Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.04.2022 N 88-6766/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 18.01.2022 по делу N 33-11/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности по заработной плате, за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации за просрочку выплат, отпускных, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Работник ссылается на то, что при начислении заработной платы работодателем не была учтена работа в праздничные нерабочие и выходные дни, а также сверхурочная работа, при этом возникшая задолженность также не была учтена при расчете отпускных.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 18.01.2022 по делу N 33-11/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности по заработной плате, за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации за просрочку выплат, отпускных, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Работник ссылается на то, что при начислении заработной платы работодателем не была учтена работа в праздничные нерабочие и выходные дни, а также сверхурочная работа, при этом возникшая задолженность также не была учтена при расчете отпускных.
Решение: Удовлетворено в части.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2022 г. по делу N 33-11/2022год
Председательствующий: Ключикова Ю.С.
УИД 19RS0002-01-2021-000294-74
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе: председательствующего Топоева А.С.,
судей Пархомович Г.П., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Максимовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2022 года гражданское дело по апелляционным жалобам истца А.В., представителя ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия - Е. на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 16 марта 2021 года, которым частично удовлетворено исковое заявление А.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия о взыскании заработной платы, оплаты за выходные нерабочие праздничные дни и сверхурочную работу, отпускные, денежной компенсации за просрочку выплат и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Пархомович Г.П., объяснения истца А.В., настаивавшего на доводах своей жалобы, объяснения представителя ответчика - Е., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы ответчика и возражавшей против удовлетворения жалобы истца, судебная коллегия
установила:
А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - ГУ МЧС России по РХ) о взыскании заработной платы, оплаты за выходные нерабочие праздничные дни и сверхурочную работу, отпускные, денежной компенсации за просрочку выплат и компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что с 1 января 2020 года состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности водителя пожарного автомобиля. В январе 2020 года при начислении заработной платы не учтена работа в праздничные нерабочие дни 1 и 5 января 2020 года, которые подлежат оплате в двойном размере. В период с 17 по 31 января 2020 находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпускные за этот период выплатили исходя из минимального размера оплаты труда по Российской Федерации, тогда как он фактически отработал 4 смены (1, 5, 9 и 13 января) по 24 часа. Работа в праздничные нерабочие дни (смены 22 - 23 февраля, 30 апреля - 1 мая, 8 - 9 мая по 24 часа) не оплачена в двойном размере с учетом компенсационных и стимулирующих выплат. Кроме того, он привлекался в 2020 году к работе в свои выходные дни: 14 марта - с 12 до 16 ч., 23 марта - с 11 до 21 ч., 4 апреля - с 19 ч. 30 мин. до 20 ч. 30 мин., 8 апреля - с 15 до 18 ч., 12 апреля - с 22 ч. 30 мин. до 00 ч. 30 мин., 20 апреля - с 18 ч. 30 мин. до 21 ч. в группе "Север"; 11 июня - с 10 до 12 ч. для проведения коллективных переговоров по подготовке коллективного договора; 1 июля - с 8 до 20 ч. для дежурства на избирательных участках; 27 сентября - с 12 до 14 ч. для ведения работы по профилактике пожаров. Оплата за работу в выходные дни ему не производилась. Время работы в нерабочие праздничные дни составило 72 ч., в выходные дни - 38 ч. 30 мин. Также в 2020 году он работал сверхурочно, поскольку количество отработанного им времени превысило норму рабочего времени в учетном периоде - квартале. За первый квартал переработка нормы рабочего времени составила 8 ч., за 2 квартал - 59 ч., за 3 квартал - 8 ч., за 4 квартал - 17 ч. Кроме того, фактически смена составляет не 24 часа, а 24 ч. 30 мин., поскольку на водителей пожарных автомобилей возложена обязанность по окончании смены 30 минут присутствовать при смене караула. Полагает, что по окончании предусмотренного учетного периода суммированного рабочего времени ответчик должен был произвести подсчет сверхурочно отработанного времени и оплатить его. Оплата за сверхурочную работу произведена ему в декабре 2020 года в размере 8 185 руб. 78 коп., полагает расчет неверным. Вторая часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительные оплачиваемые отпуска представлены с 7 июля по 14 августа 2020 года. При расчете отпускных не включены в расчет задолженность по оплате за январь 2020 года, оплата за работу в нерабочие праздничные и выходные дни и за сверхурочную работу. Просил взыскать задолженность по заработной плате за январь 2020 года в сумме 14 237 руб. 46 коп., оплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни - 21 844 руб. 19 коп., оплату за сверхурочную работу - 35 091 руб. 49 коп., оплату отпускных за первую часть ежегодного основного отпуска - 24 093 руб. 39 коп., произвести перерасчет оплаты второй части ежегодного основного оплачиваемого отпуска, дополнительных оплачиваемых отпусков за 2020 год, взыскать компенсацию за задержку вышеуказанных выплат, компенсацию морального вреда - 70 000 руб.