Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.10.2023 N 88а-18522/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Курганского областного суда от 12.07.2023 N 33а-1632/2023 (УИД 45RS0014-01-2023-000021-27)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению работников поста муниципальной пожарной охраны средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что за постом муниципальной пожарной охраны закреплено четыре работника, непосредственно осуществляющих выезды на пожары с целью их тушения. На указанном посту муниципальной пожарной охраны имеется лишь два комплекта боевой одежды пожарных, две каски, два средства индивидуальной защиты рук пожарных, что свидетельствует о фактическом необеспечении всех работников первичными средствами индивидуальной защиты.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Курганского областного суда от 12.07.2023 N 33а-1632/2023 (УИД 45RS0014-01-2023-000021-27)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению работников поста муниципальной пожарной охраны средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что за постом муниципальной пожарной охраны закреплено четыре работника, непосредственно осуществляющих выезды на пожары с целью их тушения. На указанном посту муниципальной пожарной охраны имеется лишь два комплекта боевой одежды пожарных, две каски, два средства индивидуальной защиты рук пожарных, что свидетельствует о фактическом необеспечении всех работников первичными средствами индивидуальной защиты.
Решение: Отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2023 г. N 33а-1632/2023
Дело N 2а-61/2023
Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
председательствующего Менщикова С.Н.,
судей Волосникова С.В., Менщиковой М.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Нагорского сельсовета на решение Притобольного районного суда Курганской области от 21 марта 2023 г. по административному делу N 2а-61/2023 по административному иску прокурора Притобольного района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нагорского сельсовета о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Менщиковой М.В., объяснения прокурора Меньщиковой Т.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Притобольного района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Нагорского сельсовета о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению работников поста муниципальной пожарной охраны (далее - ПМПО) средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки установлено, что за ПМПО Администрации Нагорского сельсовета закреплено 4 работника, непосредственно осуществляющих выезды на пожары с целью их тушения. В указанном ПМПО имеется лишь 2 комплекта боевой одежды пожарных, 2 каски, 2 средства индивидуальной защиты рук пожарных, что свидетельствует о фактическом необеспечении всех работников первичными средствами индивидуальной защиты, что является нарушением требований действующего законодательства и создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Ссылаясь на положения Федерального
закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
приказа Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. N 777н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Судом постановлено решение об удовлетворении административного иска в части, признано незаконным бездействие Администрации Нагорского сельсовета Притобольного района Курганской области, выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению работников ПМПО комплектами специальной одежды, возложена обязанность в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить каждого сотрудника ПМПО средствами индивидуальной защиты: бельем термостойким летним, зимним по 1 комплекту на 3 года, футболками хлопчатобумажными по 2 на год, боевой одеждой пожарного на утепленной прокладке по 1 комплекту на 3 года в соответствии с размерами работников. В удовлетворении иной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Нагорского сельсовета просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать. Полагает, что при вынесении указанного судебного акта судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применены нормы материального права, применены нормы, не подлежащие применению. Указывает, что водители пожарных автомобилей ПМПО не принимают участия в непосредственном тушении пожаров, а только осуществляют техническое обслуживание пожарного автомобиля на пожаре и выезд к месту пожара в целях подвоза воды. Считает, что организация тушения пожаров возложена на государственную противопожарную службу.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Притобольного района ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Курганской области Меньщикова Т.Н. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители административного ответчика Администрации Нагорского сельсовета, заинтересованного лица Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области, заинтересованные лица - Б., З., П., Я. в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Курганского областного суда в сети Интернет и посредством направления судебных извещений, что подтверждается уведомлениями о вручении, а также скриншотом размещенной на официальном сайте суда информации по делу.
В соответствии со
статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку они надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания и их явка не признана обязательной.
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав приобщенные по ходатайству представителя прокуратуры Курганской области к материалам дела дополнительные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что распоряжением Администрации Нагорского сельсовета от 8 декабря 2015 г. N в составе администрации образовано структурное подразделение - муниципальный пост пожарной охраны (л.д. 135).
Согласно Положению, утвержденному постановлением Администрации Нагорского сельсовета от 19 декабря 2018 г. N 45, ПМПО является структурным подразделением Администрации Нагорского сельсовета и предназначен для организации профилактики пожаров, контроля соблюдения мер пожарной безопасности в жилом секторе на территории Нагорского сельсовета (л.д. 103, 104-106).
После изменений, внесенных в штатное расписание, действующих с 14 декабря 2015 г., установлено, что ПМПО включает только четырех водителей, которыми, как установлено судом первой инстанции, были трудоустроены Б., П., Я., З. Работники осуществляют свою деятельность в соответствии с условиями трудовых договоров и должностной инструкцией водителя автомобиля (л.д. 6-10, 20-24, 32-36, 37, 38, 79-83, 84-96).
