Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2024 N 88-6082/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 10.01.2024 по делу N 33-243/2024 (УИД 55RS0005-01-2023-001387-36)
Категория спора: 1) Наем специализированного жилого помещения; 2) Социальная поддержка в получении жилья.
Требования наймодателя: 1) О выселении из жилого помещения и обязании передать ключи от помещения; 2) О расторжении договора.
Требования нанимателя: 3) Об обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Ответчик был уволен с государственной противопожарной службы, не относится к категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ и которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления другого жилого помещения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.

Апелляционное определение Омского областного суда от 10.01.2024 по делу N 33-243/2024 (УИД 55RS0005-01-2023-001387-36)
Категория спора: 1) Наем специализированного жилого помещения; 2) Социальная поддержка в получении жилья.
Требования наймодателя: 1) О выселении из жилого помещения и обязании передать ключи от помещения; 2) О расторжении договора.
Требования нанимателя: 3) Об обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Ответчик был уволен с государственной противопожарной службы, не относится к категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ и которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления другого жилого помещения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.


Содержание


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2024 г. по делу N 33-243/2024
Председательствующий: Бузуртанова Л.Б.
55RS0005-01-2023-001387-36
Дело N 2-1617/2023
55RS0005-01-2023-001387-36
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Дзюбенко А.А.,
судей Паталах С.А., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Ю.Н. и представителя Главного управления МЧС России по Омской области - В. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 12 октября 2023 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Главного управления МЧС России по Омской области к Ю.Н., Ю.М. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении, возложении обязанности передать ключи от жилого помещения отказать полностью.
В удовлетворении встречного иска Ю.Н. к Главному управлению МЧС России по Омской области, МЧС России, о возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения отказать полностью".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Паталах С.А., объяснения представителя ГУ МЧС России по Омской области по доверенности В., поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы, объяснения Ю.Н. и Ю.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы Ю.Н., заключение прокурора Саюн А.В. о законности и обоснованности обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
ГУ МЧС России по Омской области обратилось в суд с иском к Ю.Н., Ю.М. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении, возложении обязанности передать ключи от жилого помещения, в обоснование указав, что в соответствии с выпиской из решения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда ГУ МЧС России по Омской области N 8 от 29 мая 2020 г. Ю.Н. для проживания было предоставлено помещение N <...>, расположенное в служебном общежитии в <...> в г. Омске, которое принадлежит истцу на праве оперативного управления. 1 июня 2020 г. между Ю.Н. и ГУ МЧС России по Омской области заключен договор найма служебного жилого помещения N N <...> Поскольку предельный возраст пребывания на службе (45 лет) Ю.Н. будет достигнут <...> 2026 г., договор найма служебного жилого помещения с ним был заключен до этого срока. С 13 апреля 2004 г. по 15 мая 2022 г. Ю.Н. состоял в должности пожарного-спасателя 7 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Омской области. Ю.Н. не состоит на учете сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (граждан), нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 15 мая 2022 г. Ю.Н. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. 4 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Поскольку договор найма служебного жилого помещения заключается на время прохождения службы, то заключенный с Ю.Н. договор от 1 июня 2020 г. подлежит расторжению, поэтому у Ю.Н. отсутствуют правовые основания для проживания в <...> по адресу: г. Омск, <...>, в связи с чем он и члены его семьи обязаны освободить данное служебное жилое помещение. С учетом уточнений просили расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от 1 июня 2020 г. N 1, заключенный между Ю.Н. и Главным управлением МЧС России по Омской области. Выселить ответчиков Ю.Н. и Ю.М. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, <...>, без предоставления другого жилого помещения, снять их с регистрационного учета. Обязать ответчиков Ю.Н. и Ю.М. вернуть Главному управлению МЧС России по Омской области ключи от входной двери <...>, расположенной по адресу: г. Омск, <...>.
Ю.Н. обратился со встречным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Омской области, в обоснование указав, что он являлся сотрудником ГУ МЧС России по Омской области на протяжении более 19 лет. Согласно Решению комиссии от 24 июня 2021 г. Ю.Н. и Ю.М. поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Жилое помещение по адресу: г. Омск, <...>, является для Ю.Н. и Ю.М. основным жильем, и другого они не имеют. Финансовое положение не позволяет им нанять либо приобрести жилье на собственные средства. Все условия для получения единовременной социальной выплаты с его стороны соблюдены. При освобождении служебного помещения заявитель и его супруга останутся без жилья. С 16 мая 2022 г. ему назначена пенсия по выслуге лет - 20 лет. Просил возложить обязанность на ГУ МЧС России по Омской области выплатить единовременное пособие Ю.Н. в соответствии с Законом N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 г. с учетом всех членов семьи, а именно Ю.М.
