Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.04.2023 N 88-9180/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 19.01.2023 N 33-1103/2023 (УИД 54RS0010-01-2022-002572-08)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении к восстановлению на учете.
Обстоятельства: На момент истечения пятилетнего срока с момента отчуждения супругой истца жилого помещения истец был уволен со службы и не обладал правом на новое самостоятельное обращение за единовременной социальной выплатой.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 19.01.2023 N 33-1103/2023 (УИД 54RS0010-01-2022-002572-08)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении к восстановлению на учете.
Обстоятельства: На момент истечения пятилетнего срока с момента отчуждения супругой истца жилого помещения истец был уволен со службы и не обладал правом на новое самостоятельное обращение за единовременной социальной выплатой.
Решение: Отказано.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 января 2023 г. N 33-1103/2023(33-12575/2022)
Судья Зинина И.В.
Докладчик Жегалов Е.А.
Дело N 2-2766/2022
УИД 54RS0010-01-2022-002572-08
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего судьи Недоступ Т.В.,
судей Жегалова Е.А., Кузовковой И.С.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 19 января 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Новосибирской области К.Е. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 сентября 2022 года об удовлетворении исковых требований К.И.Ф. к Главному управлению МЧС России по <данные изъяты> о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении к восстановлению на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Жегалова Е.А., объяснения представителя Главного управления МЧС России по Новосибирской области К.Е., поддержавшей жалобу, возражения на это представителя истца К.И.Ю., судебная коллегия
установила:
14.03.2022 К.И.Ф. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по <данные изъяты> направленным посредством почты 05.03.2022, в котором просил: признать незаконным и отменить решение Территориальной комиссии N от 28.04.2021 - о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика восстановить истца в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи два человека с 17.09.2019.
В обоснование иска указал, что он проходил службу в <данные изъяты>, являлся <данные изъяты>. 15.03.2016 он обратился с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, был поставлен на соответствующий учет составом семьи 1 человек. Его супруга Ф.И.О. не была включена в состав семьи, поскольку, по мнению комиссии, оформив договор дарения жилого помещения, она намеренно ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем может быть принята на учет не ранее чем через пять лет с момента совершения указанных действий. Брак между К.И.Ф. и Ф.И.О. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. До вступления в брак Ф.И.О. на основании договора участия в долевом строительстве была приобретена <данные изъяты> квартира общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, которую ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. в соответствии с договором дарения подарила своей дочери Ф.И.О. ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация прекращения права Ф.И.О. на указанную квартиру.
С ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о включении супруги в состав семьи для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако на основании решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с учета - в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об отсутствии у него права на постановку на учет. Данное решение было получено истцом лишь ДД.ММ.ГГГГ. Истец не согласен с указанным решением, поскольку полагает, что им был предоставлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для постановки на учет, свидетельствующих о наличии права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
21.09.2022 судом первой инстанции постановлено решение: "Исковые требования К.И.Ф. к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении к восстановлению на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным решение территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по <адрес> N от 28 апреля 2021 года в части снятия К.И.Ф. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать территориальную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по <адрес> принять К.И.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт N на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 2 человека: К.И.Ф. и супруга Ф.И.О. с ДД.ММ.ГГГГ".
С таким решением не согласился ответчик Главное управление МЧС России по Новосибирской области в лице представителя К.Е.
В апелляционной жалобе просит отменить решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20.09.2022 по иску К.И.Ф. полностью и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе указано об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований К.И.Ф.
Указывает. что при рассмотрении дела установлено, что действия супруги истца по отчуждению жилого помещения повлекли ухудшение жилищных условий семьи.
Обращает внимание на отмену решения комиссии <данные изъяты> о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты от 24.05.2016 N.
Поскольку пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий истек 24.06.2019 и истец не являлся сотрудником, проходящим службу, то, полагает, не имеется оснований для учета истца в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Ссылаясь на ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обращает внимание, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов семьи, при этом согласно выписки из домовой книги от 18.09.2020 - супруга К.И.Ф. с истцом совместно не проживает, в связи с чем основания для ее учета отсутствуют.
