Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2020 по делу N 88-13539/2020 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 26.02.2020 по делу N 33-4514/2020
Требование: О приостановлении деятельности дошкольной общеобразовательной организации.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства, установлено, что ответчиком нарушаются требования федерального законодательства и правил противопожарного режима, безопасность детей в образовательной организации отсутствует.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 26.02.2020 по делу N 33-4514/2020
Требование: О приостановлении деятельности дошкольной общеобразовательной организации.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства, установлено, что ответчиком нарушаются требования федерального законодательства и правил противопожарного режима, безопасность детей в образовательной организации отсутствует.
Решение: Требование удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2020 г. по делу N 33-4514/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО10
судей ФИО9 Науширбановой З.А.
с участием прокурора ФИО5
при секретаре ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, МКУ Отдел образования муниципального района адрес на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
установила:
адрес Республики Башкортостан обратился в суд с иском с учетом уточнения в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ детский сад N... "Сказка" общеразвивающего вида адрес муниципального района адрес о приостановлении деятельности дошкольной общеобразовательной организации. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой адрес совместно с представителями отдела государственного жилищного и строительного надзора, лицензионного контроля по адрес Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору, Аургазинского межрайонного ОНДиПР, филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по адрес" в городах Стерлитамак, Салават, Аургазинском, Гафурийском, Ишимбайском, Стерлибашевском, адресах проведена проверка федерального законодательства при соблюдении условий проведения общеобразовательного процесса в Муниципальном автономном дошкольном общеобразовательном учреждении детский сад N... "Сказка" муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее - МАДОУ детский сад "Сказка"), в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что требования федерального законодательства и Правил противопожарного режима в МОБУ МАДОУ детский сад N... "Сказка" общеразвивающего вида адрес муниципального района адрес нарушаются, безопасность детей в образовательной организации отсутствует. Установлено, что МАДОУ детский сад N... "Сказка" осуществляет свою деятельность по адресу: адрес, в своем составе имеет здание, построенное согласно данным техпаспорта в 1989 году, угрожающее причинением вреда воспитанникам и работникам данного учреждения. В ходе проведенной прокурорской проверки от дата с участием представителя отдела государственного жилищного и строительного надзора, лицензионного контроля по адрес Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору, Аургазинского межрайонного ОНДиПР, филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по адрес" в городах Стерлитамак, Салават, Аургазинском, Гафурийском, Ишимбайском, Стерлибашевском, адресах, осуществлен визуальный осмотр здания МАДОУ детский сад N... "Сказка", в ходе которого установлено, что общее состояние строительных конструкций оценено как ограниченно работоспособное, а некоторые конструкции угрожают жизни и здоровью детей, сотрудников. Согласно заключения ООО "ПромЭкспертиза" общее состояние строительных конструкций здания МАДОУ детский сад N... "Сказка" оценено как ограниченно работоспособное согласно СП 13-102-2003 Госстроя России: фундаменты находятся в ограниченно-работоспособном состоянии; стеновое ограждение находится в ограниченно-работоспособном состоянии; сборные железобетонные плиты перекрытий и покрытий находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Состояние отдельных конструкций оценено следующим образом: столярные изделия находятся в ограниченно-работоспособном состоянии; толщина стеновых ограждений не соответствует требованиям нормативных документов; веранды, некоторые козырьки и лестницы находятся в недопустимом состоянии. Проведенный анализ технического состояния строительных конструкций показал, что некоторые конструкции угрожают жизни и здоровью детей, сотрудников и т.д. Для дальнейшей безаварийной эксплуатации здания МАДОУ детский сад N... "Сказка", увеличения сроков эксплуатации и поддержания строительных конструкций в работоспособном состоянии, а также повышения надежности строительных конструкций следует произвести капитальный ремонт здания. Кроме того, установлено, что в МАДОУ детский сад N... "Сказка" общеразвивающего вида адрес, в нарушение Федерального закона N 123-ФЗ от дата "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации N... "О противопожарном режиме", Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N... от дата: внутренние пожарные краны не проверены на работоспособность с составлением акта проверки (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от дата N...); не заключен договор на техническое обслуживание ФИО2 внутреннего пожарного водопровода (пожарных кранов). Проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода и техническое обслуживание должны проводиться исключительно организациями, имеющими лицензию МЧС России на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в соответствии с Федеральным законом от дата N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N... "О лицензировании в области пожарной безопасности" деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемым видам деятельности); по всему зданию не обозначены знаками пожарной безопасности (указателями), согласно ГОСТ, места размещения первичных средств пожаротушения, направление движения к путям ФИО1, места размещения кнопок ручного включения пожарной сигнализации (пожарных извещателей) (п. 33. Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 390); не обеспечен предел огнестойкости двери пожароопасного помещения, а именно: помещения электрощитовой на 1 этаже здания (п. 1.82* СНиП дата-89* Двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для хранения горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости 0,6 ч.); в помещении электрощитовой на 1 этаже эксплуатируется светильник со снятым колпаком рассеивателем, предусмотренный конструкцией светильника (п. 42"в" Правил противопожарного режима в РФ); в кабинете костюмерной на 1 этаже эксплуатируется светильник со снятым колпаком рассеивателем, предусмотренный конструкцией светильника (п. 42"в" Правил противопожарного режима в РФ); не обеспечен предел огнестойкости двери пожароопасного помещения, а именно: помещения костюмерной на 1 этаже здания (п. 1.82* СНиП дата-89* Двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для хранения горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости 0,6 ч.); не испытаны на прочность наружные пожарные лестницы (п. 24 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации". Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие. ФИО2 ФИО1 не смонтирована в полном объеме - над дверями эвакуационных выходов отсутствует световой оповещатель "Выход". 7 табл. 2 НПБ 104-03 НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИО2 ФИО11 ФИО1 ПРИ ФИО12 ФИО13 СООРУЖЕНИЯХ. Определение типов ФИО2 оповещения и ФИО1 при пожаре для зданий и сооружений различного назначения 5.1. Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной ФИО1); в фойе 1 этажа, где установлен контрольно-приемный прибор АПС отсутствует аварийное освещение (согласно п. 12.55 НПБ 88-2001 помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать, в т.ч. следующими характеристиками: наличие искусственного и естественного освещения, а также аварийного освещения, которое должно соответствовать СНиП 23-05-95); первичные средства пожаротушения (огнетушители) имеющиеся по зданию не имеют паспортов (не представлены) (ст. 475 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N... от дата). Таким образом, проведенная прокуратурой адрес проверка показала, что в образовательной организации не приняты все необходимые меры по обеспечению безопасности детей. Выявленные нарушения представляют угрозу жизни и здоровью находящихся в нем лиц, в том числе и несовершеннолетних. На основании изложенного, прокурор просит запретить эксплуатацию здания муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N... "Сказка" муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенного по адресу: адрес, до произведения капитального ремонта здания муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N... "Сказка" муниципального района адрес Республики Башкортостан. Обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан, отдел образования Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад N... "Сказка" муниципального района адрес Республики Башкортостан обеспечить воспитанников муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N... "Сказка" муниципального района адрес Республики Башкортостан получение дошкольного образования в ином дошкольном общеобразовательном учреждении в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Решением Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено: исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан удовлетворить. Запретить эксплуатацию здания муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N... "Сказка" муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенного по адресу: адрес, до произведения капитального ремонта здания муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N... "Сказка" муниципального района адрес Республики Башкортостан. Обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан, отдел образования Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад N... "Сказка" муниципального района адрес Республики Башкортостан обеспечить воспитанников муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N... "Сказка" муниципального района адрес Республики Башкортостан получение дошкольного образования в ином дошкольном общеобразовательном учреждении в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Не согласившись с принятым решением, Администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан, МКУ Отдел образования муниципального района адрес обратились с апелляционными жалобами, указав, что здание детского сада аварийным не признано, общее состояние строительных конструкций здания оценено как ограниченно работоспособное, в 2019 году были выполнены работы по текущему ремонту кровли здания, на данный момент имеется предварительный сводный сметный расчет на капитальный ремонт здания, направленный на государственную экспертизу, после проведения которой было принято решение о доработке сводного сметного расчета, запрет эксплуатации здания детского сада только на том основании, что здание нуждается в капитальном ремонте, противоречит общественным интересам.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав представителя Администрации МР адрес РБ ФИО4, прокурора ФИО5, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата N 26 утверждены СанПиН 2.дата-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.дата-13 настоящие Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (далее - дошкольные образовательные организации).
В соответствии с положениями п. 11 ст. 15 Федерального закона РФ от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
Аналогичное закрепление полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов получили в статье 31 Закона Российской Федерации "Об образовании".