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Е. исковые требования не признала, указав, что за январь 2020 года заработная плата истцу начислена и выплачена в полном объеме. Полагала, что правила отнесения привлечения к работе в выходной день, к работе сверх месячной нормы применимо лишь к работникам с 8-ми часовым рабочим днем. Оснований для начисления заработной платы за работу в выходные дни в размере двойной ставки (оклада) не имеется, поскольку в 2020 году у А.В. установлен учетный период - квартал, в связи с чем превышение нормы рабочего времени следует рассчитывать исходя из нормы рабочего времени за квартал, как и для сверхурочной работы. Кроме того, пунктом 6 Приказа МЧС от 14.12.2019 N 747 установлено, что выплата компенсационного характера, к которым законом отнесены выплаты за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, устанавливается к должностным окладам (тарифным ставкам) без учета их увеличения в виде доплат, надбавок, если иное не установлено законодательными и иными нормативными актами РФ. Признала, что истцу не в полном объеме выплачены отпускные за первую часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска в январе 2020 года, поскольку при начислении отсутствовали необходимые сведения. Не оспаривая факт отсутствия оплаты за работу в выходные дни в связи с привлечением к работе в группе "Север", осуществлением профилактических мероприятий и дежурством на избирательном участке (в общей сложности 36 ч. 30 мин.), указывала, что расчет задолженности должен быть произведен без учета компенсационных доплат и стимулирующих выплат. Полагала, что требования об оплате за участие в коллективных переговорах по подготовке и заключению коллективного договора удовлетворению не подлежат, поскольку участие истца в них обусловлено выдвижением его кандидатуры коллективом работников, инициативой работодателя не является. Норма часов рабочего времени по производственному календарю за апрель 2020 года составила 176 ч., тогда как истцом в расчете указано 175 ч., в связи чем количество часов сверхурочной работы за 2 квартал составляет 58 ч. Кроме того, при расчете сверхурочной работы за октябрь 2020 года А.Е. указал, что им отработано 7 смен, однако с 28 октября 2020 года он находился на больничном, соответственно, за смену с 27 по 28 октября подлежат учету только 16 часов. Просила учесть, что истцу производилась доплата к месячной заработной плате до 32 000 руб. по поручению Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 года N пр-1180. Считала необоснованными требования об оплате сверхурочной работы по 30 минут за пределами смены, когда в соответствии с распорядком дня происходила смена караула. Не возражала против удовлетворения требований о включении в расчет отпускных оплаты за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, поскольку данные доводы истца частично нашли подтверждение. При определении размера компенсации морального вреда просила учесть доплату к заработной плате до 32 000 руб.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым частично удовлетворил исковые требования, взыскал с ответчика в пользу истца заработную плату за январь 2020 года в сумме 14 237 руб. 46 коп., отпускные за январь 2020 года - 7 641 руб. 63 коп., оплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в 2020 году - 21 844 руб. 19 коп., оплату за сверхурочную работу в 2020 году - 14 694 руб. 31 коп., компенсацию за задержку указанных выплат - 6 771 руб. 62 коп., компенсацию морального вреда - 10 000 руб. Обязал ответчика произвести А.В. перерасчет оплаты второй части ежегодного основного оплачиваемого отпуска, дополнительных оплачиваемых отпусков за 2020 год с учетом начисленных по данному решению сумм. В удовлетворении остальной части иска отказал. Взыскал с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета - 2 755 руб. 67 коп.
С решением не согласен истец.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, он просит решение суда изменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Приводя обстоятельства дела и нормы действующего законодательства, выражает несогласие с решением суда в части взыскания оплаты за сверхурочную работу и оплату отпускных за первую часть ежегодного основного отпуска, полагая, что из расчета оплаты за сверхурочную работу судом необоснованно исключены суммы, выплаченные по поручению Президента Российской Федерации, имеющие компенсационный характер и предусмотренные для оплаты сверхурочной работы. Считает, что в расчете задолженности за сверхурочную работу за 4 квартал допущены арифметические ошибки, описки. При расчете отпускных за первую часть отпуска суд неправильно применил формулу расчета и указал неверное количество среднемесячного числа календарных дней. Полагал, что расчет следует производить в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, поскольку расчетным периодом являлся один не полностью отработанный месяц.