Кроме того полагает, что в период прохождения службы истец воспользовался правом на обеспечение его жилым помещением. В этой связи обращает внимание, что в период прохождения военной службы истец являлся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по договору социального найма N от 15.05.2006, в качестве членов семьи нанимателя также были вселены супруга Ф.И.О. и сын Ф.И.О. Данная квартира находилась в федеральной собственности, была закреплена на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по <адрес>. 31.05.2007 ГУ МЧС России по <адрес> заключило с супругой истца договор на передачу жилого помещения в собственность граждан.
Рассмотрев дело по правилам ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, и, согласно части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, К.И.Ф. проходил <данные изъяты> (<адрес>).
Приказом Сибирского регионального центра МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ К.И.Ф. был уволен со службы с ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4 части 2 статьи 83 Федерального закона N 141-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Выслуга лет К.И.Ф. на момент увольнения в календарном исчислении составила <данные изъяты>, а в льготном исчислении <данные изъяты>.
В период прохождения службы, а именно ДД.ММ.ГГГГ К.И.Ф. было подано заявление с приложением документов о постановке на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения из расчета двух членов семьи.
В качестве члена семьи в заявлении была указана супруга заявителя - Ф.И.О.
Решением комиссии <данные изъяты> N от ДД.ММ.ГГГГ было признано право К.И.Ф. на постановку на учет на приобретение единовременной социальной выплаты составом семьи <данные изъяты> человек, что без учета супруги Ф.И.О.
Как следует из указанного решения, Ф.И.О., заключив договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащей ей квартиры <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, ухудшила жилищные условия, и, соответственно, могла быть принята на учет - не ранее чем через пять лет после совершения указанных действий.
22 октября 2018 года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о принятии решения о ликвидации <данные изъяты> и формировании ликвидационной комиссии.
19 февраля 2019 года <данные изъяты> ликвидирован.
В связи с ликвидацией <данные изъяты> - учетное дело N К.И.Ф. было передано в Главное управление МЧС России.
17 сентября 2019 года в Территориальную комиссию по ГУ МЧС России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательствам, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - К.И.Ф. обратился с заявлением, и просил рассмотреть его, как состоящего на соответствующем учете в составе семьи <данные изъяты> человека, то есть с учетом супруги Ф.И.О.
По результатам рассмотрения заявления К.И.Ф., территориальной комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 28 апреля 2021 года - было принято решение, отраженное в протоколе N, а именно:
в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 328-ФЗ, решение комиссии <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей, и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 24 мая 2016 года N о принятии К.И.Ф. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек - отменить, в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N от 24 апреля 2013 года, снять К.И.Ф. составом семьи 1 человек с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об отсутствии у него права на постановку на такой учет, а также по представленным документам и сведениям, полученным по результатам проведенной проверки, не подтверждающим наличие условий, необходимых для постановки сотрудника (гражданина) на учет для получения единовременной социальной выплаты (пункт 19 Порядка, утвержденного приказом МЧС России N от 25 марта 2019 года).
Из материалов дела следует, что основанием для принятия указанного решения явилось то обстоятельство, что на момент подачи заявления о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Ф.И.О. - супругой истца, 06 июня 2014 года был заключен договор дарения в отношении принадлежащей ей на праве собственности квартиры <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, и тем самым совершены действия по ухудшению ее жилищных условий, что привело к созданию нуждаемости в жилом помещении.
Разрешая спор и постанавливая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению лишь в части, определенной судом, поскольку по состоянию на 24 мая 2016 года - прошло менее 5 лет с момент совершения Ф.И.О. действий по отчуждению жилого помещения, и соответственно у К.И.Ф. отсутствовало право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что решение от 28 апреля 2021 года в части отмены ранее принятого решения от 24 мая 2016 года о постановке К.И.Ф. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, было обоснованно отменено на основании пункта 5 части 8 статьи 4 Федерального закона N 282-ФЗ от 30 декабря 2012 года.
