Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Курганского областного суда от 06.06.2017 по делу N 33-1443/2017
Требование: О зачете в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Истец указал на то, что решением ответчика ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Курганского областного суда от 06.06.2017 по делу N 33-1443/2017
Требование: О зачете в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Истец указал на то, что решением ответчика ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. по делу N 33-1443/2017
Судья Гусева А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 6 июня 2017 года гражданское дело по иску Ш.Е.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) о зачете в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) на решение Кетовского районного суда Курганской области от 15 февраля 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ш.Е.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) о зачете в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) включить в специальный стаж Ш.Е.А. периоды работы:
- с 26.11.1990 г. по 23.08.1993 г. - в качестве водителя-бригадира Притобольной районной профессиональной пожарной части ОПО УВД Курганского облисполкома;
- с 01.04.2005 г. по 01.08.2007 г. - в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области";
- с 01.08.2007 г. по 31.12.2008 г. - в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "6 Отряд Государственной противопожарной части МЧС России по Курганской области;
- с 01.11.2013 г. по 11.04.2014 г. - в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) назначить Ш.Е.А. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права".
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г., пояснения представителей ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) Ч.С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Ш.Е.А. - Т.Л.Е., третьего лица государственного казенного учреждения "Противопожарная служба Курганской области" Ш.Д.А., третьего лица Правительства Курганской области в лице Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области С.Н.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш.Е.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) (далее УПФР в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) о зачете в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что решением УПФР в Притобольном районе Курганской области N от <...> ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с
пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), из специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии, исключены периоды работы: с 26.11.1990 по 23.08.1993 водителем-бригадиром Притобольной районной профессиональной пожарной части ОПО УВД Курганского облисполкома; с 01.04.2005 по 01.08.2007 водителем пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области"; с 01.08.2007 по 31.12.2008 водителем пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "6 Отряд Государственной противопожарной части МЧС России по Курганской области; с 01.11.2013 по 11.04.2014 водителем пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области". Выражая несогласие с решением ответчика, считал, что указанные периоды службы относятся к периодам специального стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии. Просил возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный стаж указанные периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
В судебном заседании представитель истца Ш.Е.А. по доверенности Т.Л.Е. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УПФР в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) по доверенности Ч.И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы отзыва на исковое заявление.
Представитель третьего лица государственного казенного учреждения "Противопожарная служба Курганской области" (далее ГКУ "Противопожарная служба Курганской области") по доверенности Ш.Д.А. в судебном заседании просил исковые требования Ш.Е.А. удовлетворить в полном объеме. В отзыве на исковое заявление ссылался на то, что истец <...> был принят на должность водителя пожарного автомобиля в Притобольную пожарную часть, которая в тот период времени входила в состав Отдела пожарной охраны УВД Курганского облисполкома, впоследствии претерпев ряд переименований, с <...> на основании приказа Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области (далее Управление РТЗН <адрес>) от <...> N именуется ГКУ "Противопожарная служба Курганской области". Указал, что, согласно п. 3 Устава ГКУ "Противопожарная служба Курганской области", учреждение является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и входит в Государственную противопожарную службу.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в лице Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В обоснование отзыва на исковое заявление сослался на обстоятельства, аналогичные позиции третьего лица ГКУ "Противопожарная служба Курганской области", просил исковые требования удовлетворить.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик УПФР в Кетовском районе Курганской области (межрайонное).
