Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.02.2022 N 88А-1651/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 15.09.2021 N 33а-3088/2021
Категория: Споры с органами власти.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по обеспечению села источником наружного противопожарного водоснабжения, по проведению сезонных проверок в части водоотдачи; 2) Об обязании принять соответствующие меры.
Обстоятельства: Доказан факт неисполнения органом местного самоуправления установленной законом обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 15.09.2021 N 33а-3088/2021
Категория: Споры с органами власти.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по обеспечению села источником наружного противопожарного водоснабжения, по проведению сезонных проверок в части водоотдачи; 2) Об обязании принять соответствующие меры.
Обстоятельства: Доказан факт неисполнения органом местного самоуправления установленной законом обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2021 г. N 33а-3088/2021
УИД 75RS0016-01-2021-000173-41
Председательствующий: Дело N 2а-153/2021
судья Жгенти Л.А.
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Жилинского А.Г.,
судей Каверина С.А., Пичуева В.В.,
при секретаре судебного заседания Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края Дукарта В.П., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения "Сбегинское" о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе Главы администрации сельского поселения "Сбегинское" К.,
на решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2021 года, которым постановлено:
"Исковые требования заместителя Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения "Сбегинское" муниципального района "Могочинский район", выразившееся в непринятии мер по обеспечению села Джелонда источником наружного противопожарного водоснабжения, а также в отсутствие проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью), с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Обязать администрацию сельского поселения "Сбегинское" муниципального района "Могочинский район" принять меры по обеспечению села Джелонда одним из видов источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных
частью 2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары), в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию сельского поселения "Сбегинское" муниципального района "Могочинский район" проводить проверки в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью), с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В удовлетворении требований к администрации муниципального района отказать".
Заслушав доклад судьи краевого суда Каверина С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
22 марта 2021 года заместитель Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края Дукарт В.П., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в котором, указывая на результаты проведенной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения действующего законодательства по обеспечению населенных пунктов Могочинского района источниками наружного противопожарного водоснабжения, просил:
- признать незаконным бездействие администрации сельского поселения "Сбегинское" муниципального района "Могочинский район" (далее администрация СП "Сбегинское" МР "Могочинский район"), выразившееся в непринятии мер по обеспечению села Джелонда источником наружного противопожарного водоснабжения, а также по проведению проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью), с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- обязать администрацию СП "Сбегинское" МР "Могочинский район" принять меры по обеспечению села Джелонда одним из видов источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных
частью 2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары), в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- обязать администрацию СП "Сбегинское" МР "Могочинский район" проводить проверки в части водоотдачи не реже двух раз в год (весной и осенью), с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. (л.д. 3-6)
Протокольным определением Могочинского районного суда Забайкальского края от 20 апреля 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального района "Могочинский район". (л.д. 60-62)
Судом постановлено приведенное выше решение. (л.д. 73-76)
В апелляционной жалобе глава администрации сельского поселения "Сбегинское" К. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, и, оспаривая выводы суда, указывает, что администрация сельского поселения "Сбегинское" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по организации водоснабжения из администрации муниципального района "Могочинский район" им не передавались. Обращает внимание на то, что администрация сельского поселения не бездействует, а на протяжении длительного времени принимает всевозможные меры для противопожарного обеспечения поселка, а именно обеспечивает противопожарным инвентарем и противопожарными инструментами. Полагает, что строительство пирса в поселке Джелонда экономически не выгодно, кроме того, этому мешают географические погодные условия; строительство наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами нецелесообразно ввиду низкой температуры в зимнее время года, что повлечет разрушение проложенного водопровода; суд не принял во внимание, что администрацией сельского поселения первичные меры пожарной безопасности в границах поселения исполняются в полном объеме. Считает, что решение является неисполнимым, поскольку суд не учел финансовую возможность сельского поселения, а именно дефицит бюджетных средств. Указанные доводы не были исследованы судом первой инстанции, надлежащая оценка им не дана, что повлекло принятие неправомерного решения.
Просит решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2021 года отменить как незаконное, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного иска. (л.д. 83-85)
Относительно доводов апелляционной жалобы заместителем Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края Дукартом В.П. поданы письменные возражения. (л.д. 89-90)
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубова С.А., указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители административных ответчиков - администрации сельского поселения "Сбегинское", администрации муниципального района "Могочинский район", в заседание судебной коллегии, будучи надлежаще извещенными, не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили.