Вместе с тем, суд не согласился с доводами ответчика о наличии оснований для снятия К.И.Ф. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд указал, что К.И.Ф. в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, просил рассмотреть его постановку на учет, исходя из состава семьи - <данные изъяты> - он и его супруга Ф.И.О.
На момент подачи заявления, что есть ДД.ММ.ГГГГ, и на момент рассмотрения заявления и материалов учетного дела комиссией, прошло уже более пяти лет с момента совершения Ф.И.О. действий по ухудшению жилищных условий.
Поэтому суд посчитал, что, так как из материалов учетного дела следует, что К.И.Ф. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - нуждается в жилом помещении, то у комиссии отсутствовали основания для отказа в постановке К.И.Ф. с составом семьи 2 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Таким образом, суд посчитал, что К.И.Ф. составом семьи два человека - подлежал принятию на учет для предоставления единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, и указал, что в этой части требования истца подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют нормам действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных с федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 части 3, и частей 5 и 6 указанной статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года - единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
На момент обращения с заявлением о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ - К.И.Ф. и Ф.И.О. были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения с военнослужащим N от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. истец проживал с супругой в служебном жилом помещении общей площадью 92 кв. м (л.д. 32).
Также сторонами не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. в соответствии с договором подарила, принадлежащую ей на праве собственности квартиру площадью <данные изъяты> кв. м N в <адрес> - своей дочери Ф.И.О., переход права собственности зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при исчислении необходимой нуждаемости заявителя К.И.Ф. по правилам приведенного п. 11 - на него приходилось <данные изъяты> кв. м общей площади, что не образовывало для него право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как того требовал п. 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года.
Согласно пп. 5 п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ - сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Следовательно, по результатам обращения 15 апреля 2016 года - истец К.И.Ф. ни лично один, ни в составе семьи совместно с и Ф.И.О. - не мог быть законно поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Пять лет со дня отчуждения жилого помещения Ф.И.О. - истекали ДД.ММ.ГГГГ. К этому времени истец был уже уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ, от чего он уже не обладал правом для нового самостоятельного обращения за единовременной социальной выплатой.
В силу пунктов 14 и 15 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 - право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил (на доп. жил. площадь), имевшегося у них на день увольнения.
По общим для данного случая правилам ст. 12 ГК РФ о способах защиты гражданских прав - защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Однако в данном случае - суду невозможно прибегнуть к такой защите в пользу истца, поскольку не установлено законно возникшее право истца, которое подлежало бы в данном случае защите судом.
На момент обращения с заявлением о постановке на учет 15 апреля 2016 года - К.И.Ф. не обладал правом на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Ко дню истечения пяти лет со дня отчуждения жилого помещения Ф.И.О. ДД.ММ.ГГГГ - истец был уже уволен со службы.
Поэтому по смыслу правил пунктов 14 и 15 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 - в отсутствие права истца на получение единовременной социальной выплаты, как в период службы так и и на день увольнения - несуществующее право нельзя сохранить за истцом, хотя он и был безосновательно принят на учет для получения таковой выплаты.
При таких обстоятельствах и указанных нормах закона подлежит отмене решение суда первой инстанции об удовлетворении иска, как это указано в п. 1 части 2 ст. 330 ГПК РФ, поскольку судом не применен закон, подлежащий применению, а именно пп. 5 части 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, по которому сотрудник, в случае совершения им (или) членом семьи, для приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты - действий, повлекших ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты - не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Следовательно, согласно п. 3 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции обязан принять по делу новое решение об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 1 части 2 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 сентября 2022 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать в иске К.И.Ф. к Главному управлению МЧС России по <адрес>: о признании незаконным и отмене решение Территориальной комиссии N от 28.04.2021 - о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязании восстановить истца в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи два человека с 17.09.2019.