Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 11.06.2013
В иске в части возложения обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений противопожарной безопасности отказано, так как материалы дела не содержат данных о том, что в бюджете субъекта РФ предусмотрены субсидии Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению для устранения выявленных при проведении проверки нарушений правил пожарной безопасности.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 11.06.2013
В иске в части возложения обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений противопожарной безопасности отказано, так как материалы дела не содержат данных о том, что в бюджете субъекта РФ предусмотрены субсидии Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению для устранения выявленных при проведении проверки нарушений правил пожарной безопасности.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Ткачевой А.А.,
судей Нафикова И.А.,
Фахретдиновой Р.Ф.,
при секретаре Х.,
с участием прокурора Крупновой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Республики Башкортостан на решение Дуванского районного суда Республики Башкортостан от 03 апреля 2013 года, которым постановлено:
обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканский лицей-интернат Дуванского района устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в общежитии N ... провести проверку качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения с составлением соответствующих актов, выполнить выход на чердак размерами не менее ... м. с противопожарным люком второго типа, установить ограждение кровли по периметру в соответствии с ..., обеспечить обслуживающий персонал средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения и электрическими фонарями, разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, провести практические тренировки по эвакуации людей при пожаре и оформить соответствующие документы, провести проверки работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов, оборудовать пожарную сигнализацию каналом передачи на пульт пожарной части, на путях эвакуации установить двери предусмотренные проектом, провести эксплуатационные испытания пожарных лестниц с составлением соответствующих актов, обеспечить наличие электрических фонарей из расчета ... фонарь на ... человек, привести в соответствие требованиям ... план эвакуации, привести в соответствие предъявляемым требованиям систему оповещения и управления эвакуацией, провести проверку работоспособности систем пожарной сигнализации с составлением соответствующих актов проверки и разработать соответствующую документацию; в общежитии N ... выполнить выход на чердак размерами не менее ... м. с противопожарным люком второго типа, установить ограждение кровли по периметру в соответствии с ..., провести проверку качества огнезащитной обработки с составлением соответствующих актов, обеспечить обслуживающий персонал средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения и электрическими фонарями, разработать инструкцию о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, разработать инструкцию о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, провести практические тренировки по эвакуации людей при пожаре с оформлением соответствующих документов, провести проверки работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов, на путях эвакуации установить двери, предусмотренные проектом, провести эксплуатационные испытания пожарных лестниц с составлением соответствующих актов, обеспечить электрическими фонарями из расчета ... фонарь на ... человек, привести в соответствие план эвакуации требованиям ... составить исполнительную документацию на установку пожарной сигнализации, организовать ежеквартальную проверку работоспособности систем пожарной сигнализации с составлением соответствующих актов, оборудовать автоматическую пожарную сигнализацию каналом передачи на пульт пожарной части, привести в соответствие систему оповещения и управления эвакуацией предъявляемым требованиям; в общежитии N ... установить ширину марша лестницы не менее ... метра; установить на каждом этаже второй эвакуационный выход, оборудовать двери лестничной клетки устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворах, в помещении гаражей N ... привести в исправное техническое состояние электрическую розетку, помещения гаражей оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности, в помещениях гаражей оборудовать лампы освещения плафонами и привести в исправное техническое состояние электрическую проводку, в учебном корпусе расположить на втором этаже извещатели не менее 50 см от ламп освещения, оборудовать двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах, оборудовать поэтажные двери запорами, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа, обеспечить на каждом этаже эвакуационный выход в открытом доступе, выполнить перепланировку помещений в соответствии со строительными нормами и правилами, в кабинете бухгалтерии привести в исправное техническое состояние электроустановочных изделий, провести проверки работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов, разработать исполнительную документацию на установку пожарной сигнализации, привести в исправное состояние первичные средства пожаротушения и приобрести на них соответствующие сертификаты, ежеквартально проводить проверку работоспособности систем пожарной сигнализации с составлением соответствующих актов, привести в соответствие требованиям ... план эвакуации; в кабинете N ... установить плафоны на лампах освещения, предусмотренные конструкцией светильника; в подвальных помещениях прекратить эксплуатацию огнетушителей с истекшим сроком годности, привести в соответствие количество новых огнетушителей с соответствующими сертификатами нормам положенности, разработать план эвакуации в подвальных помещениях, привести в исправное техническое состояние проводку и электроустановочные изделия в подвальных помещениях, оборудовать подвальные помещения