Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 04.03.2015 по делу N 33-36/15
Требование: О взыскании задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, возложении обязанности.
Обстоятельства: По мнению истца, он имеет право на увеличение размера ежемесячных компенсационных выплат.
Решение: Требование удовлетворено в части, отказано в удовлетворении требований к ответчику-2, так как на момент увольнения истец являлся сотрудником федеральной противопожарной службы, в силу закона самостоятельной противопожарной службы КЧР не существовало на тот момент.


Апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 04.03.2015 по делу N 33-36/15
Требование: О взыскании задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, возложении обязанности.
Обстоятельства: По мнению истца, он имеет право на увеличение размера ежемесячных компенсационных выплат.
Решение: Требование удовлетворено в части, отказано в удовлетворении требований к ответчику-2, так как на момент увольнения истец являлся сотрудником федеральной противопожарной службы, в силу закона самостоятельной противопожарной службы КЧР не существовало на тот момент.

ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. по делу N 33-36/15
Судья: Яичникова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Болатчиевой А.А.
судей Лайпанова А.И., Сыч О.А.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу А.
на решение Черкесского городского суда от 16 октября 2014 года по делу по иску А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР и Управлению КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности о взыскании задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, возложении обязанности произвести перерасчет назначенной суммы ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью с дальнейшей индексацией.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Болатчиевой А.А., объяснения истца А. и его представителя К.А., представителя Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ш., представителя Главного управления МЧС России по КЧР К.Д., мнение прокурора Псху А.Р., судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с иском к Управлению КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (далее Управление КЧР) о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью, ссылаясь на то, что такая компенсация установлена ему кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР. Полагая, что в соответствии с пунктом 23 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных Приказом МЧС РФ от 23.04.2013 г. он имеет право на увеличение размера ежемесячных компенсационных выплат с учетом коэффициента 1,55, истец просит взыскать с ответчика задолженность по ежемесячным выплатам за период с января 2013 года по июнь 2014 года в сумме <данные изъяты> копеек, обязать Управление КЧР произвести перерасчет назначенных выплат и с 1 июля 2014 года выплачивать ежемесячные компенсационные выплаты в размере <данные изъяты>. с последующей индексацией в соответствии с изменениями законодательства РФ.
Определением суда от 27 августа 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР (л.д. 69).
В судебном заседании, возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель Управления КЧР ссылался на то, что действие Правил распространяется только на сотрудников федеральных органов, истец же был уволен из органа исполнительной власти КЧР.
Представитель Главного управления и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов КЧР также возражали против удовлетворения исковых требований.
Решением Черкесского городского суда от 16 октября 2014 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Как усматривается из материалов дела, истец с 8 августа 1974 года проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В период с 1 января 1995 года по 13 декабря 2003 года проходил службу в должности начальника второй пожарной части Государственной противопожарной службы МЧС России КЧР, с 13 декабря 2003 года по 16 января 2004 года в должности заместителя начальника первой специализированной части Государственной противопожарной службы Министерства по делам ГО и ЧС КЧР, с 16 января 2004 года по 23 апреля 2004 года в должности начальника второй пожарной части Государственной противопожарной службы Министерства по делам ГО и ЧС КЧР, с 23 апреля по 16 сентября 2004 года в должности начальника службы пожаротушения единой дежурно-диспетчерской службы "01" Министерства по делам ГО и ЧС КЧР.
На основании приказа Министерства по делам ГО и ЧС КЧР от 31 августа 2004 года N 128-К в звании подполковника внутренней службы истец уволен на основании п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья) с 17 сентября 2004 года.
Согласно свидетельства о болезни ВВК МВД КЧР от 6 августа 2004 года N 1443 истец имеет заболевания, являющиеся последствием травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей в период работы в органах внутренних дел, квалифицированные как "военная травма", категория "В" - ограниченно годен к военной службе. С 30 сентября 2004 года является инвалидом второй группы, причина инвалидности "военная травма".