Также с решением не согласна представитель ответчика - Е.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, она просит решение суда отменить, принять новое, которым удовлетворить исковые требования в части, подтвержденной расчетами Управления. Выражает несогласие с применением компенсационных и стимулирующих выплат к начислению заработной платы за работу в выходные и праздничные дни. Расчет отпускных за январь 2020 года произведен ответчиком верно с учетом заработной платы истца, а не из МРОТ, как указал суд. Настаивает на том, что участие истца в коллективных переговорах, обусловленное выдвижением его кандидатуры коллективом работников, не подлежит оплате. Считает необоснованным включение в расчет сверхурочной работы 30 минут сдачи (приема) смены. Полагает, что суд неправомерно взыскал с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета. Выражает несогласие со взысканием в пользу истца компенсации морального вреда, считая, что последним не приведено доказательств несения нравственных переживаний.
Истец выражает несогласие с апелляционной жалобой стороны ответчика, полагает ее доводы несостоятельными.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец работает по трудовому договору от 01.01.2020 г. в Главном управлении МЧС России по РХ в должности водителя автомобиля (пожарного) 2 класса 4 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по РХ.
Согласно заключенному между сторонами трудовому договору от 01.01.2020 г. А.В. установлена продолжительность рабочей смены 24 часа, междусменный отдых - 72 часа, выходными днями работника работающего по сменному графику, признаются дни, не являющиеся рабочими по установленному для него графику работы. В отношении работника, работающего по сменному графику, установлен суммированный учет рабочего времени. Учетным периодом является квартал.
За выполнение трудовых функций работнику устанавливается должностной оклад в размере 7 193 руб. в месяц; должностной оклад подлежит увеличению в 1,04 раза (приказ МЧС России от 29.12.2017 N 609) и в 1,043 раза (приказ МЧС России от 26.09.2019 N 528). Работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.), размеры и условия таких выплат определены в Положении об оплате труда ГУ МЧС России по РХ (пункты 3.1, 3.2 трудового договора).
Из расчетных листков истца следует, что ему производились выплаты стимулирующего и компенсационного характера: за работу в ночное время - 47,31 руб. в час, за классность 10%, за особые условия труда 50%, за участие в тушении пожаров 15%, за вредные условия труда 8%, ежемесячная премия 40%, за выслугу лет 30%, северный и районный коэффициенты по 30% каждый.
Оспаривая расчет заработной платы и отпускных за январь 2020 года, истец указывал на то, что за работу в праздничные дни 1 и 5 января 2020 года ему не произведена оплата в двойном размере, а также неверно рассчитан размер отпускных.
Из расчетного листка А.В. за январь 2020 года и табеля учета рабочего времени за этот месяц следует, что истцом отработано 4 смены:
1, 5, 9 и 13 января, из которых 48 часов он отработал в праздничные нерабочие дни 1 и 5 января, в период с 17 по 31 января истец находился в ежегодном оплачиваемом отпуске. Заработная плата истцу начислена за 96 часов.
Суд, проверив расчет размера задолженности по заработной плате за январь 2020 года, представленный истцом, согласился с ним, и пришел к выводу о том, что задолженность по заработной плате составляет (34 278 руб. 14 коп. - 20 040 руб. 68 коп.) = 14 237 руб. 46 коп. Учитывая, что истцу отпускные за 15 дней начислены в размере 9 906 руб. 90 коп., и признавая неверность расчета, поскольку он произведен из МРОТ, суд взыскал в пользу истца отпускные за январь 2020 года - 7 641 руб. 63 коп.
Судебная коллегия полагает расчет судом заработной платы и отпускных за январь 2020 года неверным, поскольку при определении задолженности по заработной плате истец исходил из того, что работа в нерабочие праздничные дни производится в двойном размере с учетом всех стимулирующих и компенсационных выплат, что, по мнению судебной коллегии, является неправильным, исходя из следующего.
Согласно статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в следующем размере:
работникам, получающим оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Приказом ГУ МЧС России по РХ от 22.01.2020 N 67 утверждено Положение об оплате труда работников ГУ МЧС России по РХ, пунктом 3.2.1.3 которого предусмотрен порядок оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни, аналогичный порядку оплаты, предусмотренному статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации оплата работы в выходной и нерабочий праздничный день работникам, получающим оклад (должностной оклад), производится не менее чем в двойном размере исходя из размера этого оклада (должностного оклада), который, как следует из части четвертой статьи 129 данного Кодекса, представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с Приказом МЧС России от 14.12.2019 N 747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций, (учреждений) и подразделений системы МЧС России" выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам (тарифным ставкам) без учета их увеличения в виде доплат, надбавок, если иное не установлено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6).
