Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2023 по делу N 88-16204/2023, 2-234/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 08.06.2023 по делу N 33-6333/2023 (УИД 59RS0004-01-2022-005605-26)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Заявитель указал на то, что обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в удовлетворении которого было отказано в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 08.06.2023 по делу N 33-6333/2023 (УИД 59RS0004-01-2022-005605-26)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Заявитель указал на то, что обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в удовлетворении которого было отказано в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: Удовлетворено.
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2023 г. по делу N 33-6333/2023
Дело N 2-234/2022
УИД 59RS0004-01-2022-005605-26
Судья: Чикулаева И.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Бабиновой Н.А.,
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,
при ведении протокола секретарем Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08.06.2023 гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16.03.2023.
Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А. пояснения представителя ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю Е., настаивавшей на доводах жалобы, истца У., его представителя К., возражавших относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
У. обратился с иском к ФСИН России, ГУФСИН по Пермскому краю о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 20.04.2016, оформленного выпиской из протокола N 26, возложении обязанности на ФСИН России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27.01.2014.
В обоснование требований указал, что 27.01.2014 обратился с рапортом в территориальную подкомиссию ГУФСИН по Пермскому краю о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - ЕСВ) в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369. 20.02.2014 территориальной комиссией принято решение о направлении документов в отношении У. в ФСИН России для принятия решения. Приказом от 25.12.214 истец уволен по достижению предельного возраста, в должности старшего прапорщика внутренней службы, выслуга лет по состоянию на 31.12.2014 составила 22 года 09 месяцев 15 дней. По состоянию на 25.05.2017 информация относительно истца в ФСИН России не поступала. Истец на протяжении длительного времени не был проинформирован о принятом решении, в связи с чем вынужден обратиться с письмом в адрес администрации президента Российской Федерации. Письмом от 15.08.2022 ГУФСИН России по Пермскому краю истцу сообщено об отказе в постановке на учет для получения ЕCВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, а именно не предоставлением выписки из ЕГРП на детей. Считает решение комиссии об отказе незаконным и необоснованным, поскольку дети У1. ** года рождения и У2. ** года рождения на момент подачи рапорта достигли совершеннолетия, не являлись инвалидами и не обучались по очной форме обучения, соответственно членами семьи истца не являлись и не могли являться. С 16.03.2012 истец формально зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ****, в котором также зарегистрирована и проживает семья сына истца У1. (У1., его супруга и двое детей). Истец по месту регистрации не проживает, совместное хозяйство с семьей сына не ведет. Указанный дом состоит из одной комнаты, имеет общую площадь 32,4 кв. м, что также свидетельствует о невозможности истца проживать по месту регистрации, в связи с занятостью площади другой семьей. Фактически истец проживает в арендованном жилом помещении по адресу: г. Кунгур, ул. ****. Согласно действующему законодательству заявление о принятии на учет для получения ЕСВ рассматривается комиссией в трехмесячный срок со дня его подачи, по итогам рассмотрения принимается решение о постановке на учет, либо об отказе в постановке на учет; о принятом решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 16.03.2023 признано незаконным решение комиссии ФСИН России от 20.04.2016, оформленного выпиской из протокола N 26. Возложена обязанность на ФСИН России поставить на учет У. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27.01.2014.
С решением не согласны ответчики, в апелляционной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю указывают, что суд пришел к неверному выводу о том, что оснований для предоставления сведений из ЕГРН в отношении детей истца не имелось, отказ ФСИН России по данной причине является правомерным. Непредоставление обязательных документов для постановки на учет, в том числе копии финансово0 лицевого счета, копии домовой книги, выписок из ЕГРП на детей исключало возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является юридически значимым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты. Непредставление полного пакета документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении. Также указывают, что местом службы истца являлось ФКУ УК ГУФСИН России по Пермскому краю, которое является самостоятельным юридическим лицом. Именно по месту службы истца ФСИН России была направлена выписка из протокола N 26 от 20.04.2016. Однако судом первой инстанции в качестве заинтересованного лица данное юридическое лицо не привлечено. Также полагают, что указанный спор неподсуден Ленинскому районному суду г. Перми, так как требования истца заявлены к ФСИН России, требований к ГУФСИН России по Пермскому краю не заявлено, какие-либо действия их не оспариваются. Ответчик просил направить дело по подсудности в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, указанный довод не нашел отражение в решении суда.
В возражениях на доводы жалобы истец просит оставить решение без изменения, жалобу ответчиков - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, возражений в соответствии со
статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу
статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище
(часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
(часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что следует из
части 1 статьи 1 названного закона (далее - Федеральный закон от 30.12.2012).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
постановлением Правительством Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, которым были утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 5 Правил (в редакции, действующей на момент обращения истца с рапортом), в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Согласно пункту 7 Правил (в редакции, действующей на момент обращения истца с рапортом) на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В силу пункта 14 Правил, право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.01.2014 У. обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что подтверждается справкой о принятии документов от 27.01.2014, приложив справку от 20.01.2014 N 165, содержащую в себе сведения о регистрации в период с 12.05.1991 по 06.03.2012 по адресу: г. Кунгур, ул. **** (л.д. 13).
Согласно выписке из приказа от 25.12.2014 старший прапорщик внутренней службы У. (л.д. 22) уволен по п. "б" ч. 1 ст. 58 (по достижению предельного возраста). Выслуга лет по состоянию на 31.12.2014 составила в календарном исчислении 22 года 09 месяцев 15 дней, в льготном исчислении 28 лет 00 месяцев 01 день (л.д. 15).
Согласно выписке из протокола N 26 от 20.04.2016 заседания комиссии ФСИН России У. отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2013 N 369. В рамках рассмотрения п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2013 N 369, У. не представил выписки из ЕГРП на детей. Также в выписке содержится ссылка на непредставление выписки из домовой книги и финансового лицевого счета на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Кунгур, ул. ****.
Из письма ГУФСИН России по Пермскому краю от 25.05.2017, усматривается, что 20.02.2014 на заседании территориальной комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю рассмотрено дело У., по результатам рассмотрения принято решение о направлении дела в ФСИН России, 24.02.2014 дело направлено в ФСИН России для решения о постановке сотрудника на учет для получения ЕВС. По состоянию на 22.05.2017 информация относительного принятого решения из ФСИН России не поступала. О поступлении информации о принятом решении комиссией ФСИН России У. уведомлен, что будет дополнительно информирован (л.д. 8).
Из письма ГУФСИН России по Пермскому краю от 15.08.2022 следует, что протоколом заседания комиссии ФСИН России от 20.04.2016 N 26 У. отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2013 N 369. В рамках рассмотрения п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2013 N 369, У. не представил выписки из ЕГРП на детей (л.д. 10-11).
Согласно справке Управления внутренней политики и общественной безопасности администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края от 02.09.2022 N 296 У. зарегистрирован по адресу: ****, совместно с ним зарегистрированы: сын У1. ** г.р., сноха У3. ** г.р., внучка У4. ** г.р., внучка У5. ** г.р. (л.д. 12).
У. является отцом У1. ** года рождения, У2. ** года рождения (л.д. 17, 18).
30.06.2010 У1. ФГОУ СПО "Кунгурский лесотехнический техникум" г. Кунгур выдан диплом о среднем профессиональном образовании (л.д. 20-21).
01.09.2012 между У1. и Ч. заключен брак (л.д. 16).
23.06.2013 У2. ГБОУ СПО "Кунгурский лесотехнический техникум" г. Кунгур выдан диплом о среднем профессиональном образовании (л.д. 19).
У. жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 31).
Из ответов администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края от 02.11.2022 и от 24.01.2023 следует, что выдать выписку из домовой книги в отношении жилого помещения по адресу: **** не представляется возможным. Указанное жилое помещение находится в собственности граждан, в связи с чем лицевые счета на имя У. в УЖП отсутствуют (л.д. 46, 51).
Из ответов ГБУ "ЦТИ ПК" от 28.11.2022 следует, что домовые книги органами БТИ никогда не выдавались. Ранее располагавшееся здание по адресу: г. Кунгур, ул. **** снесено, правообладателем являлась З1. на основании договора от 17.09.1970. В настоящее время по данному адресу находится другой объект лит. Б-Б1 с площадью 221,4 кв. м (л.д. 48).
Из правового дела на жилой дом, расположенный по адресу: г. Кунгур, ул. **** усматривается, что на основании свидетельства о праве на наследство от 24.08.1970 С. являлась собственником жилого дома, которая на основании договора купли-продажи от 17.11.1970 продала дом, общей площадью 22,1 кв. м. З1. Общая площадь жилого дома по состоянию на 25.11.2011 составляла 36,7 кв. м, что также подтверждается сведениями, содержащимися в техническом паспорте. С 13.03.2012 на основании договора купли-продажи домовладение принадлежит Д.
Согласно ответу ПАО "Перэнергосбыт" от 17.02.2023 по адресу: г. Кунгур, ул. **** открыт лицевой счет N **, до июля 2014 потребителем являлась З2., в июле 2014 договор заключен с П.
Ранее У. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
По данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учетом заявленных У. требований и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являются установление состава семьи на дату обращения с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (в том числе обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м).
При рассмотрении рапорта У. от 27.01.2014 о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, комиссия ФСИН России пришла к выводу о том, что У. не представлены документы, предусмотренные п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2013 N 369, а именно выписки из ЕГРП на детей, а также выписки из домовой книги и финансового лицевого счета на жилое помещение, расположенное по адресу: ****.
Разрешая требования, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, в том числе материалы учетного дела, пришел к выводу об ошибочности выводов комиссии ФСИН России на основании следующего.
Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
п. 1 -
3 ч. 2 ст. 1 названного закона, так членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального
закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Так судом установлено, что истец является отцом У1. ** года рождения и У2. ** года рождения, которые по состоянию на 27.01.2014 (дата подачи рапорта) окончили обучение в образовательных учреждениях по очной форме обучения, получили дипломы о среднем профессиональном образовании, У. в 2012 году заключил брак, создал свою семью. При этом У1. на момент подачи рапорта исполнилось ** года, У2. - ** лет. Сведений о том, что дети У. обучались в образовательных организациях по очной форме обучения не представлено, судом не установлено.
Следовательно, У1. и У2. на момент подачи У. рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, достигли совершеннолетия, приобрели правоспособность, окончили обучение в образовательных организациях по очной форме, соответственно, не являются членами семьи истца, в связи с чем оснований для предоставления в отношении детей У1. и У2. сведений из ЕГРН у У. не имелось.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 04.04.1996
N 9-П и от 02.02.1998
N 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит
Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Судом установлено, что в период с 12.05.1991 по 06.03.2012 истец был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ****, которое в период с 17.11.1970 по 13.03.2012 на основании договора купли-продажи от 17.11.1970 принадлежало З1. Домовая книга в отношении жилого помещения не сохранилась, в настоящее время по указанному адресу возведен новый дом, новым собственником.
Из пояснений истца следует, что в жилом помещении по адресу: **** он действительно был зарегистрирован с 1991 года по 2012 год, но фактически в указанном жилом помещении никогда не проживал, дом принадлежал бабушке, у которой все делали регистрацию, которая родственницей истцу не приходилась. Истец своего жилья никогда не имел, постоянно проживает в арендованном жилом помещении по разным адресам. Узнал о том, что ему отказали в постановке на учет в 2022 году, после письменных обращений, из ответа понял, что ему отказано в связи с тем, что он не представил выписки из ЕГРН на детей. Решение жилищной комиссии ФСИН им до сих пор не получено. В судебном заседании выяснилось, что основанием к отказу послужило также то обстоятельство, что нет выписки из домовой книги и финансового лицевого счета за период до 2012 года. При этом при подаче рапорта в 2014 году, он обращался в Управление городского хозяйства администрации г. Кунгура, ему была выдана справка N 165 о регистрации по месту жительства, справка была выдана именно в связи с подачей рапорта для постановки на учет, указанная справка выдана на основании домовой книги, является выпиской из домовой книги. Иных документов не имеется, в настоящее время невозможно установить, где находится домовая книга, кому она передавалась и есть ли она вообще, поскольку дом снесен, представить необходимые документы не представляется возможным.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что длительное неполучение решения жилищной комиссии способствовало утрате возможности получения сведений/документов, подтверждающих право проживания в жилом помещении по адресу: **** и, соответственно, установлению обстоятельства: являлся ли У. нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях получения единовременной социальной выплаты, применительно к указанным выше нормам права. Не уведомив истца о принятом решении, ему не дали возможности своевременно представить необходимые документы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с действующим законодательством, исходя из того, что необходимости в предоставлении выписок на детей истца не имелось, возможность предоставления сведений на жилое помещение по адресу: **** утрачена, в связи с ненадлежащим извещением У. о принятом решении, истец при этом имеет необходимый стаж службы, жильем не обеспечен, суд пришел к выводу, что решение комиссии ФСИН России, оформленное выпиской из протокола N 26 от 20.04.2016, является незаконным, на ответчика ФСИН России должна быть возложена обязанность принять истца на жилищный учет с момента возникновения у истца такого права - с 27.01.2014.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и установленных по делу обстоятельствах.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая исковые требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оценивая доводы жалобы ответчика о не привлечении к участию в деле юридическое лицо, где проходил службу У., судебная коллегия полагает их неосновательными, на какие-либо права и обязанности ФКУ УК ГУФСИН России по Пермскому краю данное решение не влияет, в связи с чем оснований привлекать его к участию в деле у суда не имелось.
Довод ответчиков о нарушении правил подсудности при рассмотрении дела также не заслуживает внимания. Ходатайство о передаче дела по подсудности было заявлено представителем ответчиков в судебном заседании 01.11.2022, разрешено судом, в удовлетворении отказано, что отражено в протоколе (л.д. 42). Отказывая в удовлетворении ходатайства о передаче дела в суд г. Москвы по юридическому адресу ФСИН России, суд указал, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, коим является ГУФСИН России по Пермскому краю, местом нахождения которого является г. Пермь, ул. ****, что подпадает под юрисдикцию Ленинского районного суда г. Перми.
Таким образом, каких-либо нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со
ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь
статьями 199,
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 16.03.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю - без удовлетворения.