Из заключения судебно-медицинской экспертизы от 6 декабря 2004 года N 213 (л.д. 6-7) следует, что истцу установлена 100% утрата профессиональной трудоспособности.
С 1 октября 2005 года является получателем пенсии по инвалидности с формулировкой "военная травма" и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 100% денежного содержания.
А. в 2009 году обратился в суд с иском к Главному Управлению МЧС России по КЧР, о продлении выплат в возмещение вреда здоровью. К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Решением Черкесского городского суда от 11 июня 2009 года иск А. был удовлетворен, на Главное Управление МЧС России по КЧР была возложена обязанность по дальнейшей выплате сумм в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 26 августа 2009 года данная обязанность была возложена на Управление КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
С 01.01.2013 г. истцу выплачивалась пенсия по инвалидности с формулировкой "военная травма" в размере <данные изъяты> рублей, с 01.10.2013 г. <данные изъяты> рублей, с 01.01.2014 г. выплачивается пенсия в размере <данные изъяты>
При этом как следует из материалов пенсионного дела, истцу пенсия по инвалидности с 1 января 2013 года исчислена исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы, принимаемых для исчисления пенсий как для федеральных сотрудников Государственной противопожарной службы с 1 января 2012 года.
На момент разрешения спора судом первой инстанции Управлением по КЧР производятся ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> коп.
Полагая, что данные выплаты в соответствии с пунктом 5 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 23 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных Приказом МЧС России от 23.04.2013 г. N 280, должны быть исчислены исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы, принимаемых для исчисления пенсии указанной категории сотрудников с 1 января 2012 г. с коэффициентом 1,55, истец обратился к ответчику за перерасчетом сумм возмещения вреда здоровью.
В перерасчете указанных сумм истцу Управлением было отказано в связи с тем, что вышеназванные нормативные акты распространяются только на сотрудников федеральной Государственной противопожарной службы.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии нормам материального права решения ответчика, поскольку истец на основании судебного акта получает соответствующие выплаты за счет средств бюджета КЧР.
Между тем, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению, являлся факт увольнения истца с должности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
В силу ст. 5 ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ.
Согласно пункта 6 статьи 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, определяемой как разница утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы и назначенной пенсии по инвалидности, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством РФ.
При этом в ст. 1 Федерального закона установлено, что данный Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий граждан РФ, уволенных со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.
В соответствии с вышеназванными законами Приказом МЧС России от 23.04.2013 N 280 были утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, пунктом 1 которых определено, что настоящие Правила определяют порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу (работающим) в центральном аппарате Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России или членам их семей в целях возмещения вреда.
Пунктом 23 Правил установлено, что размер утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 года по 31 декабря 2012 года включительно, для выплаты ежемесячной денежной компенсации, назначенной в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы, принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 года, с коэффициентом 1,55.
Как следует из приведенных норм материального права, ст. 23 Правил установлен порядок определения размера утраченного денежного довольствия сотрудников федеральной противопожарной службы, уволенных с такой службы в период с 18 апреля 1991 года по 31 декабря 2012 года включительно
Между тем, исходя из обстоятельств установленных судебной коллегией, А. относится к указанной категории лиц.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
При этом, Государственная противопожарная служба являлась единой самостоятельной оперативной службой и в таком качестве вся входила в состав МЧС РФ.
Статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции до 1 января 2005 года установлено, что лица рядового и начальствующего состава (сотрудники) проходят службу в Федеральной противопожарной службе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
В состав Государственной противопожарной службы МЧС РФ были переданы все входящие в систему Государственной противопожарной службы МЧС РФ по состоянию на 1 января 2002 года центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
В силу ст. 2 данного Указа сотрудники указанной противопожарной службы обладали в полном объеме социальными гарантиями регламентированными Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и как следствие социальными гарантиями, предусмотренными для сотрудников органов внутренних дел.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г.
В соответствии с указанными изменениями лишь после 1 января 2005 года Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Статья 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 122-ФЗ в редакции от 22.08.2004 устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом являлось расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации являлось расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2005 федеральное законодательство предоставило субъектам Российской Федерации право создавать собственные противопожарные службы, в связи с чем разграничило источники финансирования федеральных и субъектных противопожарных служб.