Таким образом, вышеприведенными нормами установлена повышенная оплата в выходные и нерабочие праздничные дни, исходя из размера дневной часовой ставки. Для лиц, работающих в районах, где установлен районный коэффициент и процентная надбавка, такая оплата производится с применением районного коэффициента и процентной надбавки.
Таким образом, расчет заработной платы за январь будет следующий:
Оклад 7 803 руб. (оклад истца с учетом его повышения в 1,04 и в 1,043 раза) : 136 час. = 57 руб. 38 коп. (оплата за час).
Оплата за отработанные 96 часов (4 смены) в январе: 5 508 руб. 48 коп.
(96 x 57 руб. 38 коп.) + 2 754 руб. 24 коп. (50% от оклада за особые условия труда) + 440 руб. 68 коп. (8% от оклада за вредные условия труда) + 2 203 руб. 39 коп. (40% от оклада ежемесячная премия) +1 652 руб. 54 коп. (30% от оклада за выслугу лет) + 550 руб. 85 коп. (10% от оклада за классность) + за работу в ночное время работодателем начислено в январе 529 руб. 87 коп., за работу личному составу караула - 585 руб. 23 коп. Общая сумма начислений составляет 14 225 руб. 28 коп. Районный коэффициент и процентная надбавка по 30% на общую сумму начислений составят по 4 267 руб. 58 коп.
Таким образом, за отработанные 96 часов в январе заработная плата истца в одинарном размере составляет 22 760 руб. 44 коп.
Согласно части 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 1 сентября 2021 г. N 14-6/ООГ-8378 разъяснено, что при подсчете нормы рабочих часов, которые необходимо отработать в учетном периоде, из этого периода исключается время, в течение которого работник освобождался от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы (в частности, ежегодный отпуск, временная нетрудоспособность и др.). Норма рабочего времени в этих случаях должна уменьшаться на количество часов такого отсутствия, приходящихся на рабочее время.
Оплата за 48 часов в праздничные дни 1 и 5 января 2020 года составит:
48 x 57 руб. 38 коп. = 2 754 руб. 24 коп.
С 17 января 2020 года истец находился в отпуске, норма часов рабочего времени до 17 января 2020 года составляла 48 часов, а истцом отработано 96 часов, следовательно, работа в праздничные дни производилась сверх нормы рабочего времени, приходящейся на рабочее время истца в этом месяце. Оплата за работу в праздничные дни подлежит в размере не менее двойной часовой ставки сверх оклада, что составит 5 508 руб. 48 коп., с учетом районного коэффициента и процентной надбавки оплата за праздничные дни составит 8 813 руб. 57 коп.
Несмотря на то, что вывод суда об определении ответчиком размера отпускных из МРОТ из расчета не следует, тем не менее судебная коллегия, проверив правильность расчета, соглашается с доводами истца о том, что отпускные начислены не в полном размере.
В силу пункта 7 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 92, средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3).
В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.
Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце (пункт 10 Положения).
Поскольку истец работает у ответчика с 01.01.2020 г., заработная плата истца до 17 января 2020 года, до ухода в отпуск, составила в общей сумме 31 574 руб. (22 760 руб. 44 коп. + 8 813 руб. 57 коп.), то расчет отпускных необходимо произвести следующим образом.
Коэффициент для расчета отпускных 29,3 разделить на количество календарных дней января 31 и умножить на 16 календарных дней, отработанных в январе до ухода в отпуск, что составит 15,12.
31 574 руб. x 15,12 = 2 088 руб. 23 коп. - среднедневной заработок, 15 дней отпуска с 17 по 31 января: 2 088 руб. 23 коп. x 15 = 31 323 руб. 45 коп.
Учитывая, что истцу выплачена заработная плата и оплачен отпуск за январь 2020 года в общей сумме 26 054 руб. 58 коп., взысканию с ответчика подлежала недоплаченная сумма в размере 36 842 руб. 87 коп., из расчета: (31 574 руб. + 31 323 руб. 45 коп.) - 26 054 руб. 58 коп., поэтому решение суда в этой части подлежит изменению с указанием на взыскание за январь 2020 года указанной суммы.
Истец, обращаясь в суд с иском, указывал также на то, что ему не произведена оплата за работу в праздничные дни в феврале, мае 2020 года и выходные для него дни в марте, апреле, июне, июле, сентябре 2020 года.
