Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2024 N 88а-8773/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.10.2023 по делу N 33а-15900/2023
Категория: Споры с МЧС России.
Требования: О признании незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Обстоятельства: Указано, что учреждение социального обслуживания привлечено к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, в адрес уполномоченного органа вынесено оспариваемое представление, но из его содержания не усматривается причинно-следственная связь между действиями (бездействием) уполномоченного органа и совершением учреждением правонарушения, не конкретизированы причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, устранение которых находится в компетенции уполномоченного органа.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.10.2023 по делу N 33а-15900/2023
Категория: Споры с МЧС России.
Требования: О признании незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Обстоятельства: Указано, что учреждение социального обслуживания привлечено к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, в адрес уполномоченного органа вынесено оспариваемое представление, но из его содержания не усматривается причинно-следственная связь между действиями (бездействием) уполномоченного органа и совершением учреждением правонарушения, не конкретизированы причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, устранение которых находится в компетенции уполномоченного органа.
Решение: Отказано.


Содержание


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2023 г. по делу N 33а-15900/2023
УИД: 66RS0004-01-2023-003109-80
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кориновской О.Л.,
судей Дорохиной О.А., Патрушевой М.Е.,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи хода судебного заседания помощником судьи Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4113/2023 по административному исковому заявлению Министерства социальной политики Свердловской области к главному государственному инспектору г. Екатеринбурга по пожарному надзору Г., Главному управлению МЧС России по Свердловской области о признании представления незаконным
по апелляционной жалобе административного истца Министерства социальной политики Свердловской области на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 15.06.2023.
Заслушав доклад судьи Дорохиной О.А., объяснения представителей Министерства социальной политики Свердловской области П.Ю., Главного управления МЧС России по Свердловской области П.Е., судебная коллегия
установила:
Министерство социальной политики Свердловской области (далее - Министерство) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением о признании незаконным представления N 0764 от 02.02.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с 16.01.2023 по 26.01.2023 специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО "город Екатеринбург" проведена плановая выездная проверка ГАУСО СО "Дом ночного пребывания" (далее - Учреждение), по результатам которой составлен акт плановой выездной проверки от 26.01.2023 N 66-000-2023/0674ак с указанием выявленных нарушений требований пожарной безопасности, Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 26.01.2023 N 66-000-2023/0674пн. За нарушение требований пожарной безопасности ГАУСО СО "Дом ночного пребывания" 02.02.2023 привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В этот же день - 02.02.2023 главным государственным инспектором г. Екатеринбурга по пожарному надзору Г. внесено в Министерство оспариваемое представление N 0764 от 02.02.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым на административного истца возложена обязанность устранить причины и условия, способствовавшие совершению ГАУСО СО "Дом ночного пребывания" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотреть настоящее представление в соответствии с частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, вынесшему представление. Данное представление Министерство считает незаконным, поскольку из его содержания не усматривается причинно-следственная связь между действиями (бездействием) Министерства и совершением ГАУСО СО "Дом ночного пребывания" административного правонарушения, в нем не конкретизированы причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, устранение которых находится в компетенции Министерства, не определены меры по их устранению, что не отвечает критерию исполнимости.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 15.06.2023 вышеуказанный административный иск оставлен без удовлетворения.
Административный истец, не согласившись с решением суда, подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе, повторяя доводы административного иска, указывает, что представление не содержит указания на причины административного правонарушения и условия его совершения, которые должно устранить Министерство. Вывод суда о том, что условием, способствовавшим совершению правонарушения, является недостаточное финансирование Министерством подведомственного учреждения, материалами дела не подтверждается. Отсутствие в представлении конкретных мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших совершению административном правонарушении, не отвечает критерию исполнимости. Считают, что оснований для внесения представления в адрес Министерства не имелось.
В судебном заседании представитель административного истца Министерства социальной политики Свердловской области П.Ю. апелляционную жалобу поддержала, представитель Главного управления МЧС России по Свердловской области П.Е. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции извещены заблаговременно надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Уставом ГАУСО СО "Дом ночного пребывания" является некоммерческой организацией, входит в государственную систему социальных служб Свердловской области. Учредителем и собственником имущества учреждения является Свердловская область. От имени Свердловской области функции и полномочия учредителя ГАУСО СО "Дом ночного пребывания" в случае, если иное не установлено нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством Свердловской области, осуществляет Министерство социальной политики Свердловской области.
