Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 17.02.2014 по делу N 33-682/2014
Требование: Об обязании включить в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Обстоятельства: Ответчик отказал истцу во включении в список ввиду непредставления необходимых документов. Истец утверждает, что встал на учет на получение жилья в органе местного самоуправления до 01.01.2005 и вправе участвовать в подпрограмме.
Решение: Требование удовлетворено, так как истец занимал должность, финансируемую из федерального бюджета, общая продолжительность службы истца составляет более 23 лет, истец подлежит обеспечению жильем в рамках названной подпрограммы вне зависимости от постановки его на учет на получение жилья до 01.01.2005.


Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 17.02.2014 по делу N 33-682/2014
Требование: Об обязании включить в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Обстоятельства: Ответчик отказал истцу во включении в список ввиду непредставления необходимых документов. Истец утверждает, что встал на учет на получение жилья в органе местного самоуправления до 01.01.2005 и вправе участвовать в подпрограмме.
Решение: Требование удовлетворено, так как истец занимал должность, финансируемую из федерального бюджета, общая продолжительность службы истца составляет более 23 лет, истец подлежит обеспечению жильем в рамках названной подпрограммы вне зависимости от постановки его на учет на получение жилья до 01.01.2005.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2014 г. по делу N 33-682/2014
Докладчик Евлогиева Т.Н.
Судья Кондакова Т.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Блиновой М.А., Шумилова А.А., при секретаре К., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Ф.В. к администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 28 августа 2013 г., которым постановлено:
Обязать администрацию города Новочебоксарск Чувашской Республики включить Ф.В. с составом семьи из 5 человек, включая жену Ф.И. и детей В.В., В.В., Е.В. в список для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Ф.В. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности включить его с составом семьи из пяти человек, включая жену И.М. и детей В.В., В.В., Е.В. в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Исковые требования мотивировал тем, что он уволен со службы в специальной пожарной части N специального управления ФПС N МЧС России согласно приказу от 31.03.2010 г. N 29-ГС Специального управления Федеральной противопожарной службы N по п. "ж" ч. 1 ст. 58 (по болезни Положения о службе в органах внутренних дел (по болезни), выслуга лет по состоянию на 31 марта 2010 г. составляет в календарном исчислении 23 года 3 месяца 12 дней. Он состоит в общем списке очередников на улучшение жилищных условий с 22 июля 1999 г. под N 5111 и в списке государственной противопожарной службы на основании постановления главы администрации г. Новочебоксарска от 18.08.1999 г. Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших до 01 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) в органах местного самоуправления, до 2011 г. продолжается в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050. Для реализации своего права он обратился к главе администрации г. Новочебоксарск с заявлением о включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Письмом от 18 ноября 2011 года ему отказано во включении в число участников указанной подпрограммы, со ссылкой на отсутствие перечисленных в п. 17 Правил учета документов. Считает, что по дате принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, выслуге лет, по основаниям увольнения, финансировании его должности за счет федерального бюджета, он подпадает под категорию граждан, которые имеют право на участие в подпрограмме и на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании истец Ф.В. и его представитель адвокат Громова С.А. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснили, что основанием для отказа во включении истца в список участников подпрограммы явилось непредставление документа (удостоверения), дающего право на льготу. В настоящее время выяснилось, что выдача такого удостоверения сотрудникам МВД России и МЧС России не предусмотрена.
