Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2020 по делу N 88-28299/2020
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного страхового стажа, в который не включены периоды работы и прохождения курсов профессиональной переподготовки.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2020 по делу N 88-28299/2020
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного страхового стажа, в который не включены периоды работы и прохождения курсов профессиональной переподготовки.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2020 г. по делу N 88-28299/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Шеховцовой Ю.В., Матросовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2020 года гражданское дело N 2-91/2020 по иску Ш. ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Воротынскому району Нижегородской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Воротынскому району Нижегородской области
на решение Воротынского районного суда Нижегородской области от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 29 сентября 2020 года,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В.,
установила:
Ш. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Воротынскому району Нижегородской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Воротынского районного суда Нижегородской области от 14 июля 2020 года исковые требования Ш. удовлетворены. Признан незаконным отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Воротынскому району Нижегородской области от 17 марта 2020 года в досрочном назначении Ш. страховой пенсии по старости в части не включения в стаж периода работы с 19 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года, а также периода прохождения курсов профессиональной переподготовки с 19 октября 2015 года по 30 октября 2015 года. На Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по Воротынскому району Нижегородской области возложена обязанность включить в специальный стаж Ш., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, период работы с 19 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года в должности водителя ПЧ-132, период прохождения курсов профессиональной переподготовки с 19 октября 2015 года по 30 октября 2015 и назначить Ш. досрочную страховую пенсию по старости с 28 февраля 2020 года. С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Воротынскому району Нижегородской области в пользу Ш. взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 29 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Воротынскому району Нижегородской области без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Воротынскому району Нижегородской области просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая, что с 19 июля 2004 года ПЧ-132 была передана в подчинение управления по делам ГО и ЧС Воротынского района главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области, а досрочная страховая пенсия устанавливается исключительно работникам федеральной противопожарной службы.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судами, на основании приказа ГУ ГОЧС N 372 от 19 июля 2004 года 132-ПЧ по охране р.п. Воротынец передано в подчинение управления по делам ГО и ЧС Воротынского района Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 года N 487 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 1 января 2005 года реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области.
Согласно приказу N 657 от 17 декабря 2004 года в связи с ликвидацией управления по делам ГО и ЧС Воротынского района 132 пожарная часть по охране р.п. Воротынец передано в подчинение ГУ МЧС России по Нижегородской области.
28 февраля 2020 года Ш. обратился в ГУ УПФ РФ по Воротынскому району Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. п. 18 п. 1. ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ по Воротынскому району Нижегородской области от 17 марта 2020 N 7 Ш. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного страхового стажа, который на момент обращения составил 20 лет 6 месяцев 05 дней.
При этом в специальный стаж истца ответчиком не были включены, в том числе следующие периоды работы: с 19 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года - работа в должности водителя ПЧ-132 р.п. Воротынец, поскольку 132 пожарная часть по охране р.п. Воротынец содержалась за счет бюджета области, работники данных пожарных частей, отрядов и аварийно-спасательных формирований право на досрочное пенсионное обеспечение не имеют, так как относятся к противопожарной службе субъектов РФ; с 19 октября 2015 года по 30 октября 2015 года - курсы профессиональной переподготовки, поскольку не поименованы в
пункте 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Ш. о включении в специальный стаж периода прохождения курсов профессиональной переподготовки с 19 октября 2015 года по 30 октября 2015 года, суд первой инстанции, руководствуясь
статьями 187,
196 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в указанный период за истцом сохранялась средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В указанной части решение суда первой инстанции и апелляционное определение не обжалуется, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы в соответствии с
частью 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периода работы с 19 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года в должности водителя ПЧ-132, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что истец работал в должности и в учреждении, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Между тем, судебная коллегия находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении положений действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно
статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.
Так, в силу
частей 2,
4 и
5 статьи 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с
подпунктом "л" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список от 18 июня 2002 г. N 437).
Согласно Списку от 18 июня 2002 г. N 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются водители автомобиля (пожарного).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральным
законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Согласно
пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868
(пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Судами первой и апелляционной инстанций, сделавшим вывод о том, что период работы истца с 19 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года в должности водителя ПЧ-132 подлежит включению в специальный стаж в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", не были учтены положения вышеуказанных норм права, из которых следует, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких данных обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что является основанием для отмены решения Воротынского районного суда Нижегородской области от 14 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 29 сентября 2020 года и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного, и руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Воротынского районного суда Нижегородской области от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 29 сентября 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Воротынский районный суд Нижегородской области.