Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2023 N 88-8518/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 13.04.2023 N 33-595/2023 (УИД 82RS0001-01-2022-000192-38)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия страхового стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет. В специальный трудовой стаж истца не включен период его работы в должности водителя (шофера) автомобиля (пожарного) государственной противопожарной службы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 13.04.2023 N 33-595/2023 (УИД 82RS0001-01-2022-000192-38)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия страхового стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет. В специальный трудовой стаж истца не включен период его работы в должности водителя (шофера) автомобиля (пожарного) государственной противопожарной службы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 апреля 2023 г. N 33-595/2023
УИД 82RS0001-01-2022-000192-38
Судья Коваленко А.И. | Дело N 2-158/2022 |
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Нечунаевой М.В.,
судей Гавриной Ю.В., Степашкиной В.А.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе П. на решение Олюторского районного суда Камчатского края от 5 декабря 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования П. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю о признании решения от 21 марта 2022 года Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю: о признании решения от 21 марта 2022 года Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и не включении в трудовой специальный стаж период работы <данные изъяты>, в должности водитель (шофер) автомобиля (пожарного), незаконным; возложении обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю включить П. в работу в специальный страховой стаж, то есть стаж работы на соответствующих видах работ (стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти) необходимый для назначении пенсии, период работы: <данные изъяты> в: Тиличикском ПСО "Государственная противопожарная и аварийно-спасательная служба Управления внутренних дел Корякского автономного округа"; Отделе государственной противопожарной службы МЧС России по Корякскому автономному округу; ОГПС МЧС КАО реорганизованного в Управление по обеспечению деятельности администрации Корякского автономного округа в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (Приказ МЧС России N от 26 октября 2004 года); Управлении по обеспечению деятельности администрации Корякского автономного округа в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (Постановление Губернатора КАО N 239 от 5 апреля 2006 года), 5 апреля 2006 года переименованного в Государственное учреждение "Управление гражданской защиты и пожарной безопасности Корякского автономного округа"; Государственном учреждении "Отряд государственной службы МЧС России по Камчатскому краю" (Приказ МЧС России N 507 от 28 августа 2008 года), 1 января 2009 года реорганизовано в форме присоединения к Государственному учреждению "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Камчатскому краю" (Приказ ГУ МЧС России по Камчатскому краю N 864 от 1 декабря 2009 года) 1 января 2010 года переименованного в Государственное учреждение "Центр управление в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю", в должности: водитель (шофер) автомобиля (пожарного) (стаж: 17 лет 8 месяцев 22 дня), - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гавриной Ю.В., объяснения представителя ответчика Г., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю (далее по тексту - Управление, УПФ РФ по Камчатскому краю), наименование ответчика изменено на Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю, в котором просил признать решение Управления от 21 марта 2022 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и не включении в трудовой специальный стаж период работы <данные изъяты>, незаконным; возложить на ответчика обязанность включить в специальный страховой стаж, необходимый для назначении пенсии период работы П. <данные изъяты> в должности водителя (шофера) автомобиля (пожарного).
В обоснование заявленных требований указал, что 24 марта 2020 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением Отделения от 21 марта 2022 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия страхового стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет. По состоянию на 18 ноября 2021 года специальный трудовой стаж (стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) составил 11 лет 01 месяц 17 дней, в специальный стаж не включен период работы <данные изъяты>. В решении указано, что спорный период не подлежит зачету в специальный стаж работы, так как право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеют только сотрудники федеральной противопожарной службы. Истец отмечает, что с начала трудовой деятельности он работал в одних и тех же условиях, в одном и том же месте - с. Тиличики, Олюторского района, Камчатского края. Условия работы, как и специфика деятельности водителя (шофера) автомобиля (пожарного) не менялись. В настоящее время он продолжает работать в указанной должности в ФГКУ "Отряд ФПС по Камчатскому краю", и его должность в спорный период соответствовала списку должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по коду N 11442 в соответствии с Общероссийским
классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Указал, что организация, в которой истец трудился (несмотря на постоянные реорганизации, переименования), всегда относилась к УВД по КАО, фактически находилась в подчинении МВД РФ, а после реформации стала относиться к МЧС России.
В судебном заседании истец П. просил произвести замену ненадлежащего ответчика Управления на надлежащего - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю (далее по тексту - Отделение, ОПФ РФ по Камчатскому краю), уточнил исковые требования в части наименования ответчика.
Представитель ОПФ РФ по Камчатскому краю Г. в судебном заседании исковые требования не признала. Отметила, что истцом не представлено доказательства работы в федеральной противопожарной службе и что финансирование его трудовой деятельности происходило из федерального бюджета. Указала, что архивные справки, предоставленные истцом, также не подтверждают его трудовую деятельность именно на федеральной службе. Полагала, что поскольку в спорный период истец работал в иных организациях по совместительству, что свидетельствует о выполнении работ не в течение полного рабочего дня. Кроме того, в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не содержится информации о льготном характере работы истца в спорный период.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе П., выражая несогласие с принятым решением, просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции принял решение с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела. Судом необоснованно отклонена ссылка на
Приказ МВД РФ от 23 июня 1995 года N 241 "Об утверждении перечня оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России", ввиду того, что указанный
приказ распространялся на оперативных сотрудников ГПС, но не на службы субъекта, так как Тиличикская ПСО "Государственная противопожарная и аварийно-спасательная служба Управления внутренних дел Корякского автономного округа", относилась и была оперативным подчиняющимся подразделением Управления Внутренних Дел КАО, которое в свою очередь подчинялось напрямую МВД РФ, как и его работники. Полагает, что в соответствии со
ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, следовательно, Тиличикская ПСО "Государственная противопожарная и аварийно-спасательная служба Управления внутренних дел Корякского автономного округа" входила в состав Государственной противопожарной службы. Судом не учтено, что
ст. 8 данного Федерального закона, закреплена норма о том, что работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы (в состав которого входила Тиличикская ПСО), утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. При этом императивной ссылки на замещение именно федеральной или иной должности в период с 1994 года по 2002 год, для получения льготной пенсии эта норма не содержала. Считал, что поскольку его функциональные обязанности, а также характер работы вне зависимости от смены названия юридического лица, где он осуществлял свою трудовую деятельность, не менялись, так как, начиная с 1993 года истец работал в должности водителя (шофера) пожарного автомобиля, то спорный период подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Заслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, посчитав возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца в порядке
ст. ст. 327,
167 ГПК РФ и
ст. 165.1 ГК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом
(ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным
законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным
законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального
закона, Федерального
закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального
закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального
закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно
подп. "л" п. 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
В соответствии с положениями
ст. ст. 4 и
5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Согласно Федеральному
закону от 27 декабря 1995 года N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу
подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 года 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Из
подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что правом на назначение досрочно трудовой пенсии обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 18 ноября 2021 года П. обратился в Отделение Пенсионного Фонда РФ по Камчатскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, с приложением документов для установления данного права.
