Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2022 N 88-7065/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 28.04.2022 по делу N 33-333/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Обстоятельства: Ответчиком не оспаривалось привлечение истца к несению службы сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, соответствующие приказы ответчиком не издавались, денежное вознаграждение за спорный период не начислялось и не выплачивалось.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 28.04.2022 по делу N 33-333/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Обстоятельства: Ответчиком не оспаривалось привлечение истца к несению службы сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, соответствующие приказы ответчиком не издавались, денежное вознаграждение за спорный период не начислялось и не выплачивалось.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.

САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2022 г. по делу N 33-333/2022
Судья Михайлова О.А. (N 2-264/2021)
Докладчик Марьенкова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего: Марьенковой А.В.,
судей: Петровой Л.А., Чемис Е.В.
при помощнике судьи: Зориной Т.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т. к управлению Федеральной службы исполнения наказания по Сахалинской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 УФСИН России по Сахалинской области" о взыскании компенсации за работу сверх установленной продолжительности служебного времени,
по апелляционной жалобе Т. на решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 29 октября 2021 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения представителя управления Федеральной службы исполнения наказания по Сахалинской области Г., действующей на основании доверенности от 29.08.2019, судебная коллегия
установила:
12.07.2021 Т. обратился в суд с иском к ФКУ ИК N 2 УФСИН России по Сахалинской области о взыскании компенсации за работу сверх установленной продолжительности служебного времени. В обоснование заявленных требований указал, что в период с 25 мая 2016 года по 12 апреля 2021 года проходил службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области. С февраля 2018 года по декабрь 2020 года привлекался к суточным дежурствам, в том числе в ночное время, в выходные и праздничные дни. Поскольку суточные, ночные, выходные и праздничные дни не оплачивались, а также не предоставлялись отгулы, инициировал иск о взыскании компенсации за работу сверх установленной продолжительности служебного времени, в размере 414 843 рубля 08 копеек.
Определением суда от 09 сентября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Сахалинской области.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого ставит вопрос Т. в апелляционной жалобе. Не соглашается с выводом суда о пропуске срока исковой давности.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области К. указывает на законность и обоснованность решения суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель управления Федеральной службы исполнения наказания по Сахалинской области Г. указала на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Т., представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о его отмене как постановленного с нарушением норм материального права, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции установлено, что приказом УФСИН России по Сахалинской области N 339-лс от 25.08.2017 капитан внутренней службы Т. назначен на должность заместителя начальника центра трудовой адаптации осужденных ФКУ "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Сахалинской области" с 25 августа 2017 года, должностным окладом 19500 рублей с сохранением ранее установленных надбавок за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (т. 1, л.д. 29).
На основании приказа УФСИН России по Сахалинской области N 58-лс от 11.02.2021 с капитаном внутренней службы Т. расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в последний день предоставленного отпуска 12 апреля 2021 года (т. 1, л.д. 31).