Представитель ответчика администрации г. Новочебоксарск О.Е. исковые требования не признала по причине увольнения Ф.В. со службы после 01.01.2005 г., указывая, что действующим законодательством обязанность органов местного самоуправления по ведению учета уволенных сотрудников МЧС и по обеспечению их жильем после 2005 года снята.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Чувашской Республике О.В. исковые требования полагал подлежащими удовлетворению. Пояснил, что Главное управление МЧС России по Чувашской Республике деятельность по ведению учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в отношении военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России не осуществляет.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил отзывы на исковое заявление, в которых указал, что в силу ст. 2 ФЗ N 342 от 8 декабря 2010 года порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, распространяется на граждан, уволенных со службы из Государственной противопожарной службы МЧС России до 1 января 2005 года. Учет таких граждан велся в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года, которые существенно отличаются от общего порядка учета граждан по месту жительства, как по основаниям постановки на учет, так и по порядку такого учета, по очередности и по процедуре предоставления жилья. Ф.В. был принят на учет органами местного самоуправления на общих основаниях, предусмотренным жилищным законодательством, а не в соответствии с названными выше Правилами, уволен со службы после 1 января 2005 года, в связи с чем не подпадает под категорию граждан, на которых распространяются положения ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ (л.д. 64 - 65). Также указал, что обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, в том числе и из ГПС МЧС России, и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществлялось в рамках реализации подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.06 г. (подпункт "г" п. 5 Правил). Однако, с принятием Постановления Правительства РФ от 12 июля 2011 года N 561 формирование сводных списков граждан, указанных в подпунктах "в" и "г" Правил Минстрой Чувашии и органы местного самоуправления не осуществляют. Согласно п. 2.1 Порядка предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы) и приравненных к ним лицам, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2011 N 469, формирование списков граждан, изъявивших желание получить жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма или получить единовременную денежную выплату, и совместно с ними проживающих членов их семьи осуществляется органами местного самоуправления, а формирование сводного списка в отношении граждан, указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти (л.д. 97 - 98).
Представители третьих лиц: Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерства финансов Чувашской Республики - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела третьи лица извещены надлежащим образом.
Третьи лица Ф.И., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Е.В., В.В. В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28 октября 2013 года указанное решение отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Ф.В. в полном объеме.
3 декабря 2013 года Ф.В. обратился в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам апелляционного определения от 28 октября 2013 года, ссылаясь на то, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.11.2013 N 25-П "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в связи с жалобой гражданина Н.П. Терентьева" предписано пересмотреть правоприменительные решения по вышеназванному гражданскому делу. Указанным Постановлением статья 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой ее положения лишают права на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения граждан, которые в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года и уволены со службы после 1 января 2005 года по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 января 2014 года заявление Ф.В. удовлетворено, апелляционное определение от 28 октября 2013 года отменено но новым обстоятельствам.
Таким образом, предметом апелляционного рассмотрения является апелляционная жалоба администрации г. Новочебоксарск на решение Новочебоксарского городского суда от 28 августа 2013 года.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что на Ф.В. не могут распространяться положения Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", т.к. действующим законодательством урегулирован вопрос обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета лишь граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в жилье в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года. Ф.В. уволен со службы после 1 января 2005 года. Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих, уволенных после 1 января 2005 года осуществляется органами исполнительной власти. А что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению жильем, то на них, согласно п. п. 3 и 12 ст. 15 указанного федерального закона возложена лишь обязанность по оказанию содействия воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений для временного проживания военнослужащих и членов их семей. Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, истец подлежит обеспечением жильем по месту своей службы, откуда был уволен.
В суд апелляционной инстанции представители третьего лица Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерства финансов Чувашской Республики, а также Ф.И., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Е.В., В.В. и В.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили. Их неявка по смыслу ст. 167 ГПК РФ не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики представил отзыв, в котором со ссылками на положения ст. ст. 6, 79, 80, 81 ФКЗ от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ, указал, что решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных и судебных органов.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации г. Новочебоксарск Х., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения Ф.В., его представителя Громовой С.А., возражавших против удовлетворения жалобы, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Ф.В. проходил службу в <данные изъяты> России по Чувашской Республике, уволен со службы в звании <данные изъяты> внутренней службы по п. "ж" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по болезни) приказом СУ ФПС N 17 МЧС России N 29-НС от 21 марта 2010 года. Выслуга лет по состоянию на 31 марта 2010 г. в календарном исчислении составила 23 года 03 месяца 12 дней, в льготном - 28 лет. 08 месяцев 06 дней. При этом истец занимал должность, финансируемую из федерального бюджета.
На основании постановления главы администрации г. Новочебоксарск от 18 августа 1999 года N 255-8 Ф.В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь и в очередь на первоочередное получение жилой площади с 22.07.1999 г.
По состоянию на 18 августа 1999 года, т.е. на момент постановки истца на учет нуждающихся в жилье в администрации г. Новочебоксарск, истец проходил службу в <данные изъяты>, что следует из выписки из послужного списка истца (л.д. 20) и из учетного дела истца, представившего в администрацию г. Новочебоксарск вместе с заявлением о постановке его на учет справку с места службы от 1 июля 1999 года, подтверждающую, что он работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.