Требования о взыскании заработной платы с учетом работы истца в выходные и праздничные дни судом удовлетворены правомерно.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться со взысканной судом суммой за работу истца в выходные и праздничные дни с учетом доводов апелляционной жалобы представителя ответчика относительно неправомерного начисления в двойном размере за эти дни компенсационных и стимулирующих выплат, тогда как указано выше, повышенная оплата в выходные и нерабочие праздничные дни производится в силу взаимосвязанных положений части 1 статьи 153 и части 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из размера дневной часовой ставки.
Таким образом, оплата в выходные и праздничные дни составит:
23.02.2020 г. - 8 часов праздничных, норма рабочего времени - 152 часа, истцом в этот месяц отработано 168 часов, следовательно, повышенная оплата за праздничный день должна быть рассчитана в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада. В одинарном размере оплата истцу за указанные часы, приходящиеся на праздничный день, произведена.
7 803 руб. : 152 = 51 руб. 33 коп. в час.
51 руб. 33 коп. x 8 час. = 410 руб. 64 коп. x 2, x 60% = 1 314 руб. 05 коп. Работодателем произведена оплата в размере 378 руб. 51 коп. и 60% на эту сумму - 227 руб. 11 коп., то есть всего оплачено истцу 605 руб. 62 коп.
Таким образом, взысканию за работу 23.02.2020 г. истцу подлежит сумма 708 руб. 43 коп. (1 314 руб. 05 коп. - 605 руб. 62 коп.).
В марте 2020 года работа истца в выходные дни составила 14 часов, норма рабочего времени - 168 часов, отработано истцом с 13 марта 104 часа, при норме за этот период 96 часов (до 13 марта истец был нетрудоспособен). Следовательно, 8 часов за работу в выходной день необходимо произвести в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (в пределах нормы рабочего времени) и 6 часов - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки.
Согласно расчетному листу за март 2020 года работа в выходные дни истцу не оплачена, следовательно, расчет составит:
7 803 : 168 = 46 руб. 45 коп. x 14 часов = 650 руб. 30 коп. + 50% за особые условия труда (325 руб. 15 коп.) + 8% за вредные условия труда (52 руб. 02 коп.) + 40% ежемесячная премия (260 руб. 12 коп.) + 30% за выслугу лет (195 руб. 09 коп.) + 10% за классность (65 руб. 03 коп.) + 60% (928 руб. 63 коп.), а всего 2 476 руб. 34 коп., оплата в одинарном размере.
Повышенный размер за работу в выходные дни за 14 часов составит:
46 руб. 45 коп. x 8 часов = 371 руб. 60 коп.
46 руб. 45 коп. x 6 часов x 2 = 557 руб. 40 коп.
(371 руб. 60 коп. + 557 руб. 40 коп.) x 60% = 1 486 руб. 40 коп.
Всего взысканию за март 2020 года в пользу истца подлежит 3 962 руб. 74 коп. (2 476 руб. 34 коп. + 1 486 руб. 40 коп.).
В апреле 2020 года работа в выходные дни - 8,5 часов, норма рабочего времени - 175 часов, истцом отработано 184 часа, работа в выходной день подлежит оплате в размере не менее двойной дневной или часовой ставки.
7 803 : 176 = 44 руб. 59 коп.
Согласно расчетному листу за апрель 2020 года работа в выходные дни истцу не оплачена.
44 руб. 59 коп. x 8,5 часов = 379 руб. 02 коп. + 50% + 8% + 40% + 30% = 10% + 60% = 1 443 руб. 31 коп. оплата в одинарном размере.
Повышенный размер за работу в выходные дни за 8,5 часов составит:
44 руб. 59 коп. x 8,5 часов x 2 = 758 руб. 04 коп. + 60% = 1 212 руб. 86 коп.
Всего взысканию за апрель 2020 года в пользу истца подлежит 2 656 руб. 17 коп. (1 443 руб. 31 коп. + 1 212 руб. 86 коп.).
В мае 2020 года праздничные дни 1 и 9 мая - 16 часов, норма рабочего времени 135 часов, истцом отработано 176 часов.
7 803 : 135 = 57 руб. 80 коп.
Согласно расчетному листу за май 2020 года работа в праздничные дни истцу оплачена в размере 1 211 руб. 23 коп., тогда как оплате подлежало:
57 руб. 80 коп. x 16 часов = 924 руб. 80 коп. + 50% + 8% + 40% + 30% = 10% + 60% = 3 521 руб. 63 коп. оплата в одинарном размере.
