Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Курганского областного суда от 21.09.2017 по делу N 33-2920/2017
Требование: О включении периодов работы в специальный стаж и назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Обстоятельства: Истец осуществляет противопожарную службу и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", но ответчиком в назначении досрочной пенсии отказано, поскольку из стажа исключены спорные периоды работы.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Курганского областного суда от 21.09.2017 по делу N 33-2920/2017
Требование: О включении периодов работы в специальный стаж и назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Обстоятельства: Истец осуществляет противопожарную службу и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", но ответчиком в назначении досрочной пенсии отказано, поскольку из стажа исключены спорные периоды работы.
Решение: Требование удовлетворено.
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. по делу N 33-2920/2017
Судья Олейникова Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Булатова П.Г., Душечкиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане
21 сентября 2017 года гражданское дело по иску Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Куртамышском районе о включении периодов работы в специальный стаж и назначении страховой пенсии по старости досрочно,
по апелляционным жалобам Б., Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Куртамышском районе, Главного Управления МЧС России по Курганской области на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 25 апреля 2017 года, которым постановлено:
"Иск Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Куртамышском районе Курганской области включить Б. <...> года рождения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:
с 01.01.2002 по 31.03.2005 в Куртамышской пожарной части УВД Курганской области в должности командира отделения, начальника караула;
с 20.08.2007 по 31.12.2008 в ГУ "3 отряд Государственной противопожарной службы по Курганской области" в должности начальника караула.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Куртамышском районе Курганской области назначить Б. <...> года рождения досрочную страховую пенсию по старости с 30.01.2017.
В иске Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы:
с 14.03.1988 по 30.05.1989 в Куртамышской профессиональной пожарной части отдела пожарной охраны УВД Курганского облисполкома в должности инструктора профилактики пожаров;
с 01.04.2005 по 19.08.2007 в ГУ "Единый дежурно-диспетчерский центр Управления Государственной противопожарной службы Главного управления по делам ГО И ЧС Курганской области в должности начальника караула, отказать.
Взыскать в пользу Б. с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Куртамышском районе Курганской области госпошлину в размере 300 руб.".
Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С., пояснения истца Б., представителя третьего лица Главного Управления МЧС России по Курганской области Ч., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области (далее по тексту - ГУ УПФР в Куртамышском районе Курганской области) о включении периодов его работы в стаж для назначения страховой пенсии досрочно связи с особыми условиями труда. В обоснование иска указал, что с 14.03.1988 он осуществляет противопожарную службу по защите населения в государственных учреждениях профессиональных противопожарных частях, поэтому имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФР в Куртамышском районе Курганской области N 14638 от 30.01.2017 в назначении досрочной пенсии ему отказано, поскольку из стажа были исключены периоды его работы: с 14.03.1988 по 30.05.1989 в должности инструктора профилактики пожаров в Куртамышской профессиональной пожарной части отдела пожарной охраны УВД Курганского облисполкома, так как наименование должности не предусмотрено списками, с 01.01.2002 по 12.07.2004 в должности командира отделения в Куртамышской пожарной части УВД Курганской области, поскольку не представлено документов, подтверждающих, что данное учреждение является структурой МЧС России; с 12.07.2004 по 31.03.2005 в должности начальника караула, потому что не представлено документов подтверждающих, что данное учреждения не является структурным подразделением МЧС России; с 01.04.2005 по 19.08.2007 в должности начальника караула в ГУ "Единый дежурно-диспетчерский центр управления Государственной противопожарной службы Главного управления по делам ГО и ЧС Курганской области" (далее по тексту - ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области), т.к. данное учреждение не является структурным подразделением МЧС России; с 20.08.2007 по 31.12.2008 в должности начальника караула в ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" (далее по тексту - ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области"), поскольку данное учреждение не является структурой МЧС России; с 08.12.2014 по 12.12.2014 - период обучения на курсах повышения квалификации. Просил суд зачесть в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы: с 14.03.1988 по 30.05.1989 в Куртамышской профессиональной пожарной части отдела пожарной охраны УВД Курганского облисполкома, в должности инструктора профилактики пожаров; с 01.01.2002 по 12.07.2004 в Куртамышской пожарной части УВД Курганской области в должности командира отделения; с 12.07.2004 по 31.03.2005 в Куртамышской пожарной части УВД Курганской области в должности начальника караула; с 01.04.2005 по 19.08.2007 в ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" в должности начальника караула; с 20.08.2007 по 31.12.2008 в ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" в должности начальника караула; возложить на ГУ УПРФ в Куртамышском районе Курганской области обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 14.03.1988 по настоящее время; возложить на ГУ УПРФ в Куртамышском районе Курганской области обязанность назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с момента обращения в ГУ УПРФ в Куртамышском районе Курганской области, т.е. с 19.01.2017.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПРФ в Куртамышском районе Курганской области в судебное заседания не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица Государственного казенного учреждения "Противопожарная служба Курганской области" (далее по тексту - ГКУ "ППС Курганской области") с иском согласился по доводам, указанным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (далее по тексту - ГУ МЧС России по Курганской области) К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования считала обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Куртамышским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, с которым не согласны стороны.
