском в суд обратился в течение срока давности обращения в суд за защитой нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции не согласился с доводами ответчика о том, что 4 часа работы 28 мая 2021 года не являются сверхурочными и не подлежат оплате.
Из обстоятельств дела следует, что истец привлекался к несению суточного дежурства 28 мая 2021 года, что подтверждается табелем учета рабочего времени, суточной ведомостью надзора за осужденными, рапортом Щ. о привлечении к службе сверхустановленной продолжительности служебного времени 28 мая 2021 года в период с 8.00 часов до 00.00 часов, который был согласован с руководителем и вынесен соответствующий приказ УФСИН России по Ивановской области о привлечении к несению службы согласно графику дежурств (т. 1 л.д. 153, т. 2 л.д. 151).
Оплата за работу истца в выходной день 29 мая 2021 года (суббота) произведена за 8 часов с 00 ч. до 8 ч. 00 мин. на основании приказа начальника УФСИН России по Ивановской области от 02 июля 2021 года N 302-лс (т. 3 л.д. 19). В табеле учета рабочего времени за указанную дату отражена работа в ночное время - 6 часов, 28 мая 2021 года - 2 часа ночного времени (т. 1 л.д. 153).
По расчету, представленному бухгалтерией ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, работа сверх установленной продолжительности служебного времени за май 2021 года составляет 4 часа, денежная компенсация - 1285,04 рублей (т. 1 л.д. 91 - 92).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что основанием для выплаты денежной компенсации за сверхурочную работу является приказ УФСИН России по Ивановской области. Однако начисление и выплата денежной компенсации производилась истцу ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, поскольку он состоял в штате данного учреждения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения
ст. 161,
162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд взыскал денежную компенсацию за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности времени в размере 1285,04 рублей с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области.
Суд также частично удовлетворил требования о компенсации морального вреда ввиду нарушения трудовых прав истца УФСИН России по Ивановской области несвоевременным изданием приказа об оплате сверхурочной работы 28 мая 2021 года, определив размер компенсации морального вреда с учетом объема нарушенного права истца в сумме 1000 рублей, которую взыскал с УФСИН России по Ивановкой области, указав, что именно неправомерные действия данного ответчика, связанные с невнесением приказа о выплате компенсации, повлекли нарушение прав истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ), а также Трудовым
кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами (
часть 1 статьи 2,
часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ).
Согласно
части 2 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с
частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона (
часть 5 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ).
В соответствии с
частью 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно
части 1,
2 статьи 56 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.
27.05.2013 ФСИН России принят приказ N 269, которым утвержден, в том числе
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной систем (далее - Порядок от 27.05.2013 N 269, утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.08.2021 N 704).
Согласно
п. 19 Порядка от 27.05.2013 N 269 денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.
Согласно
п. 20 Порядка от 27.05.2013 N 269 служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
Таким образом, сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; в этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели; в случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника (то есть в случае подачи им рапорта) вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, которая выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается компенсация.
В соответствии с действовавшим в спорный период
Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной систем для реализации сотрудником органов УИС права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, денежной компенсации необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта; наличие соответствующего приказа о предоставлении сотруднику компенсации в виде дней отдыха или денежной компенсации.
Рассматривая спор, суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права.
Истец Щ. являлся руководителем учреждения уголовно-исполнительной системы, в силу
части 5 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава, устанавливается ненормированный служебный день, за что предоставляется дополнительный отпуск, в то время как работа сверх установленной продолжительности рабочего времени лиц с ненормированным рабочим днем не считается сверхурочной.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в соответствии с
п. 14.3. Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. N 76, сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность.
В неотложных случаях приказ может быть отдан устно с последующим оформлением письменно не позднее трех суток.
Из приведенной правовой нормы следует, что сотрудники только при необходимости могут привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник; при этом в приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы.
Таким образом, необходимость привлечения к сверхурочной работе должна определяться вышестоящим руководителем (а не самим сотрудником), при этом руководитель должен издать приказ, указав в нем причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы.
Выход на рабочее место работника в выходные и праздничные дни без ведома руководителя и без оформления приказа сам по себе не является основанием для оплаты такой работы как сверхурочной, принимая во внимание, что Щ. являлся руководителем ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области и ему был установлен ненормированный рабочий день. Табели рабочего времени, на которые ссылается Щ., составлялись работниками, находившимися в подчинении истца.
Щ. как руководитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области достоверно знал порядок привлечения к сверхурочной работе, правила внутреннего распорядка, основания и порядок получения компенсации за выполнение сверхурочной работы, однако с рапортами о привлечении к работе не обращался.
Учитывая ненормированный служебный день истца и несоблюдение Щ. порядка привлечения к сверхурочной работе, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации за выполнение сверхурочной работы за вышеуказанный период, поскольку основанием для выплаты компенсации такой работы служит рапорт с соответствующим решением органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе, однако рапортов истцом в спорные дни не подавалось, приказов УФСИН России по Ивановской области о привлечении к сверхурочной работе не выносилось.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой представленных сторонами доказательств и характера возникших правоотношений.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что оценка всех доказательств, представленных сторонами, судом апелляционной инстанции была произведена полно и всесторонне. Исходя из установленных судом апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд правильно применил нормы материального права.
В соответствии с
ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении, не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в апелляционном определении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.6,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щ. - без удовлетворения.