Повышенный размер за работу в праздничные дни за 16 часов составит:
57 руб. 80 коп. x 16 часов x 2 = 1 849 руб. 90 коп. + 60% = 2 959 руб. 66 коп.
Всего взысканию за май 2020 года в пользу истца подлежит 5 270 руб. 06 коп. (3 521 руб. 63 коп. + 2 959 руб. 66 коп.) - 1 211 руб. 23 коп.
В июне 2020 года отработано в выходной день 2 часа, норма рабочего времени - 168 часов, истцом отработано 192 часа.
7 803 : 168 = 46 руб. 72 коп.
Согласно расчетному листу за июнь 2020 года работа в выходные дни истцу не оплачена.
46 руб. 72 коп. x 2 = 93 руб. 44 коп. + 50% + 8% + 40% + 30% = 10% + 60% = 355 руб. 82 коп. оплата в одинарном размере.
Повышенный размер за работу в выходные дни за 2 часа составит:
46 руб. 72 коп. x 2 часа x 2 = 186 руб. 88 коп. + 60% = 299 руб. 01 коп.
Всего взысканию за июнь 2020 года в пользу истца подлежит 654 руб. 83 коп. (355 руб. 82 коп. + 299 руб. 01 коп.).
В июле 2020 года отработано в выходной день 12 часов, норма рабочего времени - 184 часа. Истец с 7 июля по 14 августа находился в отпуске. Норма рабочего времени по производственному календарю до 7 июля составила 24 часа, истцом отработано 36 часов, следовательно, работа в выходные дни отработана сверх нормы рабочего времени.
7 803 : 184 = 42 руб. 41 коп.
Согласно расчетному листу за июль 2020 года работа в выходные дни истцу не оплачена.
42 руб. 41 коп. x 12 часов = 508 руб. 92 коп. + 50% + 8% + 40% + 30% = 10% + 60% = 1 937 руб. 97 коп. оплата в одинарном размере.
Повышенный размер за работу в выходные дни за 12 часов составит:
42 руб. 41 коп. x 12 часов x 2 = 1 017 руб. 84 коп. + 60% = 1 628 руб. 54 коп.
Всего взысканию за июль 2020 года в пользу истца подлежит 3 566 руб. 51 коп. (1 937 руб. 97 коп. + 1 628 руб. 54 коп.).
В сентябре 2020 года отработано в выходной день 2 часа, норма рабочего времени - 176 часов, отработано истцом 192 часа.
7 803 : 176 = 44 руб. 33 коп.
Согласно расчетному листу за сентябрь 2020 года работа в выходные дни истцу не оплачена.
44 руб. 33 коп. x 2 = 88 руб. 66 коп. + 50% + 8% + 40% + 30% = 10% + 60% = 337 руб. 62 коп. оплата в одинарном размере.
Повышенный размер за работу в выходные дни за 2 часа составит:
42 руб. 41 коп. x 2 часа x 2 = 177 руб. 32 коп. + 60% = 283 руб. 71 коп.
Всего взысканию за сентябрь 2020 года в пользу истца подлежит 621 руб. 33 коп. (337 руб. 62 коп. + 283 руб. 71 коп.).
Таким образом, взысканию за работу в выходные и праздничные дни в 2020 году подлежало 17 440 руб. 07 коп. (февраль - 708 руб. 43 коп., март - 3 962 руб. 74 коп., апрель - 2 656 руб. 17 коп., май - 5 270 руб. 06 коп., июнь - 654 руб. 83 коп., июль - 3 566 руб. 51 коп., сентябрь - 621 руб. 33 коп.), поэтому решение суда в этой части подлежит изменению с указанием на взыскание указанной суммы.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что не подлежит оплате работа истца в выходной день в связи с обсуждением коллективного договора, был предметом рассмотрения в суде и правомерно не принят судом во внимание по обстоятельствам, подробно изложенным в решении суда. Не согласиться с данным выводом судебная коллегия оснований не находит, так как в силу статьи 39 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, участвующим в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, сохраняется средний заработок.
Истцом указывалось также, что ему неверно произведен расчет сверхурочных работ, тогда как каждый квартал 2020 года он выполнял работу сверх установленной нормы рабочего времени.
Статья 152 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Пунктом 3.2 1.2 вышеназванного Положения об оплате труда работников ГУ МЧС России по РХ предусмотрены положения об оплате сверхурочных работ, аналогичные статье 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
В то же время, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения требований о взыскании оплаты за сверхурочную работу.
Согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В силу статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу пунктов 1, 2, 6 статьи 54 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка, должностным регламентом и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю.
Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно расчетным листкам, выплата за сверхурочную работу в спорный период произведена истцу только в декабре 2020 в размере 8 185 руб. 78 коп.
Удовлетворяя требования о взыскании оплаты за сверхурочную работу, суд исходил из того, что выполнение истцом сверхурочной работы нашло подтверждение.
Судом установлено, что у истца установлен суммированный учет рабочего времени, с учетным периодом - квартал.
Из материалов дела следует, что в 1 квартале истцом отработано 304 часа, при норме рабочего времени пропорционально периоду, отработанному истцом, - 304 часа.
Во 2 квартале истцом отработано 552 часа, норма рабочего времени 477 часов, переработка составила 75 часов.
В 3 квартале истцом отработано 264 часа, норма рабочего времени пропорционально периоду, отработанному истцом, - 288 час.
В 4 квартале истцом отработано 480 часов, норма рабочего времени 518 час.
Таким образом, у истца в течение 2020 года имелась сверхурочная работа в количестве 75 часов во 2 квартале.
В силу вышеприведенных правовых норм оплате подлежат 75 часов сверхурочной работы во втором квартале 2020 года, в этом квартале истцом отработано 23 смены. Соответственно, на каждую смену приходится по 3, 26 часа переработки, из которых первые два часа подлежат оплате в полуторном размере, последующее время - в двойном.
Таким образом, 23 смены по 2 часа - 46 часов подлежат оплате в полуторном размере, 29 часов - в двойном размере.
Оклад истца за три месяца 7 803 x 3 = 23 409 : 477 часов = 49 руб. 08 коп. средняя часовая ставка в квартале.
Учитывая, что оплата в однократном размере произведена за все отработанное время, в том числе, сверхурочных часов, к часам сверхурочной работы применяем индекс не 1,5, а 0,5, не 2, а 1.
46 час. x 49 руб. 08 коп. x 0,5 = 1 128 руб. 84 коп.
29 час. x 49 руб. 08 коп. x 1 = 1 423 руб. 32 коп.
Всего за сверхурочную работу подлежало оплате 2 552 руб. 16 коп.
(1 128 руб. 84 коп. + 1 423 руб. 32 коп.) + 60%, что менее суммы, выплаченной работодателем, поэтому оснований для взыскания оплаты за сверхурочную работу по итогам второго квартала 2020 года у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении в расчет сверхурочного времени 30 минут в течение каждой смены, судебная коллегия находит заслуживающим внимания по следующим обстоятельствам.
Согласно коллективному договору ФГКУ "2 отряд ФПС по Республике Хакасия на период с 2018 года по 2021 год", а также трудовому договору от 31 декабря 2019 г., заключенному с истцом, в учреждении установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом квартал по графику сменности в режиме сутки через трое.
А.В. указывал, что в спорный период каждую смену с 8 часов до 8 часов 30 минут находился на рабочем месте при смене караула, то есть смена составляла 24 часа 30 минут, при этом работодателем смена учитывалась как 24 часа, сверхурочная работа не оплачена.
Ответчик не оспаривал факт нахождения истца на рабочем месте 24 часа 30 минут, полагая, что задолженность по заработной плате у работодателя перед А.В. отсутствует, поскольку ему выплачивалась надбавка за особые условия труда в размере до 50% от оклада, установленная приказом МЧС России от 28.12.2015 N 700 "О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России", которая компенсирует переработку.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что названная надбавка за особые условия труда условиями трудового договора, коллективного договора отнесена к выплатам стимулирующего характера, в то время как компенсационная выплата за сверхурочную работу А.В. не была установлена и не выплачивалась. Произведя расчет задолженности за сверхурочную работу продолжительностью 30 минут за пределами установленной продолжительности каждой смены, пришел к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию сумма за сверхурочную работу.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
В соответствии с частью 8 статьи 1 Федерального закона N 78-ФЗ к дополнительным выплатам сотрудников относится: дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности.
Надбавка за специальный режим службы предусмотрена пунктом 4.2.1. Приложения N 3 к вышеназванному Приказу МЧС России от 28.12.2015 N 700, согласно которому надбавка за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, специальный режим работы, сложность, напряженность) работникам (кроме работников Авиационно-спасательной компании) - до 50 процентов оклада.
Из смысла главы 16 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что специальный (особый) режим работы - это режим работы, который выходит за рамки нормального рабочего времени.