В апелляционной жалобе УПФР в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Ссылаясь на решение УПФР в Притобольном районе Курганской области N от <...>, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, считает, что период работы истца с 26.11.1990 по 23.08.1993 в должности водителя-бригадира Притобольной районной профессиональной части ОПО УВД Курганского облисполкома не может быть включен в специальный стаж, так как наименование должности не предусмотрено
Приказом МВД Российской Федерации N 696 от 27.07.2001 и
Списком должностей работников ГПС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437. Полагает выводы суда о том, что Ш.Е.А., работая в должности водителя-бригадира, в полном объеме исполнял обязанности водителя вызывает сомнение. Указывает, что периоды работы с 01.04.2005 по 01.08.2007 и с 01.08.2007 по 31.12.2008 не были включены в специальный стаж истца, поскольку в указанные периоды ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" не входило в систему Министерства Российской Федерации по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являлось структурным подразделением противопожарной службы Курганской области - субъекта Российской Федерации, а оплата труда работников ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" в периоды с 01.04.2005 по 07.06.2007 и ГУ "ОГПС МЧС России по Курганской области" с 07.06.2007 по 31.12.2008 производилась за счет средств областного бюджета, что следует из Приказов МЧС России
N 140 от 14.03.2005 "Об условиях оплаты труда работников ГПС МЧС России", N 545 от 28.08.2008 "О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России" и письма Управления Федерального казначейства по Курганской области N 43-04-09/2054 от 30.08.2010. Обращает внимание, что в дополнительном отзыве на исковое заявление ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" сообщает, что федеральным органом исполнительной власти на территории Курганской области является Главное управление МЧС России по Курганской области, которое имеет структурные подразделения: все пожарные части, располагающиеся в городе Кургане и Курганской области, федеральные казенные учреждения отряды федеральной противопожарной службы, в эти самые отряды входят все пожарные отряды за исключением 9-ти пожарных частей, входящих в состав ГКУ "Противопожарная служба Курганской области", при этом, какие именно 9 пожарных частей не перечислено и судом не выяснено. Ссылаясь на
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437, указывает, что досрочная пенсия по старости устанавливается работникам Противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено. Считает, что период работы истца с 01.11.2013 по 11.04.2014 в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" не подлежит включению в специальный стаж, так как истцом не представлены документы о том, что указанная организация относится к Министерству Российской Федерации по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Со ссылкой на ответ УПФР в г. Кургане Курганской области от <...>, подготовленный по результатам документальной проверки, отмечает, что ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" документы для формирования наблюдательного дела по оценке пенсионных прав не предоставляла. Указывает, что дополнительный тариф пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" за период с 01.11.2013 по 11.04.2014 за Ш.Е.А., работавшего в должности водителя пожарного автомобиля, не уплачены. Полагая, что выводы суда противоречат действующему законодательству и материалам судебной практики, постановлены без учета доводов УПФР в Кетовском районе Курганской области (межрайонное), просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе истцу в зачете в специальный стаж периодов работы с 26.11.1990 по 23.08.1993, с 01.04.2005 по 01.08.2007, с 01.08.2007 по 31.12.2008, с 01.11.2013 по 11.04.2014, отказе в назначении досрочной страховой пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Ш.Е.А. не соглашается с доводами апелляционной жалобы, считая их необоснованными, и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Относительно периода его работы с 26.11.1990 по 23.08.1993 указывает, что выполнял функциональные обязанности водителя пожарного автомобиля, за бригадирство получал дополнительную оплату. Считает необоснованными ссылку ответчика на финансирование организации, в которой работал в оспариваемые периоды с 01.04.2005 по 01.08.2007 и с 01.08.2007 по 31.12.2008, за счет областного бюджета и довод о возможности отказа работнику в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия поступления от организации-работодателя дополнительного тарифа в период с 01.11.2013 по 11.04.2014.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика УПФР в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) Ч.С.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители истца Ш.Е.А. - Т.Л.Е., третьего лица ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" Ш.Д.А., третьего лица Правительства Курганской области в лице Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области С.Н.Н. в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
С учетом мнения представителей ответчика, истца, третьих лиц, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке
ст. ст. 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации).
Заслушав представителей ответчика, истца, третьих лиц, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее в их пределах, в порядке
ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Из материалов дела следует, что Ш.Е.А., <...> года рождения, <...> обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании
пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением УПФР в Кетовском районе Курганской области от <...> N в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа 25 лет, поскольку фактически у истца 16 лет 05 месяцев 07 дней специального стажа.
