Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2021 N 88-14909/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 09.02.2021 N 33-156/2021
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Факт ненадлежащего исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей по созданию надлежащих условий содержания граждан в исправительном учреждении подтверждается материалами дела.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 09.02.2021 N 33-156/2021
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Факт ненадлежащего исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей по созданию надлежащих условий содержания граждан в исправительном учреждении подтверждается материалами дела.
Решение: Удовлетворено в части.
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2021 г. N 33-156/2021
Судья Макарова К.М. | 7RS0002-01-2020-000830-63 |
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Никоненко Т.П.,
судей: Алексеевой О.Б., Мацкив Л.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Новиковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1581/2020 по иску Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области о совершении действий по устранению нарушений законодательства,
по апелляционной жалобе УФСИН России по Смоленской области, поданной в его интересах представителем по доверенности С., на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 07 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Никоненко Т.П., пояснения представителей ответчиков УФСИН России по Смоленской области и третьего лица ФСИН России С. и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области Г. в поддержание доводов жалобы, возражения истца прокурора Протасова С.А., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
установила:
Смоленский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, в котором с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в ходе рассмотрения дела по существу (л.д. 69-71, 94-98, 116-119), в окончательной редакции просил обязать:
- ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области устранить нарушения требований законодательства не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу - создать соответствующие условия содержания граждан в пенитенциарном учреждении, а именно:
- 1. в соответствии с требованиями
ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и
ч. 1 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" провести текущий ремонт: в камере ШИЗО-7, в ПКТ-4, в душевой комнате; в карантинном отделении в бытовой комнате; в СУОН в спальном помещении, в раздевалке, туалете и умывальнике; в умывальниках и туалетах в медицинской части, в отрядах 6, 12, 13;
- во всех отрядах ИК-6 укомплектовать комнаты приема пищи и хранения продуктов питания индивидуальными ячейками для хранения продуктов питания;
- в отряде СУОН оборудовать комнату быта;
- во всех отрядах оборудовать комнаты для хранения уборочного инвентаря, кабинеты для индивидуальной психологической работы с осужденными;
- общежития отрядов 1, 8, 6, 12 и 13 укомплектовать в достаточном количестве санитарно-техническим оборудованием по норме не менее 1 унитаз, 1 писсуар на 15 человек; 1 умывальник на 10 человек.
- 2. в соответствии со
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и
п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" установить на светильники колпаки (рассеиватели), исправные лампы освещения во всех помещениях.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: пункт "б" в части 1 статьи 223 Трудового кодекса РФ отсутствует. | |
- 3. в соответствии с
п. "б" ч. 1 ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечить санитарно-бытовое и медицинское обслуживание осужденным на производстве в соответствии с требованиями охраны труда, оборудовать по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создать санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
- УФСИН России по Смоленской области в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу обязать осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области.
Требования мотивированы тем, что 28.11.2019 в ходе проверки соблюдения закона и условий содержания осужденных, отбывающих наказание в ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Смоленской области выявлены многочисленные нарушения требований законности и прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение, соблюдение требований пожарной безопасности и охраны труда при привлечении осужденных к труду.
Смоленский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 27.09.2019 направил в адрес начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области представление об устранении нарушений закона, которое на момент проверки в части соблюдения требований пожарной безопасности и охраны труда не исполнено, ремонт выполнен частично только на 1 этаже. С учетом изложенного, 06.12.2019 через прокуратуру Смоленской области в адрес начальника УФСИН России по Смоленской области было направлено представление об устранении нарушений прав осужденных и нарушения ими
Правил внутреннего распорядка.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба исполнения наказания.
В судебном заседании Смоленский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ Протасов С.А. поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом уточнений.
Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области К. заявленные требования не признал, сославшись на письменные возражения (л.д. 75-76).
Представитель УФСИН России по Смоленской области С. требования не признала, пояснила, что заявленные требования исполняются ответчиками в добровольном порядке, также поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 99-103).
Третье лицо Федеральная служба исполнения наказания в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 07 октября 2020 исковые требования Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены частично;
На ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области возложена обязанность не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства - создать соответствующие условия содержания граждан в пенитенциарном учреждении.
В соответствии с требованиями
ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и
ч. 1 ст. 24 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" провести текущий ремонт: в камере ШИЗО-7, в ПКТ-4, в душевой комнате; в карантинном отделении в бытовой комнате; в СУОН в спальном помещении, в раздевалке, туалете и умывальнике; в умывальниках и туалетах в медицинской части, в отрядах N 6, 12, 13.
Комнаты приема пищи и хранения продуктов питания ИК-6 во всех отрядах укомплектовать индивидуальными ячейками для хранения продуктов питания.
Общежития отрядов N 1, 8, 6, 12, 13 укомплектовать санитарно-техническим оборудованием по норме не менее 1 унитаз, 1 писсуар на 15 человек; 1 умывальник на 10 человек.