дверьми из лестничной клетки легкооткрываемым запорным устройством, оборудовать лампы освещения плафонами, предусмотренные конструкцией светильника в складском помещении, установить ручные пожарные извещатели на высоте не более ... метра, оборудовать автоматическую пожарную сигнализацию каналом передачи на пульт пожарной части, расположить пожарные извещатели на расстоянии не менее ... см. от угла стены; оборудовать лаборантскую в кабинете N ... автоматической пожарной сигнализацией, привести в соответствие систему оповещения и управления эвакуацией предъявляемым требованиям; в лаборантской кабинета N ... расположить извещатель автоматической пожарной сигнализации на расстоянии не менее ... метра от светильника, выполнить выход на чердак размерами не менее .... с противопожарным люком второго типа, установить двери складских помещений с огнестойкостью не менее ... часа, выполнить отделку путей эвакуации материалами с показателями не более ... или ..., установить двери электрощитовой и вентиляционной камеры с пределом огнестойкости не менее ... часа, установить дверь эвакуационного выхода из лестничной клетки не менее ... метра в ширину и не менее ... метра в высоту; расположить пожарные извещатели в складском помещении на расстоянии не менее ... см. от ламп освещения; в административно-бытовом корпусе убрать горючие материалы из-под лестничной клетки; в административно-хозяйственном корпусе привести в исправное состояние пожарный кран N ... освободить дверь эвакуационного выхода в помещении актового зала, установить эвакуационный выход со сцены актового зала шириной не ... метра и высотой не менее ... метра, прекратить эксплуатацию неисправных электроустановочных изделий (распределительных коробок), установить второй эвакуационный выход шириной не ... метра из помещения обеденного зала; все помещения в здании манежа и на территории оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, расположить в здании манежа ручной пожарный извещатель на высоте не более ... метра, расположить в N ... извещатели автоматической пожарной сигнализации на расстоянии не более 4,5 метров от стены, освободить двери эвакуационного выхода из мастерских, убрать навесной замок с наружной части двери, убрать горючие материалы на путях эвакуации из помещений мастерских, установить эвакуационные выходы из помещений манежа, оборудовать здания и помещения манежа первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности, обеспечить планами эвакуации на случай возникновения пожара согласно ГОСТ 12.2.143-2009 здание и помещения манежа, установить соответствующие указатели направления движения к пожарным гидрантам в здании и помещениях манежа, освободить проезд на территорию ГБОУ РЛИ, установить специальный шлагбаум, провести обучение по программе пожарно-технического минимума лиц, назначенных ответственными за пожарную безопасность, провести проверку сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки с составлением соответствующих актов;
обязать Министерство образования Республики Башкортостан обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республиканский лицей-интернат Дуванского района.
Заслушав доклад судьи Нафикова И.А., Судебная коллегия
установила:
Прокурор Дуванского района Республики Башкортостан обратился в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц с иском к Правительству Республики Башкортостан, Министерству образования Республики Башкортостан, администрации Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканский лицей - интернат Дуванского района (далее также ГБОУ Республиканский лицей - интернат Дуванского района) с требованием об устранении выявленных в ГБОУ Республиканский лицей - интернат Дуванского района нарушений законодательства о противопожарной безопасности и о возложении на Правительство Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан обязанности обеспечить финансирование необходимое для устранения выявленных нарушений противопожарной безопасности. Такие требования прокурор Дуванского района Республики Башкортостан мотивировал тем, что невыполнение администрацией ГБОУ Республиканский лицей - интернат Дуванского района законодательства о противопожарной безопасности влечет нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся, возможное наступление в будущем вредоносного результата при наличии приведенных выше нарушений является достаточным основанием для обращения в суд с иском о понуждении к совершению действий, направленных на их устранение.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Республики Башкортостан просит решение суда отменить в части возложения на Министерство образования Республики Башкортостан обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений противопожарной безопасности в ГБОУ Республиканский лицей-интернат Дуванского района, мотивируя тем, что ГБОУ Республиканский лицей-интернат Дуванского района является самостоятельным юридическим лицом, по своим обязательствам отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом и учредитель не отвечает по обязательствам учреждения. Кроме того, указывает, что приведенные в решении суда строительные нормы и правила являются не обязательными для исполнения и их исполнение носит добровольный характер, и что судом не принято во внимание то, что на здания учреждения, возведенные в ... годы, требования принятых позднее нормативных актов не должны распространяться.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства образования Республики Башкортостан - Н., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Крупнову А.И. и представителя ГБОУ Республиканский лицей интернат Дуванского района - М., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п. 1, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда в части возложения на Министерство образования Республики Башкортостан обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республиканский лицей-интернат Дуванского района нарушений противопожарной безопасности указанным требованиям не соответствует.