Как следует из материалов дела, истец с семьей из пяти человек зарегистрированы и проживают в двух служебных комнатах N <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, предоставленного ему решением ГУ МЧС России по ЧР на основании ордера на служебную жилую площадь.
Из материалов дела следует, что после увольнения со службы Ф.В. обратился в администрацию г. Новочебоксарск с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", указав, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 г. он относится к категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лицам, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 18 августа 1999 г. в городской администрации г. Новочебоксарск.
Письмом от 18 ноября 2011 г. N 09/01-2787 Ф.В. отказано во включении его и членов его семьи в указанный список ввиду непредставления документов, предусмотренных пунктом 17 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. N 1054.
Исковые требования Ф.В., исходя из содержания его искового заявления, сводятся к тому, что он был принят на учет нуждающихся в жилье в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года, а именно - 22 июля 1999 года, в связи с чем, полагая, что обладает правом на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", просит возложить обязанность на администрацию г. Новочебоксарск включить его в список уволенных сотрудников ГПС МЧС России для участия в названной выше подпрограмме.
Как также следует из материалов дела, с 22 июля 1999 года истец администрацией г. Новочебоксарска был включен также в список сотрудников Государственной противопожарной службы на первоочередное получение жилой площади.
На тот период времени действовала часть 2 ст. 8 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" в редакции ФЗ N 13-ФЗ от 24 января 1998 года, в соответствии с которой личному составу Государственной противопожарной службы гарантировалось предоставление жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. И, таким образом, истец с 22 июля 1999 года состоял в списке на первоочередное получение жилой площади в соответствии со ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности" в ред. Федерального закона N 13-ФЗ от 24.01.98 г.
В соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период времени и до 1 марта 2005 года, было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Согласно части 2 данной статьи граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В связи с чем истец состоял в списке сотрудников государственной противопожарной службы в соответствии с положениями Жилищного кодекса РСФСР, его статьи 33, в общем списке и в отдельном списке на первоочередное получение жилой площади в соответствии с той редакцией статьи 8 ФЗ "О пожарной безопасности", которая действовала на момент принятия его на учет, нуждающихся в жилье.
Однако Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 ст. 8 Закона "О пожарной безопасности" признана утратившей силу, и с 1 января 2005 года перестала действовать. К указанной дате очередь Ф.В. на первоочередное получение жилой площади в соответствии с указанной нормой закона еще не подошла. Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает предоставление жилой площади по договору социального найма в первоочередном порядке. В связи с чем Ф.В. право на первоочередное получение жилой площади по договору социального найма в органе местного самоуправления утратил в связи с утратой силы части 2 ст. 8 Закона "О пожарной безопасности".
В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В то же время, на момент постановки истца на учет в органе местного самоуправления (с 1 января 1998 по 31 декабря 1999 года) действовала ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих в следующей редакции:
Так, в соответствии с ч. 1 данной статьи было предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Данной статьей закона военнослужащим также гарантировалось обеспечение служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на получение служебной жилой площади истец состоял на учете по месту своей службы.
Также статьей 15 Закона в той редакции гарантировалось, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Частью 7 данной статьи предусматривалось что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) - предоставляется финансовая помощь в размерах от 75 до 100%, исходя из общей продолжительности военной службы: военнослужащим - по месту военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) за счет средств, выделяемых из федерального бюджета; гражданам, уволенным с военной службы, - по избранному постоянному месту жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет средств, выделяемых из федерального бюджета целевым назначением на жилищное строительство для указанной категории граждан, либо за счет средств, выделяемых для этих целей Правительством Российской Федерации.
Частью 13 статьи было предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Таким образом, положения ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривали включение военнослужащих органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, при чем в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Указанный статьей 15 Закона "О статусе военнослужащих" порядок постановки военнослужащих на учет на получение жилой площади органами местного самоуправления был определен в "Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Указанные Правила устанавливали единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и уволенных с указанной службы, о чем говорит само название постановления, Правил и их содержание.
Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2003 года N 475 в указанные Правила внесены изменения, в соответствии с которыми эти Правила устанавливают тот же единый порядок постановки на очередь на улучшение жилищных условий в том числе и на военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы в органах Государственной противопожарной службы, и членов их семей.
При этом организация учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, согласно подп. "б" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 была возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Постановка на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с п. п. 9 и 12 названных Правил была поручена органам местного самоуправления, а предоставлением (распределением) жилья, согласно п. 30 названных Правил, занималась администрация субъектов Российской Федерации.