На основании
ст. ст. 150,
ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, оценив доказательства, выслушав позицию участвующего в деле прокурора, проверив законность решения суда в порядке
ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со
ст. 46 (ч. ч. 1 и
2) Конституции Российской Федерации,
ч. 1 ст. 218 КАС РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу
ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим
Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании
ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Могочинской межрайонной прокуратурой Забайкальского края, по поручению прокуратуры Забайкальского края, проведена проверка исполнения противопожарного законодательства в отношении администрации сельского поселения "Сбегинское", в состав которого входит с. Джелонда.
По результатам проверки установлено, что в с. Джелонда фактически проживает 76 граждан, на его территории отсутствуют источники наружного водоснабжения, ближайшие источники заправки водой - река У., находится ориентировочно в 50 метрах от населенного пункта, также имеется река Ургучен, которая находится ориентировочно в 80 метрах от населенного пункта; подъезды к данным рекам для забора воды не оборудованы надлежащим образом.
Кроме того, установлено, что администрацией сельского поселения проверки в части водоотдачи не реже двух раз в год (весной и осенью), с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, не проводятся.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте прокурорской проверки от 16 марта 2021 года. (л.д. 8) Именно об их устранении заявлено требование прокурора в рамках поданного административного иска, со ссылкой на допущенное администрацией бездействие.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из нарушения администрацией на территории поселения требований пожарной безопасности, закрепленных
статьями 63,
68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктами 75,
48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, выразившегося в отсутствии на территории с. Джелонда источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения и в не проведении проверок водоотдачи не реже двух раз в год (весной и осенью), с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, в связи с чем, правомерно возложил на администрацию обязанность по устранению выявленных нарушений.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Согласно
п. 9 ч. 1,
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со
ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69) к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Устава сельского поселения "Сбегинское" муниципального района "Могочинский район" Забайкальского края к вопросам местного значения, входящих в компетенцию администрации сельского поселения, отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. (л.д. 20-23)
Согласно
ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с положениями
ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения
(часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары
(часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом
(часть 3).
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы
(часть 4).
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров
(часть 5).
Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов предусмотрены Сводом Правил
8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных
Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 (далее - СП 8.13130).
В соответствии с
п. п. 4.1,
4.2,
4.3,
4.4,
4.5 СП 8.13130 в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы.
Противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Системы противопожарного водоснабжения следует проектировать в соответствии с требованиями
СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* и настоящего
свода правил.
Качество воды, предназначенной для тушения пожаров, должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения.
Согласно
п. 8.5 СП 8.13130 водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять для подачи воды на противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение при длине линии не свыше 200 м.
Согласно положениям
п. 8.8 СП 8.13130 пожарные гидранты необходимо предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.
В силу
п. 9.1 СП 8.13130 в случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно, в емкостях (резервуарах) систем водоснабжения следует предусматривать пожарный объем воды.
Количество резервуаров для хранения пожарного объема воды в одном водопроводном узле должно быть не менее двух
(п. 9.5).
Вне резервуара или водонапорной башни следует предусматривать устройство для отбора воды пожарными автомобилями (мотопомпами) по
СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* (
п. 9.6 СП 8.13130).
Напорные резервуары и водонапорные башни противопожарных водопроводов высокого давления должны быть оборудованы автоматическими устройствами, обеспечивающими их отключение при пуске пожарных насосов (
п. 9.7 8.13130).
Перечень объектов защиты, для которых наружное противопожарное водоснабжение допускается предусматривать из пожарных резервуаров и водоемов, установлен Техническим регламентом (Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"). При этом отбор воды на тушение пожара предусматривается непосредственно из указанных водоисточников насосами пожарных автомобилей (мотопомпами), устройство противопожарного водопровода не требуется (п. 10.1).
Объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара (п. 10.2).
Пожарные резервуары должны быть оборудованы устройствами для отбора воды пожарными автомобилями (мотопомпами). Пожарные резервуары и водоемы оборудовать переливными и спускными трубопроводами не требуется (п. 10.6).
Если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3 - 5 м3. Диаметр трубопровода, соединяющего резервуар или водоем с приемным колодцем, следует принимать из условия пропуска расчетного расхода воды на наружное пожаротушение, но не менее 200 мм. Перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе следует устанавливать колодец с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка.
На соединительном трубопроводе со стороны водоема следует предусматривать решетку (п. 10.7).
