Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2021 N 88-14909/2021
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Факт ненадлежащего исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей по созданию надлежащих условий содержания граждан в исправительном учреждении подтверждается материалами дела.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2021 N 88-14909/2021
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Факт ненадлежащего исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей по созданию надлежащих условий содержания граждан в исправительном учреждении подтверждается материалами дела.
Решение: Удовлетворено в части.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО4,
судей ФИО1 и ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК - 6 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес> о совершении действий по устранению нарушений законодательства (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-1581/2020)
по кассационной жалобе УФСИН России по <адрес> на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО4, объяснения представителя ответчика УФСИН России по <адрес> ФИО3 (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В., возразившей против доводов кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Смоленский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с ФКУ ИК - 6 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес> иском (уточненным в порядке
ст. 39 ГПК РФ), об обязании ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> устранить нарушения требований законодательства не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу - создать соответствующие условия содержания граждан в пенитенциарном учреждении, а УФСИН России по <адрес> - в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>.
Заявленные прокурором требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения закона и условий содержания осужденных, отбывающих наказание в ФКУ "Исправительная колония N" УФСИН России по <адрес> выявлены многочисленные нарушения требований законности и прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение, соблюдение требований пожарной безопасности и охраны труда при привлечении осужденных к труду.
Смоленский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> представление об устранении нарушений закона, которое на момент проверки в части соблюдения требований пожарной безопасности и охраны труда не исполнено, ремонт выполнен частично только на 1 этаже. С учетом изложенного, ДД.ММ.ГГГГ через прокуратуру <адрес> в адрес начальника ФСИН России по <адрес> было направлено представление об устранении нарушений прав осужденных и нарушения ими Правил внутреннего распорядка.
В ходе производства по делу судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба исполнения наказания.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены частично.
На ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> возложена обязанность не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства - создать соответствующие условия содержания граждан в пенитенциарном учреждении.
В соответствии с требованиями ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и
ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" провести текущий ремонт: в камере ШИЗО-7, в ПКТ-4, в душевой комнате; в карантинном отделении в бытовой комнате; в СУОН в спальном помещении, в раздевалке, туалете и умывальнике; в умывальниках и туалетах в медицинской части, в отрядах N, 12, 13.
Комнаты приема пищи и хранения продуктов питания ИК-6 во всех отрядах укомплектовать индивидуальными ячейками для хранения продуктов питания.
Общежития отрядов N, 8, 6, 12, 13 укомплектовать санитарно-техническим оборудованием по норме не менее 1 унитаз, 1 писсуар на 15 человек; 1 умывальник на 10 человек.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, во всех помещениях установить на светильники колпаки (рассеиватели), исправные лампы освещения.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт "б" в части 1 статьи 223 Трудового кодекса РФ отсутствует. | |
В соответствии с
п. "б" ч. 1 ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации ИК-6 обеспечить санитарно-бытовое и медицинское обслуживание осужденным на производстве в соответствии с требованиями охраны труда. Оборудовать по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создать санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
На УФСИН России по <адрес> возложена обязанность в соответствии с Положением "Об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>", утвержденным приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N, для устранения нарушений требований закона в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>.
В остальной части иска Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес> отказано.
В кассационной жалобе УФСИН России по <адрес>, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконных, в части возложения на УФСИН России по <адрес> обязанности осуществить в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>.
Заявитель указывает, что Управление может распоряжаться денежными средствами только в пределах выделенных ФСИН России как главным распорядителем бюджетных средств материально-технических ресурсов; во исполнение выявленных прокурором нарушений Управление заключило государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и N, таким образом, выполнило указанные в исковом заявлении меры по материально-техническому обеспечению исправительного учреждения.
От Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступили возражения на кассационную жалобу.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ. | |
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, представитель третьего лица Федеральной службы исполнения наказания, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
частью 5 статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ. | |
Согласно
ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из обжалуемых судебных постановлений, ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> является учреждением уголовно-исправительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы для осужденных, которым назначен строгий вид режима. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказания. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний и осуществляет в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N).
Управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (п. 4 Положения об Управлении).
На балансе ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> находится общежитие для осужденных, строение 1972 года постройки.