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, в том числе бюджетное, за которым имущество закреплено на праве оперативного ФИО1, владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с ч. 1 п. 5 ст. 9 Федерального закона от дата N 273-ФЗ (ред. от дата) "Об образовании в Российской Федерации", подлежащим применению к настоящим правоотношениям, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 6 п. 2).
На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и уход за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", социальная инфраструктура для детей - ФИО2 объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Согласно ст. 5 Федерального закона от дата N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации.
При этом безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О пожарной безопасности" от дата N 69-ФЗ (далее Закона) основными элементами ФИО2 обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от дата N... утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения ФИО1, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Разрешая спор, суд, руководствуясь требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приняв во внимание, что здание МАДОУ детский сад N... "Сказка" не соответствует строительным нормам безопасности, выявленные в дошкольном учреждении нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Из материалов дела следует, что МАДОУ детский сад N... "Сказка" общеразвивающего вида находится по адресу: адрес.
В ходе прокурорской проверки, проведенной совместно с представителями отдела государственного жилищного и строительного надзора, лицензионного контроля по адрес Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору, Аургазинского межрайонного ОНДиПР, филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по адрес" в городах Стерлитамак, Салават, Аургазинском, Гафурийском, Ишимбайском, Стерлибашевском, адресах было установлено, что здание Муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N... "Сказка" муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее - МАДОУ детский сад "Сказка") не соответствует требованиям к безопасности зданий и сооружений, в том числе установленным Федеральным законом от дата N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральным законом от дата N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федеральным законом N 123-ФЗ от дата "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановлением Правительства Российской Федерации N... "О противопожарном режиме", Правилам противопожарного режима в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ N... от дата, Федеральным законом от дата N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N... "О лицензировании в области пожарной безопасности" а также СНиП дата-89*, СНиП 23-05-95, СанПиН 2.дата-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Согласно представленного истцом предварительного заключения ООО "ПромЭкспертиза" от 2017 года, следует, что общее состояние строительных конструкций здания МАДОУ детский сад N... "Сказка" оценено как ограниченно работоспособное согласно СП 13-102-2003 Госстроя России:
- фундаменты находятся в ограниченно-работоспособном состоянии;
- стеновое ограждение находится в ограниченно-работоспособном состоянии;
- сборные железобетонные плиты перекрытии и покрытий находятся в ограниченно работоспособном состоянии;
Состояние отдельных конструкций оценено следующим образом:
- столярные изделия находятся в ограниченно-работоспособном состоянии;
- толщина стеновых ограждений не соответствует требованиям нормативных документов;
- веранды, некоторые козырьки и лестницы находятся в недопустимом состоянии.
Проведенный анализ технического состояния строительных конструкций показал, что некоторые конструкции угрожают жизни и здоровью детей, сотрудников и т.д.
Для дальнейшей безаварийной эксплуатации здания МАДОУ детский сад N... "Сказка", увеличения сроков эксплуатации и поддержания строительных конструкций в работоспособном состоянии, а также повышения надежности строительных конструкций следует произвести капитальный ремонт здания.
По результатам визуального обследования здания специалистом государственного жилищного и строительного надзора Республики Башкортостан от дата, установлено, что общее состояние строительных конструкций оценено как ограниченно работоспособное, а некоторые конструкции угрожают жизни и здоровью детей, сотрудников: в результате повреждения мягкой кровли произошло подтопление помещений верхнего этажа; многочисленные трещины в несущих наружных и внутренних кирпичных стенах; веранды (входные группы), козырьки над дверными проемами находятся в аварийном состоянии; в связи с нарушением целостности отмостки произошло подтопление талыми и дождевыми водами подвальных помещений.
Ведущий государственный строительный инспектор при описании общего состояния строительных конструкций здания МАДОУ детский сад N... "Сказка" подтвердил проведенный анализ технического состояния строительных конструкций, установленных в предварительном заключении ООО "ПромЭкспертиза" от 2017 года.