В обоснование жалобы УПФР в Куртамышском районе Курганской области считает решение незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права в части включения в льготный стаж истца периода работы в ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" с 20.08.2007 по 31.12.2008 в должности начальника караула. 07.06.2007 создано ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" на основании приказа МЧС России от 30.12.2004 N 631 "О создании отрядов Государственной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации", доверенности МЧС России и приказа Главного управления МЧС России по Курганской области от 30.05.2007 N 280 "О создании государственных учреждений", в связи с чем считает, что в период с 20.08.2007 по 31.12.2008 финансирование ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области", в котором работал истец, осуществлялось за счет средств бюджета Курганской области, а из средств федерального бюджета на выплату заработной платы работникам на цели равного с федеральной противопожарной службой лишь производилась доплата, поэтому включение в специальный стаж указанного периода работы истца противоречит нормам действующего законодательства. Периоды работы работников противопожарной службы учреждений, входящих в состав Главного Управления ГО и ЧС Курганской области, начиная с 01.02.2002, не засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по
пп. 18 п. 1 ст. 30,
п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При подаче сведений о стаже сам работодатель не подтвердил факт работы Б. в особых условиях труда. Просит решение Куртамышского районного суда Курганской области от 25.04.2017 отменить в части включения Б. периода работы с 20.08.2007 по 31.12.2008 в ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" в должности начальника караула, и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 30.01.2017, принять по делу новое решение.
Б., не согласившись с принятым решением, в обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом неправомерно отказано во включении периода его работы с 14.03.1988 по 30.05.1989 инструктором профилактики пожаров в профессиональной пожарной части отдела пожарной охраны УВД Курганского облисполкома. Просит решение суда в данной части отменить, его исковые требования удовлетворить.
ГУ МЧС России по Курганской области в апелляционной жалобе считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы Б. с 14.03.1988 по 30.05.1989 в Куртамышской профессиональной пожарной части отдела пожарной охраны УВД Курганского облисполкома в должности инструктора профилактики пожаров, поскольку периоды работы на таких должностях засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании
ст. ст. 30 -
32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В спорный период с 1988 по 1989 гг. Б. состоял в должности инструктора профилактики пожаров в Куртамышской профессиональной пожарной части отдела пожарной охраны УВД Курганского облисполкома, являвшегося территориальным органом исполнительной власти федерального органа - МВД СССР, следовательно, финансирование и материальное обеспечение работников и сотрудников УВД Курганского облисполкома производилось за счет средств федерального бюджета. Должность "инструктор по противопожарной профилактике" дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку она идентична должности "инструктор профилактики пожаров", занимаемой Б. в период 1988-1989 гг., и обе должности связаны с исполнением одних и тех же должностных обязанностей по проведению обследования и проверки обслуживаемых объектов на соответствие пожарной безопасности. Данные обязанности не изменялись во время переименования и изменения подчиненности Куртамышской пожарной части. Просит решение Куртамышского районного суда Курганской области от 25.04.2017 отменить в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истца с 14.03.1988 по 30.05.1989.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФР в Куртамышском районе Курганской области третье лицо ГУ МЧС России по Курганской области считает доводы апеллянта неправомерными, поскольку в период с 20.08.2007 по 31.12.2008 Б. состоял в должности начальника караула ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области", а данная должность (начальник караула) включена в Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 07.06.2007 создано ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области", учредителем которого является МЧС России. В соответствии с законодательством противопожарная служба субъекта не может быть создана федеральным органом исполнительной власти - МЧС России и по его доверенности. Поскольку учредителем ГУ "3 ОГПС МЧС России Курганской области" является МЧС России и учреждение создано на основании приказа и доверенности МЧС России, считает что ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" не может входить в состав противопожарной службы субъекта Российской Федерации. Просит апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Куртамышском районе Курганской области оставить без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Б. доводы своей апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Куртамышском районе Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомил.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица ГУ МЧС России по Курганской области Ч., действующая на основании доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы ГУ МЧС России по Курганской области, выразила также согласие с апелляционной жалобой Б.