В соответствии со
ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и
п. 42 Правил противопожарного режима в РФ, во всех помещениях установить на светильники колпаки (рассеиватели), исправные лампы освещения.
В соответствии с
п. "б" ч. 1 ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации ИК-6 обеспечить санитарно-бытовое и медицинское обслуживание осужденным на производстве в соответствии с требованиями охраны труда. Оборудовать по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создать санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи;
На УФСИН России по Смоленской области возложена обязанность в соответствии с
Положением "Об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области", утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 N 518 для устранения нарушений требований закона в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области.
В остальной части иска Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УФСИН России по Смоленской области (далее - Управление) просит отменить решение суда в части обязательства УФСИН России по Смоленской области осуществить материально-техническое обеспечение как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что УФСИН России по Смоленской области может распоряжаться денежными средствами только в пределах выделенных ФСИН России материально-технических ресурсов. На момент вынесения решения требования истца о проведении текущего ремонта в ШИЗО N 7, ПКТ N 4, дешевой комнате, в бытовой комнате карантинного помещения (отделения), в раздевалке, туалете, умывальнике отряда СУОН были выполнены на 80%, проводился капитальный ремонт нового спального помещения отряда СУОН. С целью выполнения этих работ 11.06.2020 Управление заключило государственный контракт N 158 на поставку Учреждению строительных и отделочных материалов, что и было реализовано 23.06.2020. В части не укомплектованности комнат приема пищи и хранения продуктов питания в отрядах ИК-6 индивидуальными ячейками для хранения продуктов питания, Управление 23.09.2020 заключило государственный контракт N 197 на поставку предметов мебели, в том числе стеллажей для хранения продуктов, срок поставки товара до 25.11.2010. С целью доукомплектования ФКУ ИК-6 необходимым санитарно-техническим оборудованием, Управление 09.09.2020 заключило контракт N 257, оборудование и необходимые для его установки комплектующие 28.09.2020 были переданы в учреждение. В целях соблюдения противопожарного режима в помещениях ФКУ ИК-6, Управление передало в Учреждение светодиодные светильники в количестве 90 штук, закупленные в рамках заключенного 09.09.2020 контракта N 258. Для оказания медицинской помощи производственные участки центра трудовой адаптации осужденных оборудованы санитарными постами с аптечками, которые укомплектованы набором лекарственных средств и препаратами для оказания первой помощи. Считают, что все меры по материально-техническому обеспечению в рамках тех требований, которые указаны в исковом заявлении, Управление на момент вынесения судом решения выполнило.
В остальной части решение суда участниками процесса не оспаривается.
В силу
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ,
п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, в апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец прокурор Протасов С.А. поддержал письменные возражения по доводам апелляционной жалобы и, сославшись на результаты проверки от 29.01.2021, указал на частичное исполнение ИК - 6 решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 07.10.2020, что для полного обеспечения санитарно-техническим оборудованием и строительными материалами в октябре - декабре 2020 ИК-6 были направлены заявки в УФСИН России по Смоленской области, которые не исполнены. Не устранены в полном объеме требования по замене неисправных ламп освещения и установке на светильники колпаков (рассеивателей).
В судебное заседание Судебной коллегии третье лицо Федеральная служба исполнения наказания, не явилась, о времени и месте разбирательства дела извещена надлежаще судом апелляционной инстанции. Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с положениями
ст. 167 и
ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Из материалов дела усматривается, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области является учреждением уголовно-исправительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы для осужденных, которым назначен строгий вид режима. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказания.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (далее Управление) является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, и осуществляет в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (
п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области, утв. приказом ФСИН России от 11.06.2015 N 518, л.д. 21-27).
Управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (
п. 4 Положения об Управлении).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на балансе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области находится общежитие для осужденных, строение 1972 года постройки.
В соответствии с
ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в
Конституции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.
