Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.03.2020 N 88-3963/2020 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.10.2019 по делу N 33-17778/2019
Требование: О признании действий по неисполнению условий мирового соглашения незаконными, привлечении к ответственности путем выдачи исполнительного листа для принудительного исполнения мирового соглашения.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, уволен по болезни, было утверждено мировое соглашение, по условиям которого ему должна выплачиваться ежемесячная денежная компенсация, но в нарушение условий соглашения индексирование суммы компенсации не производится.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.10.2019 по делу N 33-17778/2019
Требование: О признании действий по неисполнению условий мирового соглашения незаконными, привлечении к ответственности путем выдачи исполнительного листа для принудительного исполнения мирового соглашения.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, уволен по болезни, было утверждено мировое соглашение, по условиям которого ему должна выплачиваться ежемесячная денежная компенсация, но в нарушение условий соглашения индексирование суммы компенсации не производится.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2019 г. по делу N 33-17778/2019
Судья Ардашева Е.С.
Дело N 2-4523/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Зоновой А.Е., Кокшарова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Б.А.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Привороцкой Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску С. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании незаконными действий ответчика по неисполнению вступившего в законную силу определения суда, привлечении к ответственности, выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения,
по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.06.2019.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца и его представителей О., Б. (действуют на основании нотариальной доверенности серии АА N 5680443 от 11.06.2019 сроком на один год), поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя ответчика М. (доверенность N 94 от 29.12.2018 сроком на три года), возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Привороцкой Т.М., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с указанным иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее по тексту Управление, ответчик), ссылаясь в обоснование на следующие обстоятельства.
Истец проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, уволен 24.12.2002 на основании п. "ж" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по болезни). Определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003 между истцом и Управлением утверждено мировое соглашение, по условиям которого Управление выплачивает С. в счет ежемесячной денежной компенсации (далее ЕДК) согласно ст. 29 Закона "О милиции" единовременно 15960,40 руб. за период с 24.12.2002 по 31.07.2003 и ежемесячно по 1942,09 руб., начиная с 01.09.2003 до 01.02.2004, с последующей индексацией этой суммы согласно действующего законодательства; в случае установления С. инвалидности после 01.02.2004, выплата ЕДК продолжается в течение всего срока установленной группы инвалидности. Ссылаясь на неисполнение ответчиком условий мирового соглашения в части индексирования суммы ЕДК, истец, с учетом последующего уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просил: признать действия Управления с 01.01.2004 по 31.05.2019 по неисполнению условий мирового соглашения, утвержденного определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003, в порядке и в сроки, установленные данным соглашением, нарушающими положения ч. ч. 2, 3 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 1 ст. 142 Арбитражного процессуального кодекса РФ и тем самым нарушающими права истца на индексацию сумм возмещения вреда здоровью; привлечь Управление к ответственности путем выдачи в соответствии со ст. 142 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительного листа для принудительного исполнения мирового соглашения, в котором обязать Управление выплатить С. в счет непроизведенных индексаций ЕДК в соответствии с действующим законодательством за период с 01.01.2004 по 31.05.2019 единовременно денежную сумму в размере 3490619,94 руб. и ежемесячно, начиная с 01.06.2019 и пожизненно, денежную сумму в размере 44928,23 руб. с последующей индексацией и перерасчетом в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Ответчик возражал против иска, указывая на отсутствие правовых оснований для его удовлетворения. Также ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности в отношении периода с 2004 по 2014 гг.
Определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 21.12.2018 производство по делу было прекращено ввиду тождественности спора и наличия вступившего в законную силу по спору между сторонами решения Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.02.2017 об отказе в удовлетворении иска С. о взыскании суммы в возмещение вреда здоровью и установлении ежемесячной выплаты в определенном размере.
Однако апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17.04.2019 определение суда от 21.12.2018 отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
По результатам рассмотрения дела решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.06.2019 в удовлетворении исковых требований С. отказано.
С таким решением не согласился истец, представитель которого по доверенности О. в апелляционной жалобе (с учетом дополнений к ней, подписанных самим истцом) просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апеллянт настаивает на том, что суд при разрешении спора неверно применил нормы материального и процессуального права, не разобрался в существе расчетов ЕДК и ее индексации в зависимости от индексации денежного довольствия, не применил порядок и условия индексации ЕДК, предусмотренный законами РФ, другими нормативными актами, указанными в расчете истца, в связи с чем пришел к неверному выводу, что заявленный иск не связан с исполнением определения Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003 и, по существу, сводится к индексации иной суммы возмещения вреда здоровью, исчисленной из утраченного денежного довольствия и без учета процента утраты трудоспособности.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Свердловской области, которое о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещалось надлежащим образом путем размещения 13.09.2019 и 21.10.2019 (после объявления перерыва в судебном заседании 17.10.2019) соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов").
Судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определила о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, в пределах которых проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, установлено судом, С. проходил службы в органах уголовно-исполнительной системы, в ГУИН МЮ России по Свердловской области. Заключением ВВК на основании свидетельства о болезни от 05.12.2002 N 971 С. признан негодным к дальнейшему прохождению службы в связи с военной травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей (пункт "Д"), на основании чего приказом ГУИН МЮ России по Свердловской области был уволен 24.12.2002 на основании п. "ж" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по болезни).
Определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003, постановленным в рамках гражданского дела по иску С. к ГУИН МЮ России по Свердловской области взыскании денежной компенсации, утверждено мировое соглашение между сторонами, в соответствии с которым ГУИН МЮ России по Свердловской области выплачивает С. в счет ЕДК согласно ст. 29 Закона "О милиции" единовременно 15960,40 руб. за период с 24.12.2002 по 31.07.2003 и ежемесячно по 1942,09 руб., начиная с 01.09.2003 до 01.02.2004, с последующей индексацией этой суммы согласно действующего законодательства; в случае установления С. инвалидности после 01.02.2004, выплата ЕДК продолжается в течение всего срока установленной группы инвалидности; других претензий стороны друг к другу не имеют.
Истец не оспаривал, подтвердил в заседании судебной коллегии, что предусмотренная мировым соглашением единовременная выплата в сумме 15960,40 руб. ответчиком ему выплачена, также выплачивалась в спорный период (с 01.01.2004 по 31.05.2019) ЕДК в размере 1942,09 руб.
Кроме того, следует из материалов дела и истцом не отрицалось, что в 2012 г. ответчиком произведен перерасчет ЕДК за период с 2009 по 2011 гг. и истцу произведена доплата в размере разницы между размером получаемой им компенсации (1942,09 руб.) и размером компенсации, которая ему полагалась в виде разницы между предполагаемым денежным довольствием и получаемой пенсией. Размер выплаченной доплаты составил 181152,16 руб.
14.09.2016 истец обратился в Управление с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос выплаты ему ЕДК в связи с установлением III группы инвалидности вследствие военной травмы бессрочно в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2016 N 125-ФЗ) и приказа ФСИН России от 05.08.2013 N 439.
На основании указанного заявления С. решением постоянно действующей комиссии Управления от 03.10.2016 N 10 истцу назначена к выплате с 14.09.2016 бессрочно ЕДК в размере 12562,50 руб., исчисленная в соответствии с положениями ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за вычетом ЕДК, выплачиваемой на основании определения Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003. В 2018 г. указанная сумма ЕДК была проиндексирована в связи с повышением денежного довольствия в 1,04 раза на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2017 N 1598 и составила 13065 руб. Согласно справке главного бухгалтера Управления К., представленной в заседание судебной коллегии, с 01.10.2019 на основании постановления Правительства РФ от 27.06.2019 N 820 сумма назначенной истцу ЕДК вновь проиндексирована в 1,43 раза и на момент апелляционного рассмотрения дела составляет 13627,13 руб.
Таким образом, истцу до 14.09.2016 выплачивалась ЕДК в соответствии с определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003 в размере 1942,09 руб., с 14.09.2016 ежемесячно выплачивается как сумма, установленная мировым соглашением, так и ЕДК на основании решения постоянно действующей комиссии Управления от 03.10.2016 N 10 за вычетом суммы 1942,09 руб.
Разрешая при указанных обстоятельствах спор и отказывая в удовлетворении исковых требований С., суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для осуществления индексации суммы ЕДК, установленной определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003, правильности размера ЕДК, назначенной истцу к выплате решением Управления от 03.10.2016, отсутствия у Управления задолженности по выплате истцу ЕДК за спорный период, отсутствия процессуальных оснований для выдачи истцу в целях принудительного исполнения определения Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003 исполнительного листа с иным содержанием, нежели это предусмотрено указанным судебным актом.
Судебная коллегия полагает обжалуемое решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований С. по существу правильным, исходя из следующего.
