Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 N 88а-8355/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Приморского краевого суда от 15.02.2023 по делу N 33а-1505/2023 (УИД 25RS0002-01-2022-007981-62)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Отсутствуют доказательства приобретения заявителем права пользования иным жилым помещением.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Приморского краевого суда от 15.02.2023 по делу N 33а-1505/2023 (УИД 25RS0002-01-2022-007981-62)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Отсутствуют доказательства приобретения заявителем права пользования иным жилым помещением.
Решение: Удовлетворено.

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2023 г. по делу N а-1505/2023
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.,
судей Тарасовой Я.В., Ануфриева М.А.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Владивостокской таможне о признании решения незаконным,
с апелляционной жалобой административного истца на решение Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя административного истца ФИО7, представителя административного ответчика ФИО5, судебная коллегия
установила:
административный истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения комиссии Владивостокской таможни он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Основанием постановки на учет явилось наличие определенного стажа работы, а также недостаточная обеспеченность жилой площадью.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе заседания комиссии Владивостокской таможни принято решение о снятии его с учета в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об отсутствии у сотрудника права на такой учет. В обоснование принятого решения комиссией указано, что ФИО1 прописан собственником ФИО6 в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 41,2 кв. м, со статусом родства "зять", на момент постановки ФИО1 на учет уровень обеспеченности жильем на каждого зарегистрированного составлял 20,6 кв. м (41,2 кв. м: 2 чел), что превышало установленную законом норму - 15,0 кв. м.
С принятым решением административный истец не согласен, указывает, что предметом рассмотрения комиссии в 2015 и 2022 годах являлись одни и те же документы. Не согласен с выводами комиссии о том, что если он был вселен ФИО6 в жилое помещение с отметкой зять, он становится членом ее семьи.
Административный истец просил признать незаконным решение комиссии Федеральной таможенной службы Дальневосточного Таможенного управления Владивостокской таможни, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты ФИО1.
В судебном заседании представители административного ответчика возражали по существу заявленных требований, указав, что ФИО1 постоянно зарегистрирован в квартире по указанному адресу со статусом родства "зять", с учетом отсутствия соглашения (договора безвозмездного пользования, договора найма жилого помещения) с собственником квартиры ФИО6 - матерью его супруги, определяющего права ФИО1 иначе, чем это предусмотрено частью 1 статьи 31 ЖК РФ, комиссия пришла к выводу о том, что ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения ФИО6. Выявление незаконности постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты по истечении периода времени с момента постановки на учет не порождает для ФИО1 право состоять на таком учете.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска.
Не согласившись с вынесенным решением, административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене принятого решения по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО7 поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении иска ФИО1 о признании его членом семьи ФИО6, являющейся собственником квартиры, в которой ФИО1 зарегистрирован.
Представитель административного ответчика ФИО5 полагала решение суда законным и обоснованным, считала, что поскольку ФИО1 зарегистрирован в квартире ФИО6 со статусом родства "зять", он является членом ее семьи.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке отражены в статье 310 КАС РФ. Такие основания по результатам изучения доводов апелляционной жалобы и административного дела установлены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из положений части 9 статьи 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, решением комиссии Владивостокской таможни, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по пункту 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Уведомлением Владивостокской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 сообщено о снятии с указанного учета на основании подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 постоянно зарегистрирован в квартире по адресу <адрес> со статусом родства "зять", при этом сведений о предоставлении ФИО1 указанного жилого помещения для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма) не представлено, учитывая, что в результате регистрации по указанному месту жительства обеспеченность общей площадью жилого помещения ФИО1 и членов его семьи на каждого зарегистрированного составляло 20,6 кв. м (41,2 кв. м/2 чел.), что превышало установленную пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ норму - 15,0 кв. м, административный ответчик пришел к правомерному выводу о наличии оснований для снятия ФИО1 с учета для получения единовременной выплаты.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда первой инстанции сделаны без учета конкретных обстоятельств дела, имеющих существенное правовое значение для его правильного разрешения спора.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 указанного Федерального закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5 Правил).
Подпунктом "г" пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты также в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
В силу положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Исключая административного истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, административный ответчик, с решением которого согласился суд первой инстанции, сослался на положения подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, при этом указал, что на момент постановки ФИО1 на учет уровень обеспеченности общей жилой площадью превышал установленную пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ норму на одного члена семьи - 15 квадратных метров.
Вместе с тем, в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Согласно выписке из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, сославшись на положения ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ, пришла к выводу о том, что ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения ФИО6 (матери его супруги), обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более 15 кв. м. При это комиссией учтен факт регистрации ФИО1 в жилом помещении, общей площадью 41,2 кв. м, по адресу <адрес>, принадлежащем его теще ФИО6 на праве собственности.
Однако, ссылка комиссии на статью 31 Жилищного кодекса РФ является необоснованной, поскольку факт совместно проживания и ведения совместного хозяйства ФИО1 и его тещей ФИО6 не установлен и не подтвержден документально, в то время, как согласно пояснениям стороны административного истца в указанной квартире он проживает совместно со своей супругой и детьми, что и было предметом рассмотрения при вынесении приобщенного в порядке ч. 2 ст. 308 КАС РФ решения Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в признании ФИО1 членом семьи ФИО6 отказано.
При таких обстоятельствах, регистрация ФИО1 по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Наличие у ФИО1 регистрации в жилом помещении, принадлежащем матери его супруги на праве собственности об обеспеченности его жилым помещением не свидетельствует. При наличии зарегистрированного брака и проживания с супругой и детьми, вывод административного ответчика о том, что ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения ФИО6, основан на неверном толковании закона.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Обжалуемое решение суда первой инстанции приведенным требованиям не отвечает, ввиду его принятия при неправильном применении норм материального права, что привело к принятию неправильного судебного акта и повлияло на исход дела.
Поскольку для исправления допущенной судом первой инстанции ошибки не требуется установления новых обстоятельств, представления, исследования и оценки других доказательств, в силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции принимает по делу новое решение об удовлетворении требований ФИО1 о признании решения комиссии Федеральной таможенной службы Дальневосточного Таможенного управления Владивостокской таможни, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять новое решение.
Признать незаконным и отменить решение комиссии Федеральной таможенной службы Дальневосточного Таможенного управления Владивостокской таможни, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты ФИО1.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.