Как следует из материалов дела, ГБОУ Республиканский лицей-интернат Дуванского района допустило нарушения Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, выразившиеся в том, что в общежитии N 1: в нарушение требований п. 21 Правил противопожарного режима, отсутствуют акты проверки качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; в нарушение требований ..., утвержденных МЧС РФ, отсутствует ограждение кровли по периметру в соответствии с ...; в нарушение требований п. 9 Правил противопожарного режима, обслуживающий персонал не обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения, и электрическими фонарями. Также отсутствует инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время; в нарушение требований п. п. 12, 55 Правил противопожарного режима отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, не проводились практические тренировки по эвакуации людей при пожаре один раз в полугодие с оформлением соответствующих документов. Не проведены проверки работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения два раза в год с составлением соответствующих актов; в нарушение требований ч. 1 п. 3 ст. 83 ФЗ-123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 12 НПБ 110-03; п. 3.16 СНиП 31-06-2009; п. 13.4 НПБ 88-2001; п. 14.4 СП 5.13130.2009, автоматическая пожарная сигнализация не оборудована каналом передачи на пульт пожарной части; в нарушение требований п. п. 23, 24, 38, 7 Правил противопожарного режима на путях эвакуации сняты двери, предусмотренные проектом, не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц с составлением соответствующих актов. Объект не обеспечен электрическими фонарями из расчета 1 фонарь на 50 человек, план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ 12.2.143-2009; в нарушение требования СП 3.13130.2009 таблица 2, система оповещения и управления эвакуацией не соответствует предъявляемым требованиям; в нарушение требований п. 61 Правил противопожарного режима, на объекте отсутствует исполнительная документация на установку пожарной сигнализации объекта, не проводится проверка работоспособности систем пожарной сигнализации с составлением соответствующих актов проверки; в общежитии N 2: в нарушение требований п. п. 21, 9, 12, 55, 23, 24, 38, 7, 61 Правил противопожарного режима, не проведена проверка качества огнезащитной обработки (два раза в год). Отсутствуют акты проверки качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; обслуживающий персонал не обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. Обслуживающий персонал не обеспечен электрическими фонарями, в общежитии отсутствует инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время; отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, не проводились практические тренировки по эвакуации людей при пожаре один раз в полугодие с оформлением соответствующих документов; не проведены проверки работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения (два раза в год с составлением соответствующих актов). На путях эвакуации сняты двери предусмотренные проектом, не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц с составлением соответствующих актов; объект не обеспечен электрическими фонарями из расчета 1 фонарь на 50 человек; план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ 12.2.143-2009; на объекте отсутствует исполнительная документация на установку пожарной сигнализации объекта; не проводится проверка работоспособности систем пожарной сигнализации с составлением соответствующих актов проверки периодичностью один раз в квартал; в нарушение требований ч. 1 п. 3 ст. 83 ФЗ-123 от 22.07.2008 "Технический регламенту требованиях пожарной безопасности", п. 12 НПБ 110-03, п. 3.16 СНиП 31-06-2009, п. 13.4 НПБ 88-2001, п. 14.4 СП 5.13130.2009, автоматическая пожарная сигнализация не оборудована каналом передачи на пульт пожарной части, система оповещения и управления эвакуацией не соответствует предъявляемым требованиям; в нарушение требований п. п. 6.29, 6.13 СНиП 21-01-97, дверь в складское помещение не соответствует пределу огнестойкости 0,6 час, на каждом этаже общежития отсутствует второй эвакуационный выход; в общежитии N 1 и N 2 в нарушение требований п. п. 6.29, 6.13, 6.18, 8.11, 6.29 СНиП 21-01-97, ширина марша лестницы менее 1,35 метра, на каждом этаже общежития отсутствует второй эвакуационный выход, двери лестничной клетки не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворах. Выход на чердак выполнен размерами менее 0,6*0,8 м без противопожарного люка второго типа, отсутствует ограждение кровли по периметру в соответствии с ГОСТ 25772-83; в нарушение требований п. 13.1.10 СП 5.13130.2009 и п. п. 42, 70 Правил противопожарного режима в гараже N 1 и N 2 эксплуатируется электрическая розетка неисправном техническом состоянии. Помещения гаражей не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения согласно норм положено лампы