В период службы Т. привлекался к несению службы с 09 часов 00 минут на 24 часа: с 22 по 23 февраля 2018 года, с 04 по 05 декабря 2018 года, с 14 по 15 декабря 2018 года, с 21 по 22 декабря 2018 года, с 26 по 27 декабря 2018 года, с 10 по 11 января 2019 года, с 13 по 14 января 2019 года, с 16 по 17 января 2019 года, с 20 по 21 января 2019 года, с 27 по 28 января 2019 года, с 29 по 30 января 2019 года, с 04 по 05 февраля 2019 года, с 11 по 12 февраля 2019 года, с 18 по 19 февраля 2019 года, с 24 по 25 февраля 2019 года, с 07 по 08 марта 2019 года, с 25 по 26 марта 2019 года, с 11 по 12 апреля 2019 года, с 17 по 18 апреля 2019 года, с 22 по 23 апреля 2019 года, с 28 по 29 апреля 2019 года, с 05 по 06 мая 2019 года, с 17 по 18 мая 2019 года, с 28 по 29 мая 2019 года, со 02 по 03 июня 2019 года, с 10 по 11 июня 2019 года, с 13 по 14 июня 2019 года, с 23 по 24 июня 2019 года, с 28 по 29 июня 2019 года, с 04 по 05 июля 2019 года, с 14 по 15 июля 2019 года, с 19 по 20 июля 2019 года, с 25 по 26 июля 2019 года, с 01 по 02 августа 2019 года, с 22 по 23 августа 2019 года, с 29 по 30 августа 2019 года, с 01 по 02 сентября 2019 года, с 01 по 02 ноября 2019 года, с 19 по 20 ноября 2019 года, с 28 по 29 ноября 2019 года, с 25 по 26 февраля 2020 года, с 27 по 28 марта 2020 года, с 19 по 20 марта 2020 года, с 11 по 12 марта 2020 года, с 06 по 07 апреля 2020 года, с 16 по 17 апреля 2020 года, с 22 по 23 апреля 2020 года, с 28 по 29 апреля 2020 года, с 08 по 09 мая 2020 года, с 13 по 14 мая 2020 года, с 17 по 18 июня 2020 года, с 22 по 23 июня 2020 года, с 29 по 30 июня 2020 года, с 08 по 09 июля 2020 года, с 14 по 15 июля 2020 года, с 24 по 25 июля 2020 года, с 28 по 29 июля 2020 года, с 03 по 04 августа 2020 года, с 07 по 08 августа 2020 года, с 13 по 14 августа 2020 года, с 21 по 22 августа 2020 года, 31 августа по 01 сентября 2020 года, с 04 по 05 сентября 2020 года.
Приказом УФСИН России по Сахалинской области N 51-к от 08.02.2019 Т. предоставлены дополнительные дни отдыха с 07 по 08 февраля 2019 года за работу 13 января 2019 года - 13,5 часа, 27 января 2019 года - 13,5 часа.
Разрешая спор на основании норм действующего законодательства, установив отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт обращения истца с рапортом о выплате денежной компенсации к начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, в чем суд первой инстанции усмотрел невыполнение Т. действующего законодательства и высказал суждение об отсутствии у ответчиков обязанности произвести оплату службы сверх установленной нормы, в выходные и праздничные дни.
Далее, высказав суждение об осведомленности Т. о размере ежемесячного денежного довольствия за период с 2018 года по 18 сентября 2020 года и обращении в суд 09 июля 2021 года, суд первой инстанции указал на пропуск истцом трехмесячного срока на обращение в суд, установленного для разрешения служебного спора, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия служебного контракта, а при его прекращении выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
С 01 августа 2018 года вступил в действие Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пунктом 4 статьи 74 которого предусмотрено, что сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Согласно п. 74 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269 и действующего до 03 октября 2021 года, при увольнении выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения сотрудника. Если сотрудник в день увольнения отсутствовал на службе, то соответствующие суммы денежного довольствия выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным сотрудником требования о расчете. При предоставлении сотруднику отпуска с последующим увольнением окончательный расчет с ним производится не позднее последнего рабочего дня перед началом отпуска.
Из материалов дела следует, что Т. уволен на основании приказа УФСИН России по Сахалинской области N 58-лс от 11 февраля 2021 года в последний день предоставленного отпуска 12 апреля 2021 года.
Судебной коллегией установлено, что окончательный расчет с Т. произведен 26 февраля 2021 года, в то время как согласно приказа ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области N 37-к от 04.02.2021 ему предоставлен отпуск с 15 февраля по 12 апреля 2021 года (т. 1, л.д. 46), что свидетельствует о нарушении работодателем требований п. 74 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269.
Несмотря на приведенные обстоятельства, при разрешении служебного спора и определении дня, с которым связывается начало срока, в течение которого работник вправе обратиться за его разрешением, суд с учетом положений п. 4 ст. 74 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в системной взаимосвязи с требованиями ст. 2, ст. 56 и ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, устанавливая момент, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении трудовых прав, включая наличие либо отсутствие нарушения данного права со стороны работодателя, специфику правового статуса работника, его место и роль в механизме управления трудом у конкретного работодателя, возможность как злоупотребления влиянием на документальное оформление решений о выплате денежного довольствия за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018 N 38-П, определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2020 N 69-КГ20-8-К7).
