Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2023 по делу N 88-10933/2023, 2-628/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Курганского областного суда от 14.02.2023 по делу N 33-270/2023, 2-628/2022
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О возложении обязанности оказать материальную помощь в связи с утратой в результате пожара жилых домов.
Обстоятельства: Истец обратился в администрацию муниципального округа с заявлением об оказании материальной помощи, поскольку в результате пожара принадлежащие ему жилые дома совместно с находящимся в них имуществом, а также надворные постройки были уничтожены. В оказании материальной помощи ему было отказано ввиду пропуска трехмесячного срока для такого обращения. С отказом не согласен, т.к. на территории субъекта РФ постоянно не проживает.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: Прочие процессуальные сроки - отказано.
Апелляционное определение Курганского областного суда от 14.02.2023 по делу N 33-270/2023, 2-628/2022
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О возложении обязанности оказать материальную помощь в связи с утратой в результате пожара жилых домов.
Обстоятельства: Истец обратился в администрацию муниципального округа с заявлением об оказании материальной помощи, поскольку в результате пожара принадлежащие ему жилые дома совместно с находящимся в них имуществом, а также надворные постройки были уничтожены. В оказании материальной помощи ему было отказано ввиду пропуска трехмесячного срока для такого обращения. С отказом не согласен, т.к. на территории субъекта РФ постоянно не проживает.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: Прочие процессуальные сроки - отказано.
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2023 г. по делу N 33-270/2023
Дело N 2-628/2022
Судья: Киселева Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Алексеевой О.В., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 14 февраля 2023 г. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации ФИО12 ФИО13 о восстановлении пропущенного срока и возложении обязанности оказать материальную помощь в связи с утратой жилых помещений
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Каргапольского районного суда Курганской области от 23 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Софиной И.М., об обстоятельствах дела, объяснения представителей сторон, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации ФИО11 о восстановлении пропущенного срока и возложении обязанности оказать материальную помощь в связи с утратой жилых помещений.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что ему на праве собственности принадлежали жилые <адрес> по <адрес> в <адрес>. 10 мая 2022 г. в результате пожара принадлежащие истцу жилые дома совместно с находящимся в нем имуществом, а также надворные постройки были уничтожены, что подтверждается справкой N от <***> Постановлением Правительства Курганской области N 146 от 17 марта 2009 г. "О порядке использования бюджетных средств резервного фонда Правительства Курганской области" предусмотрено право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и материальной помощи в связи с утратой жилого помещения. В связи с чем, истец обратился в администрацию ФИО14 с заявлением об оказании материальной помощи. 19 октября 2022 г. в оказании материальной помощи ему было отказано ввиду пропуска трехмесячного срока для такого обращения. С отказом не согласен, указывал, что на территории Курганской области постоянно он не проживает, поэтому о пожаре не знал, с заявлением об оказании материальной помощи обратился в течение недели, как узнал о наличии такой возможности. Полагает, что срок для подачи заявления об оказании материальной помощи пропущен им по уважительной причине.
Просит суд, восстановить пропущенный срок для подачи заявления об оказании материальной помощи в связи с утратой жилых помещений, возложив на ответчика - администрацию ФИО15 обязанность оказать материальную помощь в связи с утратой в результате пожара жилых домов <адрес> и <адрес> по <адрес> в <адрес>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации ФИО16 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, в отзыве на исковое заявление, просил в удовлетворении иска отказать.
Решением Каргапольского районного суда Курганской области от 23 ноября 2022 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение Каргапольского районного суда Курганской области отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что о факте пожара и уничтожения своего имущества узнал незадолго до обращения с заявлением об оказании материальной помощи, поскольку фактически постоянно проживает за пределами Курганской области. В октябре 2022 г. ФИО1 был признан потерпевшим по уголовному делу по факту пожара, виновное лицо не установлено. Указывает, что при таких обстоятельствах, с заявлением об оказании материальной помощи он обратился в течение трех месяцев, как узнал о самом факте пожара и о наличии возможности получения материальной помощи. Также выражает несогласие с выводом суда о том, что администрация ФИО17 является ненадлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация ФИО18 считает решение Каргапольского районного суда Курганской области законным и обоснованным и принятым в соответствии с нормами права. Приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО19 полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Ссылается на постановление Правительства Курганской области N 146 от 17 марта 2009 г. "О порядке использования бюджетных средств резервного фонда Правительства Курганской области", согласно которому средства из резервного фонда выделяются на основании письменного обращения главы муниципального образования, которое должно последовать не позднее трех месяцев со дня возникновения обстоятельств, с которыми связаны расходы. Указывает, что поскольку ФИО1 обратился с заявлением в администрацию ФИО20 о выделении средств из резервного фонда спустя 5 месяцев после случившегося пожара, оснований для обращения главы муниципального образования за выделением средств резервного фонда не имелось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО1 - ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддерживал в полном объеме, настаивала на том, что ФИО1 с 1994 года на территории <адрес> Курганской области не проживал, в связи с этим не мог знать о случившемся пожаре 10 мая 2022 г.