Указанным решением ответчика из специального стажа истца исключены периоды его работы: с 26.11.1990 по 23.08.1993 в должности водителя-бригадира Притобольной районной профессиональной пожарной части ОПО УВД Курганского облисполкома, так как наименование должности не предусмотрено
Приказом МВД Российской Федерации N 696 от 27.07.2001 и
Списком должностей работников ГПС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437; с 01.04.2005 по 01.08.2007 в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" и с 01.08.2007 по 31.12.2008 в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "6 Отряд Государственной противопожарной части МЧС России по Курганской области, поскольку в период с 01.04.2005 по 31.07.2007 и с 01.08.2007 по 31.12.2008 ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" не входило в систему Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являлось структурным подразделением противопожарной службы Курганской области. Оплата труда работников ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" в период с 01.04.2005 по 07.06.2007 и ГУ "ОГПС МЧС России по Курганской области" с 07.06.2007 по 31.12.2008 производилась за счет средств областного бюджета; с 01.11.2013 по 11.04.2014 в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области", так как заявителем не представлены документы о том, что указанная организация относится к Министерству Российской Федерации по ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" не предоставляла документы для формирования наблюдательного дела.
Согласно трудовой книжке, Ш.Е.А. <...> был принят водителем-бригадиром 2 класса в Притобольную РППЧ (приказ N от <...>); <...> переведен с должности водителя-бригадира на должность вод. пожарного автомобиля (приказ N от <...>); <...> трудовые отношения продолжены по
ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК Российской Федерации), назначен на должность водителя пожарного автомобиля 3 класса пожарной части N 36 по охране Притобольного района Государственного учреждения "ЕДДЦ УГПС ГУ ГО ЧС Курганской области" с оплатой труда по 6 разряду ЕТС (приказ N от <...>); <...> уволен по
п. 5 ст. 77 ТК Российской Федерации, переводом в ГУ "6 ОГПС МЧС России по Курганской области" (приказ N -л/с от <...>); <...> принят на должность водителя пожарного автомобиля 3 класса пожарной части N 36 по охране Притобольного района Государственного учреждения N 6 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области" с оплатой труда по 6 разряду (приказ N -л/с от <...>); <...> Государственное учреждение N 6 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области" переименовано в Государственное учреждение "6 Отряд Федеральной противопожарной службы по Курганской области" (приказ МЧС Российской Федерации N от <...>); <...> присвоен 7 квалификационный разряд по ЕТКС (приказ N -лс от <...>); <...> Государственное учреждение "6 Отряд Федеральной противопожарной службы по Курганской области" переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "6 Отряд Федеральной противопожарной службы по Курганской области (ФГКУ "6 ОФПС по Курганской области") (Приказ МЧС России N от <...>); <...> уволен по сокращению штата,
п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК Российской Федерации (приказ N -лс от <...>); <...> принят на должность водителя пожарного автомобиля по охране Притобольного района (приказ N -л/с от <...>); <...> переведен на должность пожарного ПЧ-36 по охране Притобольного района (приказ N -л/с от <...>); продолжает работать по настоящее время.
Указанные сведения также подтверждены трудовым договором N от <...>, трудовым договором N от <...>, личными карточками денежного довольствия за <...>, соответствующими приказами.
