Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2023 N 88-29364/2023 (УИД 68RS0021-01-2023-000438-61)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указывает, что в исправительном учреждении автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находились в неисправном состоянии. Несоблюдение требований в области обеспечения пожарной безопасности создает угрозу причинения материального ущерба, вреда жизни и здоровью осужденных.
Решение: Удовлетворено.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2023 N 88-29364/2023 (УИД 68RS0021-01-2023-000438-61)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указывает, что в исправительном учреждении автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находились в неисправном состоянии. Несоблюдение требований в области обеспечения пожарной безопасности создает угрозу причинения материального ущерба, вреда жизни и здоровью осужденных.
Решение: Удовлетворено.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО1.
судей ФИО5, ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тамбовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>" о возложении обязанности,
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>" на решение Рассказовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО5, возражения прокурора ФИО3 об отсутствии оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКУ Исправительная колония N УФСИН России по <адрес>, в котором просит обязать ответчика привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отрядах N 6, 7, 8, 9, 10, установив для администрации учреждения шестимесячный срок исполнения с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес> прокуратурой проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства. Согласно Уставу ИК-8 предметами и целями деятельности учреждения, среди прочего, являются обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Для достижения этих целей Учреждение обеспечивает пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на своих объектах. На момент проведенной проверки в помещениях отрядов N 6, 7, 8, 9, 10 автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находилась в неисправном состоянии. Несоблюдение требований в области обеспечения пожарной безопасности создает угрозу причинения материального ущерба, вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников исправительного учреждения и иных лиц, находящихся на его территории.
Решением Рассказовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, на ФКУ ИК N УФСИН России по <адрес> возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отрядах N 6, 7, 8, 9, 10. Об исполнении решения необходимо уведомить суд незамедлительно.
В кассационной жалобе ФКУ ИК N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>", поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, кассатор просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора (11999188724401,11999188724418), кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании
ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, оснований для отложения судебного разбирательства не усматривает.
Согласно
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам
ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным
законом от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Как установлено судами и следует из материалов дела, Тамбовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11.00 до 11.30 час. в ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес>, по адресу: <адрес>, проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, установлено, что автоматическая пожарная сигнализация - система оповещения и управления эвакуацией людей находится в неисправном состоянии в отрядах N 6, 7, 8, 9, 10, а именно в указанных отрядах отсутствует звуковой оповещатель, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из объяснений начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес> ФИО4, что администрацией исправительного учреждения принимаются меры по исправлению сложившейся ситуации, которые являются малоэффективными, ввиду недостаточного финансирования со стороны УФСИН России по <адрес>, поскольку оборудование отрядов АПС является финансово затратным мероприятием.
Согласно п. 2.1 устава ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес> предметами и целями деятельности учреждения являются, в том числе: обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались руководствовались положениями Федерального
закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "О пожарной безопасности", Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 390,
СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", и исходил из установленного факта допущенных ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес> нарушений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, а также охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, обязанность по устранению которых возложена на ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес>.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным
законом от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Системы автоматической пожарной сигнализации и другие технические средства пожаротушения относятся к системам инженерно-технического обеспечения, устанавливаемых с целью защиты жизни и здоровья граждан.
По результатам проведенной проверки в адрес начальника ФКУ ИК - 8 УФСИН России по <адрес> внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ N 02-03-2023/ПрдпЭ 1-23-20680030 с требованием принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, которые до настоящего времени не устранены.
Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ФКУ ИК - 8 УФСИН России по <адрес>.
Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК - 8 УФСИН России по <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, просмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ
Наличие нарушений представитель ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес> в судебном заседании не оспаривал, отмечая, что их устранение возможно при поступлении финансирования.
Таким образом, является верным вывод суда о возложении на ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес> обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и устранению выявленных прокурором нарушений, в связи с чем заявленные прокурором требования удовлетворены обоснованно.
Доводы кассационной жалобы ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес> об отсутствии достаточного финансирования, позволяющего устранить выявленные недостатки, были предметом анализа суда апелляционной инстанции и отклонены с приведением мотивов, оснований для несогласия с которыми не имеется. Выводы суда апелляционной инстанции по аналогичным доводам являются исчерпывающими, в дополнительной правовой аргументации не нуждаются.
Доводы кассатора по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию установленных судом обстоятельств, основанных на оценке представленных в дело доказательств.
Между тем, изменение оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям
главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
В случае наличия объективных причин, препятствующих исполнению решения в установленный судом срок, лица, участвующие в деле, не лишены возможности воспользоваться правовым механизмом, предусмотренным
ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на стадии исполнения.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, предусмотренных в
части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности не вызывают, а доводы кассационной жалобы в соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.6,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рассказовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>" - без удовлетворения.