Водные ресурсы естественных водоемов (водотоков), используемых в качестве пожарных, должны обеспечивать расчетные расходы воды согласно требованиям
пунктов 5.1 -
5.3 настоящего свода правил в течение времени тушения пожара, установленного
пунктом 5.17 настоящего свода правил.
Размещение мест забора воды из указанных водоисточников должно отвечать требованиям
пунктов 10.4,
10.5 настоящего свода правил.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев согласно
пунктам 10.4,
10.7 настоящего свода правил
(п. 10.8).
Если требования
пункта 10.8 настоящего свода правил к естественным водоемам (водотокам) не могут быть обеспечены следует предусматривать дополнительный резервуар (водоем) с 50% запасом воды на пожаротушение
(п. 10.9).
К пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров
(п. 10.10).
Превышение площадок (пирсов) над низшей отметкой уровня воды в пожарном водоеме следует принимать с учетом вакуумметрической высоты всасывания насосов имеющихся пожарных автомобилей (мотопомп).
Пожарные резервуары и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды. Допускается предусматривать подогрев воды в пожарных резервуарах с помощью водяных или паровых нагревательных приборов, подключенных к системам центрального отопления зданий, а также с помощью электрических водонагревателей и греющих кабелей
(10.11).
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности, предусмотрены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила).
В соответствии с
пунктом 48 указанных Правил руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже двух раз в год (весной и осенью), с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
С учетом приведенного правового регулирования в области пожарной безопасности и установленных по делу обстоятельств, суд, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из наличия предусмотренной законом обязанности органа местного самоуправления по обеспечению мер пожарной безопасности посредством обеспечения с. Джелонда одним из видов источников наружного противопожарного водоснабжения, а также по организации проведения сезонных проверок в части водоотдачи (весной и осенью), с внесением информации в соответствующий журнал, и установленного факта неисполнения данной обязанности администрацией, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами, и являлось основанием для признания указанного бездействия незаконным, с возложением обязанности по устранению выявленных нарушений.
Вопреки изложенной в апелляционной жалобе позиции стороны административного ответчика, судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апеллянта о неверном определении судом юридически значимых обстоятельств по делу, основаны на неправильном толковании норм права и основанием для отмены или изменения правильного по существу судебного решения в апелляционном порядке не являются.
Так, обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции.
Положениями
ч. 1 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим
Кодексом.
Доводы жалобы относительного того, что водоснабжение населения согласно
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не относится к полномочиям сельского поселения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку суд обязал администрацию сельского поселения "Сбегинское" принять меры по обеспечению с. Джелонда одним из видов источников наружного противопожарного водоснабжения. При этом, вопрос о водоснабжении населения в рамках требований Федерального
закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ в административном иске не ставился и судом по существу не рассматривался.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что решение является неисполнимым, поскольку суд не учел финансовую возможность сельского поселения, что годового бюджета недостаточно, чтобы исполнить решение суда, во внимание не принимаются, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. Недостаточность финансирования не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, направленных на обеспечение пожарной безопасности неопределенного круга лиц.
Отсутствие у органа муниципальной власти необходимых средств для исполнения обязанностей, установленных Федеральным
законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, не может являться основанием для отмены решения суда и освобождения от указанных обязанностей административного ответчика, поскольку требования прокурора направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц в области противопожарной безопасности.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном
кодексе Российской Федерации, в
абзаце третьем пункта 1 и
пункте 3 его статьи 86, а также
статьях 129 и
135. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры (постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года
N 142-О, от 13 июня 2006 года
N 194-О, от 02 ноября 2006 года
N 540-О, от 10 октября 2013 года
N 1591-О, от 09 ноября 2017 года
N 2516-О).
Принятое судом решение не ограничивает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Так, согласно положениям
ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Невозможность исполнить решение суда в установленный срок - в течение шести месяцев, на что имеется ссылка в апелляционной жалобе, бездоказательно и не опровергает правильность выводов суда по существу требований, в связи с чем, не может повлечь отмену решения суда. Вместе с тем, данное обстоятельство при его доказанности может быть учтено при решении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (
ч. 1 ст. 189 КАС РФ).
В целом, приведенные в жалобе иные доводы, в том числе о нарушениях судом норм действующего законодательства, фактически, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, и не содержат указаний на обстоятельства и факты, которые могли бы повлиять на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены правильного по существу судебного решения в апелляционном порядке.
Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, которые бы привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено. При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных
ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь положениями
ст. ст. 308,
309,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы сельского поселения "Сбегинское" К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.