Определением суда от 12 сентября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика по встречному иску привлечено МЧС России.
Представитель истца по первоначальному иску - ответчиков по встречному: ГУ МЧС России по Омской области, МЧС России по доверенностям В. в судебном заседании поддержала требования первоначального иска, просила требования удовлетворить. Возражала против удовлетворения встречного искового заявления.
Ответчик по первоначальному иску Ю.Н. возражал против удовлетворения первоначального иска, поддержал позицию, изложенную во встречном иске.
Ответчик по первоначальному иску Ю.М. поддержала позицию встречного иска, возражала против удовлетворения первоначальных требований.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по Омской области - В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований Главного управления и принять по делу новое решение об их удовлетворении. Указывает, что, поскольку на Ю.Н., относящегося к сотрудникам противопожарной службы, распространяются правила, утвержденные постановлением Правительства РФ N 217 от 16 марта 2013 г., согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, то применение судом первой инстанции Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 897 от 17 декабря 2002 г., является ошибочным. Также в решении суда указано, что Ю.Н. состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, следовательно, относится к категории лиц, нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем не подлежит выселению, но данное обстоятельство не имеет правового значения, так как спорное жилое помещение является служебным и было предоставлено Ю.Н. и членам его семьи для временного проживания на период прохождения им службы.
В апелляционной жалобе Ю.Н. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении его встречных требований и принять по делу новое решение, удовлетворив их. Указывает, что поскольку являлся сотрудником ГУ МЧС России по Омской области более 19 лет, то имеет право на единовременную социальную выплату. Считает, что в решении должно быть отражено о возложении обязанности на ГУ МЧС России по Омской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как предоставленное жилье является временным и не является собственностью Ю.Н. и Ю.М., а при выслуге лет и постановке на учет положено предоставление жилья.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Советского АО г. Омска считает решение суда законным и обоснованным, апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в период с 13 апреля 2004 г. по 15 мая 2022 г. Ю.Н. проходил службу в органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Согласно выписке из протокола N 8 от 29 мая 2020 г. жилищной комиссией ГУ МЧС России по Омской области принято решение о распределении служебного жилого помещения - двухкомнатной <...>, расположенной по адресу: г. Омск, <...>, старшему сержанту внутренней службы Ю.Н. на состав семьи из двух человек (л.д. 10-12).
1 июня 2020 г. между Ю.Н. и ГУ МЧС России по Омской области заключен договор найма служебного жилого помещения N <...>, по условиям которого Ю.Н. во владение и пользование за плату передано жилое помещение - <...> в г. Омске для временного проживания в нем. В качестве члена семьи нанимателя указана супруга Ю.М. (л.д. 39-42).
Указанное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации и принадлежит ГУ МЧС России по Омской области на праве оперативного управления (л.д. 21-23), Ю.Н. и Ю.М. зарегистрированы в нем по месту пребывания с <...> (л.д. 137).
Также Ю.Н. в составе семьи 2 человека с 22 апреля 2021 г. территориальной комиссией ГУ МЧС России по Омской области был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приказом врио начальника ГУ МЧС России по Омской области от 28 апреля 2022 г. N 234-НС по личному составу контракт о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы со старшим сержантом внутренней службы Ю.Н. расторгнут, и он уволен с 15 мая 2022 г. по п. 4 ч. 2 ст. 83 ФЗ N 141-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Выслуга лет по состоянию на 15 мая 2022 г. составляет в календарном исчислении 20 лет 00 месяцев 14 дней (л.д. 49).
20 февраля 2023 г. ГУ МЧС России по Омской области направило Ю.Н. претензию (требование) с требованием освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, <...> (л.д. 43-47), которое ответчиками оставлено без удовлетворения, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Ю.Н., возражая против исковых требований Главного управления, ссылался на то, что он и члены его семьи не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилья либо выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем заявил встречные требования о возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату.
