Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2023 N 88-29364/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 05.07.2023 N 33-2505/2023 (УИД 68RS0021-01-2023-000438-61)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указывает, что в исправительном учреждении автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находились в неисправном состоянии. Несоблюдение требований в области обеспечения пожарной безопасности создает угрозу причинения материального ущерба, вреда жизни и здоровью осужденных.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 05.07.2023 N 33-2505/2023 (УИД 68RS0021-01-2023-000438-61)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указывает, что в исправительном учреждении автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находились в неисправном состоянии. Несоблюдение требований в области обеспечения пожарной безопасности создает угрозу причинения материального ущерба, вреда жизни и здоровью осужденных.
Решение: Удовлетворено.
ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2023 г. N 33-2505/2023
Судья: Дробышева Т.В. (N 2532/2023)
| УИД: 68RS0021-01-2023-000438-61 (N 2532/2023) |
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Бучневой О.А.
судей: Александровой Н.А., Емельяновой Н.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тамбовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации федерального казенного учреждения исправительная колония N 8 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области о возложении обязанности.
по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения исправительная колония N 8 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 19 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
установила:
Тамбовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКУ Исправительная колония N 8 УФСИН России по Тамбовской области, в котором просит обязать ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отрядах N 5,6,7,8,9,10, установив для администрации учреждения шестимесячный срок исполнения с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что Тамбовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области 01.03.2023 с 11.00 до 11.30 час.в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства. Согласно уставу ИК-8 предметами и целями деятельности учреждения, среди прочего, являются обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Для достижения этих целей Учреждение обеспечивает пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на своих объектах. На момент проведенной проверки в помещениях отрядов N 5,6,7,8,9,10 автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находилась в неисправном состоянии. Несоблюдение требований в области обеспечения пожарной безопасности создает угрозу причинения материального ущерба, вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников исправительного учреждения и иных лиц, находящихся на его территории.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 19 апреля 2023 г. на федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 8 УФСИН России по Тамбовской области возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отрядах N 5,6,7,8,9,10.Об исполнении решения необходимо уведомить суд незамедлительно.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области просит отменить решение Рассказовского районного суда Тамбовской области, так как со стороны исправительной колонии предпринимаются меры, направленные на проведение противопожарных мер. Так, в 2022 г. и в 2023 г. в УФСИН России по Тамбовской области направлялись запросы (исх. N-70-Т/ТО/46/1-244 от 21.01.2022 г. и 70/ТО//46/3-6408 от 09.12.2022 г., 70/ТО/46/3-1411 от 29.03.2023 г.) о выделении денежных средств для устранения выявленных недостатков. После проведения проверки 1 марта 2023 г. прокуратурой, исправительная колония запрашивала в УФСИН России по Тамбовской области 800 000 руб. для устранения недостатков противопожарной системы, при этом всего на 2023 г. на меры противопожарной системы было выделено 50 000 руб. Кроме того, указывает, что на 2023 год для приведения системы противопожарного режима в надлежащее состояние запрашивались средства в размере 1 205 000 руб. На момент вынесения оспариваемого решениявыделенная на 2023 г. суммав размере 50 000 руб. была освоена в полном объеме.Обращает внимание на то, что требование прокураты об устранения выявленных недостатков в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда является несостоятельным, поскольку все выделенные на 2023 г. на такие цели денежные средства полностью освоены. Вероятность выделения в 2023 г. дополнительных средств минимальная, а само отсутствие финансирования исправительной колени является обстоятельством, не зависящим от самого учреждения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы жалобы
Представитель истца просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, представил письменные возражения.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам
статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Тамбовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области 01.03.2023 в период времени с 11.00 до 11.30 час.в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, по адресу: ***, проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.
В результате проведенной проверки, было установлено, что автоматическая пожарная сигнализация - система оповещения и управления эвакуацией людей находится в неисправном состоянии в отрядах N 5,6,7,8,9,10, а именно в указанных отрядах отсутствует звуковой оповещатель, о чем составлен акт проверки от 01.03.2023.
Из объяснений начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области К. следует, что администрацией исправительного учреждения принимаются меры по исправлению сложившейся ситуации, которые являются малоэффективными, ввиду недостаточного финансирования со стороны УФСИН России по Тамбовской области, поскольку оборудование отрядов АПС является финансово затратным мероприятием.
Согласно п. 2.1 устава ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области предметами и целями деятельности учреждения являются, в том числе: обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Тамбовским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
ФЗ от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы",
Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390,
СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" и исходил из установленного факта допущенных ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области нарушений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, а также охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, обязанность по устранению которых возложена на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Положениями
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу положений
статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Системы автоматической пожарной сигнализации и другие технические средства пожаротушения относятся к системам инженерно-технического обеспечения, устанавливаемых с целью защиты жизни и здоровья граждан.
По результатам проведенной проверки в адрес начальника ФКУ ИК - 8 УФСИН России по Тамбовской области внесено представление (приобщено к материалам дела в суде апелляционной инстанции) от 20.03.2023 года N 02-03-2023/Прдп31-23-20680030 с требованием принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, которые до настоящего времени не устранены.
Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.03.2023 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ФКУ ИК - 8 УФСИН России по Тамбовской области.
Постановлением N 8 от 11.04.2023 года ФКУ ИК - 8 УФСИН России по Тамбовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, просмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ
Наличие нарушений представитель ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области в судебном заседании не оспаривал, отмечая, что их устранение возможно при поступлении финансирования.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, доказательства, которым судом дана оценка по правилам
статьи 67 ГПК РФсудебная коллегия полагает правильным вывод суда о возложении на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и устранению выявленных прокурором нарушений, в связи с чем заявленные прокурором требования удовлетворены обоснованно.
В соответствии со
статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен установить срок, в течение которого указанные действия подлежат совершению.
Не соглашаясь с решением суда в части установленных судом сроков устранения выявленных нарушений в течение шести месяцев при отсутствии финансирования ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области полагает, что срок, в который суд обязал Учреждение произвести действия по выполнению мероприятий, не является достаточным.
По мнению судебной коллегии, определяя срок для выполнения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области мероприятий в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, судом первой инстанции соблюдены положения
статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учтено мнение сторон и принято во внимание, что проведение необходимых мероприятий по организации устранения нарушений действующего законодательства объективно возможно в указанный срок.
Оснований признавать установленный судом срок недостаточным ввиду отсутствия финансирования, судебная коллегия не усматривает, считая его разумным и реальным для исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах, ссылка апеллянта на отсутствие финансирования и собственных средств исправительного учреждения не состоятельна.При этом вопрос о финансировании мероприятий по устранению нарушений подлежит разрешению органами ФСИН России самостоятельно в пределах предоставленной законом свободы усмотрения.
Иных обстоятельств невозможности исполнения судебного решения в установленный судом срок апелляционная жалоба ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области не содержат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
определила:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения исправительная колония N 8 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 06.07.2023 г.