освещения не оборудованы плафонами, электрическая проводка эксплуатируется в неисправном техническом состоянии; в учебном корпусе в нарушение требований п. 13.3.6 СП 5.13130.2009, п. п. 6.18, 6.12 СНиП 21-01-97, п. п. 35, 42, 55, 61, 70, 7, 42 Правил противопожарного режима в учебном корпусе на втором этаже учебного корпуса извещатели расположены на расстоянии менее 50 см от ламп освещения. Двери лестничных клеток учебного корпуса не оборудованы приспособлениями для самозакрывания уплотнением в притворах. Поэтажные двери учебного корпуса не оборудованы запорами обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа. На каждом этаже учебного корпуса второй эвакуационный выход находится в закрытом состоянии. В учебном корпусе произведена перепланировка помещений с отступлением от строительных норм и правил. В кабинете бухгалтерии допускается эксплуатация электроустановочных изделий в неисправном техническом состоянии. Не проведены проверки работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения два раза в год с составлением соответствующих актов. На объекте отсутствует исполнительная документация на установку пожарной сигнализации. Первичные средства пожаротушения не имеют соответствующих сертификатов, находятся в неисправном состоянии. Не проводится проверка работоспособности, периодичностью один рази квартал, систем пожарной сигнализации с составлением соответствующих актов проверки. Планы эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ 12.2.143-2009. Автоматическая пожарная сигнализация на третьем этаже учебного корпуса находится в неисправном состоянии. В кабинете N 39 на лампах освещения отсутствуют плафоны предусмотренные конструкцией светильника. В помещениях подвала эксплуатируются огнетушители с истекшим сроком годности, количество огнетушителей не соответствует нормам положенности, на огнетушители отсутствуют соответствующие сертификаты. В помещениях подвала отсутствует план эвакуации. В подвальном помещении эксплуатируется проводка и электроустановочные изделия в неисправном техническом состоянии. Дверь из лестничной клетки подвального помещения в учебном корпусе не оборудована легко открываемым запором. В складском помещении лампы освещения не оборудованы плафонами предусмотренными конструкцией светильника; в нарушение требований п. п. 13.13.1, 13.3.4, 13.1.10, 13.3.6 СП 5.13130.2009, ч. 1 п. 3 ст. 83 ФЗ-123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 12 НПБ 110-03, п. 3.16 СНиП 31-06-2009, п. 13.4 НПБ 88-2001, п. 14.4 СП 5.13130.2009, п. п. 8.11, 6.25, 6.16 СНиП 21-01-97, а именно ручные пожарные извещатели установлены ни высоте более 1,5 метра. Автоматическая пожарная сигнализация не оборудована каналом передачи на пульт пожарной части. Пожарные извещатели расположены на расстоянии менее 50 см от угла стены. Лаборантская в кабинете N 26 не оборудована автоматической пожарной сигнализацией. Система оповещения и управления эвакуацией не соответствует предъявляемым требованиям. В лаборантской кабинета N 38 извещатель автоматической пожарной сигнализации расположен на расстоянии менее 0,5 метра от светильника. Выход на чердак выполнен размерами менее 0,6*0,8 м без противопожарного люка второго типа. Двери складских помещений не имеют предел огнестойкости 0,6 час. Отделка путей эвакуации выполнена материалами с показателями пожарной опасности более Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2. Двери электрощитовой и вентиляционной камеры не имеют предел огнестойкости ... часа. Дверь эвакуационного выхода из лестничной клетки учебного корпуса менее 1,2 метра в ширину и менее 1,9 метра в высоту. В складском помещении учебного корпуса пожарные извещатели расположены на расстоянии менее ... см. от ламп освещения; В административно-бытовом корпусе в нарушение требований п. п. 23, 61 Правил противопожарного режима, п. 6.16 СНиП 21-01-97, допускается хранение горючих материалов под лестничной клеткой. Пожарный кран N 10 находится в неисправном состоянии. В помещении актового зала, дверь эвакуационного выхода, предусмотренная проектом, находится в заложенном состоянии. Эвакуационный выход со сцены актового зала шириной менее 1,2 метра, высотой менее 1,9 метра. Допускается эксплуатация неисправных электроустановочных изделий (распределительных коробок). Из помещения обеденного зала второй эвакуационный выход шириной менее 1,2 метра; в здании манежа и на территории ГБОУ РЛИ в нарушение требований п. п. 13.1.10, 13.13.1, 13.4.1, 8.6 СП 5.13130.2009, п. п. 36, 70, 75 Правил противопожарного режима, п. п. 6.12, 6.16 СНиП 21-01-97, в здании манежа и на территории не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Ручной пожарный извещатель расположен на высоте более 1.5 метра. Извещатели автоматической пожарной сигнализации в кабинете N 53 расположены на расстоянии более 4,5 метров от стены. Дверь эвакуационного выхода из мастерских находится в закрытом состоянии (навесной замок