Заявленный иск С. обосновывает следующим: по условиям мирового соглашения, утвержденного определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003, ответчик должен был производить индексацию ЕДК в порядке, установленном нормативными актами, действовавшими в течение спорного периода и регулировавшими вопросы выплаты ЕДК в возмещение вреда здоровью, а именно - определяя, начиная с 01.01.2004, размер ЕДК как разницу между денежным довольствием и размером получаемой истцом пенсии, и увеличивая ЕДК каждый раз в связи с изменением в установленном порядке размеров денежного довольствия и пенсии. Поскольку по расчетам истца с применением указанного порядка индексации размер ЕДК по состоянию на 01.05.2016 (когда в Федеральный закон от 20.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения, в соответствии с которыми изменился порядок определения размера ЕДК) составлял 44928,23 руб., то истец полагает, что в силу ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ ему не могла быть установлена с 14.09.2016 ЕДК в меньшем размере, выплата ЕДК должна была производиться Управлением в размере, который причитался ему (по его расчетам) до дня вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ, т.е. в размере 44928,23 руб.
Судебная коллегия не может согласиться с правильностью указанных доводов истца по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона РФ "О милиции", который действовал на момент утверждения мирового соглашения между сторонами и в силу п. 6 постановления Верховного Совета РСФСР от 18.04.1991 N 1027-1 распространял свое действие на сотрудников исправительно-трудовых учреждений, в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Порядок выплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы, регулировался "Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких", утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.1999 N 376. Согласно пунктам 21, 23 и 24 данной Инструкции денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, выплачивается потерпевшему сотруднику уголовно-исполнительной системы ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья; выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа уголовно-исполнительной системы в течение всего срока, на который установлена инвалидность; в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудника, состоящего на службе, размер возмещения вреда его здоровью подлежит соответствующему перерасчету.
Приказом Министерства юстиции РФ от 28.10.2005 N 198 была утверждена новая "Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких", согласно пунктам 21, 23 и 24 которой при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к увольнению со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью; выплата ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью производится в течение всего срока, на который установлена инвалидность и определена степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах; в случае увеличения оклада денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, также одновременно подлежат соответствующему перерасчету ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью, выплачиваемые ранее уволенным со службы сотрудникам.
Федеральным законом от 06.11.2011 N 298-ФЗ "О внесении изменения в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" был дополнен статьей 34.1, согласно которой в случае причинения сотруднику уголовно-исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Действие ст. 34.1 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 было распространено на правоотношения, возникшие с 01.03.2011.
Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ) положения ст. 34.1 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 признаны утратившими силу с 01.01.2013, введена новая норма (статья 33.1), согласно которой гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иные гарантии) устанавливаются настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации). Таким законом является Закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ, который регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и предоставлением социальных гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 28.06.2014 N 197-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2013, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Федеральным законом от 28.06.2014 N 197-ФЗ, вступившим в силу с 11.07.2014, часть 5 статьи 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ была дополнена предложением следующего содержания: "Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.". Такой порядок был утвержден постановлением Правительства РФ от 17.07.2014 N 672 и действовал до признания названного постановления утратившим силу постановлением Правительства РФ от 30.09.2016 N 985.
Приказом ФСИН России от 05.08.2013 N 439 утверждены "Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей". Согласно п. 24 названных Правил (данный пункт утратил силу с 08.10.2016 в связи с изданием приказа ФСИН России от 16.09.2016 N 736) размер ежемесячной денежной компенсации подлежит пересчету с учетом увеличения (индексации) оклада денежного содержания сотрудника, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом ежегодного увеличения процентов оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсии.
Федеральным законом от 01.05.2016 N 125-ФЗ, вступившим в силу с 12.05.2016, часть 5 статьи 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы - 1;
2) в отношении инвалида II группы - 0,5;
3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
При этом статьей 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный в соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений правовое регулирование вопроса возмещения вреда здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы, действовавшее до 12.05.2016, связывало возможность выплаты ЕДК с назначением уволенному сотруднику пенсии по инвалидности и определяло размер ЕДК в виде разницы между денежным довольствием и назначенной пенсией по инвалидности (а в период с 11.07.2014 - еще и с учетом степени стойкой утраты трудоспособности в процентах), предусматривая пересмотр размера ЕДК с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. С 12.05.2016 выплата ЕДК не зависит от вида назначенной уволенному сотруднику уголовно-исполнительной системы пенсии, размер ЕДК определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением коэффициентов в зависимости от группы инвалидности, и также подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Установление порядка, условий и критериев индексации компенсационных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи со служебной деятельностью, или их изменение является прерогативой законодателя и определяется федеральными законами. В отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы такой механизм увеличения (индексации) компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей, предусматривает увеличение размера ЕДК в зависимости от увеличения (повышения) окладов денежного содержания, но при этом до 12.05.2016 размер ЕДК зависел от двух величин: денежного содержания сотрудника и назначенной данному лицу пенсии по инвалидности. Соответственно, возможность применения указанного механизма увеличения (индексации) ЕДК до 12.05.2016 была напрямую связана с фактом получения бывшим сотрудником пенсии по инвалидности.