В архивной справке ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" от <...> N -к указано, что Ш.Е.А. работал в должности водителя пожарного автомобиля Притобольной пожарной части с 26.11.1990 по 31.07.2007, и работает водителем пожарного автомобиля, пожарным ПЧ-36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" с 01.11.2013 по настоящее время.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж истца периода работы с 26.11.1990 по 23.08.1993 в качестве водителя-бригадира Притобольной районной профессиональной пожарной части ОПО УВД Курганского облисполкома, суд первой инстанции пришел к выводу, что Ш.Е.А., работая в должности водителя-бригадира пожарной части, в полном объеме исполнял обязанности водителя автомобиля (пожарного), поименованного Списком, полная занятость истца в период с 26.11.1990 по 23.08.1993 в качестве водителя пожарного автомобиля в Притобольной районной профессиональной пожарной части ОПО УВД Курганского облисполкома подтверждена материалами дела.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований относительно периодов работы истца с 01.04.2005 по 01.08.2007 в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области", с 01.08.2007 по 31.12.2008 в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "6 Отряд Государственной противопожарной части МЧС России по Курганской области, с 01.11.2013 по 11.04.2014 в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области", суд первой инстанции проанализировал переименование и подчиненность учреждений, в которых работал истец водителем пожарного автомобиля, и пришел к выводу, что данные учреждения следует отнести к учреждениям федеральной противопожарной службы, соответственно, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж работы истца. При этом указал, что не представление ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" в период с 01.11.2013 по 11.04.2014 документов для формирования наблюдательного дела, не может являться безусловным и достаточным основанием для лишения истца права на пенсионное обеспечение, поскольку сам по себе факт отсутствия кода льготной работы в сведениях персонифицированного учета после регистрации истца в качестве застрахованного лица не может являться основанием для отказа во включении спорного периода работы в специальный стаж. Обязанность указывать льготный код работы возлагается на работодателя.
Возлагая на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с момента возникновения права, суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом включаемых периодов работы, на дату обращения Ш.Е.А. за назначением пенсии <...>, согласно условному расчету, право на указанную пенсию у истца не возникло.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периодов работы истца с 26.11.1990 по 23.08.1993 водителем-бригадиром Притобольной районной профессиональной пожарной части ОПО УВД Курганского облисполкома и с 01.08.2007 по 31.12.2008 водителем пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "6 Отряд Государственной противопожарной части МЧС России по Курганской области. При этом полагает подлежащим отмене решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периодов работы истца с 01.04.2005 по 01.08.2007 водителем пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" и с 01.11.2013 по 11.04.2014 водителем пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" по следующим основаниям.
На момент обращения истца к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии действовал Федеральный
закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно
пп. 18 п. 1 ст. 27 которого трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного
ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С 01.01.2015 действует Федеральный
закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в соответствии с
пп. 18 п. 1 ст. 30 которого мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 утвержден
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован водитель (шофер) автомобиля (пожарного) (код в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов - 11442).
Должность водителя-бригадира не поименована в Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, равно как и в
Приказе МВД Российской Федерации от 27.07.2001 N 696 "Об утверждении Перечня оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД)", утратившем силу в связи с изданием
Приказа МВД Российской Федерации от 11.02.2010 N 71.
Судебная коллегия находит, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил имеющие для дела обстоятельства, дал оценку собранным по делу доказательствам в совокупности, с учетом пояснений сторон и свидетелей, пришел к правомерному выводу относительно включения в специальный стаж истца периода его работы с 26.11.1990 по 23.08.1993 в должности водителя-бригадира Притобольной районной профессиональной части ОПО УВД Курганского облисполкома, исходя из того, что в спорный период истец работал водителем-бригадиром, в должностные обязанности которого входили как обязанности водителя пожарного автомобиля, так и дополнительные обязанности по организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта техники, контроля за ее техническим состоянием, ведение документации. При этом, истец работал полный рабочий день в должности водителя, дающей право на досрочное назначение пенсии, тогда как исполнение обязанностей бригадира являлось для него дополнительными, за что производилась дополнительная оплата.
Довод апелляционной жалобы ответчика об исполнении истцом обязанностей бригадира в полном объеме признается судебной коллегией необоснованным, поскольку истец работал в качестве водителя пожарного автомобиля и одновременно работал бригадиром, в функции которого в том числе входило осуществление наставничества над менее опытными работниками. Истец, работая бригадиром, не был освобожден от работы водителя, что подтверждается приказами N от <...>, N от <...>, N от <...>, N от <...>, N от <...> и другими о премировании истца в числе иных водителей. Работа бригадиром - это дополнительная функция, за это производилась доплата, что подтверждено сведениями личных карточек денежного довольствия за <...>, приказом N от <...>.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
Согласно
ст. 4,
5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным
законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность на основании
Постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы".