Судом установлено, что такая надбавка до 50% за особые условия труда начислялась и выплачивалась истцу.
Согласно пункту 313 Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденных приказом Минтруда России от 23.12.2014 N 1100н (действующих в период возникновения спорных правоотношений), при смене дежурного караула (смены) пожарная техника в установленном порядке принимается заступающим на дежурство личным составом подразделения ФПС.
Судом первой инстанции не учтено, что в условиях служебной необходимости прием-передача смены является обязанностью сотрудника, предусмотренной нормами действующего законодательства. Прием-передача смены обусловлена необходимостью принимающего смену сотрудника ознакомиться с состоянием оборудования, принять устную и письменную информацию от сдающего смену работника для продолжения службы.
В связи с чем с учетом специфики службы для данных сотрудников установлен особый режим работы и специальные повышенные по сравнению с трудовым законодательством меры социальной защиты, в том числе по оплате их труда в виде дополнительных выплат.
Указанное правовое регулирование спорных правоотношений не было применено судом.
С учетом изложенного решение суда в части взыскания оплаты за сверхурочную работу не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Поскольку в удовлетворении исковых требований суда в части взыскания оплаты за сверхурочную работу отказано, то доводы жалобы истца относительно исключения работодателем при оплате за сверхурочную работу сумм, выплаченных по поручению Президента Российской Федерации, не заслуживают внимания. Кроме того, суммы, выплаченные по поручению Президента Российской Федерации, не являлись предметом рассмотрения по настоящему делу.
Согласно части первой статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Материальная ответственность работодателя за невыплату не начисленной заработной платы данной нормой закона не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты взысканных судом сумм, а потому решение суда в указанной части подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данной части исковых требований.
Судом удовлетворены требования о перерасчете истцу оплаты второй части ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков за 2020 год с учетом начисленных по данному решению сумм.
Так как решение суда изменено в части взысканных в пользу истца заработной платы и отпускных за январь 2020 года, оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и отменено в части удовлетворения требований о взыскании оплаты сверхурочных работ, то решение суда о перерасчете отпускных необходимо изменить, указав на возложение на ответчика обязанности произвести истцу перерасчет оплаты второй части ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков за 2020 год с учетом взысканных заработной платы за январь, оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни.
Судом удовлетворены требования истца о компенсации морального вреда, так как установлено нарушение ответчиком трудовых прав истца. Размер компенсации определен судом в 10 000 руб.
Ответчик в жалобе выражает несогласие со взысканием в пользу истца компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что истцом не приведено доказательств несения нравственных переживаний, а также указывает, что при определении размера компенсации не учтены требования разумности.
Вместе с тем сам факт нарушения трудовых прав истца, который выразился в несвоевременном и неверном начислении ему ответчиком заработной платы и отпускных, в силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации является основанием для компенсации морального вреда, в связи с чем доводы жалобы ответчика в этой части следует признать необоснованными.
Из решения суда следует, что при определении размера компенсации морального вреда суд учел обстоятельства дела, характер нарушения трудовых прав истца, а также требования разумности и справедливости, в связи с чем доводы жалобы ответчика в указанной части не могут быть приняты во внимание. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с определенным судом первой инстанции размером компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о неправомерном взыскании с него государственной пошлины в доход местного бюджета заслуживают внимания, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Черногорского городского суда Республики Хакасия по настоящему делу от 16 марта 2021 года в части взысканных в пользу А.В. заработной платы и отпускных за январь 2020 года, оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни изменить, указав на взыскание с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия в пользу А.В. заработной платы и отпускных за январь 2020 года - 36 842 руб. 87 коп., оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни 2020 года - 17 440 руб. 07 коп.
Это же решение в части удовлетворения исковых требований А.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия о взыскании оплаты за сверхурочную работу в 2020 году, о взыскании компенсации по статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации за задержку выплат, взыскании государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 2 755 руб. 67 коп. отменить, вынести в этой части новое решение. В удовлетворении требований А.В. отказать.
Это же решение в части возложения на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия обязанности произвести А.В. перерасчет оплаты второй части ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков за 2020 года изменить, изложив резолютивную часть решения относительно указанных требований в следующей редакции:
Возложить на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия обязанность произвести А.В. перерасчет оплаты второй части ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков за 2020 год с учетом взысканных настоящим решением сумм - заработной платы за январь, оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий
А.С.ТОПОЕВ
Судьи
Г.П.ПАРХОМОВИЧ
Е.В.ХЛЫСТАК
Мотивированное определение изготовлено 25 января 2022 года.