Другого порядка, кроме изложенного в Правилах, не определено.
Как также следует из материалов дела, истец на момент постановки его в органе местного самоуправления на учет, нуждающихся в жилье в общий список, а также в список сотрудников Государственной противопожарной службы в 1999 году на учете в списке в соответствии со ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" и названными Правилами не состоял, поскольку на тот период времени из органов государственной противопожарной службы не увольнялся, и после постановки его на учет органом местного самоуправления в указанные списки прослужил в органах государственной противопожарной службы еще в течение более 10 лет.
Что касается части 1 ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ), то она с 1 января 2005 года изложена следующим образом:
Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ также претерпела существенные изменения. С 1 января 2005 г. в соответствии с положениями абз. 1 п. 14 данной статьи (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") обеспечение жилым помещением лиц, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1040 правом на участие в подпрограмме обладали граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, в том числе и граждане, уволенные со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.
Однако, с 2012 года названные в данном подпункте граждане не моли быть участниками Подпрограммы, так как Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2011 года N 561 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153" подпункт "г" пункта 5 Правил, предусматривавший право на участие в подпрограмме граждан, уволенных со службы и вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, признан утратившим силу.
В рамках подпрограммы право сотрудников ГПС МЧС России, увольняемых со службы на получение социальной выплаты, установлено абзацем пятым подпункта "а" пункта 5 Правил, которым, в соответствии с пунктом 18 Правил выдачу сертификатов, дающих право на получение социальной выплаты, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Как следует из ответа Приволжского филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", истец состоял по месту службы на учете на получение служебной жилой площади с 9 июля 2007 года, при этом на учете на получение жилой площади по договору социального найма он не состоял. Из дела следует, что в связи с получением служебного жилья из списка на получение служебного жилого помещения истец исключен.
Постанавливая решение об удовлетворении требований истца, суд первой инстанции указанные положения законодательства не учел, анализ действующего законодательства в решении не привел, не опроверг доводы представителя администрации гор. Новочебоксарск, полагавшей, что на Ф.В. не могут распространяться положения Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в связи с тем, что действующим законодательством урегулирован вопрос обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета лишь граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в жилье в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года. Выводов о несостоятельности доводов администрации г. Новочебоксарск в указанной части решение суда не содержит.
Между тем, после вынесения судом первой инстанции указанного решения и после вынесения апелляционным судом определения об отмене решения суда первой инстанции, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.11.2013 N 25-П "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в связи с жалобой гражданина Н.П. Терентьева", статья 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой ее положения лишают права на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения граждан, которые в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года и уволены со службы после 1 января 2005 года по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В связи с чем являются не состоятельными доводы апелляционной жалобы администрации г. Новочебоксарск о том, что на истца, вставшего на учет на получение жилой площади в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года, и уволенного со службы после указанной даты, не распространяются положения Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Вместе с тем, статья 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" распространила порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, на граждан, уволенных и со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по состоянию здоровья, общая продолжительность которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 23 года 03 месяца 12 дней, при этом истец занимал должность, финансируемую из федерального бюджета.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 320, 327.1, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, а не Гражданского кодекса РФ.
С учетом правовой природы апелляционного производства (ст. 320, 327.1, 328, 330 ГК РФ), принимая во внимание, что на день вынесения апелляционного определения истец, в связи с вынесением Конституционным Судом Российской Федерации Постановления N 25-П от 22.11.2013 г. подлежит обеспечению жилым помещением в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" вне зависимости от времени постановки его на учет на получение жилья в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года, судебная коллегия находит правильным окончательный вывод суда об удовлетворении требований Ф.В. о возложении обязанности на администрацию г. Новочебоксарск включить его с составом семьи из пяти человек в список участников указанной подпрограммы на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья, но по основаниям, изложенным в настоящем определении. В связи с чем мотивировочная часть решения подлежит изменению, а апелляционная жалоба администрации г. Новочебоксарска оставлению без удовлетворения.
При этом, исходя из изложенного выше, судебная коллегия не принимает во внимание доводы представителя администрации г. Новочебоксарск о том, что на момент рассмотрения настоящего дела в апелляционном порядке положения действующего законодательства не приведены в соответствие с Постановлением КС РФ N 25-П от 22.11.2013 г.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ответчика администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 28 августа 2013 г. оставить без удовлетворения, изменив мотивировочную часть решения.