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании
Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 103 "О территориальных подразделениях государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", согласно которому договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004 N 487 постановлено создать до 01.01.2005 территориальные органы МЧС России - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации,
Положение о которых утверждено Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
В соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.12.2004 N 631 созданы с 01.01.20105 отряды Государственной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации, включены в состав отрядов подразделения Государственной противопожарной службы, в которых проходят службу лица рядового и начальствующего состава, финансирующиеся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В приложении к Приказу поименован Отряд ГПС МЧС России по Курганской области.
В силу
ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
п. 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868,
п. 6 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, на Федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Согласно
ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", на противопожарную службу субъектов Российской Федерации возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено.
Судебная коллегия полагает заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы относительно возражений по включению в специальный стаж истца периодов его работы с 01.04.2005 по 01.08.2007 в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" и с 01.11.2013 по 11.04.2014 в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области".
В судебном заседании апелляционной инстанции, как представителем ответчика, так представителем истца, третьих лиц признавалось, что в спорные периоды пожарная часть N 36 по охране Притобольного района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" и пожарная часть N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" были отнесены к Государственной противопожарной службе Курганской области, что исключает право истца на включение периодов его службы в указанных подразделениях в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Архивная справка ГКУ "ППС Курганской области" от <...> N -к содержит сведения о переименовании и подчиненности Притобольной пожарной части - подразделения Государственной противопожарной службы. До 1991 Притобольная районная профессиональная пожарная часть входила в состав Отдела пожарной охраны УВД Курганского облисполкома (ОПО УВД Курганского облисполкома). С 14.06.1991 ОПО УВД Курганского облисполкома переименован в Противопожарную аварийно-спасательную службу УВД Курганской области (ПАСС УВД Курганской области). Основание: приказ УВД Курганской области от 14.06.1991 N 263. С 25.01.1994 ПАСС УВД Курганской области переименована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Курганской области (УГПС УВД Курганской области). Основание: приказ УВД Курганской области от 25.01.1994 N 36. УГПС УВД Курганской области в соответствии с Директивой МЧС России N 31-23-21 от 24.09.2003 подчинено Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области. С 01.01.2004 Притобольная пожарная часть подчинена Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области (Главное управление ГОЧС Курганской области). Основание: приказ ГУ ГОСЧ Курганской области от 26.12.2003 N 484 "а". 30.11.2004 создано Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (Главное управление МЧС России по Курганской области). Основание: Приказ МЧС России от 26.10.2004 N 487 "О мероприятиях по созданию территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации". УГПС УВД Курганской области ликвидировано 10.03.2006 во исполнение Приказа МЧС России от 26.10.2004 N 487.01.04.2005 создано Государственное учреждение "Единый дежурно-диспетчерский центр управления Государственной противопожарной службы ГУ ГОЧС Курганской области" (ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области"). Основание: распоряжение Администрации (Правительства) Курганской области от 15.03.2005 N 78-р "О создании государственных учреждений Курганской области". 17.07.2009 ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" переименовано в Государственное учреждение "Противопожарная служба Курганской области" и подчинено Управлению реабилитации территорий и защиты населения Курганской области (Управление РТЗН Курганской области). Основание: приказ Управления РТЗН Курганской области от 09.07.2009 N 105.29.11.2011 ГУ "ППС Курганской области" переименовано в Государственное казенное учреждение "Противопожарная служба Курганской области" (ГКУ "ППС Курганской области"). Основание: приказ Управления РТЗН Курганской области от 21.11.2011 N 259.
Таким образом, ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области", в котором в период с 01.04.2005 по 01.08.2007 истец работал в должности водителя пожарного автомобиля, было создано на основании распоряжения Администрации (Правительства) Курганской области от 15.03.2005 N 78-р "О создании государственных учреждений Курганской области".
