Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2023 по делу N 88-19524/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 08.08.2023 N 33-8668/2023 (УИД 59RS0035-01-2022-002748-67)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении в списке нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику как лицо, находящееся в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с заявлением на получение единовременной социальной выплаты, однако решением истцу отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец и члены его семьи жилых помещений не имеют, проживают на съемных квартирах.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 08.08.2023 N 33-8668/2023 (УИД 59RS0035-01-2022-002748-67)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении в списке нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику как лицо, находящееся в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с заявлением на получение единовременной социальной выплаты, однако решением истцу отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец и члены его семьи жилых помещений не имеют, проживают на съемных квартирах.
Решение: Удовлетворено.
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2023 г. N 33-8668/2023
Дело N 2-318/2023
59RS0035-01-2022-002748-67
Судья: Чикулаева И.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Бабиновой Н.А., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 08 августа 2023 года гражданское дело N 2-318/2023 по иску К.А. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония 29" ГУФСИН России на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 мая 2023 года,
заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснение представителя ответчика, истца, представителя истца, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
К.А. обратился с исковым заявлением к ГУФСИН по Пермскому краю о признании незаконным решения, оформленного письмом от 18.05.2022, возложении обязанности восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1996 года. В обоснование требований указал, что с 1994 года до апреля 2011 года проходил службу в ГУФСИН России по Пермскому краю (Управление Усоллага - АМ-244), уволен на пенсию по выслуге лет с должности - начальник штурмового отделения ОСН, при увольнении имел специальное звание - подполковник внутренней службы. При поступлении на службу своего жилья не имел, проживал в жилых помещениях по найму, в связи с чем в 1995 году обратился в жилищно-бытовую комиссию Учреждения АМ-244 за улучшением жилищных условий, предоставив необходимый пакет документов. 17.06.1996 жилищно-бытовой комиссией Учреждения АМ-244 включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, который ежегодно обновлялся и в 2000 истец был указан в списке под номером "11". Приказом ФСИН России от 18.01.2005 N 2, Учреждения АМ-244 реорганизовано путем присоединения к ГУФСИН России по Пермскому краю. На момент увольнения на пенсию у истца было трое несовершеннолетних детей. До апреля 2011 года, то есть до выхода на пенсию истцу не было предоставлено жилых помещений, также не было предоставлено денежных средств (сертификатов) для приобретения жилья. В 2021 году истец обратился в ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-29, как лицо, находящееся в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с заявлением на получение единовременной социальной выплаты, однако решением от 18.05.2022 истцу отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С указанным решением не согласен, поскольку состоял в очереди на жилье с 1996 года, но жилье не получил. Истец с семьей зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Пермский край, ****, общей площадью 37,7 кв. м, которое на праве собственности принадлежит матери супруги К.О. - Р.Н., в жилом помещении проживают Р.Н. с сыном Р.О. Семья истца и семья Р-вых являются разными семьями, имеют разные бюджеты, разные источники дохода, ведут раздельное хозяйство. Семья истца фактически по месту регистрации не проживала и не проживает. Истец и члены его семьи жилых помещений не имеют, проживают на съемных квартирах, в настоящее время по адресу: ****.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, в материалы дела представлен письменный отзыв (л.д. 63-64).
Представитель третьего лица в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам письменного отзыва (л.д. 59-60).
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 16 мая 2023 исковые требования К.А. удовлетворены, письмо ГУФСИН России по Пермскому краю от 18.05.2022 признано незаконным, на ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность восстановить истца в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1996 года.
Не согласившись с таким решением, с апелляционной жалобой обратился представитель ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ "ИК- 29" ГУФСИН России, повторяя доводы возражений на исковое заявление, настаивает на том, что за время прохождения службы, истец в очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУФСИН России по Пермскому краю до 01.03.2005 не состоял и не состоит. Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от 11.04.2006 N 1 К.А. вопрос о рассмотрения заявлений сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий не разрешался. Рассматривался вопрос о принятии к учету для получения безвозмездной финансовой помощи. Истцом не представлено доказательств, что он состоял в списках. К.А. было отказано в финансовой помощи на улучшении жилищных условий, поскольку не были представлены все необходимые документы. Если бы истец рассматривался как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, он должен был ежегодно предоставлять пакет документов в ГУФСИН, однако, таких документов истец не предоставлял.
Также в апелляционной жалобе указано на пропуск срока исковой давности, и то, что спор должен был быть рассмотрен в порядке
кодекса административного судопроизводства. Просит решение отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В возражениях истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный
кодекс Российской Федерации, Жилищный
кодекс РСФСР признан утратившим силу.