В то же время статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы, созданной на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и объектовых подразделениях Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с организациями, также проходят службу лица рядового и начальствующего состава, на которых распространяются положения, регламентирующие прохождение службы лицами рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, а также гарантии правовой и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы.
При этом в части 1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 также было указано, что увольнение лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, принятых на службу в территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется поэтапно в течение 2005-2008 годов по истечении срока контракта о службе или достижении предельного возраста нахождения на службе при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В течение 2005-2008 годов финансирование деятельности территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, в составе которых проходили службу лица рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, производилось из соответствующих бюджетов. Следовательно, в силу прямого указания закона до расформирования территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, финансирование их деятельности осуществлялось из средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий распространялось действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".
Все сотрудники МЧС России, имеющие специальное звание внутренней службы обеспечивались вещевым имуществом, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 720 "Об утверждении Положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и норм снабжения вещевым имуществом лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих звание внутренней службы".
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности лишь с 1 января 2005 года отнесено создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. До 1 января 2005 года органы государственной власти субъекта РФ правом на создание, реорганизацию и ликвидацию органов управления и подразделений пожарной охраны не обладали.
Из анализа указанных Законов коллегия приходит к выводу о том, что в составе противопожарной службы субъекта Российской Федерации до 1 января 2005 года не могли проходить службу лица рядового и начальствующего состава, имеющие специальные звания, они могли проходить службу только в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы на основании договоров, заключенных с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом прохождение ими службы было регламентировано федеральными законами, несмотря на то обстоятельство, что финансирование их деятельности осуществлялось из средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, что соответствовало действовавшему в это время (2004 год) законодательству.
На основании Указа Президента КЧР от 11 июля 2004 года N 868, Постановления Правительства КЧР от 23 декабря 2004 года N 335 было образовано Управление КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Указом Президента РФ от 11.07.2004 года N 868, приказом МЧС РФ от 06.08.2004 года N 372 созданы территориальные органы МЧС России (Главное управление МЧС России по КЧР), являющиеся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, на момент увольнения (31 августа 2004 года) А. являлся сотрудником федеральной противопожарной службы, поскольку в силу закона и фактических обстоятельств по делу самостоятельной противопожарной службы КЧР до 1 января 2005 года не существовало.
Как следует из обстоятельств установленных коллегией, истец с 1 января 2005 года ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью получал через Управление КЧР.
Впоследствии, 16 июня 2007 года в КЧР было создан Отряд Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ по КЧР (далее Отряд ГПС). Как следует из Устава, Отряд ГПС являлся территориальным органам МЧС России и как следствие органом федеральной противопожарной службы. С момента своего создания и до ликвидации Отряд ГПС осуществлял ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью А.
На основании приказа МЧС России от 28 августа 2008 года N 507 Отряд ГПС по КЧР был ликвидирован и выплата сумм в возмещение вреда А., с 1 января 2009 года была прекращена.
Как было указано ранее, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 26 августа 2009 года выплата ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью возложена на Управление КЧР.
При этом позиция Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР выраженная в том, что вступившим в законную силу судебным актом (определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 26 августа 2009 года) обязанность по выплатам в возмещение вреда здоровью с 1 января 2009 года была возложена на противопожарную службу субъекта и изменение данных правоотношений невозможно, коллегия находит не соответствующей действующему законодательству.
Правовое регулирование отношений возникших в 2009 году между истцом и ответчиками в связи с прекращением ему выплат в возмещение вреда здоровью, позволяло суду возложить данную обязанность на противопожарную службу субъекта, поскольку в силу прямого указания закона до расформирования территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, финансирование их деятельности осуществлялось из средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Кроме того, предметом спора, возникшего в 2009 году, не являлось установление факта, сотрудником какой службы являлся А. на момент своего увольнения в 2004 году.
