Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.01.2023 N 88а-1020/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29.09.2022 N 33-14372/2022
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушение требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указывает, что проведенной проверкой установлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности в исправительном учреждении.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29.09.2022 N 33-14372/2022
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушение требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указывает, что проведенной проверкой установлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности в исправительном учреждении.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2022 года
Судья Маннапова Г.Р.
УИД 16RS0020-01-2022-000806-03
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шайхиева И.Ш.,
судей Муллагулова Р.С., Камалова Р.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ягудиным А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхиева И.Ш. апелляционные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Татарстан на решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 28 июня 2022 года, которым постановлено:
иск Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Республике Татарстан к ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Татарстан удовлетворить;
обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Татарстан в срок до 26 декабря 2022 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности:
- провести обучение сотрудников учреждения мерам пожарной безопасности;
- в общежитии участка колонии-поселения систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей привести в исправное состояние путем проведения ремонтных работ;
- организовать работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), обеспечивающие исправное состояние указанных средств, с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- в исправительном учреждении обеспечить проведение практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объектах, а также других лиц, находящихся на объектах с периодичностью не реже 1 раза в полугодие с составлением соответствующих актов проведения тренировок;
- произвести перезарядку огнетушителей или их замену, обеспечить учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей,
- в общежитии отряда N 4, 11 на территории строгого режима учреждения, в служебных помещениях "городка" для содержания служебных собак, в вещевом и продовольственных складах на участке колонии-поселения выполнить монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре;
- провести в учреждении эксплуатационные испытания пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- утвердить на объекты учреждения инструкцию о мерах пожарной безопасности;
в удовлетворении иска Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан об обязании устранить нарушения законодательства по пожарной безопасности - отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб заявителей, судебная коллегия
установила:
Нижнекамский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан обратился к ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Татарстан и УФСИН России по РТ с иском об обязании устранить нарушения законодательства по пожарной безопасности, указав на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности.
Проведенной проверкой установлены следующие нарушения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности в ФКУ ИК-10 УФСИН.
1. Распорядительным документом руководителя учреждения не определены порядок и сроки обучения работников мерам пожарной безопасности. В учреждении, лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности, допущены к работе.
2. В общежитии участка колонии-поселения неисправна система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре.
3. В исправительном учреждении не организованы работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), обеспечивающие исправное состояние указанных средств, с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (соответствующий журнал не заведен).
4. В исправительном учреждении не обеспечено проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объектах, а также других лиц, находящихся на объектах. Акты проведения тренировок отсутствуют.
5. Не обеспечено соблюдение сроков перезарядки огнетушителей (сроки перезарядки огнетушителей истекли), установленных на объектах исправительного учреждения, либо их замена. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей документально не ведется и не оформляется (отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты). На имеющиеся огнетушители отсутствуют паспорта.
6. В общежитии отряда N 4, 11 на территории строгого режима учреждения, в служебных помещениях "городка" для содержания служебных собак, в вещевом и продовольственных складах на участке колонии-поселения не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре.
7. Не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
8. В отношении объектов учреждения не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности.
Вышеуказанные нарушения закона нарушают права и законные интересы, создают угрозу жизни и здоровью сотрудников учреждения, спецконтингента и лиц посещающих данное исправительное учреждение. ИК-10 является учреждением с массовым пребыванием людей, с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (сотрудников, осужденных, состав которых постоянно меняется). Кроме того, в разное время в исправительном учреждении могут находиться лица, пребывающие в колонию на свидания с осужденными, а также сотрудники правоохранительных органов и иные лица, выполняющие свои профессиональные обязанности.
По этим основаниям прокурор, уточнив требования, просит обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 26 декабря 2022 года, а именно:
- провести обучение сотрудников учреждения мерам пожарной безопасности;
- в общежитии участка колонии-поселения систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей привести в исправное состояние путем проведения ремонтных работ;
- организовать работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), обеспечивающие исправное состояние указанных средств, с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- в исправительном учреждении обеспечить проведение практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объектах, а также других лиц, находящихся на объектах с периодичностью не реже 1 раза в полугодие с составление соответствующих актов проведения тренировок;
- произвести перезарядку огнетушителей или их замену. Обеспечить учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;
- в общежитии отряда N 4, 11 на территории строгого режима учреждения, в служебных помещениях "городка" для содержания служебных собак, в вещевом и продовольственных складах на участке колонии-поселения выполнить монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре.
- провести в учреждении эксплуатационные испытания пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- утвердить на объекты учреждения инструкцию о мерах пожарной безопасности.
Суд первой инстанции иск Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Республике Татарстан удовлетворил в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по РТ ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным, и принятии нового решения об отказе в иске прокурора. В обоснование указывается, что УФСИН России по РТ не является надлежащим ответчиком, и что УФСИН России по РТ к проведению проверки не привлекалось и не было уведомлен, в связи с чем нарушен порядок досудебного урегулирования спора. В ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ проводятся практические тренировки по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объектах; перезарядка огнетушителей произведена в 2021 году. ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ является казенным учреждением и его финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, который формируется на следующий бюджетный год, поэтому возложение на учреждение обязанности устранить допущенные нарушения является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, а понуждение ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ к устранению нарушений в строго определенном месте является ограничением права распорядителя средств федерального бюджета и его получателей.