21 марта 2022 года вынесено решение Отделения N 812 об отказе в установлении пенсии, поскольку на дату подачи заявления имеется страховой стаж 44 года 07 месяцев 07 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 33 года 09 дней, стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти - 11 лет 01 месяц 17 дней, что составляет менее необходимого - 25 лет специального стажа.
В специальный стаж работы не включен период работы в должности водителя с <данные изъяты> и с <данные изъяты>, поскольку П. не являлся в указанные периоды сотрудником федеральной противопожарной службы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ П. принят на работу в Противопожарную и аварийно-спасательную службу КАО на должность водителя 3 класса в Тиличикское ПСО, 29 мая 1997 года был уволен за прогул.
В соответствии с Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в период <данные изъяты> должность П. в Противопожарной и аварийно-спасательной службе КАО значилась как водитель, особые условия труда работодателем в данный период не устанавливались.
7 февраля 2003 года решением Тигильского районного суда КАО истец восстановлен в должности водителя профессиональной пожарной части Государственной противопожарной службы МЧС РФ КАО в п. Корф Олюторского района с 28 мая 1997 года (в отделе Государственной противопожарной службы МЧС России КАО).
26 октября 2004 года Отдел МЧС КАО реорганизован в Управление по обеспечению деятельности администрации Корякского автономного округа в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
5 апреля 2006 года постановлением Губернатора КАО N 239 Управление по обеспечению деятельности администрации Корякского автономного округа в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности переименовано в Государственное учреждение "Управление гражданской защиты и пожарной безопасности Корякского автономного округа".
С 28 августа 2008 года трудовая деятельность истца в должности водителя 3 класса проходила в Государственном учреждении "Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Камчатскому краю", который 1 января 2009 года был реорганизован в форме присоединения к Государственному учреждению "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Камчатскому краю".
Приказом главного управления МЧС России по Камчатскому краю от 1 декабря 2009 года N 864 Государственное учреждение "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Камчатскому краю" с 1 января 2010 года переименовано в Государственное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю".
Изменение должности истца с водителя 3 класса на водителя автомобиля (пожарного) 1 класса произведено с 1 октября 2010 года на основании приказа от 1 октября 2010 года N.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период <данные изъяты> включительно истец сотрудником федеральной противопожарной службы не являлся, поскольку относился к сотруднику противопожарной службы субъекта РФ, в связи с чем право на включение указанного периода в специальный стаж работы отсутствует.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не усматривает.
Суд первой инстанции дал верную оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковал и применил к данным правоотношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу, что доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период истец занимал должность водителя автомобиля (пожарного), и места работы (Тиличикское ПСО Противопожарной и аварийно-спасательной службы КАО, отдел Государственной противопожарной службы МЧС России КАО, Управление по обеспечению деятельности администрации КАО в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, Государственное учреждение "Управление гражданской защиты и пожарной безопасности КАО", Государственное учреждение "Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Камчатскому краю", Государственное учреждению "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Камчатскому краю", Государственное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю") входили в состав федеральной противопожарной службы, и их финансирование осуществлялось за счет федерального бюджета, истцом в материалы дела не представлено.
Суд, верно исходил из того, что согласно представленным в материалах дела документам, финансирование работодателя истца в спорный период осуществлялось за счет средств бюджета субъекта РФ. В связи с чем, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для включения П. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, спорного периода работы.
В решении суда приведено толкование норм материального права (Федерального
закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам
ст. 67 ГПК РФ.
Положениями вышеуказанных норм права закреплено, что пенсия по старости досрочно назначается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Изложенное свидетельствует о правомерности вывода суда первой инстанции о том, что досрочно страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Довод апеллянта о вхождении работодателя в спорные периоды в состав Государственной противопожарной службы и соответственно, наличии у него права на включение периода работы с 10 января 1993 года по 30 сентября 2010 года в специальный стаж, отклоняется судебной коллегией как основанный на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с Федеральным
законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации
(статья 5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868
(пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что прямо вытекает из
ст. 18 Федерального закона "О пожарной безопасности", согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей.
Также отклоняется и довод П. о соответствии занимаемой им должности Списку должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, поскольку как подтверждается материалами дела истец работал в должности водителя 3 класса, тогда как указанным Списком названная должность не поименована, должность "водитель" не идентична поименованной в Списке должности "водитель (шофер) автомобиля (пожарного)".
Иные доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание решения суда, судебная коллегия также не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
Таким образом, предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
определила:
решение Олюторского районного суда Камчатского края от 5 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.