Как следует из справки N 56/1348 от 09.09.2015 (т. 1 л. д. 119), пояснений стороны истца, ответчиком не оспаривается, С. является пенсионером Министерства юстиции РФ с 25.12.2002 пожизненно, с 25.12.2002 по 31.01.2005 получал пенсию по инвалидности, с 01.02.2005 и по настоящее время является получателем пенсии по выслуге лет с доплатой 1000 руб. ежемесячно в соответствии с Указом Президента РФ от 01.08.2005 N 887 за военную травму.
Таким образом, тот механизм индексации ЕДК, который был установлен законом до 12.05.2016 (пересмотр размера ЕДК в зависимости от увеличения размера денежного довольствия, с определением нового размера ЕДК как разницы между размером денежного довольствия и размером пенсии по инвалидности), мог быть применен ответчиком в соответствии с условиями мирового соглашения только до 01.02.2005, т.е. в период получения истцом пенсии по инвалидности. После перехода истца на другой вид пенсии (пенсии по выслуге лет) установленный законом механизм индексации ответчиком применяться не мог, а иного механизма индексации (в частности, определение ЕДК как разницы между размером денежного довольствия и размером пенсии за выслугу лет, как на этом настаивает истец, производя соответствующий расчет) законодателем определено не было. Определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003, которым утверждено мировое соглашение между сторонами, также не предусмотрено какого-либо механизма индексации, указано лишь, что индексация производится согласно действующему законодательству. При этом то обстоятельство, что Управление в 2012 г. произвело перерасчет и выплатило истцу доплату ЕДК за период 2009 - 2011 гг. в размере 181152,16 руб., само по себе не является основанием для возложения на ответчика в рамках настоящего спора обязанности по осуществлению индексации ЕДК за период с 01.02.2005 до 12.05.2016 (до изменения порядка определения ЕДК) в порядке, который предлагает истец, поскольку такой порядок индексации законом не установлен.
После 12.05.2016, в связи с изменением порядка определения ЕДК, установленный ч. 6 ст. 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ механизм индексации мог быть применен только по отношению к выплате, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 12 названного закона в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ. Такая выплата была установлена истцу с 14.09.2016 решением постоянно действующей комиссии Управления от 03.10.2016, ее индексация производится в установленном ч. 6 ст. 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ порядке, что истцом не оспаривается. Возможность же применения механизма индексации, установленного ч. 6 ст. 12 Закона от 20.12.2012 N 283-ФЗ, в отношении ЕДК, выплата которой производится истцу в соответствии с определением суда от 17.09.2003, исключается, так как из материалов дела не следует, что размер ЕДК 1942,09 руб. был определен сторонами при заключении мирового соглашения в порядке, аналогичном порядку, установленному ч. 5 ст. 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ.
Оснований для применения по аналогии механизма индексации, установленного статьями 318 и 1091 Гражданского кодекса РФ, в данном случае не имеется.
Как указал Конституционный Суд РФ в п. 2.2 постановления от 15.07.2009 N 13-П, гражданско-правовой институт деликтных обязательств предназначен для регулирования отношений, возникающих из причинения вреда, в том числе вреда здоровью лица в связи с осуществлением им трудовой или служебной деятельности. Как правило, обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда. При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел в порядке главы 59 Гражданского кодекса РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Если же вина государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел отсутствует, обязанность по его возмещению по указанным в данной главе основаниям на государство не возлагается.
Из материалов дела следует, истцом не оспаривалось, что Управление и С. не являются субъектами обязательств вследствие причинения вреда, регулирование которых предусмотрено главой 59 Гражданского кодекса РФ, ответчик каких-либо противоправных действий по отношению к истцу не совершал. Травма, послужившая основанием для установления инвалидности и увольнения С. со службы в органах уголовно-исполнительной системы 24.12.2002, получена последним, когда он 05.11.2001, следуя со службы домой, при переходе улицы Фронтовых Бригад в г. Екатеринбурге к трамвайной остановке был сбит проезжавшим легковым автомобилем. Заключением от 31.05.2002 полученная истцом травма признана связанной с исполнением служебных обязанностей.