Представитель третьего лица ГКУ "ППС Курганской области" в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомил.
В соответствии со
ст. ст. 167,
327,
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения.
В соответствии со
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражений относительно апелляционных жалоб.
Решение суда первой инстанции обжалуется в части включения в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода его работы с 20.08.2007 по 31.12.2008 в ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области", и отказа во включении в данный стаж периода его работы с 14.03.1988 по 30.05.1989, в связи с чем проверяется судебной коллегией только в указанной части.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Из материалов дела следует, что 19.01.2017 Б., родившийся <...>, обратился в ГУ УПФР в Куртамышском районе Курганской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ГУ УПФР в Куртамышском районе Курганской области от 30.01.2017 N 14638 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа в связи с особыми условиями труда, поскольку при наличии стажа 20 лет 07 месяцев 08 дней, требуется не менее 25 лет.
Из специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчиком исключены периоды работы истца: с 14.03.1988 по 30.05.1989 в Куртамышской профессиональной пожарной части отдела пожарной охраны УВД Курганского облисполкома в должности инструктора профилактики пожаров, с 01.01.2002 по 12.07.2004 в Куртамышской пожарной части УВД Курганской области в должности командира отделения, с 12.07.2004 по 31.03.2005 в Куртамышской пожарной части УВД Курганской области в должности начальника караула, с 01.04.2005 по 19.08.2007 в ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" в должности начальника караула, с 20.08.2007 по 31.12.2008 в ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" в должности начальника караула.
Как указано в трудовой книжке АТ-IV N N 14.03.1988 истец был принят в штат на должность инструктора профилактики пожаров в Куртамышский ПСО, приказ N 20 от 14.03.1988, а 20.09.1993 Б. переведен командиром отделения Куртамышской пожарной части на основании приказа от 20.09.1993 N 41.
12.07.2004 истец назначен начальником караула Куртамышской пожарной части (приказ N 58 от 12.07.2004) и по 31.03.2005 находился в данной должности (приказ N 10 от 01.04.2005).
В период с 01.04.2005 по 19.08.2007 Б. состоял в должности начальника караула ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" (приказ N 10 от 01.04.2005), а с 20.08.2007 по 31.12.2008 - в должности начальника караула в ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" (приказ N 5 л/с от 01.08.2007). 31.12.2008 уволен.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Б. суд первой инстанции в числе прочего включил в специальный стаж истца период его работы с 20.08.2007 по 31.12.2008 в должности начальника караула ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" и отказал во включении в специальный стаж истца периода работы с 14.03.1988 по 30.05.1989 в должности инструктора профилактики пожаров в Куртамышской профессиональной пожарной части отдела пожарной охраны УВД Курганского облисполкома и, с учетом того, что по состоянию на 30.01.2017 специальный стаж истца составил 25 лет 02 месяца 20 дней, назначил ему досрочную трудовую пенсию по старости. В остальной части судебная коллегия находит решение суда соответствующим треброваниям закона.
В соответствии с
пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктами 3,
4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с
п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Данным
постановлением установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Как следует из данных норм, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
В
постановлении Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 указана должность: инструктора по противопожарной профилактике (старшие) отряда, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста и их помощники (код в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов - 23165).
В соответствии с действующим законодательством стаж работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы исчисляется с учетом времени работы (службы) в Государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР).
Согласно разъяснениям, содержащимся в
постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается (п. 16).