Разрешая встречные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение установленной очередности граждан на получение единовременной социальной выплаты требования Ю.Н. не могут быть удовлетворены при учете, что правом на предоставление единовременной социальной выплаты вне очереди Ю.Н. не обладает.
Судебная коллегия находит выводы суда в указанной части правильными.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя (ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 ФЗ N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
Как указано выше, Ю.Н. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 22 апреля 2021 г.
Из ответа ГУ МЧС России по Омской области следует, что денежные средства на финансирование расходов, связанных предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, поставленным на учет после 22 апреля 2021 г., за период с указанной даты по настоящее время Главному управлению не выделялись (л.д. 116).
По сведениям Управления инвестиций и строительства МЧС России, Главному управлению МЧС России по Омской области бюджетные ассигнования на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ) сотрудникам, поставленным на учет после 22 апреля 2021 г., за период с указанной даты по настоящее время не доводились. Принимая во внимание, что в МЧС России ведется единая очередь нуждающихся в предоставлении ЕСВ, доведение финансирования в разрезе территориальных органов, в том числе Главного управления МЧС России по Омской области, не предусмотрено. В настоящее время МЧС России осуществляется обеспечение ЕСВ сотрудников, принятых на учет в 2014 г. и имеющих преимущественное право (3 и более детей) (л.д. 109). При таких обстоятельствах, заявляя встречные исковые требования, Ю.Н. фактически просит предоставить указанную выплату во внеочередном порядке.
Между тем, получение сотрудником, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке законом не предусмотрено (за исключением сотрудников, имеющих 3 и более детей) и приведет к нарушению прав и законных интересов других сотрудников, поставленных на соответствующий учет раньше Ю.Н. При этом Правила N 369 не содержат положений о внеочередном порядке выплат с учетом тяжелого материального и жилищного положения лиц, состоящих на учете.
Поскольку истец не имеет права на внеочередное предоставление ему единовременной социальной выплаты, последняя должна быть предоставлена ему в соответствии с очередностью представления им заявления о постановке на учет и датой постановки на учет - 22 апреля 2021 г.
Доводы апелляционной жалобы Ю.Н. о том, что им соблюдены все условия для получения социальной выплаты, на правильность выводов суда применительно к его исковым требованиям не влияют, поскольку его право на получение такой выплаты ответчиком не оспаривается, и оно сохраняется после увольнения Ю.Н., но обеспечение выплатой возможно лишь в порядке очередности принятия на учет, что прямо следует из п. 23 Правил. Суждения апеллянта об обратном основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем подлежат отклонению.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит не основанным на законе решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований ГУ МЧС России по Омской области о расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении Ю.Н. и Ю.М. без предоставления другого жилья, снятии с регистрационного учета и возложении на ответчиков обязанности передать ключи.
Так, приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из того, что Ю.Н. имеет выслугу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы более 10 лет, уволен по выслуге лет, дающей право на пенсию, с 2021 г. и по настоящее время состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которая до настоящего времени ему не выплачена, он и члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не являются, следовательно, он подлежит отнесению к категории лиц, нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем ответчики не подлежат выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Однако данные выводы сделаны судом при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1).
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
Отказывая в удовлетворении иска о выселении Ю.Н. и Ю.М. из служебного жилого помещения, закрепленного за истцом на праве оперативного управления, суд первой инстанции руководствовался в том числе пунктами 27 и 28 типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, в силу которых сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Между тем установленный данным положением порядок распоряжения жилыми помещения не распространяет свое действие на жилые помещения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо федеральной противопожарной службы.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 15-КГ16-11).
Согласно п. 3 Правил N 217 специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 октября 2020 г. N 2460-О, Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим правовым актом, определяющим правила регулирования жилищных отношений, раскрывая содержание понятия "служебные жилые помещения", устанавливает, что они предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93).
Таким образом, договор найма служебного жилого помещения заключается с учетом специфики трудовой деятельности нанимателя, имеющей социально-значимый аспект, что согласуется и с выводом Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 19 апреля 2018 года N 16-П, о том, что предоставление гражданам служебных жилых помещений по месту службы непосредственно связано с осуществлением ими своих служебных обязанностей. Соответственно, утрата гражданином правового статуса сотрудника федерального органа исполнительной власти влечет за собой и прекращение договора найма служебного жилого помещения, предоставленного ему с учетом данного статуса и для выполнения присущих занимаемой должности профессиональных обязанностей.
