Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2022 по делу N 88-11805/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 08.02.2022 N 33-1460/2022(2-4381/2021)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Истец полагает, что оспариваемое решение необоснованно, поскольку имущество, принадлежащее его бабушке, не должно учитываться при определении нуждаемости, так как бабушка не является членом его семьи.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 08.02.2022 N 33-1460/2022(2-4381/2021)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Истец полагает, что оспариваемое решение необоснованно, поскольку имущество, принадлежащее его бабушке, не должно учитываться при определении нуждаемости, так как бабушка не является членом его семьи.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2022 г. N 33-1460/2022(2-4381/2021)
Справка: федеральный судья Фархутдинова Ф.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Индан И.Я., Фахрисламовой Г.З.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Валеевым А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску А. к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете
по апелляционной жалобе представителя главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан Ш.М. на решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 14 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с иском к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - МЧС России по Республике Башкортостан) о признании незаконным решения территориальной комиссии от 01 июня 2021 года о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязании восстановить на данном учете с 14 июля 2014 года. Исковые требования мотивированы тем, что с 14 июля 2014 года решением комиссии МЧС России по Республике Башкортостан он был поставлен на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Полагает, что принятое комиссией решение от 01 июня 2021 года о снятии с указанного учета необоснованно, поскольку имущество, принадлежащее его бабушке ФИО7 по адресу: адрес, площадью 24,8 кв. м, не должно учитываться, так как бабушка не является членом его семьи. При постановке на учет комиссии МЧС России по адрес было известно о наличии данного имущества, вместе с тем, учитывалось только жилое помещение принадлежащее его матери ФИО9, расположенное по адресу: адрес-2, адрес; с момента постановки на учет до момента принятия решения о снятии с учета каких-либо улучшений жилищных условий у него не произошло.
Решением Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 14 октября 2021 года постановлено:
иск А. к МЧС России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учет - удовлетворить.
Решение территориальной комиссии МЧС России по Республике Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 01 июня 2021 года N 79 ЕДСВ/21, о снятии А. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признать незаконным.
Обязать МЧС России по Республике Башкортостан восстановить А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14 июля 2014 года.
В поданной апелляционной жалобе представитель МЧС России по Республике Башкортостан Ш.М. просит отменить вышеуказанное решение суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что истец обоснованно снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью жилым помещением более 15 кв. м до постановки на учет.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя апеллянта МЧС России по Республике Башкортостан Т., истца А. и его представителя Р., судебная коллегия приходит к следующему.
Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, установила, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом. Право на судебную защиту закрепляется также в
статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и
части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (
часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из протокола от 22 мая 2015 года решением комиссии А. поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - 14 июля 2014 года (листы дела 150-152).
Выпиской из протокола от 01 июня 2021 года подтверждается, что на заседании территориальной комиссии МЧС России по Республике Башкортостан принято решение о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты прапорщика внутренней службы А. на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м (лист дела 128-132).
Из вышеуказанной выписки следует, что поквартирной карточкой (домовой книгой) от 30 декабря 2020 года N 1153 подтверждается, что сотрудник А. зарегистрирован с 15 января 1999 года по адресу: адрес-2, адрес, общей площадью 47,3 кв. м. Также по указанному адресу зарегистрированы: мать сотрудника - ФИО6 с 15 января 1999 года, бабушка сотрудника - ФИО7 с 11 ноября 2010 года, племянница сотрудника - Ш.К. с 29 мая 2014 года. Собственником жилого помещения является мать сотрудника ФИО9 Также у бабушки сотрудника ФИО7 имеется на праве собственности жилое здание по адресу: адрес, площадью 24,8 кв. м.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается вселение истца А. в жилое помещение, принадлежащее его бабушке - ФИО7, как члена семьи ФИО7, в связи с чем отсутствуют основания для принятия в расчет обеспеченности истца площади дома ФИО7, при этом, бабушка сотрудника не относится к членам семьи сотрудника, перечисленным в
части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
С указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 этого закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (
пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
На основании
части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и
пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 названного закона.
Согласно
пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Из содержания положений
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
В соответствии с
подпунктом "б" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что основанием для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Согласно выписке из поквартирной карточки (домовой книги) по адресу: адрес-2, адрес, зарегистрированы ФИО9, А., ФИО7, ФИО8 (лист дела 112), при этом, у ФИО7 имеется в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: адрес (листы дела 123-125).
В целях проверки доводов апелляционной жалобы, судебной коллегией с учетом положений
статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве новых доказательств были приобщены ответ общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство с. Алкино-2", поквартирная карточка, карточка регистрации ФИО7, заявление ФИО10, ответ администрации сельского поселения Лесной сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата.
Из заявления ФИО10 от дата усматривается, что она просит зарегистрировать на постоянное место жительства свою мать ФИО7 по адресу: адрес-2, адрес. На регистрацию ФИО7 на постоянное место жительства ФИО13 дано письменное согласие (лист дела 216).
Карточкой регистрации ФИО7 подтверждается, что она была зарегистрирована по вышеуказанному адресу с 11 ноября 2010 года (лист дела 215).
Аналогичные сведения представлены администрацией сельского поселения Лесной сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан (листы дела 209-212).
Суду апелляционной инстанции 08 февраля 2022 года ФИО13 пояснил, что проживает в спорном доме с мамой, бабушкой, племянницей, при этом, мама с племянницей проживают в одной комнате, он с бабушкой - в другой комнате.
Кроме того, из справки ООО "ЖКХ адрес - 2" от дата N..., предоставленной А. комиссии МЧС России по Республике Башкортостан, следует, что А. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: адрес-2, адрес. И имеет в составе семьи:
мать - ФИО9, бабушка - ФИО7, сестра - ФИО8 (лист дела 104).
Таким образом, вышеприведенные обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что ФИО7 (бабушка истца) проживает по адресу: адрес-2, адрес, как член семьи истца, соответственно, территориальная комиссия МЧС России по адрес пришла к обоснованному выводу о снятии А. с учета, ввиду его обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, поскольку ФИО7 принадлежит на праве собственности жилое помещение площадью 24,8 кв. м по адресу: адрес (47,3 кв. м +24,8 кв. м/ 4 чел. = 18,025 кв. м).
Вместе с тем, каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность проживания самого истца, либо его родственников в данном жилом помещении, в нарушении
статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороной истца не представлено.
Вывод суда первой инстанции о том, что представленными в дело доказательствами не подтверждается вселение истца А. в жилое помещение, принадлежащее его бабушке - ФИО7 обоснованным быть принят не может, поскольку как следует из вышеприведенных норм права при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника подлежит учету занимаемая им и членами его семьи площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
В данном случае, истец занимает жилое помещение по адресу: адрес-2, адрес, соответственно, принимая во внимание, что бабушка является членом его семьи, в том числе, членом семьи собственника жилого помещения в силу
статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований А.
Судебная коллегия считает заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы ГУ МСЧ России о том, что удовлетворение исковых требований А. повлекло нарушение прав сотрудников, правомерно состоящих на учете для получения единовременной выплаты.
Принимая во внимание изложенное,
решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 14 октября 2021 года законным быть признано не может и подлежит отмене. В соответствии с
пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, отменяя указанное выше судебное решение, принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований А.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 14 октября 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований А. к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете отказать.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10 февраля 2022 года.
Председательствующий
О.В.АЛЕКСЕЕНКО
Судьи
И.Я.ИНДАН
Г.З.ФАХРИСЛАМОВА