В соответствии с
п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (
п. 1 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (
п. 2 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (
ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По делам, связанным с исками граждан на назначение трудовой пенсии по старости, обязанность по доказыванию должна распределяться судом в соответствии со
ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: на ответчика возлагается обязанность доказать отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, на истца - доказать наличие права на льготную пенсию.
Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут быть подтверждаться никакими другими доказательствами.
Суд первой инстанции, в соответствии с указанными нормами, правомерно распределил бремя доказывания между сторонами, в связи с чем, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований в части включения в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение по старости, периода работы с 14.03.1988 по 30.05.1989 в должности инструктора профилактки пожаров, исходил из того, что занимаемая истцом должность в указанный период не включена в Перечень оперативных должностей работников Государсвтенной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), утвержденный приказом МВД России от 22.07.1999 N 5437, действовавшим до 01.01.2002, так и в
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствтвий, утверденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку в силу указанных норм, право на досрочное пенсионное обеспечение возникает при наличии совокупности нескольких условий, а именно работы в предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации должности и подразделении соответствующего уровня.
Суд апелляционной инстнации считает, что все обстоятельства дела были проверены судом первой инстанции с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционных жалоб истца и третьего лица ГУ МЧС России по Курганской области о том, что период работы Б. с 14.03.1988 по 30.05.1989 подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, судебная коллегия полагает несостоятельным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 утвержден
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован начальник караула пожарной части (команды), (код в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов - 24549).
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
Согласно
ст. ст. 4,
5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным
законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы".
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 103 "О территориальных подразделениях государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", согласно которому договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004 N 487 постановлено создать до 01.01.2005 территориальные органы МЧС России - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации,
положение о которых утверждено приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 вышеуказанного Положения сокращенное наименование территориального органа "Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации".
В перечне территориальньных органов Министрества Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации под N 45 значится Главное управление Министрества Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 1027 от 21.12.2005 утвержден состав федеральной противопожарной службы согласно приложению N 1, а также утверждено типовое штатное расписание отряда противопожарной службы.
В соответствии с приложением N 1 к вышеуказанному приказу подразделением федеральной противопожарной службы, созданной в целях обеспечения профилактиики пожаров и (или) их тушения, является в том числе отряд.
В силу
ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
п. 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868,
п. 6 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, на Федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Согласно
ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", на противопожарную службу субъектов Российской Федерации возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Приказом Главного управления МЧС России по Курганской области от 30.05.2007 N 280 "О создании государственных учреждений" создан ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области".
Приказом Главного управления МЧС России по Курганской области от 10.08.2007 N 389 постановлено в срок до 31.07.2007 создать ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" и подчинить ему среди прочих Пожарную часть N 28 по охране Куртамышского района.
Положением о ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области", являющимся приложением 2 к приказу начальника ГУ МЧС России по Курганской области N 280 от 30.05.2007, предусмотрено, что его учредителем является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Финансирование за период с 24.08.2007 по 31.12.2007 по выплате заработной платы работникам ГУ МЧС России по Курганской области, ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" производилось за счет средств областного и федерального бюджета.
В спорный период период ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" не являлся структурным подразделением исполнительного органа государственной власти Курганской области - Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области.
Таким образом, период работы истца с 20.08.2007 по 31.12.2008 в должности начальника караула ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" финансировался за счет средств федерального бюджета, что позволяло суду первой инстанции отнести данное учреждение к учреждению федеральной противопожарной службы, и включить в специальный стаж работы Б. указанный спорный период работы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что структурная и функциональная принадлежность ГУ "3 ОГПС МЧС России по Курганской области" всегда оставалась за ГУ МЧС России по Курганской области, а истец в спорный период с 20.08.2007 по 31.12.2008 осуществлял свою деятельность в государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, исходя из того, что Б. в оспариваемый период являлся сотрудником федеральной противопожарной службы, доводы апелляционной жалобы ГУ УПФР в Куртамышском районе Курганской области об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца указанного периода его работы отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и постановленными при правильном применении и толковании норм права.
Доводы апелляционных жалобы, в свою очередь, не свидетельствуют о наличии каких-либо нарушений, указание на которые содержится в
ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для их удовлетворения и отмены оспариваемого решения.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 25 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Б., Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области, Главного Управления МЧС России по Курганской области - без удовлетворения.