В судебном заседании 12 октября 2021 года представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, не оспаривая факт привлечения Т. к службе сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные, нерабочие праздничные дни, в ночное время, пояснил о том, что последний раз истец привлекался к работе сверх установленного рабочего времени в сентябре 2020 года, в связи с чем мог обратиться в суд с иском в октябре 2020 года (т. 3, л.д. 2).
12 октября 2021 года в судебном заседании представитель ответчика дополнительно указал, что обязанность по составлению табеля учета рабочего времени возложена на заместителя начальника колонии - начальника центра, которая была вакантной, в связи с чем составление табелей рабочего времени было возложено на истца. Приказа о наделении его такими полномочиями в ФКУ ИК-2 УФСИН по Сахалинской области не существовало (т. 3, л.д. 2).
Из пояснений Т. следует, что контроль за составлением табелей учета рабочего времени была возложена на начальника отдела центра трудовой адаптации, называл конкретные фамилии, тем самым отрицая доводы ответчика о вакантности указанной должности. Рапорт на оплату работы сверх установленной продолжительности рабочего времени не подавал в связи с озвученной ему отделом кадров позицией об отсутствии приказа и возможности оплаты только в судебном порядке. При увольнении сделал все табели, которые за месяц до увольнения сдал в отдел кадров, где они долго лежали, и которые ему потом вернули, указав на то, что ни чего принимать не будут. При увольнении ему сказали о необходимости обращаться в суд (т. 3, л.д. 3-4, 26).
Согласно справке ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области б/н от 12 октября 2021 года на Т. табели учета рабочего времени за период с 01 января по 31 декабря 2019 года, с 01 января по 31 декабря 2020 года, с 01 января по 12 апреля 2021 года в бухгалтерию ФКУ ИК-2 не поступали. В приеме табелей учета рабочего времени ему было отказано кадровой службой ввиду неправильного заполнения (т. 1, л.д. 139).
Судебная коллегия также обращает внимание и на то обстоятельство, что в нарушении п. 5.16 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом ФКУ ИК-2 УФСИН по Сахалинской области N 180 от 26.04.2017, в учреждении надлежащим образом не оформлялось привлечение сотрудников к службе сверх установленной законом продолжительности рабочего времени. Отсутствие же соответствующего приказа, исходя из приведенного положения локального нормативного акта, лишает сотрудника права на выплату ему денежного довольствия за отработанное время.
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о наличии в действиях ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области злоупотребления влиянием на документальное оформление решений о привлечении сотрудника к службе сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, решений о начислении и выплате денежного довольствия за сверхурочную работу, которые привели к длящемуся вплоть до увольнения нарушению прав Т. на получение в полном объеме причитающегося ему денежного довольствия.
Предоставление истцом табелей рабочего времени в период своего отпуска, длительное их нахождение в отделе кадров и дальнейший возврат по причине их несоответствия каким-то требованиям подтверждают доводы Т. о наличии у него объективного ожидания полной выплаты ему денежного довольствия в момент увольнения, в связи с чем исчисление срока на обращение в суд с исковым заявлением с даты последнего привлечения его к службе сверх установленного времени, вопреки выводам суда первой инстанции и доводам стороны ответчика, несостоятельно и противоречит положениям ст. 140 и ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 74 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", связывающей исчисление такого срока с моментом осведомленности служащего о нарушении его прав.
Более того, получив от истца табели учета рабочего времени, соответствующие по форме их составления требованиям, предусмотренным приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52-н, и идентичным табелям рабочего времени, предоставленных ответчиком, у ФКУ ИК-2 УФСИН по Сахалинской области на основании п. 14.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 N 76, возникла обязанность издать соответствующий приказ и произвести выплату денежных средств за привлечение сотрудника к службе сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, а работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
При таких обстоятельствах, учитывая длящийся характер служебных отношений и нарушений прав истца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с иском следует исчислять с 12 апреля 2021 года, т.е. с момента увольнения Т. с занимаемой должности, поскольку именно в день прекращения служебных отношений истец узнал о нарушении своего права, которые он мог защитить только в судебном порядке.
Судебном коллегией установлено, что исковое заявление, ставшее предметом настоящего гражданского дела, направлено в суд Т. посредством почтовой связи 09 июля 2021 года, в связи с чем установленный п. 4 ст. 74 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" срок истцом не пропущен.