Кроме того, как следует из акта проверки N... от дата, составленного заместителем Главного государственного инспектора Архангельского, Аургазинского, Гафурийского и адресов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО6, в присутствии заведующей МАДОУ детского сада N... "Сказка" ФИО7, были установлены следующие нарушения: в нарушение Федерального закона N 123-ФЗ от дата "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления правительства Российской Федерации N... "О противопожарном режиме", Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N... от дата:
- внутренние пожарные краны не проверены на работоспособность с составлением акта проверки (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от дата N...);
- не заключен договор на техническое обслуживание ФИО2 внутреннего пожарного водопровода (пожарных кранов). Проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода и техническое обслуживание должны проводиться исключительно организациями, имеющими лицензию МЧС России на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в соответствии с Федеральным законом от дата N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N... "О лицензировании в области пожарной безопасности" деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемым видам деятельности);
- по всему зданию не обозначены знаками пожарной безопасности (указателями), согласно ГОСТ, места размещения первичных средств пожаротушения, направление движения к путям ФИО1, места размещения кнопок ручного включения пожарной сигнализации (пожарных извещателей) (п. 33. Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 390);
- не обеспечен предел огнестойкости двери пожароопасного помещения, а именно: помещения электрощитовой на 1 этаже здания (п. 1.82* СНиП дата-89* Двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для хранения горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости 0,6 ч);
- в помещении электрощитовой на 1 этаже эксплуатируется светильник со снятым колпаком рассеивателем, предусмотренный конструкцией светильника (п. 42"в" Правил противопожарного режима в РФ);
- в кабинете костюмерной на 1 этаже эксплуатируется светильник со снятым колпаком рассеивателем, предусмотренный конструкцией светильника (п. 42"в" Правил противопожарного режима в РФ);
- не обеспечен предел огнестойкости двери пожароопасного помещения, а именно: помещения костюмерной на 1 этаже здания (п. 1.82* СНиП дата-89* Двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для хранения горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости 0,6 ч).
- не испытаны на прочность наружные пожарные лестницы (п. 24 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации". Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие. Система ФИО1 не смонтирована в полном объеме - над дверями эвакуационных выходов отсутствует световой оповещатель "Выход". 7 табл. 2 НПБ 104-03 НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИО2 ФИО11 ФИО1 ПРИ ФИО12 ФИО13 СООРУЖЕНИЯХ. Определение типов ФИО2 оповещения и ФИО1 при пожаре для зданий и сооружений различного назначения 5.1. Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной ФИО1).
- в фойе 1 этажа, где установлен контрольно-приемный прибор АПС отсутствует аварийное освещение (согласно п. 12.55 НПБ 88-2001 помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать, в т.ч. Следующими характеристиками: наличие искусственного и естественного освещения, а также аварийного освещения, которое должно соответствовать СНиП 23-05-95);
- первичные средства пожаротушения (огнетушители) имеющиеся по зданию не имеют паспортов (не представлены) (ст. 475 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N... от дата);
- в помещении кухни эксплуатируется удлинитель для питания электроприбора (холодильника), предназначенного для проведения аварийных и других временных работ (п. 42 пп. "а", "з" Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N... от дата);
- в помещении столовой отсутствует световой оповещатель "Выход" (п. 5.1 НПБ 104-03 Приказ МЧС РФ от дата N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Согласно п. 7 указанной таблицы для данного объекта защиты требуется третий тип СОУЭ);
- при имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от двух точечных дымовых пожарных извещателей установленных в помещении музыкального зала, на первом этаже здания, на прибор приемно-контрольный сигнал поступил. Сработала световая и звуковая сигнализация прибора. Аппаратура ФИО2 АПС сформировала команду на ФИО1 ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре и ФИО1. Значение уровня звука постоянного шума вместе с сигналом СОУЭ, в помещении музыкального зала составил 45 дБА (уровень звука постоянного шума составляет 40 дБА). Световые оповещатели "Выход" перешли в режим мерцания. Сигнал о срабатывании ФИО2 АПС в подразделение пожарной охраны не поступил (п. 4.1 СП 3.1313.2009 "ФИО2 противопожарной защиты. ФИО2 оповещения и ФИО1 при пожаре"; п. п. 3.14, 3.15 НПБ 104-03 "Проектирование ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре в зданиях и сооружениях"; п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N...; п. 6.3, табл. 1 СП 51.13330.201 "Защита от шума"); Протокол N ...(р) от дата по результатам комплексного апробирования ФИО2 автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений);
- при имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от двух точечных дымовых пожарных извещателей установленных в группе "Радуга", спальное помещение, на первом этаже здания, на прибор приемно-контрольный сигнал не поступил. Световая и звуковая сигнализация прибора не сработала. Аппаратура ФИО2 АПС не сформировала команду на ФИО1 ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре и ФИО1 (п. 4.1 СП 3.1313.2009 "ФИО2 противопожарной защиты. ФИО2 оповещения и ФИО1 при пожаре"; п. п. 3.14, 3.15 НПБ 104-03 "Проектирование ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре в зданиях и сооружениях"; п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N...; п. 6.3, табл. 1 СП 51.13330.2011 "Защита от шума"); Протокол N ...(р) от дата по результатам комплексного апробирования ФИО2 автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений);
- при имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от двух точечных дымовых пожарных извещателей установленных в группе "Семицветик", спальное помещение, на втором этаже здания, на прибор приемно-контрольный сигнал не поступил. Световая и звуковая сигнализация прибора не сработала. Аппаратура ФИО2 АПС не сформировала команду на ФИО1 ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре и ФИО1 (п. 4.1 СП 3.1313.2009 "ФИО2 противопожарной защиты. ФИО2 оповещения и ФИО1 при пожаре"; п. п. 3.14, 3.15 НПБ 104-03 "Проектирование ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре в зданиях и сооружениях"; п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N...; п. 6.3, табл. 1 СП 51.13330.2011 "Защита от шума"); Протокол N ...(р) от дата по результатам комплексного апробирования ФИО2 автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений);
- при имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от двух точечных дымовых пожарных извещателей установленных в группе "Пчелка", помещение игровой, на втором этаже здания, на прибор приемно-контрольный сигнал поступил. Сработала световая и звуковая сигнализация прибора. Аппаратура ФИО2 АПС сформировала команду на ФИО1 ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре и ФИО1. Значение уровня звука постоянного шума вместе с сигналом СОУЭ, в помещении игровой составил 60 дБА (уровень звука постоянного шума составляет 60 дБА). Световые оповещатели "Выход" перешли в режим мерцания. Сигнал о срабатывании ФИО2 АПС в подразделение пожарной охраны не поступил (п. 4.1 СП 3.1313.2009 "ФИО2 противопожарной защиты. ФИО2 оповещения и ФИО1 при пожаре"; п. п. 3.14, 3.15 НПБ 104-03 "Проектирование ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре в зданиях и сооружениях"; п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N...; п. 6.3, табл. 1 СП 51.13330.2011 "Защита от шума"); Протокол N ...(р) от дата по результатам комплексного апробирования ФИО2 автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений)
- при имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от двух точечных дымовых пожарных извещателей установленных в группе "Буквоежки", помещение игровой, на втором этаже здания, на прибор приемно-контрольный сигнал поступил. Сработала световая и звуковая сигнализация прибора. Аппаратура ФИО2 АПС сформировала команду на ФИО1 ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре и ФИО1. Значение уровня звука постоянного шума вместе с сигналом СОУЭ, в помещении игровой составил 51 дБА (уровень звука постоянного шума составляет 50 дБА). Световые оповещатели "Выход" перешли в режим мерцания. Сигнал о срабатывании ФИО2 АПС в подразделение пожарной охраны не поступил (п. 4.1 СП 3.1313.2009 "ФИО2 противопожарной защиты. ФИО2 оповещения и ФИО1 при пожаре"; п. п. 3.14, 3.15 НПБ 104-03 "Проектирование ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре в зданиях и сооружениях"; п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N...; п. 6.3, табл. 1 СП 51.13330.2011 "Защита от шума"); Протокол N ...(р) от дата по результатам комплексного апробирования ФИО2 автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений);
- при имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от двух точечных дымовых пожарных извещателей установленных в группе "Лесовичок", помещение игровой, на втором этаже здания, на прибор приемно-контрольный сигнал поступил. Сработала световая и звуковая сигнализация прибора. Аппаратура ФИО2 АПС сформировала команду на ФИО1 ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре и ФИО1. Значение уровня звука постоянного шума вместе с сигналом СОУЭ, в помещении игровой составил 52 дБА (уровень звука постоянного шума составляет 46 дБА). Световые оповещатели "Выход" перешли в режим мерцания. Сигнал о срабатывании ФИО2 АПС в подразделение пожарной охраны не поступил (п. 4.1 СП 3.1313.2009 "ФИО2 противопожарной защиты. ФИО2 оповещения и ФИО1 при пожаре"; п. п. 3.14, 3.15 НПБ 104-03 "Проектирование ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре в зданиях и сооружениях"; п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N...; п. 6.3, табл. 1 СП 51.13330.2011 "Защита от шума"); Протокол N ...(р) от дата по результатам комплексного апробирования ФИО2 автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений);