В целях материального, финансового и иного обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории Курганской области постановлением Администрации Курганской области от 15.03.2005 N 71 было утверждено Положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области, которое является исполнительным органом государственной власти Курганской области, уполномоченным на выполнение задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обеспечению пожарной безопасности на территории Курганской области.
Согласно п. 1.1. - 1.3., 1.8. Положения о ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области", являющегося приложением к приказу начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области от 21.03.2005 N 177, учреждение создано в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Курганской области, являлось структурным подразделением учредителя - Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области. Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств областного бюджета.
В ответ на судебный запрос от <...> Финансовое управление Курганской области сообщило, что главным распорядителем средств областного бюджета для ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" с 2005 по 2007 являлось ГУ по ГО и ЧС Курганской области (с 2009 переименовано в Управление реабилитации территорий и защиты населения Курганской области).
Таким образом, ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" с 01.04.2005 являлось государственным учреждением Курганской области и входило в противопожарную службу субъекта Российской Федерации, следовательно, период работы истца с 01.04.2005 по 01.08.2007 не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене с отказом в удовлетворении данного искового требования.
В период с 01.11.2013 по 11.04.2014 истец работал в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области".
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что отсутствует подчиненность пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" МЧС России.
Согласно п. 3, 5, 15 Устава ГКУ "Противопожарная служба Курганской области", утвержденного приказом начальника Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области от 21.11.2011 N 259, учреждение является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и входит в Государственную противопожарную службу. Учредителем является Курганская область. Предметом деятельности учреждения является осуществление профилактики пожаров, организация и осуществление тушения пожаров на территории Курганской области, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах.
Финансовое управление Курганской области в ответе на судебный запрос от 19.05.2017 указало, что главным распорядителем средств областного бюджета для ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" с 2013 по 2014 являлось ГУ по ГО и ЧС Курганской области (с 2009 переименовано в Управление реабилитации территорий и защиты населения Курганской области).
Установление именно для работников Государственной противопожарной службы права на досрочное назначение пенсии по старости обусловлено видом выполняемых функций, характером и условиями деятельности, повышенной физической, эмоциональной и психической нагрузкой по сравнению с работниками пожарных частей субъектов Российской Федерации.
Действующим пенсионным законодательством включение периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, не предусмотрено.
В материалы дела сторонами не представлены и судом не добыты доказательства уплаты ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" дополнительного тарифа за период с 01.11.2013 по 11.04.2014 за водителя пожарного автомобиля Ш.Е.А. При этом указанная обязанность является прерогативой работодателя и не вменяется работнику.
Таким образом, пожарная часть N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области", в которой в период с 01.11.2013 по 11.04.2014 истец работал в должности водителя пожарного автомобиля, входило в противопожарную службу субъекта Российской Федерации, следовательно, решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене с отказом в удовлетворении данного искового требования.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции правомерно включен в специальный стаж истца период его работы с 01.08.2007 по 31.12.2008 в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "6 Отряд Государственной противопожарной части МЧС России по Курганской области".
Приказом Главного управления МЧС России по Курганской области от 30.05.2007 N 280 "О создании государственных учреждений" создан ГУ "6 Отряд Государственной противопожарной части МЧС России по Курганской области".
Приказом Главного управления МЧС России по Курганской области от 10.08.2007 N 389 постановлено в срок до 31.07.2007 создать ГУ "6 Отряд Государственной противопожарной части МЧС России по Курганской области" и подчинить ему среди прочих Пожарную часть N 36 по охране Притобольного района.
Положением о ГУ "6 Отряд Государственной противопожарной части МЧС России по Курганской области", являющимся приложением 5 к приказу начальника ГУ МЧС России по Курганской области N 280 от 30.05.2007, предусмотрено, что его учредителем является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Главным распорядителем средств областного бюджета для ГУ "6 Отряд Государственной противопожарной части МЧС России по Курганской области" в период с 2007 по 2008 являлось ГУ МЧС России по Курганской области, что следует из ответа на судебный запрос от 19.05.2017, подготовленного Финансовым управлением Курганской области.