Более того, коллегия приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения настоящего спора изменилось правовое регулирование мер социальной поддержки лиц проходивших службу в учреждениях федеральной противопожарной службы, в связи с чем принятые ранее судебные акты не могут препятствовать восстановлению нарушенных прав истца.
Развитие правового регулирования социальной защиты сотрудников правоохранительных органов связано с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в действие с 1 января 2013 г. Объектом регулирования данного Закона выступают отношения социальной защиты сотрудников, проходящих службу в том числе в учреждениях федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, а также членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении. Мерами социальной защиты в отношении указанных лиц являются, в том числе выплата ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности (ч. 5 ст. 12 Закона). Согласно части 6 указанной статьи размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 этой же статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 10 указанной статьи правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МЧС России от 23.04.2013 N 280 утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.
Правила разработаны в соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и определяют порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу (работающим) в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России или членам их семей в целях возмещения вреда.
В соответствии с п. 2 Правил сотруднику выплачивается ежемесячная денежная компенсация в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС и повлекших стойкую утрату трудоспособности (далее - ежемесячная денежная компенсация сотруднику);
Выплата ежемесячной денежной компенсации производится финансовой службой органа, учреждения в течение всего срока, на который установлена стойкая утрата трудоспособности и назначена (выплачивается) пенсия по инвалидности (п. 21 Правил).
Размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) оклада месячного денежного содержания сотрудника, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом ежегодного увеличения процентов оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых при исчислении пенсии (п. 22 Правил).
Размер утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 г. по 31 декабря 2012 г. включительно, для выплаты ежемесячной денежной компенсации, назначенной в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 г., с коэффициентом 1,55.
То обстоятельство, что с 1 января 2013 года изменилось правовое регулирование выплат в возмещение вреда здоровью сотрудников проходивших службу в федеральных органах противопожарной службы, соответствует Конституции РФ.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 25.02.2010 N 169-О-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с п. 6 Правил осуществление ежемесячных денежных компенсаций уволенным сотрудникам возложено на территориальные органы МЧС России, в связи с чем восстановление нарушенных прав истца должно быть осуществлено Главным управлением МЧС России по КЧР, а не Управлением КЧР.
Обсуждая вопрос о размере ежемесячной денежной компенсации А., коллегия установила следующее.
С 1 января 2013 года размер денежного довольствия для исчисления пенсии истцу составил <данные изъяты> р., оклад по специальному званию <данные изъяты> руб., надбавка за выслугу лет <данные изъяты> руб.).
Исходя из расчета по ежемесячной денежной компенсации с 1 января 2013 года по 30 сентября 2013 года, задолженность перед истцом составила <данные изъяты> коп.
<данные изъяты>. (пенсия по инвалидности) = <данные изъяты> (полученные суммы в возмещение вреда) = <данные изъяты>,<данные изъяты>
Задолженность перед истцом за период с 1 октября 2013 года по 1 января 2014 года составила <данные изъяты> р. (пенсия по инвалидности) = <данные изъяты> (полученные суммы в возмещение вреда) = <данные изъяты> коп.
Задолженность перед истцом за период с 1 января 2014 года по 1 июля 2014 года составила <данные изъяты> р. (пенсия по инвалидности) = <данные изъяты> (полученные суммы в возмещение вреда) = <данные изъяты> коп.
Таким образом, общая задолженность перед истцом составила <данные изъяты> руб., а с 1 июля 2014 года Главное управление МЧС России по КЧР обязано выплачивать А. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью <данные изъяты> руб. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Черкесского городского суда от 16 октября 2014 года по делу по иску А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР и Управлению КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности о взыскании задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной суммы ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью с дальнейшей индексацией отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР о взыскании задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной суммы ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью с дальнейшей индексацией - удовлетворить.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР произвести перерасчет сумм возмещения вреда и выплачивать ежемесячные компенсационные выплаты с 1 июля 2014 года в сумме <данные изъяты> руб. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 1 января 2013 года по 30 июня 2014 года в сумме <данные изъяты>
В удовлетворении исковых требований А. к Управлению КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности о взыскании задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной суммы ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью - отказать.