В силу положений
статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным
кодексом Российской Федерации (ч. 1); Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным
пунктами 1,
3 -
6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным
кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей
части (ч. 2).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении из изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что следует из
части 1 статьи 1 названного закона (далее - Федеральный закон от 30.12.2012).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
постановлением Правительством Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, которым были утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила). Комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных
частями 1 и
3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
Согласно списку сотрудников учреждения АМ-244/Управление на улучшение жилищных условий от 2000 года, К.А. с составом семьи из трех человек на основании протокола N 6 от 17.06.1996 принят на учет сотрудников, нуждающихся в получении жилых помещений. В указанном списке указан под номером 11 (л.д. 12-14).
21.11.2005 К.А. обратился с рапортом о рассмотрении вопроса о получении возмездной финансовой помощи на основании
приказа МЮ РФ N 322 от 29.11.2002. В рапорте содержится отметка "на комиссию" датированная 02.12.2005.
Из протокола N 1 заседания жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Пермской области от 11.04.2006 следует, что на повестке дня стоял вопрос о принятии к учету сотрудников ГУФСИН России по Пермской области и подразделений для получения безвозмездной финансовой помощи, по которому принято решение об утверждении списка из 194 сотрудников и пенсионеров ГУФСИН России по Пермской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также комиссия приняла решение отказать до предоставления необходимых документов К.А., начальнику штурмового отделения ОСН (г. Соликамск), составом семьи 4 человека, в очереди на улучшении жилищных условий с 17.06.1996 (л.д. 89-93).
24.06.2021 К.А. обратился в адрес начальника ГУФСИН России по Пермскому краю с заявлением о восстановлении в списке очередников на получение жилищного сертификата (л.д. 17).
Согласно письму ГУФСИН России по Пермскому краю от 08.09.2021 К.А. с июня 1994 года до 01.03.2005 проходил службу в учреждений Камского УЛИУ ГУИН МЮ РФ по Пермскому краю, подача документов, признание и постановка в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий было по месту службы, где и должно быть сформировано учетное дело. После реорганизации учреждения Камского УЛИУ ГУИН МЮ РФ по Пермскому краю, ОСН дислоцировано на базе в ФКУ ИК-29, учетные дела и списки в ГУФСИН по Пермскому краю от ГУИН МЮ РФ по Пермской области не передавались и на учет не ставились. За время прохождения службы К.А. в очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУФСИН России по Пермскому краю до 01.03.2005 не состоял и не состоит. Рекомендовано обратиться в администрацию г. Соликамска (л.д. 18).
18.10.2021 К.А. обратился в адрес начальника ФКУ-29 ФСИН России по Пермскому краю с заявлением о восстановлении в списке очередников на получение жилищного сертификата (л.д. 19).
Из письма ФКУ-29 ФСИН России по Пермскому краю от 29.11.2021 усматривается, что право постановки на учет в ФКУ ИК-29 как нуждающиеся в жилых помещениях до 01.03.2005 являлись только сотрудники ФКУ ИК-29. К.А. в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю на учете как нуждающийся в жилых помещениях до 01.03.2005 не состоял, сотрудником ФКУ ИК-29 не являлся (л.д. 20).
29.03.2022 К.А. обратился в адрес начальника ГУФСИН России по Пермскому краю с заявлением о восстановлении в списке очередников на получение жилищного сертификата, предоставлении сертификата для получения жилья (л.д. 15).
Из письма ГУФСИН России по Пермскому краю от 18.05.2022 следует, что в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилых помещений ГУФСИН России по Пермскому краю до 01.03.2005 истец не состоял и не состоит. Признать К.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий и восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений, не представляется возможным ввиду отсутствия подтверждающих документов и учетного дела. Также факт подтверждения постановки на данный учет ГУФСИН документально не подтверждается, основание запросы в архивы г. Кизел и г. Соликамск (л.д. 10).
Из ответов ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Пермскому краю Отдела информационно-архивной работы от 26.04.2022 и от 31.01.2023 следует, что представить учтенное жилищное дело и подтверждающие документы о постановке и признании нуждающимся в отношении К.А. не представляется возможным, так как указанные документы в отделе информационно-архивной работы на хранение не предавались. Представить архивную копию положения о жилищно-бытовой комиссии Камского УЛИУ ГУИН Минюста России по Пермской области не представляется возможным, так как в приказах начальника учреждения АМ-2444 (в дальнейшем реорганизовано в учреждение ВК-240) по основанной деятельности данное положение не обнаружено (л.д. 39, 76).
Согласно архивной справке ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Пермскому краю Отдела информационно-архивной работы от 31.01.2023,
приказом Минюста России от 24.04.2002 N 115 Ныробское УЛИУ (учреждение Ш-320) и Усольское УЛИУ (учреждение АМ-244) реорганизованы в Камское управление лесных исправительных учреждений Главного управления исполнения наказаний Минюста России по Пермской области, присвоив ему условное наименование "Учреждение ВК-240".