с наружной части двери). На путях эвакуации из помещений мастерских допускается складирование горючих материалов. Из помещений манежа имеется только один эвакуационный выход. Здания и помещения манежа не оборудованы первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности. Здание и помещения манежа не обеспечены планами эвакуации на случай возникновения пожара согласно ГОСТ 12.2.143-2009. Проезд на территорию ГБОУ РЛИ с. Месягутово Дуванского района Республики Башкортостан перекрыт железобетонной балкой. Отсутствуют соответствующие указатели направления движения к пожарным гидрантам; в нарушение требований ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности" не проведено обучение по программе пожарно-технического минимума лиц, назначенных ответственными за пожарную безопасность. Также в нарушение требований указанного законодательства не проведена проверка сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки на объекте.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 названного закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В силу ч. 1 ст. 51 указанного выше закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.
Согласно ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и, исходя из приведенных выше правовых норм, пришел к правомерному выводу о возложении на Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканский лицей-интернат Дуванского района устранить выявленные при проведении 05 декабря 2012 года нарушения законодательства о противопожарной безопасности.
Вместе с тем, Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении на Министерство образования Республики Башкортостан обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республиканский лицей-интернат Дуванского района нарушений противопожарной безопасности.
Согласно Уставу Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканский лицей-интернат Дуванского района является самостоятельным юридическим лицом, имеет в своем ведении обособленное имущество, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством РФ. Министерство образования Республики Башкортостан осуществляет функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Башкортостан.
Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республиканский лицей-интернат Дуванского района также предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Республики Башкортостан. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Материалы дела не содержат данных о том, что в бюджете Республики Башкортостан предусмотрены субсидии Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республиканский лицей-интернат Дуванского района для устранения выявленных при проведении 05 декабря 2012 года проверки нарушений правил пожарной безопасности, и что эти средства находятся в распоряжении Министерства образования Республики Башкортостан.
Истцом не опровергнуты доводы представителя Министерства образования Республики Башкортостан о том, что в дата годы, в дата годы Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республиканский лицей-интернат Дуванского района выделялись бюджетные средства на финансирование противопожарных мероприятий.
С учетом изложенного и учитывая, что деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов должна осуществляться в строгом соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Судебная коллегия не может признать обжалуемое решение суда в части возложения на Министерство образования Республики Башкортостан обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республиканский лицей-интернат Дуванского района нарушений противопожарной безопасности законным, в связи с чем решение в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении таких требований.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые приводились ответчиком при рассмотрении дела и которым суд в решении дал надлежащую правовую оценку, по существу они сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому Судебная коллегия отклоняет их, как не состоятельные.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Дуванского районного суда Республики Башкортостан от 03 апреля 2013 года в части возложения на Министерство образования Республики Башкортостан обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республиканский лицей-интернат Дуванского района нарушений противопожарной безопасности отменить и принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Дуванского района Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Министерству образования Республики Башкортостан о возложении на Министерство образования Республики Башкортостан обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республиканский лицей-интернат Дуванского района нарушений противопожарной безопасности отказать.
То же решение в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий
А.А.ТКАЧЕВА
Судьи
И.А.НАФИКОВ
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА