Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2022 N 88-7644/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Курганского областного суда от 21.09.2021 N 33-2443/2021 по делу N 2-4074/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: 1) Об оспаривании выдачи разрешения на строительство; 2) Об оспаривании положительного заключения экспертизы проектной документации.
Обстоятельства: Истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме. Рядом с их домом начато строительство другого многоквартирного жилого дома. По мнению истцов, ответчики не исполнили обязанность по проверке соответствия проектной документации действующим регламентам и нормативным требованиям, в документации имеются многочисленные нарушения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Апелляционное определение Курганского областного суда от 21.09.2021 N 33-2443/2021 по делу N 2-4074/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: 1) Об оспаривании выдачи разрешения на строительство; 2) Об оспаривании положительного заключения экспертизы проектной документации.
Обстоятельства: Истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме. Рядом с их домом начато строительство другого многоквартирного жилого дома. По мнению истцов, ответчики не исполнили обязанность по проверке соответствия проектной документации действующим регламентам и нормативным требованиям, в документации имеются многочисленные нарушения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2021 г. N 33-2443/2021
Судья Макеева И.С.
Дело N 2-4074/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Коуровой В.Е., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 21 сентября 2021 года гражданское дело по иску Ф.А., А.М.В., М.К., К.Т., М.Д., А.А., К.М., К.В.В., А.С., А.М.А. к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана, обществу с ограниченной ответственностью "Челэкспертиза" о признании незаконным положительного заключения экспертизы проектной документации, признании незаконным разрешения на строительство
по апелляционной жалобе Ф.А., А.М.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., пояснения истцов Ф.А., А.М.В., представителя ответчика Б.А.СА., третьего лица Б.А.СБ., представителя третьих лиц Ф.Н., представителя третьего лица ООО "Мегалит" М.И., судебная коллегия
установила:
Ф.А., А.М.В., Т.Н., М.К., П.Т., Е.Т.П., К.Т., М.Д., П.Д., Б.К., Т.В., К.Е., С., А.А., К.М., К.В.Н., П.А., Т.Р., А.С., А.М.А. обратились в суд с иском к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана (далее - Департамент архитектуры), обществу с ограниченной ответственностью "Челэкспертиза" (далее - ООО "Челэкспертиза") о признании незаконным положительного заключения экспертизы проектной документации, признании незаконным разрешения на строительство.
В обоснование исковых требований указывали, что являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>. В январе 2021 года на расстоянии менее 10 м от данного дома, застройщиком ИП Б.А.СБ. начато строительство другого многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: <...>. Проектная документация разработана для застройщика ИП Б.А.СБ. проектной организацией ООО "Мегалит", прошла негосударственную экспертизу и 23.12.2020 в отношении нее выдано положительное заключение ООО "Челэкспертиза" N 45-2-1-2-066714-2020. Строительство дома осуществляется на основании разрешения N 45-RU45301000-103-2020, выданного Департаментом архитектуры 30.12.2020.
Указывали, что негосударственное экспертное учреждение, а также орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, должны осуществлять проверку соответствия проектной документации всем действующим регламентам и нормативным требованиям. Ответчики данные обязанности не выполнили, в проектной документации имеются множественные нарушения.
Так, проект строительства дома разработан без учета многоквартирного шестнадцатиэтажного жилого дома N 16 по ул. Сибирской в г. Кургане. В проекте и в экспертном заключении не дана оценка динамическому воздействию строительных работ на соседние дома и инженерные коммуникации, что является нарушением СП 50-102-2003 "Проектирование и устройство свайных фундаментов". При забивке свай ощущалась вибрация, в стенах дома N 16 по ул. Сибирской образовались трещины. Это создает реальную угрозу жизни и здоровью жильцов дома, причиняет вред их имуществу.
Расстояние между строящимся домом и домом N 16 по ул. Сибирской определено без расчета инсоляции и освещенности (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий"), с нарушением противопожарных требований.
Также указывали, что согласно п. 7.5 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" размещение детских площадок необходимо предусматривать на расстоянии не менее 12 м от окон жилых и общественных зданий. В проектной документации строительство детской площадки предусмотрено на расстоянии не более 8 м от дома N 16 по ул. Сибирской в г. Кургане, а кроме того, она будет располагаться в непосредственной близости от мусорных контейнеров дома N 16 по ул. Сибирской, что противоречит санитарным нормам.
Предусмотренное в проектной документации расстояние от строящегося дома до парковок составляет менее 10 м, количество парковочных мест не соответствует нормативу, установленному Правилами землепользования и застройки города Кургана (0,5 машино-места на 1 квартиру).
Земельный участок с кадастровым номером N по ул. К., 129 в г. Кургане полностью расположен в водоохранной зоне р. Тобол и на приаэродромной территории аэропорта г. Кургана в границах воздушного подхода, при этом разрешение на строительство жилого дома выдано без согласования с Нижнеобским территориальным управлением Росрыболовства и Уральским межрегиональным территориальным управлением Росавиации.
Многочисленные обращения жителей дома N 16 по ул. Сибирской в органы прокуратуры, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области не принесли результата.
На основании изложенного, просили суд признать незаконным положительное заключение экспертизы проектной документации N 45-2-1-2-066714-2020 от 23.12.2020, выданное ООО "Челэкспертиза"; признать незаконным разрешение на строительство N 45-RU45301000-103-2020 от 30.12.2020, выданное Департаментом архитектуры.
Определением Курганского городского суда Курганской области от 20.04.2021 производство по настоящему гражданскому делу по исковым требованиям Т.Н., П.Т., Е.Т.И., П.Д., Б.К., Т.В., К.Е., С., П.А., Т.Р. прекращено в связи с отказом истцов от иска.
В судебном заседании истцы Ф.А., А.М.В. на заявленных исковых требованиях настаивали.
Истцы М.К., К.Т., М.Д., А.А., К.М., К.В.Н., А.С., А.М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента архитектуры по доверенности Б.А.СА. против удовлетворения иска возражал, пояснял, что разрешение на строительство жилого дома по ул. К., 129 в г. Кургане выдано с соблюдением установленного порядка и требований ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось.
Представитель ответчика ООО "Челэкспертиза" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. В представленном суду отзыве просил в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо ИП Б.А.СБ. и его представитель по доверенности Ф.Н. против удовлетворения иска возражали, поясняли, что разрешение на строительство многоквартирного дома по ул. К., 129 в г. Кургане выдано правомерно, строительство дома ведется с соблюдением всех градостроительных требований, строительных норм и правил.
Представитель третьего лица ООО "Специализированный застройщик "Талисман" по доверенности Ф.Н. против удовлетворения исковых требований возражала.
Представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области по доверенности Л. против удовлетворения иска возражал, пояснял, что Департаментом проведена проверка законности выдачи разрешения на строительство жилого дома по ул. К., 129 в г. Кургане, нарушений не выявлено, разрешение на строительство выдано правомерно.
Представитель третьего лица ООО "Мегалит" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы Ф.А. и А.М.В. просят решение суда отменить, удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы указывают, что ими был предъявлен административный иск, рассмотрение которого регламентировано Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Суд первой инстанции безосновательно рассмотрел настоящее дело по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, чем нарушил права истцов на удовлетворение ходатайств об истребовании проектной документации, назначении по делу судебной экспертизы, привлечению к участию в деле третьих лиц. Указанные ходатайства заявлялись ими, как в письменной, так и в устной форме.
Суд неправомерно отказал в истребовании и приобщении к материалам дела проектной документации, сославшись на то, что к предмету спора она не относится. Между тем суть их исковых требований сводится к тому, что Департамент архитектуры не проверил соответствие содержания проектной документации требованиям действующего законодательства, ограничившись формальным установлением того, что состав предъявленных документов соответствует требованиям ст. 51 ГрК РФ. Ни один довод иска, в отсутствие в деле проектной документации, не получил должной судебной оценки. Отмечают, что после подачи иска в суд, застройщиком вносились изменения в проектную документацию, а также производились расчеты по инсоляции, расчеты воздействия забивки свай на соседний многоквартирный жилой дом.
Оспаривают вывод суда об отсутствии у истцов права на обращение в суд с настоящим иском. Указывают, что предъявление иска обусловлено нарушением их прав на безопасное и комфортное проживание ввиду строительства дома N 129 по ул. К. Ссылаясь на ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полагают, что строительство семнадцатиэтажного многоквартирного жилого дома на расстоянии 8 м от многоквартирного жилого дома, где проживают истцы, нарушает их право на благоприятную среду обитания. Полагают, что выполненные в ходе строительства расчеты, которыми, якобы, опровергается вредное воздействие, не могут приниматься во внимание, так как они не входили в состав проектной документации.
Отмечают, что неоднократно ходатайствовали о назначении судебной экспертизы, так как в отсутствие специальных познаний нельзя сделать вывод о правильности расчетов по инсоляции и отсутствии негативного воздействия от забивки свай.
Справку ООО "УК "Уют" и ООО "СЗ "Стандарт" о том, что трещины в стенах жилого дома N 16 по ул. Сибирской носят характер естественной усадки, считают ненадлежащим доказательством, так как подписавшие ее лица необходимыми полномочиями и познаниями в области строительства не обладают.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Ф.А. и А.М.В. на удовлетворении жалобы настаивали.
Представитель ответчика Департамента архитектуры по доверенности Б.А.А. выразил согласие с постановленным решением суда, против удовлетворения жалобы возражал.
Представитель третьих лиц ООО "Специализированный застройщик "Талисман" и ИП Б.А.СБ. по доверенности Ф.Н., третье лицо ИП Б.А.СБ. считали решение суда законным и обоснованным, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель третьего лица ООО "Мегалит" М.И. против удовлетворения жалобы возражал.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили. Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что проектной организацией ООО "Мегалит" по заданию ИП Б.А.СБ. разработана проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, которая 24.12.2020 получила положительное заключение негосударственной экспертизы N 45-2-1-2-066714-2020, проведенной ООО "Челэкспертиза" (том 3, л.д. 55-101).
Проектом предусмотрено возведение на земельном участке площадью 2845 кв. м с кадастровым номером 45:25:070506:776 нелинейного объекта - одноподъездного жилого дома с количеством квартир 127, количеством этажей - 18, этажностью - 17, высотой 50,4 м.
На основании заявления ИП Б.А.СБ., представленных документов, в том числе положительного заключения ООО "Челэкспертиза", Администрацией города Кургана 30.12.2020 выдано разрешение N 45-RU45301000-103-2020 на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, подписанное директором Департамента архитектуры. В дальнейшем по заявлению застройщика от 02.02.2020 в разрешение внесены изменения: застройщиком указано ООО "Специализированный застройщик "Талисман" (том 3, л.д. 3-4).
Инициируя настоящий спор, истцы указали, что проектная документация на строящийся дом по ул. К., 129 в г. Кургане разработана с нарушением строительно-технических, санитарных и противопожарных требований, а также местных нормативов градостроительного проектирования, поэтому не могла получить положительного заключения негосударственной экспертизы, а застройщику, соответственно, не могло быть выдано разрешение на строительство объекта.
При разрешении спора суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 49, 51, 54 ГрК РФ, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, о злоупотреблении правом со стороны истцов. Суд указал, что для оспаривания заключения негосударственной экспертизы проектной документации законом предусмотрен специальный порядок, истцы субъектами правоотношений в области проведения экспертизы проектной документации не являются, поэтому не обладают правом истребования проектной документации в целях ее проверки действующим требованиям, а, кроме того, истцы не подтвердили нарушение их прав в результате возведения спорного объекта недвижимости.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Обосновывая отказ в удовлетворении иска ссылкой на положения ч. ч. 10 - 13 ст. 49 ГрК РФ, суд не учел, что эти нормы регламентируют порядок оспаривания заключения негосударственной экспертизы проектной документации застройщиком или техническим заказчиком. Данное правовое регулирование не распространяется на иных лиц, не являющихся субъектами правоотношений по производству негосударственной экспертизы проектов, поэтому истцы вправе оспаривать положительное заключение ООО "Челэкспертиза" в судебном порядке, а равно выданное на основании положительного заключения разрешение на строительство.
Использование истцами предусмотренных законом механизмов защиты своих прав не может рассматриваться как злоупотребление правом.
Отказывая в удовлетворении иска по мотиву отсутствия у истцов права на оспаривание положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации и разрешения на строительство объекта недвижимости, суд фактически уклонился от оценки доводов искового заявления, установления юридически значимых обстоятельств, сбора и анализа доказательств.
В соответствии со ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (ч. 1).
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 52 Градостроительного кодекса РФ, а не статья 52.1.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика, результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными ст. 52.1 настоящего Кодекса, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 11).
Состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации (ч. 12).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, в соответствии с которым проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме (п. 3).
Проектная документация на объекты капитального строительства состоит из 12 разделов: раздел 1 "Пояснительная записка", раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка", раздел 3 "Архитектурные решения", раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", состоящий из ряда подразделов, раздел 6 "Проект организации строительства", раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" выполняется при необходимости сноса (демотажа) объекта или части объекта капитального строительства, раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства", раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами", содержащий документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1.9. "ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" (действовавшего до 01.01.2021) расчеты конструктивных и технологических решений, являющиеся обязательным элементом подготовки проектной документации, в состав проектной документации не включают. Их оформляют в соответствии с требованиями к текстовым документам и хранят в архиве проектной организации. Расчеты представляют заказчику или органам экспертизы по их требованию.
Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 и 3.1 данной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с данной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с ч. 4.3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 ГрК РФ негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
Согласно ч. 5 ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
В силу ч. 9 ст. 49 ГрК РФ результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 5 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 N 272 утверждено Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в соответствии с которым объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат представлению для проведения экспертизы (п. 5).
Процедуры проведения негосударственной экспертизы, в том числе проведение экспертного сопровождения, подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение, выдача заявителю и обжалование, а также открытие и ведение дел негосударственной экспертизы, ведение реестра выданных экспертных заключений и предоставление сведений из указанного реестра, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением (п. 6).
Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145.
Пунктами 13, 16 данного Положения установлен перечень документов, которые застройщик представляет для проведения экспертизы. Данный перечень является исчерпывающим. Экспертная организация не вправе требовать от застройщика представления иных документов, за исключением предусмотренных п. 17 Положения расчетов используемых конструктивных и технологических решений.
Приказом Минстроя России от 08.06.2018 N 341/пр утверждены Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в соответствии с п. 4 которых заключение экспертизы должно содержать титульный лист, а также следующие разделы: 1) общие положения и сведения о заключении экспертизы; 2) сведения, содержащиеся в документах, представленных для проведения экспертизы проектной документации; 3) сведения, содержащиеся в документах, представленных для проведения экспертизы результатов инженерных изысканий; 4) описание рассмотренной документации (материалов); 5) выводы по результатам рассмотрения.
Раздел заключения "Выводы по результатам рассмотрения" включает выводы о соответствии или несоответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов; выводы в отношении технической части проектной документации, содержащие следующую информацию: указание на результаты инженерных изысканий, на соответствие которым проводилась оценка проектной документации; выводы о соответствии или несоответствии технической части проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование и требованиям технических регламентов (каждый вывод о несоответствии результатам инженерных изысканий, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование и требованиям технических регламентов должен содержать указание раздела (а при необходимости - подраздела, части раздела, книги, тома) и листа проектной документации, в отношении которых сделан вывод о несоответствии, ссылку на конкретное требование задания застройщика или технического заказчика на проектирование и (или) технического регламента, иного нормативного правового акта или нормативного документа, применяемого в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов, и (или) результаты инженерных изысканий, несоответствие которым было выявлено в ходе экспертизы (с указанием раздела, статьи, пункта, абзаца нормативного правового акта или нормативного документа, применяемого в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов, или материалов инженерных изысканий) с указанием даты, по состоянию на которую действовали требования, примененные в соответствии с ч. 5.2 ст. 49 ГрК РФ при проведении экспертизы.
В силу п. 18 Требований заключение экспертизы должно быть объективным, аргументированным и доказательным. Выводы должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам экспертизы.
Из содержания положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации, выполненного ООО "Челэкспертиза", следует, что экспертам для исследования были представлены: задание на проектирование объекта "Многоквартирный жилой дом по адресу: <...>", утвержденное ИП Б.А.СБ., градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N площадью 2845 кв. м, выданный Департаментом архитектуры 09.09.2019, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N площадью 780 кв. м, выданный Департаментом архитектуры 17.11.2020, проектная документация в составе 12 разделов, технические отчеты по инженерно-геодезическим, инженерно-геологическим, инженерно-экологическим изысканиям, выполненные ООО "Курганстройизыскание", а также положительное заключение негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий от 08.10.2019, утвержденное ООО "Челэкспертиза" (том 3, л.д. 55-101, 21-35).
Анализируя оспариваемое истцами заключение ООО "Челэкспертиза", судебная коллегия приходит к выводу, что по своему составу и содержанию оно соответствует приведенным выше нормативным требованиям. В заключении содержатся сведения об объекте капитального строительства, его технико-экономических показателях; сведения о территории, на которой планируется строительство, о состоянии грунтов и уровне подземных вод; сведения о застройщике и проектной организации.
При подготовке заключения экспертами дана оценка всем разделам проекта с учетом задания на проектирование и градостроительных требований, отмечено наличие в проектной документации мероприятий по соблюдению режима водоохранной зоны р. Тобол, мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (предусмотрены системы внутреннего и наружного пожаротушения, разработка планов тушения пожара), условий безопасной эксплуатации объекта капитального строительства.
Экспертами указано, что в процессе проведения экспертизы проектной организацией совместно с заказчиком скорректирована проектная документация и даны ответы по принятым пунктам замечаний.
Заключение содержит выводы о соответствии проектной документации заданию на проектирование, результатам инженерных изысканий, требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 30.03.1999 N 56-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды", постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, национальных стандартов и сводов правил, обязательных к применению. Проектная документация рекомендована к утверждению для строительства объекта.
В силу ч. 2 ст. 5 и ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" отрицательное заключение экспертизы может быть выдано только в случае несоответствия проектной документации национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), содержащим минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона.
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985. В числе обязательных к применению при разработке проектной документации указаны СП 24.13330.2011 "СНиП 2.02.03-85 "Свайные фундаменты" (часть разделов и пунктов), СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (часть разделов и пунктов), СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение" (часть разделов и пунктов).
Также решением Курганской городской Думы от 15.06.2011 N 148 утверждены Местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования г. Кургана (далее - МНГП), распространяющиеся на планировку, застройку и реконструкцию территории муниципального образования г. Кургана в пределах его границ, в том числе резервных территорий, содержащие минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данные нормативы разработаны в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, социальных, экономических, национальных и территориальных особенностей муниципального образования г. Кургана, нормативы конкретизируют и развивают основные положения действующих федеральных норм.
Иные стандарты, своды правил и регламенты носят рекомендательный характер, то есть применяются при проектировании и строительстве объектов на добровольной основе.
В ходе рассмотрения спора не установлено нарушений национальных стандартов и сводов правил, обязательных к применению, при подготовке проектной документации для строительства жилого дома N 129 по ул. К. в г. Кургане, которые позволили бы ООО "Челэкспертиза" выдать в отношении проектной документации отрицательное заключение.
Истцы указывали, что проект строительства многоквартирного жилого дома N 129 по ул. К. в г. Кургане разработан без учета существующей застройки, в частности, в проектной документации отсутствуют сведения о расположении на соседнем земельном участке в непосредственной близости от проектируемого объекта шестнадцатиэтажного многоквартирного жилого дома по ул. Сибирской, 16. Проектной организацией не дана оценка динамическому воздействию строительных работ на соседний дом и инженерные коммуникации, расчет для забивки свай выполнен после фактического выполнения данных работ. В результате строительства свайного фундамента ощущалась вибрация, в стенах жилого дома N 16 по ул. Сибирской образовались трещины.
Между тем из представленных в материалы дела документов и пояснений представителя ООО "Мегалит" М.И. следует, что разработка проектной документации на строительство жилого дома N 129 по ул. К. в г. Кургане осуществлялась в 2019 году, когда многоквартирный жилой дом N 16 по ул. Сибирской находился в стадии строительства (дом сдан в эксплуатацию в 2020 году). Однако, информация о расположении данного дома на смежном земельном участке и его основных характеристиках у проектировщика имелась, что отражено в проектной документации. Расчет забивки свай для строительства свайного фундамента проектируемого объекта выполнен ООО "Мегалит" также в 2019 году на основе имеющихся инженерных изысканий, получивших положительное заключение ООО "Челэкспертиза".
Из экспертного заключения ООО "Челэкспертиза" также усматривается, что наличие с северо-западной стороны в непосредственной близости от площадки проектирования многоквартирного жилого дома было учтено при выдаче положительного заключения.
В соответствии с п. 4.7 СП 24.13330.2011 "СНиП 2.02.03-85 "Свайные фундаменты" при использовании для строительства вблизи существующих сооружений свай, погружаемых или устраиваемых с применением динамических воздействий (забивка, вибропогружение, сваи-РИТ и др.), необходимо производить оценку влияния динамических воздействий на конструкции существующих сооружений, а также на находящиеся в них чувствительные к колебаниям машины, приборы и оборудование и в необходимых случаях предусматривать измерения параметров колебаний грунта, сооружений (в том числе подземных коммуникаций), а также подземных коммуникаций при опытном погружении и устройстве свай.
Такие мероприятия были выполнены до начала строительства спорного объекта. Из представленного в материалы дела расчета возможности погружения свай вблизи зданий, подготовленного ООО "Мегалит", следует, что допустимое расстояние от погружаемых свай до шестнадцатиэтажного жилого дома составляет 10 м, фактическое расстояние - 11,5 м, забивку свай возможно осуществлять без каких-либо дополнительных мероприятий (том 1, л.д. 128-134).
Данный расчет является обязательным элементом подготовки проекта, но в состав проектной документации не включается в силу п. 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, и п. 4.1.9 "ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации".
Согласно справке ООО "Специализированный застройщик "Талисман" от 21.03.2021 на объекте "Многоквартирная жилая застройка по адресу: <...>" выполнены работы по забивке свайного поля - 100% (работы завершены 05.03.2021), монолитные ростверки - 40% (том 1, л.д. 135). На момент рассмотрения спора судом апелляционной инстанции на объекте возведено несколько этажей.
Таким образом, довод истцов об отсутствии у застройщика до начала строительства обоснованного расчета для забивки свай, что повлекло повреждение конструкций соседнего жилого дома, опровергается материалами дела и пояснениями третьих лиц.
Само по себе появление трещин в стенах жилого дома истцов не является доказательством ошибочности выполненного ООО "Мегалит" расчета погружения свай и проекта строительства жилого дома N 129 по ул. К. в г. Кургане, отсутствия оценки влияния динамических воздействий при забивке свай на конструкции существующих строений. Более того, в деле не имеется доказательств того, что трещины в стенах жилого дома N 16 по ул. Сибирской появились в результате забивки свайного поля при строительстве жилого дома по ул. К., 129 в г. Кургане.
Статьей 22 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что здания должны быть спроектированы таким образом, чтобы в жилых помещениях была обеспечена достаточная продолжительность инсоляции или солнцезащита. Выполнение этих требований должно быть обеспечено мерами по ориентации жилых помещений по сторонам света, а также мерами конструктивного и планировочного характера, в том числе по благоустройству прилегающей территории.
В соответствии с пп. 2.5, 3.1 "СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" (действовавшими до 01.03.2021) нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых и общественных зданий устанавливается дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города, географической широты: - для центральной зоны (58 град. с.ш. - 48 град. с.ш.) - не менее 2 часов в день с 22 апреля по 22 августа. Продолжительность инсоляции в жилых зданиях должна быть обеспечена не менее чем в одной комнате 1-3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-х и более комнатных квартир.
В материалы дела представлен расчет инсоляции светопроемов N 27-19, выполненный ООО "Мегалит" 23.11.2020, из содержания которого усматривается, что он выполнен в отношении строящегося жилого дома по ул. К., 129, но с учетом размещения в непосредственной близости от него жилого дома по ул. Сибирской, 16 (том 3, л.д. 116-142).
Объективных доказательств того, что по окончании строительства жилого дома по ул. К., 129, будут нарушены нормы инсоляции помещений дома по ул. Сибирской, 16, материалы дела не содержат. Напротив, дополнительно представленный в дело расчет инсоляции квартир NN 16 и 37, расположенных в юго-восточной торцевой части здания N 16 по ул. Сибирской, свидетельствует о том, что возведение спорного объекта не повлечет нарушение нормированной продолжительности инсоляции (2 часа) (том 5, л.д. 120).
Вопреки утверждениям истцов проектная документация содержит мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (раздел 9), а также застройщиком разработан план тушения пожара (том 4, л.д. 24-299, том 5, л.д. 7-110). Данные документы разработаны на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", государственных стандартов, норм, правил, технических условий и исходных данных, выданных органами государственного надзора и заинтересованными организациями при согласовании места размещения участка строительства.
С учетом степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности проектируемого здания, в соответствии с требованиями ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и п. 4.3 табл. 1 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" минимальное расстояние между проектируемым объектом и существующими зданиями должно составлять 6-10 м (раздел 9, текстовая часть, п. "б").
Соблюдение предусмотренных разделом 9 мероприятий по обеспечению пожарной безопасности обеспечит безопасную эксплуатацию спорного объекта.
Допрошенный судом апелляционной инстанции в качестве свидетеля начальник отдела специальных работ Управления государственного строительного надзора Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области ФИО23 пояснил, что осуществляет государственный строительных надзор на объекте капитального строительства на ул. К., 129 в г. Кургане и, в частности, контроль за выполнением требований пожарной безопасности. Предусмотренные в проекте мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и дополнительно разработанный застройщиком план пожаротушения достаточны для обеспечения безопасности объекта. Каких-либо нареканий в части пожарной безопасности к застройщику не имеется.
Согласно положениям п. 5 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1).
Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч. 4).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (п. 3 ч. 11).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с ч. 15 ст. 48 настоящего Кодекса проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства; проект организации строительства объекта капитального строительства); положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства; подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 настоящего Кодекса; подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.9 ст. 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в п. 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению; копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории.
Орган, уполномоченный на выдачу разрешений, проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверяет соответствие проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (ч. 11 ст. 51 ГрК РФ).
Перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство, содержится в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ. К ним относятся: отсутствие документов, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Приведенный перечень оснований является исчерпывающим и таковых в ходе рассмотрения дела не выявлено.
Так, в целях получения разрешения на строительство, застройщиком были представлены в Администрацию города Кургана заявление, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, проектная документация, выполненная ООО "Мегалит", положительные заключения экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выполненные негосударственной экспертной организацией ООО "Челэкспертиза".
Допрошенный судом апелляционной инстанции заведующий отделом организации строительства и связи Департамента архитектуры ФИО24 пояснил, что им было проверено соответствие представленной проектной документации требованиям к строительству, возможность размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием, отклонение от предельных параметров. Проверка проектной документации произведена в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий. Оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не установлено.
Проведенная 25.02.2021 Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области внеплановая выездная проверка деятельности Администрации города Кургана не выявила нарушений при выдаче ИП Б.А.СБ. разрешения на строительство жилого дома по ул. К., 129 в г. Кургане (том 1, л.д. 117-119).
Доводы истцов о том, что разрешение на строительство выдано с существенными нарушениями градостроительного законодательства Российской Федерации, без проверки соответствия требованиям к строительству многоквартирных домов и без получения необходимых согласований с уполномоченными государственными органами, поэтому должно быть признано незаконным, не могут быть приняты во внимание.
09.09.2019 Департаментом архитектуры выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 45:25:070506:776 площадью 2845 кв. м. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (ч. 1 ст. 57 ГрК РФ).
В градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 45:25:070506:776 определено место допустимого размещения объекта недвижимости и указано, что земельный участок расположен в границах территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Согласно градостроительному плану минимальный размер земельного участка, на котором возможно возведение многоэтажного жилого дома, составляет 1000 кв. м, предельное количество этажей - 25, максимальный процент застройки участка - 50%, минимальные отступы от красных линий - 5 м. При проектировании строительства спорного объекта эти требования были полностью учтены проектной организацией ООО "Мегалит". Иных ограничений, касающихся строительства на участке многоэтажного жилого дома, градостроительный план земельного участка не содержит.
В соответствии с п. 7.1 СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15.
Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой два-три этажа - не менее 15 м; четыре этажа - не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м.
В условиях реконструкции и других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также при обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.
Аналогичным образом регламентировано расстояние между жилыми зданиями в п. 2.2.27 МНГП.
Довод истцов о нарушении указанных градостроительных требований не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Из представленной в материалы дела проектной и рабочей документации, заключения кадастрового инженера ФИО40 следует, что расстояние между жилым домом N 16 по ул. Сибирской и строящимся жилым домом N 129 по ул. К. составляет 12 м, что превышает установленный норматив - 10 м (том 5, л.д. 1-6, том 3, л.д. 178-180). При соблюдении бытовых разрывов требование об обеспечении непросматриваемости жилых помещений из окна в окно не применяется.
Требования к размещению детских игровых площадок на расстоянии не менее 12 м от окон жилых и общественных зданий, установленные п. 7.5 СП 42.13330.2016, п. 2.2.29 МНГП, также не нарушены. В представленном суду разбивочном плане (том 5, л.д. 3) расстояние от жилого дома истцов до детской площадки строящегося жилого дома составляет 12 м, что соответствует установленным нормативам. Контейнеры для сбора твердых бытовых отходов расположены на значительном удалении от детской площадки, что подтверждается представленными в дело фотоматериалами и генпланом жилого дома N 16 по ул. Сибирской (том 5, л.д. 113-119, том 3, л.д. 181-182).
Ссылка истцов на нарушение градостроительных требований при проектировании парковок на земельном участке по ул. К., 129, не влечет удовлетворение иска, так как недостаточное количество предусмотренных в проекте парковочных мест и их размещение ближе 10 м от строящегося дома права жильцов соседнего жилого дома N 16 по ул. Сибирской не нарушают.
Доводы истцов о том, что при выдаче разрешения на строительство жилого дома по ул. К., 129, не был учтен факт нахождения земельного участка в водоохранной зоне р. Тобол и на приаэродромной территории аэропорта г. Кургана в границах воздушного подхода, строительство не согласовано с Нижнеобским территориальным управлением Росрыболовства и Уральским межрегиональным территориальным управлением Росаваиции судебная коллегия отклоняет, так как отсутствие таких согласований в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство ст. 51 ГрК РФ не предусмотрено. Кроме того, такие согласования были получены застройщиком после начала строительства: решение о согласовании размещения объекта выдано Уральским межрегиональным территориальным управлением Росавиации 08.07.2021, заключение о согласовании осуществления деятельности в рамках проектной документации "Многоквартирный жилой дом по адресу <...>" выдано Нижнеобским территориальным управлением Росрыболовства 30.04.2021 (том 3, л.д. 107-109, 105-106).
Также застройщику выдано положительное экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" от 19.05.2021 N 45-20-03-ОИ-610-2021 о соответствии объекта (жилого дома) по ул. К., 129, санитарным правилам и нормам, возможности его размещения на приаэродромной территории аэропорта г. Кургана, в границах воздушного подхода, и в водоохранной зоне р. Тобол (том 3, л.д. 110-115).
С учетом изложенного постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Вместе с тем оснований для удовлетворения исковых требований судебная коллегия не усматривает, так как нарушений при выдаче ООО "Челэкспертиза" положительного заключения в отношении проектной документации и при выдаче Департаментом архитектуры разрешения на строительство многоквартирного жилого дома N 129 по ул. К. в г. Кургане не допущено, права истцов не нарушены. При этом рассмотрение дела в порядке гражданского, а не административного судопроизводства не влияет на его процессуальный результат.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20 апреля 2021 года отменить.
В удовлетворении иска Ф.А., А.М.В., М.К., К.Т., М.Д., А.А., К.М., К.В.В., А.С., А.М.А. к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана, обществу с ограниченной ответственностью "Челэкспертиза" о признании незаконным положительного заключения экспертизы проектной документации, признании незаконным разрешения на строительство отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.10.2021.