В апелляционной жалобе представителя ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ также ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении иска прокурора. В обоснование указывается, что для организации работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности 22 апреля 2022 года с ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по РТ был заключен договор безвозмездного оказания услуг на техническое обслуживание и ремонт автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Фактически практические тренировки по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объектах, в ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ проводятся. Установленный судом срок устранения недостатков до 26 декабря 2022 года является недостаточным, поскольку в случае перераспределения уже доведенного финансирования, это повлечет ограничение выполнения ранее запланированных работ.
В возражениях на апелляционные жалобы заявителей Нижнекамский прокурор просит отказать в их удовлетворении, решение суда оставить без изменения.
Нижнекамский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Республике Татарстан, ОНДП по Менделеевскому муниципальному району УНД и ПР МЧС России по РТ о дне судебного заседания извещены, в суд апелляционной инстанции не явились.
В судебном заседании представитель Управления ФСИН России по РТ и ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ Х. апелляционные жалобы поддержала по изложенным в них основаниям.
Дело в апелляционном порядке согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционных жалобах УФСИН России по РТ и ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу положений ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения проверки Нижнекамским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РТ в ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности следующего характера: 1) распорядительным документом руководителя учреждения не определены порядок и сроки обучения работников мерам пожарной безопасности. В учреждении, лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности, допущены к работе; 2) в общежитии участка колонии-поселения неисправна система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре; 3) в исправительном учреждении не организованы работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), обеспечивающие исправное состояние указанных средств, с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (соответствующий журнал не заведен); 4) в исправительном учреждении не обеспечено проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объектах, а также других лиц, находящихся на объектах. Акты проведения тренировок отсутствуют; 5) не обеспечено соблюдение сроков перезарядки огнетушителей (сроки перезарядки огнетушителей истекли), установленных на объектах исправительного учреждения, либо их замена. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей документально не ведется и не оформляется (отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты). На имеющиеся огнетушители отсутствуют паспорта; 6) в общежитии отряда N 4, 11 на территории строгого режима учреждения, в служебных помещениях "городка" для содержания служебных собак, в вещевом и продовольственных складах на участке колонии-поселения не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; 7) не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; 8) в отношении объектов учреждения не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки помощника Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан С. от 11 мая 2022 года, который также подписан начальником ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ Ц.
17 июня 2022 года заместителем Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Г. проведена дополнительная проверка в ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения следующего характера: 1) на объектах допускается эксплуатация огнетушителей с истекшим сроком перезарядки (административное здание; колония поселения; швейный цех N 1, 2, 3; раскройный цех; ТНП; цех по производству маргарина; цех по производству жгутов; пилорамный цех; СТФ; столовая промышленной зоны; тепловой пункт; ЦПИ; котельная; карантинное отделение; отряд N 1, 6, 7, 10, 11; СУОН; санитарная часть; церковь; мечеть; столовая жилой зоны; клуб); основание: пункт 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "О противопожарном режиме" (далее - ППР в РФ); 2) на объектах допускается эксплуатация неисправных огнетушителей (отсутствует раструб) (ТНП; ЦПП; СУОН; ШИЗО; швейный цех N 1; отряд N 7), основание: Пункт 4.3.1; 4.3.5 СП 9.13130.2009; 3) на объектах (ШИЗО; санитарная часть; отряд N 10; столовая жилой зоны; клуб; парикмахерская) не опломбировано запорно-пусковое устройство огнетушителей. Основание: пункт 407.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан, исходил из признания, что указанные в его заявлении недостатки в деятельности ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ подтверждены допустимыми доказательствами.
Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционных жалоб представителей УФСИН России по РТ и ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ не находит оснований к отмене обжалуемого решения по делу.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в целом доводы апелляционных жалоб заявителей сводятся к повторению тех доводов, которые были приведены в суде первой инстанции в возражение на заявление прокурора и, по сути, направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции, что не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Довод апелляционных жалоб УФСИН России по РТ и ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ об отсутствие денежных средств для устранения допущенных противопожарных нарушений не является правовым и не снимает с них возложенную законом обязанность по обеспечению безопасных условий в учреждении для сотрудников, спецконтингента, и в том числе неопределенного круга лиц.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования для устранения выявленных нарушений, не является основанием для освобождения ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ от исполнения возложенных законом обязанностей, правомерен.
Довод апелляционной жалобы УФСИН России по РТ о том, что оно к проведению проверки не привлекалось и не было уведомлено, также на законность обжалуемого решения суда не влияет, поскольку решением суда на УФСИН России по РТ не возложена никакая обязанность.
Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 11.06.2022) "О прокуратуре Российской Федерации" решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Прокурорская проверка проводится сотрудниками прокуратуры на основании поступивших сообщений, обращений или в соответствии с планами работы органов прокуратуры. Акт прокурорской проверки составляется и подписывается должностными лицами органов прокуратуры, либо ее результаты оформляются иными актами прокурорского реагирования. Контрольные органы, должностные лица которых привлекаются к проведению прокурорской проверки, не издают распоряжение о проверке, не уведомляют о проведении проверки, не составляют акты проверки и не выдают предписания об устранении нарушений.
Между тем, акт проверки помощника Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан С. от 11 мая 2022 года подписан начальником ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ Ц. без каких-либо возражений.
Довод апелляционной жалобы УФСИН России по РТ о том, что оно не является надлежащим ответчиком, суд апелляционной инстанции находит не имеющим значения, поскольку судом по требованиям прокурора в отношении этого учреждения УФСИН России по РТ решения, возлагающего на него какую-либо обязанность, не принято.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание изложенное, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции как отвечающее требованиям ст. 195 ГПК Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы представителей УФСИН России по РТ и ФКУ ИК-10 УФСИН России по РТ как не содержащие оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 сентября 2022 года.