Представитель ответчика ФИО21 - ФИО6 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу. Указал, что Порядком предусмотрено, что денежные средства выделяются на основании распоряжения Правительства Курганской области, однако заявлений в рабочую группу комиссии Правительства Курганской области о выделении материальной помощи не поступало. Также пояснил, что срок обращения составляет 3 месяца, возможность продления данного срока Порядком не предусмотрена.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании
статей 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм процессуального права на основании
пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений
статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Правильное рассмотрение и разрешение дел означает, что они должны быть исследованы всесторонне и объективно, с учетом интересов всех участвующих лиц. При этом в соответствии со
статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду необходимо соблюдать принципы равенства сторон, гласности и состязательности судопроизводства.
Осуществление гражданского судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон предполагает, помимо прочего, право участвующих в деле лиц представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц.
Из материалов дела следует, что суд, разрешая спор, касающийся предоставления средств резервного фонда Курганской области, суд первой инстанции не поставил на обсуждение сторон вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ФИО22, которое, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Курганской области от 17 марта 2009 г. N 146, принимает решение о выделении средств резервного фонда.
Поскольку дело рассмотрено судом в отсутствие ФИО23, права которого затрагиваются спорным решением, это является безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии с
пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, имеются основания для рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого дом и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N договором купли-продажи от <***> (л.д. 5, 6, 7).
Также ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <адрес> от <***>, договором купли продажи от <***> (л.д. 8, 9, 10).
Согласно справке ОНД и ПР по <адрес> от <***> 10 мая 2022 г. произошел пожар, в результате которого дома с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес> уничтожены огнем со всем имуществом внутри (л.д. 11).
Постановлением следователя СО МО МВД России <***> ФИО7 от <***> ФИО1 был признан потерпевшим по уголовному делу N.
В связи с тем, что два дома, принадлежащие ФИО1 полностью уничтожены, истец 14 октября 2022 г. обратился в администрацию ФИО24 с заявлением об оказании материальной помощи в связи с утратой жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности (л.д. 12).
ФИО1 на его обращение был дан ответ от 19 октября 2022 г., в котором указывалось, что в выплате материальной помощи за утраченное имущество и в связи с утратой жилых помещений истцу отказано в связи пропуском трехмесячного срока обращения (л.д. 13).
В соответствии с
пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с
пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (
пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Постановлением Губернатора Курганской области от 28 апреля 2022 г. N 47 с 28 апреля 2022 г. по 19 мая 2022 г. на всей территории Курганской области был объявлен режим чрезвычайной ситуации функционирования для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со
статьей 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством.
17 марта 2009 г. постановлением Правительства Курганской области N 146 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на: предупреждение стихийных бедствий, катастроф, аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (далее - ЧС), проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией их последствий.
В целях ликвидации последствий ЧС средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий:
развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более шести месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан из расчета на одного человека в сутки:
за временное размещение - 550 рублей;
за питание - 250 рублей;
оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС, единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека;
оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС, материальной помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета на одного человека:
за частично утраченное имущество - 30 тысяч рублей;
за полностью утраченное имущество - 50 тысяч рублей;
оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС, материальной помощи в связи с утратой единственного жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, являющегося местом их регистрации, - 300 тысяч рублей;
оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС, материальной помощи в связи с утратой жилого помещения либо садового дома, принадлежащего им на праве собственности (за исключением случаев, предусмотренных абзацем десятым настоящего подпункта), - 100 тысяч рублей.
