Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 06.05.2014 по делу N 33-1878/2014
Требование: О признании решения об отказе во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы" незаконным.
Обстоятельства: Истец считает, что он в порядке, предусмотренном законом, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Основания для отказа во включении в состав участников подпрограммы не имелось.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 06.05.2014 по делу N 33-1878/2014
Требование: О признании решения об отказе во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы" незаконным.
Обстоятельства: Истец считает, что он в порядке, предусмотренном законом, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Основания для отказа во включении в состав участников подпрограммы не имелось.
Решение: Требование удовлетворено.
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. по делу N 33-1878/14
Судья: Саматов М.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Задорневой Н.П.,
судей Медведевой Д.С., Турлаева В.Н.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Ч.Р.МА. в лице полномочного представителя Б.
на решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 13 декабря 2013 года
по иску Ч.Р.МА. к ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании решения об отказе во включения в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2015 годы" незаконным,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
установила:
Ч.Р.МА. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании решения об отказе во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2015 годы" незаконным, указав, что он состоял на службе в Государственной противопожарной службе МЧС России, которую проходил на должности... Центра управления силами федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Республике Дагестан в специальном звании...
15 мая 2007 г. он обратился на имя начальника ГУ МЧС России по Республике Дагестан с рапортом, в котором содержалась просьба включить его в списки очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Дагестан N 2-07 от 17 мая 2007 г. он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список общей очереди сотрудников Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Республике Дагестан.
Приказом Федерального государственного казенного учреждения "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" N... от 20 февраля 2012 г. истец с 1 марта 2012 г. уволен из Государственной противопожарной службы по основанию, предусмотренному п. "ж" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, - по болезни. Выслуга лет истца на день его увольнения в календарном исчислении составляла более 10 лет.
22 мая 2012 г. истец обратился к начальнику ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Решением комиссии Северо - Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно - спасательных служб и поискового -спасательных формирований N 23 от 9 июня 2012 г. Ч.Р.МА. во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" отказано согласно п. 22 "а" Правил".
Данный отказ является незаконным, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года N 1054 утверждены
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 г. N 778.
Считает, что был поставлен на учет нуждающихся в получении жилья полномочным органом - ГУ МЧС России по Республике Дагестан в соответствии с
подпунктом "а" пункта 7 этих Правил.
Истец считает, что он в порядке, предусмотренном законом, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Общая продолжительность его службы в Государственной противопожарной службе МЧС России составляет более 10 лет. Со службы в Государственной противопожарной службе МЧС России он уволен по п. "ж" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел в связи с болезнью. Предусмотренные п. 22 Правил основания для отказа во включение в состав участников подпрограммы не имелось.
С учетом изложенного, истец просил суд признать незаконным решение ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Севере - Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" N 23 от 9 июня 2012 об отказе... Ч.Р.МБ. во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и обязать ответчика включить его в состав участников подпрограммы "Выполнение по обеспечению жильем категорий граждан, законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Обжалуемым решением Железноводского городского суда от 13 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований Ч.Р.МА. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе полномочный представитель истца Б. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым требования Ч.Р.МА. удовлетворить в полном объеме. Мотивирует тем, при вынесении решения судом допущено неправильное применение норм материального права, в частности, суд не применил закон, подлежащий применению. Ссылается на обстоятельства, приведенные в исковом заявлении, нормы материального права и указывает, что общая продолжительность службы истца составляет более 10 лет, уволен со службы истец в связи с болезнью, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном законом. Таким образом, истец отвечает требованием подпункта "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, оснований, предусмотренных п. 22 Правил для отказа в признании истца участником подпрограммы не имелось.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, о чем свидетельствуют уведомления о вручении судебных извещений, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. Представитель ответчика просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу положений
ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что истец Ч.Р.МА. прапорщик внутренней службы, проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с 25.03.1996 года, с 01.01.2005 г. в должности... ГУ МЧС России по Республике Дагестан, финансируемой за счет федерального бюджета.
На основании приказа N... от 20.02.2012 г. истец уволен 01 марта 2012 года из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. "ж" ч. 1 ст. 58 (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, выслуга лет составляет в календарном исчислении 17 лет 09 месяцев.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Дагестан N 2-07 от 17 мая 2007 года истец принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в список общей очереди на улучшение жилищных условий сотрудников ГУ МЧС России по Республике Дагестан.
22 мая 2012 г. истец обратился к начальнику ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с заявление о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Решением комиссии Северо - Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно - спасательных служб и поискового - спасательных формирований N 23 от 09 июня 2012 г. постановлено:
"Отказать во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы"...Ч.Р.МА., согласно п. 22 "а" Правил".
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований суд первой инстанции исходил из того, что истец не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, согласно установленного порядка -
абзац 1 пп. "а" Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял, в связи с чем отказ во включение его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" является правомерным.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для включения истца в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Согласно
части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 г. N 778, от 06.10.2011 г. N 824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с
подпунктом "а",
"ж" пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является отсутствие жилой площади; проживание в общежитии и на служебной жилой площади.
Согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России.
В соответствии с
подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Указанный абзац введен
Указом Президента РФ от 17 декабря 2010 года в редакции Указа Президента РФ от 30 сентября 2011 года N 1265.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов, а также
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации
подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане):
а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях:
сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
Из приведенных норм следует, что правом на участие в указанной программе имеют сотрудники Государственной противопожарной службы, содержащиеся за счет федерального бюджета, увольняемые по указанным основаниям, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещения, т.е. состоящие в федеральном органе исполнительной власти на учете нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Как указано выше, согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России.
Главное управление МЧС России по Республике Дагестан на момент принятия решения жилищной комиссией о постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являлось полномочным территориальным органом управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России.
Таким образом, истец признан в установленном порядке нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно пункту 22 Правил, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, поскольку истец соответствовал требованиям п. 5 указанных Правил, оснований для отказа во включении в состав участников жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства не имелось, в связи с чем решение ответчика является незаконным.
По изложенным мотивам решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований.
определила:
Решение Железноводского городского суда от 13 декабря 2013 года отменить, апелляционную жалобу истца Ч.Р.МА. в лице полномочного представителя Б. - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым требования Ч.Р.МА. удовлетворить.
Признать незаконным решение ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Севере - Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" N 23 от 9 июня 2012 об отказе... Ч.Р.МА. во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Севере - Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" включить Ч.Р.МА. в состав участников подпрограммы "Выполнение по обеспечению жильем категорий граждан, законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".