Соответственно, поскольку выплата ЕДК осуществляется Управлением в рамках установленного публично-правового механизма на основании действовавшего на момент утверждения судом мирового соглашения Закона РФ "О милиции" и действующего в настоящее время Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, положения ст. ст. 318 и 1091 Гражданского кодекса РФ применению в целях индексации ЕДК не подлежат.
Таким образом, в период с 01.02.2004 (согласно условиям мирового соглашения, утвержденного определением суда от 17.09.2003, индексация должна была производиться с 01.02.2004) и до 31.01.2005 (до указанной даты истец являлся получателем пенсии по инвалидности) Управление, действительно, неправомерно бездействовало, не производя индексацию ЕДК в порядке, установленном законом. Однако удовлетворение заявленного истцом требования о признании бездействия Управления в указанный период незаконным не повлечет для истца тех правовых последствий, на которые он рассчитывает, и не приведет к восстановлению прав, которые он полагает нарушенными, ввиду следующего.
Постановлением Правительства РФ от 29.09.2003 N 605 с 01.10.2003 были в 1,11 раз повышены оклады по штатным должностям и оклады по специальным званиям, в том числе, сотрудников органов уголовно-исполнительной системы.
Соответственно, с 01.02.2004 размер выплачиваемой истцу ЕДК должен был быть увеличен (проиндексирован) до 2364,70 руб. (разница между денежным содержанием сотрудника и размером получаемой истцом пенсии по инвалидности), в то время как истцу выплачивалось ЕДК в размере 1942,09 руб. До 01.02.2005, даты перехода истца на пенсию по выслуге лет, денежное содержание не повышалось, законных оснований для индексации не имелось, после 01.02.2005 такая индексация в отношении истца производиться не могла ввиду невозможности применения механизма, установленного законом (по причине неполучения истцом пенсии по инвалидности), и отсутствия иного установленного законом механизма индексации.
Если бы в период с 01.02.2004 по 31.05.2019 истцу в соответствии с определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003 выплачивалась ЕДК в размере 2364,70 руб., то общая сумма выплат должна была составить 435104,80 руб. (184 месяца x 2364,70). Фактически истцу было выплачено за указанный период 538496,72 руб. ((184 месяца x 1942,09) + 181152,16 (сумма доплаты ЕДК, выплаченная в 2012 г.)).
При таком положении, оснований для вывода о нарушении прав истца в связи с неосуществлением Управлением индексации ЕДК в период с 01.02.2004 до 01.02.2005 не имеется, а потому требование о признании незаконным бездействия Управления по неосуществлению индексации с 01.01.2004 по 31.05.2019 (тем более, что законных оснований для такой индексации после 01.02.2005 у Управления не имелось) удовлетворению не подлежит.
Поскольку с учетом индексации ЕДК, которую должен был осуществить ответчик с 01.02.2004, и в отсутствие законных оснований для осуществления индексации ЕДК после 01.02.2005, истцу по состоянию на 12.05.2016 (дата вступления в силу изменений в ч. 5 ст. 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ) в соответствии с определением суда от 17.09.2003 должна была выплачиваться ЕДК в размере 2364,70 руб., а не в размере 44 928,23 руб., как ошибочно полагает истец, учитывая, что размер установленной истцу в соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ) ЕДК превышает 2364,70 руб., судебная полагает правильным вывод суда об отсутствии у Управления перед истцом задолженности по выплате ЕДК, основания для удовлетворения иска С. о выдаче исполнительного листа с указанием в нем на взыскание с Управления единовременно в счет непроизведенной индексации за период с 01.01.2004 по 31.05.2019 единовременно денежной суммы в размере 3490619,94 руб. и ежемесячно, начиная с 01.06.2019 и пожизненно, денежной суммы в размере 44928,23 руб. отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы истца не могут повлечь отмены правильного по существу решения суда, поскольку, по существу, сводятся к основанному на ошибочном толковании норм закона утверждению о наличии у Управления обязанности по индексации суммы ЕДК, определенной условиями мирового соглашения, утвержденного определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.09.2003, в порядке, не предусмотренном законом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 17.06.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Г.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
А.Е.ЗОНОВА
Е.В.КОКШАРОВ