Архивной справкой ФГКУ "6 ОФПС по Курганской области" от <...> N подтверждается переименование и подчиненность пожарной части N 36 по охране Притобольного района - подразделения Государственной противопожарной службы. 07.06.2007 создано Государственное учреждение "6 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области (ГУ "6 ОГПС МЧС России по Курганской области"). Основание: доверенность МЧС России и приказ Главного управления МЧС России по Курганской области от 30.05.2007 N 280 "О создании государственных учреждений". 30.12.2008 Государственное учреждение "6 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области" переименовано в Государственное учреждение "6 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области (ГУ "6 ОФПС по Курганской области"). Основание: доверенность МЧС России, Приказ МЧС России от 28.08.2008 N 507 "О подразделениях федеральной противопожарной службы" и приказ Главного управления МЧС России по Курганской области от 05.12.2008 N 450 "Об утверждении положений о государственных учреждениях". 17.11.2011 Государственное учреждении "6 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области" переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "6 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области" (ФГКУ "6 ОФПС по Курганской области"). Основание: Приказ МЧС России от 05.09.2011 N 488 "Об утверждении уставов территориальных и объектовых подразделений федеральной противопожарной службы, расположенных в Уральском федеральном округе".
В соответствии с сообщением УФК по Курганской области от <...> N, в 2007 - 2008 осуществлялось финансирование из федерального бюджета на выплату заработной платы работникам на цели равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением подразделений, созданных субъектами Российской Федерации в соответствии со
ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности") следующим организациям: в 2007 - ГУ "2 ОГПС МЧС России по Курганской области", ГУ "7 ОГПС МЧС России по Курганской области", ГУ "ПТЦ ГПС МЧС России по Курганской области"; в 2008 - ГУ "2 ОГПС МЧС России по Курганской области", ГУ "7 ОГПС МЧС России по Курганской области", ГУ "ПТЦ ГПС МЧС России по Курганской области"; ГУ "9 ОГПС МЧС России по Курганской области".
По сведениям УФК по Курганской области от <...> N, согласно п. 4.4. Договора о ведении бухгалтерского учета от <...>, заключенного между ГУ "6 ОГПС МЧС России по Курганской области" и ГУ "7 ОГПС МЧС России по Курганской области", расчеты по обязательствам ГУ "6 ОГПС МЧС России по Курганской области" осуществлялись с лицевого счета ГУ "7 ОГПС МЧС России по Курганской области", открытого для учета операций со средствами областного бюджета в Отделении УФК по Курганской области. Срок действия договора до 31.12.2008.
Таким образом, период работы истца с 01.08.2007 по 31.12.2008 в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "6 Отряд Государственной противопожарной части МЧС России по Курганской области" финансировался за счет средств федерального бюджета, что дает возможность отнести данное учреждение к учреждению федеральной противопожарной службы, и включить спорные в специальный стаж работы истца вышеуказанный спорный период работы, соответственно, довод апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда первой инстанции об удовлетворении данного искового требования судебная коллегия находит безосновательным.
Поскольку без включения в специальный стаж истца периодов работы истца с 01.04.2005 по 01.08.2007 в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области", с 01.11.2013 по 11.04.2014 в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" и на дату обращения истца за назначением пенсии отсутствует необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости стаж, решение суда в части назначения пенсии с даты возникновения права также подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 15 февраля 2017 года в части удовлетворения исковых требований Ш.Е.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 01.04.2005 по 01.08.2007 в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области", с 01.11.2013 по 11.04.2014 в качестве водителя пожарного автомобиля пожарной части N 36 по охране Притобольного района ГКУ "Противопожарная служба Курганской области" и назначении досрочной страховой пенсии по старости отменить, в удовлетворении данных исковых требований Ш.Е.А. отказать.
В остальной части решение Кетовского районного суда Курганской области от 15 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.В.ТИМОФЕЕВА
Судьи
Е.И.БЕЗНОСОВА
И.Г.УШАКОВА