Материалами дела подтверждено, что в период 16.01.2023 по 26.01.2023 специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО "город Екатеринбург" проведена плановая выездная проверка ГАУСО СО "Дом ночного пребывания", по результатам которой составлен акт плановой выездной проверки от 26.01.2023 N 66-000-2023/0674ак с указанием выявленных нарушений требований пожарной безопасности, и вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 26.01.2023 N 66-000-2023/0674пн.
Постановлением о назначении административного наказания от 02.02.2023 N 66-000-2022/0764пр ГАУСО СО "Дом ночного пребывания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения. Постановление не оспорено и вступило в законную силу.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла определения, имеется в виду "...частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...".
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, административный ответчик на основании статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внес в адрес Министерства социальной политики Свердловской области представление N 0764 от 02.02.2023, согласно которому Министерству надлежало устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи *** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в соответствии с частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотреть настоящее представление в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, вынесшему представление. Министерство предупреждено, что за непринятие по представлению мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии со статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Рассматривая требования административного истца и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое представление ГУ МЧС России Свердловской области является правомерным, поскольку причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, в действиях ГАУСО СО "Дом ночного пребывания", подведомственного Министерству социальной политики Свердловской области, установлены, при этом организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности в указанном учреждении, финансирование соответствующих мероприятий относятся к непосредственной компетенции Министерства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
В силу части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, выносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Часть 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
За неисполнение представления предусмотрена административная ответственность на основании статьи 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 N 485-ПП (в ред. от 27.10.2022, действовавшей на момент внесения оспариваемого представления, далее - Положение), в сфере государственного управления Министерство осуществляет, в том числе полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений социального обслуживания, ГКУ СО "ОИРЦ", координирует их деятельность (подпункт 3 пункта 11 Главы 2 "Полномочия, функции и права Министерства").
Согласно пункту 12 указанной главы в целях реализации возложенных на него полномочий Министерство с целью реализации полномочия, указанного в подпункте 3 пункта 11 настоящего Положения, осуществляет, в том числе следующие функции:
- осуществляет финансирование подведомственных учреждений социального обслуживания, ГКУ СО "ОИРЦ" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;
- осуществляет формирование и утверждение государственного задания для подведомственных учреждений социального обслуживания в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставами подведомственных учреждений социального обслуживания, предоставляет подведомственным учреждениям социального обслуживания субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидии на иные цели, субсидии на осуществление капитальных вложений в соответствии с заключенными соглашениями, контролирует выполнение утвержденного государственного задания;
- осуществляет в установленном порядке координацию деятельности подведомственных учреждений социального обслуживания, ГКУ СО "ОИРЦ", контроль их деятельности, использования переданного им имущества, ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений социального обслуживания, ГКУ СО "ОИРЦ";
- организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности подведомственными учреждениями социального обслуживания, ГКУ СО "ОИРЦ".
Таким образом, из приведенных положений следует, что Министерство социальной политики Свердловской области, являясь учредителем в отношении подведомственных учреждений социального обслуживания и распорядителем бюджетных средств, координирует и контролирует их деятельность, а также на момент внесения оспариваемого представления осуществляло организацию выполнения и осуществления мер пожарной безопасности подведомственными учреждениями социального обслуживания.
Учитывая, что в силу подпункта 3 пункта 11 Главы 2 Положения ГАУСО СО "Дом ночного пребывания" является учреждением социального обслуживания, подведомственным Министерству социальной политики Свердловской области, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое представление N 0764 от 02.02.2023, внесенное в адрес Министерства социальной политики Свердловской области, является законным и обоснованным, поскольку выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки Учреждения нарушения требований пожарной безопасности свидетельствовали о недостаточном финансировании учреждения в обеспечении пожарной безопасности и отсутствии должной организации соблюдения мер пожарной безопасности. Иного Министерством не доказано.
Вопреки доводам заявителя, отсутствие в представлении конкретных мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не свидетельствует о его неисполнимости, поскольку выбор конкретных мер, направленных на усиление контроля за соблюдением Учреждением требований пожарной безопасности и за обеспечением финансирования этого учреждения в части устранения нарушений данных требований, относится к компетенции Министерства.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено. В связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 15.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Министерства социальной политики Свердловской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение и решение суда могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
О.Л.КОРИНОВСКАЯ
Судьи
О.А.ДОРОХИНА
М.Е.ПАТРУШЕВА