Как следует из предоставленных прокурором представлений N 20/30-136в-19 от 27.09.2019 и N 20/30-150в-19 от 02.12.2019 (л.д. 5-7, 16-18), прокурором были установлены нарушения ответчиком - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области требований законодательства законности и прав осужденных в части коммунально-бытового обеспечения осужденных, в области пожарной безопасности, охраны труда, а именно:
- в камере ШИЗО-7, ПКТ-4 на потолках и стенах имеется отслоение штукатурки, в душевой комнате необходима замена плитки на полу и стенах, т.к. имеются ее повреждения. В карантинном отделении в бытовой комнате отслаиваются обои. В отряде со строгими условиями отбывания наказания (далее - СУОН) в спальном помещении также имеется отслоение побелки, полы имеют повреждения, раздевалка, туалет и умывальник требуют косметического ремонта - на стенах и потолке отслоение краски, плесень. Также требуют косметического ремонта умывальники и туалеты в медицинской части, в отрядах N 6, 12, 13 - плесень на стенах и потолке, не покрашены водопроводные трубы, требует замены плитка на полу и стенах, в бытовой комнате и жилой секции отряда полы имеют повреждения;
- во всех общежитиях отрядов отсутствуют комнаты психологической разгрузки, хранения хозинвентаря; комнаты приема пищи и хранения продуктов питания во всех отрядах не укомплектованы индивидуальными ячейками, в отряде СУОН отсутствует комната бытового обеспечения;
- общежития отрядов не укомплектованы в достаточном количестве санитарно-техническим оборудованием: в отряде N 1 установлено лишь 3 унитаза, 2 писсуара и 4 умывальника на 92 осужденных; в отряде N 8 - 4 унитаза, 3 писсуара и 10 умывальников на 126 осужденных; в отрядах N 6, N 12, N 13 на 270 человек 5 унитазов, при норме не менее 1 унитаз на 15 человек, 1 умывальник на 10 человек;
- светильники эксплуатируются со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника: в камерах ШИЗО-З, ШИЗО-7, ШИЗО-8, ШИЗО-12, ПКТ-4, ПКТ-5, ПКТ-10, ПКТ-13, в спальном помещении карантинного отделения, в комнате приема пищи; в медицинской части: на втором этаже в коридоре, в палате N 4, изоляторе; в коридоре отряда СУОН; в спальном помещении отряда с облегченными условиями отбывания наказания; в бытовой комнате отряда N 8; коридоре и комнате приема пищи отряда N 2, пошивочном и раскройном цехах также отсутствуют рассеиватели светильников и установлены неисправные лампы освещения;
- в цеху деревопереработки, в пошивочном и раскройных цехах отсутствуют оборудованные по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) не созданы санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
Возражая против иска, ответчик УФСИН России по Смоленской области указал на то факт, что вопросам материально - бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, в том числе созданию надлежащих условий содержания, уделяется постоянное внимание. 13.03.2020 утверждена Программа капитального ремонта объектов УФСИН России по Смоленской области, которая предусматривает проведение капитального ремонта в учреждениях в рамках выделенных денежных средств, в том числе ФКУ ИК-6: будет проводиться капитальный ремонт общежития на 215 мест, на 1 этаже которого расположен отряд СУОН. По завершении ремонта в данном общежитии будет оборудована комната быта. Очередность проведения ремонта, необходимый вид ремонта определяются и будут определяться ответчиками с ФСИН России с учетом требований Приказа Минюста России от 28.09.20001 N 276 в пределах имеющихся финансовых возможностей. В настоящее время для оборудования комнат приема пищи и хранения продуктов индивидуальными ячейками правлением закуплено 50 стеллажей, из которых 10 передано ФКУ ИК-6, также заключен государственный контракт на закупку для нужд ФКУ ИК-6 санитарно-технического оборудования, срок исполнения до 25.09.2020.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора. Возлагая на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области обязанности по созданию надлежащих условий содержания граждан в данном пенитенциарном учреждении, а на УФСИН России по Смоленской области осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующих условий содержания, суд первой инстанции исходил из ненадлежащего исполнения возложенных на ответчиков обязанностей. При этом суд руководствовался положениями Уголовно-исполнительного
кодекса Российской Федерации,
Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы",
Инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 28.09.2001 N 276,
Положением об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области, утвержденным приказом ФСИН РФ от 11.06.2015 N 518.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона.
В соответствии с пп. 1 и 2 п. 15 Положения об УФСИН по Смоленской области, утв. приказом ФСИН России от 11.06.2015 N 518, Управление обеспечивает в соответствии с законодательством РФ, в том числе: условия содержания осужденных лиц, содержащихся под стражей в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда;
осуществляет, в том числе: материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных.
Ответчиками не оспаривалось, что вопросы, связанные с финансированием ФКУ ИК-6, в том числе и мероприятий по материально-техническому обеспечению, по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, по охране труда производятся за счет Федерального бюджета и данное финансирование производится через Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Смоленской области.
Принимая во внимание, что УФСИН России по Смоленской области не является распорядителем бюджетных средств, однако вопросы, связанные с планированием распределения средств на финансирование мероприятий по исправлению нарушений требований законодательства, отмеченных в представлении Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 02.12.2019, Судебная коллегия отмечает, что данные мероприятия требуют активных действий с его стороны. Соответчиком Управлением Федеральной службы исполнения наказания России по Смоленской области не представлено суду доказательств того, что для разрешения вопросов финансирования отмеченных прокурором мероприятий за время судебного разбирательства были приняты все меры и совершены необходимые действия.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки данных доказательств у суда апелляционной инстанции отсутствуют, в связи с чем, не могут повлечь отмену судебного решения.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и вынес решение, соответствующее требованиям закона и обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь
ст. ст. 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 07 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФСИН России по Смоленской области, поданную в его интересах представителем по доверенности С. - без удовлетворения.