Довод ответчика о том, что срок для обращения в суд с иском необходимо исчислять с момента последнего привлечения истца к работе, противоречит п. 5.16 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом ФКУ ИК -2 УФСИН по Сахалинской области N 180 от 26.04.2017, ограничивающему лишь право сотрудника на предоставление дополнительного времени отдыха и не предусматривающему таких ограничений при разрешении вопроса о взыскании денежного довольствия за службу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время.
В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Согласно ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.
В силу ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени (ч. 1). Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (ч. 2). Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (ч. 6).
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка, утвержденными приказом ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области N 180 от 26.04.2017, сотрудникам учреждения (мужчинам) установлена пятидневная 40-часовая рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресение (п. 5.1). Сотрудники при необходимости могут привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области с предоставлением соответствующей компенсации. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность. В неотложных случаях приказ может быть отдан устно с последующим оформлением письменно не позднее трех суток. Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. Предоставление дополнительных дней (часов) отдыха осуществляется по рапорту сотрудника в течение шести месяцев со дня, отработанного сверхурочно или работы в выходные и нерабочие праздничные дни. При увольнении сотрудника дополнительные дни отдыха за текущий и предшествующий годы могут быть присоединены к отпуску с последующим увольнением, либо выплачена компенсация. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (п. 5.16).
В ходе рассмотрения спора лицами, участвующими в деле, не оспаривалось то обстоятельство, что привлечение к несению службы сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни происходило без издания соответствующих приказов, за период с февраля 2018 года по 12 апреля 2021 года оплата труда не начислялась и не производилась.
На основании суточных ведомостей надзора при исполнении судебного поручения установлено, что в спорный период Т. привлекался к службе в сверх установленной законом продолжительности рабочего времени: в 2018 году в количестве 47,5 часов, в 2019 году в количестве 111 часов, в 2020 году в количестве 112 часов, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни: в 2018 году в количестве 77 часов, в 2019 года в количестве 268 часов, в 2020 году в количестве 63 часа, ночное время: в 2018 году в количестве 80 часов, в 2019 году в количестве 229 часов, в 2020 году в количестве 109 часов
За проработанное сверхурочное время Т. подлежало начислению денежное довольствие с учетом его работы сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время: в 2018 году в размере 32241 рубль 46 копеек, в 2019 году в размере 97533 рубля 44 копейки, в 2020 году в размере 46790 рублей 06 копеек, а всего 176564 рубля 96 копеек (НДФЛ не исчислен) (т. 4, л.д. 158-161).
Положениями п. 8 ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам установлены дополнительные выплаты, в том числе коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда (постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 26-П от 28.06.2018, определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.07.2021 N 88-5445/2021).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" Сахалинская область отнесена к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих, сотрудников и лиц выплачиваются процентные надбавки в размере 50 процентов (III группа территорий), а также районный коэффициент 1,4.
Таким образом, на денежное довольствие с учетом его работы сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время в размере 176564 рубля 96 копеек подлежат начислению районный коэффициент и северная надбавка, в связи с чем в пользу Т. подлежат взысканию 335 473 рубля 42 копейки (НДФЛ не исчислен), из расчета: 176564,96 + 176564,96 x 50% + 176564,96 x 40%.
Несмотря на то обстоятельство, что УФСИН России по Сахалинской области является работодателем Т., судебная коллегия считает необходимым взыскать денежные средства с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, поскольку учреждение является самостоятельным юридическим лицом и на основании п. 4.1 Правил внутреннего трудового распорядка обязано выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в установленные сроки (т. 1, л.д. 36).
При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу судебное постановление подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 29 октября 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Сахалинской области в пользу Т. денежное довольствие с учетом его работы сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время в размере 335 473 (триста тридцать пять тысяч четыреста семьдесят три) рубля 42 копейки (НДФЛ не исчислен).
В удовлетворении остальной части исковых требований и к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Сахалинской области отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 05 мая 2022 года.
Председательствующий
А.В.МАРЬЕНКОВА
Судьи
Л.А.ПЕТРОВА
Е.В.ЧЕМИС