При этом действующее законодательство, закрепляя жилищные гарантии для сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда или денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), тем самым возлагает на названную службу, ее органы и учреждения обязанность обеспечить реализацию этих гарантий, в том числе за счет высвобождающегося специализированного жилищного фонда. Однако это не исключает право указанных органов и учреждений - с учетом потребностей в обеспечении служебным жильем прежде всего своих сотрудников и заинтересованности в привлечении конкретных специалистов на работу на основании трудового договора - заключить договор найма служебного жилого помещения с такими специалистами на период их трудовых отношений.
Также Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен для сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, другой вид жилищной гарантии - предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно ч. 7 ст. 4 этого Федерального закона право на такую выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на ее получение. Тем самым законодатель, учитывая реальные финансовые возможности государства, сохранил за указанными гражданами право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения после прекращения служебных отношений. Соответственно, эта жилищная гарантия по своей правовой природе отличается от предоставления служебного жилого помещения и данные виды жилищного обеспечения, будучи самостоятельными, имеют собственное правовое регулирование (Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2021 г. N 1607-О).
Таким образом, по смыслу приведенных положений утрата правового статуса, обусловившего предоставление Ю.Н. служебного жилого помещения, влечет расторжение договора найма такого помещения и, следовательно, выселение из него нанимателя и членов его семьи.
Указанное отражено и в договоре найма служебного жилого помещения N 28 от 1 июня 2020 г., заключенного между ГУ МЧС России по Омской области и Ю.Н., по условиям которого спорная квартира предоставлена ответчику на период прохождения им службы, после окончания которой указанный договор прекращает свое действие, в связи с чем Ю.Н. и члены его семьи обязаны освободить занимаемое ими жилое помещение без предоставления другого жилья (пункты 18, 19 договора).
Между тем, ч. 2 ст. 103 ЖК РФ определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по делу является выяснение вопроса о том, относится ли Ю.Н. к категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.
Однако из материалов дела и пояснений Ю.Н., данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции не усматривается, что он, как наниматель по договору найма служебного жилого помещения, относится к какой-либо из указанных категорий.
При таких обстоятельствах Ю.Н. не подпадает под перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.
Вопреки позиции прокурора Советского АО г. Омска, изложенной в возражениях на апелляционные жалобы, получение Ю.Н., <...> <...> г.р., пенсии за выслугу лет не является обстоятельством, исключающим возможность его выселения без предоставления иного жилья, так как в соответствии с законодательством о государственном пенсионном обеспечении назначение пенсии за выслугу лет может осуществляться независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги 20 лет и более; соответственно, граждане, получающие такую пенсию, не считаются пенсионерами по возрасту (по старости).
Доводы Ю.Н. о невозможности выселения ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи тем, что до настоящего времени он не получил единовременную социальную выплату, правового значения не имеют, поскольку спорное жилье является служебным, было предоставлено в пользование ответчику Ю.Н. и членам его семьи для временного проживания в нем на период прохождения им службы и на момент разрешения судом спора Ю.Н. в служебных отношениях с истцом не состоял. При этом Правилами предоставления жилых помещений возможность сохранения за сотрудником, уволенным со службы, права проживания в служебном жилом помещении до получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не предусмотрена.
Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
С учетом приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Главного управления МЧС России по Омской области, и в данной части решение суда не соответствует требованиям законности и обоснованности, предусмотренным ст. 195 ГПК РФ, в связи с чем подлежит отмене в данной части с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Главного управления МЧС России по Омской области к Ю.Н., Ю.М. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении, возложении обязанности передать ключи от жилого помещения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 12 октября 2023 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Главного управления МЧС России по Омской области к Ю.Н., Ю.М. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении, возложении обязанности передать ключи от жилого помещения.
В отмененной части принять новое решение.
Расторгнуть договор найма служебного жилого помещения N 1 от 1 июня 2020 г., заключенный между Ю.Н. и Главным управлением МЧС России по Омской области. Выселить Ю.Н. и Ю.М. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, <...>, без предоставления другого жилого помещения, снять их с регистрационного учета. Обязать Ю.Н. и Ю.М. вернуть Главному управлению МЧС России по Омской области ключи от входной двери <...>, расположенной по адресу: г. Омск, <...>.
В остальной части решение Первомайского районного суда г. Омска от 12 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ю.Н. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 января 2024 г.