Материальная помощь в случаях, предусмотренных абзацами десятым, одиннадцатым настоящего подпункта, предоставляется пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения (садового дома) либо может быть предоставлена в полном объеме одному из собственников жилого помещения (садового дома) при условии, что другие собственники дают на это письменное согласие.
Критериями утраты имущества первой необходимости в целях настоящего порядка являются:
- частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону ЧС, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
- полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону ЧС, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с пунктом 3 Порядка средства резервного фонда предоставляются органам государственной власти Курганской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, организациям на безвозвратной и безвозмездной основе в пределах объема резервного фонда, утвержденного законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Решение о предоставлении средств резервного фонда принимается Правительством Курганской области в форме распоряжения, в котором указываются получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов и источник предоставления средств - резервный фонд (далее - распоряжение).
В целях подготовки распоряжения должностное лицо, замещающее государственную должность Курганской области, руководитель исполнительного органа государственной власти Курганской области, государственного органа Курганской области, государственного учреждения Курганской области, глава муниципального образования Курганской области направляют мотивированное письменное обращение о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда (далее - обращение) в рабочую группу (службу) по управлению рисками негативного воздействия гидрологических явлений, оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций и компенсационным выплатам, созданную Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Курганской области (далее - рабочая группа Комиссии).
Обращение представляется в рабочую группу Комиссии не позднее трех месяцев со дня возникновения обстоятельств, с которыми связаны расходы.
Поступившие обращения рабочая группа Комиссии рассматривает в течение 15 рабочих дней и принимает решение о выделении либо об отказе в выделении средств из резервного фонда. Решение рабочей группы Комиссии оформляется протоколом.
Основаниями для отказа в выделении средств из резервного фонда являются:
- отсутствие или недостаточность бюджетных ассигнований резервного фонда в соответствующем финансовом году;
- обращение направлено на финансирование мероприятий, не предусмотренных пунктами 2, 2 - 1, 2 - 2 настоящего Порядка;
- несоблюдение условий, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
- непредставление документов, указанных в абзацах седьмом - девятом настоящего пункта;
- недостоверность сведений, указанных в обращении и приложенных к нему документах;
- обращение поступило в рабочую группу Комиссии за пределами срока, установленного абзацем десятым настоящего пункта.
О принятом решении рабочая группа Комиссии уведомляет лицо, направившее обращение, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
При отказе в выделении денежных средств из резервного фонда в уведомлении указываются причины отказа.
Анализируя вышеуказанные нормы, право для обращения в рабочую группу Комиссии у ФИО1 возникло 11 мая 2022 г. и прекратилось 11 августа 2022 г.
Истец с заявлением обратился в администрацию ФИО25 14 октября 2022 г., то есть с пропуском установленного Порядком срока.
Доводы истца о том, что срок для обращения пропущен им по уважительной причине не принимаются судебной коллегией по следующим основаниям.
В качестве уважительной причины ФИО1 ссылался на то обстоятельство, что о случившемся пожаре он узнал только в октябре 2022 г., когда его разыскал следователь.
По мнению судебной коллегии, указываемая истцом причина не может быть расценена в качестве уважительной.
Согласно
статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с
пунктом 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу
статьи 211 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что при должном содержании своего имущества, ФИО1 мог и должен был своевременно узнать об уничтожении его имущества и обратиться в трехмесячный срок за предоставлением материальной помощи.
Поскольку ни тяжелая болезнь, ни беспомощное состояние ФИО1, ни иные обстоятельства, объективно исключающие возможность обратиться за материальной помощью в течение трех месяцев со дня произошедшего пожара, явились причиной пропуска установленного срока, судебная коллегия не находит оснований для его восстановления.
Требования истца о возложении на ответчиков обязанности оказать ему материальную помощь не могут быть удовлетворены вследствие пропуска им установленного Правительством Курганской области трехмесячного срока.
Более того, суд не вправе подменять собой орган государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации ФИО26, ФИО27 о восстановлении пропущенного срока и возложении обязанности оказать материальную помощь.
Руководствуясь
статьями 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Каргапольского районного суда Курганской области от 23 ноября 2022 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации ФИО28 о восстановлении пропущенного срока и возложении обязанности оказать материальную помощь в связи с утратой жилых помещений отказать.
Председательствующий судья
И.М.СОФИНА
Судьи
О.В.АЛЕКСЕЕВА
В.Е.КОУРОВА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 февраля 2023 г.