- При имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от ручного пожарного извещателя установленного в коридоре, на втором этаже здания, на прибор приемно-контрольный сигнал поступил. Сработала световая и звуковая сигнализация прибора. Аппаратура ФИО2 АПС сформировала команду на ФИО1 ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре и ФИО1. Световые оповещатели "Выход" перешли в режим мерцания. Сигнал о срабатывании ФИО2 АПС в подразделение пожарной охраны не поступил (п. 4.1 СП 3.1313.2009 "ФИО2 противопожарной защиты. ФИО2 оповещения и ФИО1 при пожаре"; п. п. 3.14, 3.15 НПБ 104-03 "Проектирование ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре в зданиях и сооружениях"; п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N...; п. 6.3, табл. 1 СП 51.13330.2011 "Защита от шума"); Протокол N ...(р) от дата по результатам комплексного апробирования ФИО2 автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений);
- не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год (п. 50. Постановления Правительства РФ N... от дата "О противопожарном режиме"; Руководитель организации определяет порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год);
- при имитации срабатывания автоматической установки пожарной сигнализации от двух точечных дымовых пожарных извещателей установленных в группе "Капелька", помещение игровой, на первом этаже здания, на прибор приемно-контрольный сигнал поступил. Сработала световая и звуковая сигнализация прибора. Аппаратура ФИО2 АПС сформировала команду на ФИО1 ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре и ФИО1. Значение уровня звука постоянного шума вместе с сигналом СОУЭ, в помещении игровой составил 55 дБА (уровень звука постоянного шума составляет 53 дБА). Световые оповещатели "Выход" перешли в режим мерцания. Сигнал о срабатывании ФИО2 АПС в подразделение пожарной охраны не поступил (п. 4.1 СП 3.1313.2009 "ФИО2 противопожарной защиты. ФИО2 оповещения и ФИО1 при пожаре"; п. п. 3.14, 3.15 НПБ 104-03 "Проектирование ФИО2 оповещения ФИО1 о пожаре в зданиях и сооружениях"; п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N...; п. 6.3, табл. 1 СП 51.13330.2011 "Защита от шума"); Протокол N ...(р) от дата по результатам комплексного апробирования ФИО2 автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений).
Согласно экспертного заключения N... от дата, проведенного специалистом филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по адрес" установлено, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество Муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N... "Сказка" муниципального района адрес Республики Башкортостан, используемое для осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования по адресу: Республики Башкортостан, адрес 2.дата-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Так, согласно вышеуказанного заключения эксперта, при визуальном обследовании здания и помещений дошкольного образовательного учреждения было выявлено следующее: входная группа находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии:
- бетонные лестницы и площадка перед входом в групповые деформированы, осыпаются, не ровные, что не соответствует требованиям п. 3.21. СанПиН 2.дата-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
- нарушена гидроизоляция крыши здания: атмосферные осадки протекают в групповые помещения второго и первого этажей, о чем свидетельствуют подтеки на потолках, стенах и у осветительных приборов на потолках в игровых, спальных помещениях и в санузлах, имеются солевые отложения на стенах и потолках, которые способствуют появлению плесени, в ряде групповых (подготовительная, подготовительная башкирская и др.) на стенах имеются трещины, не гладкие, полы в групповых покрытые линолеумом деформированы (подготовительная, логопедическая, 1-я ясельная 2-я младшая и др.), виден бетон пола, что не позволяет проведение обработки влажным способом и с использованием моющих и дезинфицирующих растворов, что является нарушением требований п. 5.1. - п. 5.5. СанПиН 2.дата-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- защитные козырьки над входом не защищены от атмосферных осадков протекают, местами покрыты плесенью, один козырек имеет только открытые металлические конструкции (защиты от атмосферных осадков нет);
- местами между стыком крыши и навеса входной группы отпадает кирпичная кладка;
- ливневые канализационные трубы в групповых открытые, не закрыты коробами;
- в подвале дошкольного учреждения канализационные трубы частично деформированы (протекают или дефекты закрыты "хомутами"), имеет место скопление воды.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что эксплуатация здания детского сада ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних учащихся и педагогических работников, в связи с чем заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы жалоб ответчиков о том, что часть нарушений в настоящее время устранена, не могут повлечь отмену судебного решения, поскольку сведений о том, что произведен капитальный ремонт здания, ответчиками не представлено, угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетним учащимся, не устранена, она будет устранена лишь в случае капитального ремонта здания, после устранения всех имеющихся нарушений.
Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Решение постановлено судом при правильном установлении юридически значимых обстоятельств с соблюдением требований процессуального и материального права.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, МКУ Отдел образования муниципального района адрес - без удовлетворения.
Судьи
З.А.НАУШИРБАНОВА