Проанализировав должностную инструкцию водителя автомобиля в совокупности с условиями трудовых договоров, заключенных между водителями ПМПО и Администрацией Нагорского сельсовета, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости обеспечения данных работников специальной одеждой, перечень которой установлен в
пункте 1 Раздела 1 Приложения 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. N 777н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", ошибочно сославшись в решении на
пункт 31 Раздела 8 Приложения 1 данного приказа, фактически же процитировав содержание пункта 1 Раздела 1 Приложения 1.
Такие выводы суда первой инстанции признаются несоответствующими обстоятельствам административного дела ввиду следующего.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ).
Как указано в
абзаце 2 преамбулы данного Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ в
статье 4 в качестве одного из видов пожарной охраны предусматривает муниципальную пожарную охрану.
В силу
пункта 8.1 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.
В соответствии со
статьей 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся в статье 11 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 17 "О пожарной безопасности в Курганской области".
Таким образом, конкретные цели и задачи муниципальной пожарной охраны, в рассматриваемом административном деле - ПМПО Администрации Нагорского сельсовета, должностные полномочия и условия работы его сотрудников, в силу Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ и
Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 17 "О пожарной безопасности в Курганской области", определяются правовыми актами органа местного самоуправления.
Пункт 1.6 Положения, утвержденного постановлением Администрации Нагорского сельсовета от <...> N, предусматривает, что ПМПО может привлекаться для обеспечения первичных мер пожарной безопасности на месте пожара и ликвидации последствий ЧС, аварий, ДТП и других происшествий в соответствии с планом привлечения сил и средств, для обеспечения первичных мер пожарной безопасности при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Нагорского сельсовета.
В соответствии с
частью 3 статьи 14 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (
статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ).
При этом, мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, как прямо предусмотрено
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, не входят непосредственно в организацию тушения пожаров, под которой понимается совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий, направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Должностная инструкция водителя автомобиля ПМПО (л.д. 81-83) предусматривает в качестве обязанности данного сотрудника именно проведение первоочередных (первичных) мероприятий пожарной безопасности и подвоз воды, что непосредственно к комплексу работ по тушению пожара не относится в силу положений Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ.
Из содержания условий трудовых договоров, заключенных с водителями ПМПО, также следует, что их работа не является тяжелой, вредной или опасной. Условия труда на рабочем месте по степени травмобезопасности являются оптимальными (класс 1), особый характер работ отсутствует, работнику не предоставляются компенсации и льготы за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных.
Должность "водитель пожарного автомобиля муниципального поста пожарной охраны" распоряжением Администрации Нагорского сельсовета от 1 февраля 2019 г. N 16-р/л, переименована в должность "водитель автомобиля поста муниципальной пожарной охраны" (л.д. 102).
В апреле-мае 2019 года в Администрации Нагорского сельсовета проведена специальная оценка условий труда работников, в том числе, водителей автомобиля ПМПО (л.д. 108-126).
Согласно протоколам и карте специальной оценки условий труда, водители выполняют следующую работу: управление автомобилем и подвоз воды к месту тушения пожара, тяжесть трудового процесса не зафиксирована. Также в ходе специальной оценки отмечено отсутствие повышенного размера оплаты труда, ежегодного дополнительного отпуска, льготного пенсионного обеспечения, установлен итоговый класс условий труда - 2 (допустимый).
Ссылки представителя административного истца на опасные условия труда, предусмотренные только в трудовом договоре, заключенном с Я., не имеют правового значения, поскольку еще до подачи иска в суд, 1 ноября 2022 г. данный договор был расторгнут (л.д. 90-94, 97).
Дополнительно представленные суду апелляционной инстанции копия журнала пункта связи части N 36 по охране Притобольного района, копия ответа ГКУ "ППС Курганской области" от 11 июля 2023 г. доводы административного иска также не подтверждают с учетом имеющихся в материалах административного дела доказательств, опровергающих доводы административного истца. Ответ ГКУ "ППС Курганской области" носит общий характер, не конкретизирован; журнал пункта связи не содержит достаточную, достоверную и относимую информацию, свидетельствующую о том, что сотрудники ПМПО принимали непосредственное участие в тушении пожара именно в рамках исполнения возложенных на них трудовым договором и должностной инструкцией обязанностей.
Тогда как наличие этого обстоятельства является основанием для применения к спорным правоотношениям
пункта 1 Раздела 1 Приложения 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. N 777н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением".
Учитывая изложенное, у суда не имелось оснований для возложения на Администрацию Нагорского сельсовета обязанности по обеспечению данных работников специальной одеждой, а, следовательно, для удовлетворения заявленных прокурором Притобольного района требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора Притобольного района в полном объеме.
Руководствуясь
статьями 309,
310,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Притобольного районного суда Курганской области от 21 марта 2023 г. отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска прокурора Притобольного района в интересах неопределенного круга лиц отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Притобольный районный суд Курганской области.
В полном объеме апелляционное определение изготовлено 25 июля 2023 г.