Как следует из предоставленных прокурором представлений N в-19 от ДД.ММ.ГГГГ и N в-19 от ДД.ММ.ГГГГ, прокурором были установлены нарушения ответчиком ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> требований законодательства и прав осужденных в части коммунально-бытового обеспечения осужденных, в области пожарной безопасности, охраны труда, а именно:
- в камере ШИЗО-7, ПКТ-4 на потолках и стенах имеется отслоение штукатурки, в душевой комнате необходима замена плитки на полу и стенах, т.к. имеются ее повреждения. В карантинном отделении в бытовой комнате отслаиваются обои. В отряде со строгими условиями отбывания наказания (далее - СУОН) в спальном помещении также имеется отслоение побелки, полы имеют повреждения, раздевалка, туалет и умывальник требуют косметического ремонта - на стенах и потолке отслоение краски, плесень. Также требуют косметического ремонта умывальники и туалеты в медицинской части, в отрядах N, 12, 13 - плесень на стенах и потолке, не покрашены водопроводные трубы, требует замены плитка на полу и стенах, в бытовой комнате и жилой секции отряда полы имеют повреждения;
- во всех общежитиях отрядов отсутствуют комнаты психологической разгрузки, хранения хозинвентаря; комнаты приема пищи и хранения продуктов питания во всех отрядах не укомплектованы индивидуальными ячейками, в отряде СУОН отсутствует комната бытового обеспечения;
- общежития отрядов не укомплектованы в достаточном количестве санитарно-техническим оборудованием: в отряде N установлено лишь 3 унитаза, 2 писсуара и 4 умывальника на 92 осужденных; в отряде N унитаза, 3 писсуара и 10 умывальников на 126 осужденных; в отрядах N, N, N на 270 человек 5 унитазов, при норме не менее 1 унитаз на 15 человек, 1 умывальник на 10 человек;
- светильники эксплуатируются со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника: в камерах ШИЗО-З, ШИЗО-7, ШИЗО-8, ШИЗО-12, ПКТ-4, ПКТ-5, ПКТ-10, ПКТ-13, в спальном помещении карантинного отделения, в комнате приема пищи; в медицинской части: на втором этаже в коридоре, в палате N, изоляторе; в коридоре отряда СУОН; в спальном помещении отряда с облегченными условиями отбывания наказания; в бытовой комнате отряда N; коридоре и комнате приема пищи отряда N, пошивочном и раскройном цехах также отсутствуют рассеиватели светильников и установлены неисправные лампы освещения;
- в цеху деревопереработки, в пошивочном и раскройных цехах отсутствуют оборудованные по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) не созданы санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
Возражая против иска, ответчик УФСИН России по <адрес> указывал на утверждение ДД.ММ.ГГГГ Программы капитального ремонта объектов УФСИН России по <адрес>, которая предусматривает проведение в будущем капитального ремонта в учреждениях в рамках выделенных денежных средств, в том числе ФКУ ИК-6, очередность проведения которого и его необходимый вид будут определяться ответчиками с ФСИН России с учетом требований Приказа Минюста России от 28.09.2001 N в пределах имеющихся финансовых возможностей. Также указывал, что в настоящее время для оборудования комнат приема пищи и хранения продуктов индивидуальными ячейками Управлением закуплено 50 стеллажей, из которых 10 передано ФКУ ИК-6, заключен государственный контракт на закупку для нужд ФКУ ИК-6 санитарно-технического оборудования, срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации,
Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N, и пришли к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора, при этом исходили из установленного факта ненадлежащего исполнения возложенных на ответчиков обязанностей по созданию надлежащих условий содержания граждан в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, а также из того, что УФСИН России по <адрес> в соответствии с предоставленными ему полномочиями осуществляет, в том числе: материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных.
Суды учли, что вопросы, связанные с планированием распределения средств на финансирование мероприятий по исправлению нарушений требований законодательства, отмеченных в представлении Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ, требуют активных действий со стороны УФСИН России по <адрес>, которым, однако, не представлено суду доказательств того, что для разрешения вопросов финансирования отмеченных прокурором мероприятий за время судебного разбирательства были приняты все меры и совершены необходимые действия.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы УФСИН России по <адрес> о том, что во исполнение выявленных прокурором нарушений Управление заключило государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и N, таким образом, выполнило указанные в исковом заявлении меры по материально-техническому обеспечению исправительного учреждения, не опровергают правильности выводов суда о не представлении Управлением доказательств принятия всех мер и совершения в полном объеме необходимых действий для разрешения вопросов финансирования отмеченных прокурором мероприятий.
Кроме того, данные доводы по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию установленных судом обстоятельств, основанных на оценке представленных в дело доказательств.
Между тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям
главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ. | |
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, предусмотренных в
части 4 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ. | |
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления в оспариваемой заявителем части сомнений в их законности не вызывают, а доводы кассационной жалобы в соответствии со
статьей 379? Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 379.6, 379.7 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ. | |
Руководствуясь
статьями 379?,
379?,
390,
390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на УФСИН России по <адрес> обязанности осуществить в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, оставить без изменения, а кассационную жалобу УФСИН России по <адрес> - без удовлетворения.