Приказом ФСИН России от 18.01.2005 N 2 Главное управление исполнения наказаний Минюста России по Пермской области преобразовано в ГУФСИН России по Пермской области, Камское УЛИУ ГУИН Минюста России по Пермской области реорганизовано путем присоединения к ГУФСИН России по Пермской области. Приказом ФСИН России от 02.02.2006 N 34 ГУФСИН России по Пермской области переименовано в ГУФСИН России по Пермскому краю (л.д. 77).
Согласно письму ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Пермскому краю от 27.04.2023, К.А. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУФСИН России по Пермскому краю, не состоит. Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от 11.04.2006 N 1 К.А. рассматривался в рамках 6 вопроса о принятии к учету для получения безвозмездной финансовой помощи. Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от 11.04.2006 N 1 К.А. по вопросу рассмотрении заявления сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий не рассматривался. Формулировка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии и ГУФСИН России по Пермскому краю от 11.04.2006 N 1 означает отсутствие необходимых документов в целях принятия на учет для получения безвозмездной финансовой помощи.
На основании изложенного судом установлено, что К.А. с июня 1994 года до 24.04.2002 проходил службу Усольское УЛИУ (учреждение АМ-244), которое на основании
приказа Минюста России от 24.04.2002 N 115 реорганизовано в Камское УЛИУ ГУИН МЮ РФ по Пермскому краю. Камское УЛИУ ГУИН МЮ РФ по Пермскому краю
приказом ФСИН России от 18.01.2005 N 2 реорганизовано путем присоединения к ГУФСИН России по Пермской области. Приказом ФСИН России от 02.02.2006 N 34 ГУФСИН России по Пермской области переименовано в ГУФСИН России по Пермскому краю. 31.03.2011 К.А. уволен на пенсию по выслуге лет с должности - начальник штурмового отделения ОСН, при увольнении имел специальное звание - подполковник внутренней службы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что К.А. ранее был признан в установленном порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем на ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность восстановить К.А. в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1996 года.
При этом судом принято во внимание, что 11.04.2006 на заседании жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Пермской области, оформленной протоколом N 1, рассматривался вопрос о получении безвозмездной финансовой помощи, К.А. было отказано до предоставления необходимых документов, а не в связи с отсутствием документов о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Признавая истца нуждающимся в улучшении жилищных условий с 1996 года, судом учтено, что в соответствии со
ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ правом на получение безвозмездной финансовой помощи может воспользоваться только сотрудник уголовно-исполнительной системы, имеющий выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении и признанным в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что истец соответствует указанным критериям, в настоящее время К.А. жильем не обеспечен, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет, зарегистрирован по месту жительства с членами своей семьи в жилом помещении матери супруги по адресу: ****, общей площадью 37,7 кв. м. Семья истца фактически по месту регистрации не проживала и не проживает. Истец и члены его семьи жилых помещений не имеют, проживают в настоящее время по адресу: **** на основании договора найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что К.А. не состоял до 01.03.2005 и не состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречит материалам дела, поскольку истец и его семья были поставлены на учет в 1996 году по месту прохождения службы истца в Управлении Усоллага-АМ-244 ГУФСИН России по Пермскому краю. Указанное подтверждается списком сотрудников учреждения АМ-244/Управление на улучшение жилищных условий от 2000 года, К.А. с составом семьи из трех человек на основании протокола N 6 от 17.06.1996 принят на учет сотрудников, нуждающихся в получении жилых помещений. В указанном списке указан под номером 11 (л.д. 12 - 13).
Приказом ФСИН России от 18.01.2005 N 2, Учреждения АМ-244 реорганизовано путем присоединения к ГУФСИН России по Пермскому краю. После увольнения из ФСИН К.А. жильем не обеспечен, получателем единой социальной выплаты не является.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что истец состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то обстоятельство, что истец не предоставлял ежегодно документы в ГУФСИН, выводы суда не опровергают.
Доводы ответчика о сроках исковой давности были предметом оценки суда первой инстанции, выводы изложены в оспариваемом решении, судебная коллегия соглашается с ними, с учетом того, что К.А. стало известно об том, что он не состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий из письма, дотированного 18.05.2022, срок исковой давности не пропущен.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права, несостоятельны, поскольку определением Соликамского городского суда Пермского края от 15.09.2022, суд пришел к выводу, несмотря на то, что истец заявил требования в порядке административного судопроизводства, фактически он обратился в суд с исковыми требованиями, в защиту своих нарушенных социальных и жилищных прав, которые подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Определение суда вступило в законную силу. Кроме того, ходатайство о рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства было заявлено самим же ответчиком в судебном заседании (л.д. 47 - оборот).
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, аналогичны процессуальной позиции ответчика в суде первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит. Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с
ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь
ст. ст. 199,
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония 29" ГУФСИН России без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 августа 2023 года.