Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03.03.2022 N 88-3744/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 24.11.2021 по делу N 33-8638/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении, о признании незаконным решения о снятии с учета; 2) О признании лиц не являющимися членами семьи.
Обстоятельства: Совершеннолетние дети истца не являются членами его семьи. Комиссия имела возможность определить состав семьи истца, проживающей по договору социального найма в жилом помещении, обеспеченность жилой площадью которой не превышает учетную норму.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 24.11.2021 по делу N 33-8638/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении, о признании незаконным решения о снятии с учета; 2) О признании лиц не являющимися членами семьи.
Обстоятельства: Совершеннолетние дети истца не являются членами его семьи. Комиссия имела возможность определить состав семьи истца, проживающей по договору социального найма в жилом помещении, обеспеченность жилой площадью которой не превышает учетную норму.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2021 г. по делу N 33-8638/2021
Дело N 2-3757/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей областного суда Раковского В.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 августа 2021 года по гражданскому делу по иску А.А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о признании лиц, не являющимися членами семьи, оспаривании решений жилищной комиссии, о возложении обязанности восстановления на учете, восстановления права на получение государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., пояснения представителя ответчика Главного управления МЧС России по Оренбургской области К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения истца А.А., его представителя А.К., возражавшие против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
А.А. обратился в суд с названным иском, указав, что уволен 31 августа 2006 года из Государственной противопожарной службы по болезни. Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 7 февраля 2019 года за ним признано право на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", однако вместо того, чтобы обеспечить исполнение судебного решения, он необоснованно исключен жилищной комиссией ГУ МЧС России по Оренбургской области из списков граждан-участников программы по обеспечению жильем и снят с учета нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты по причине улучшения жилищных условий его совершеннолетних детей А.В. и С.М., которые проживают отдельно и не являются членами его семьи.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 июля 2021 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения гражданское дело N по иску А.А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о признании лиц, не являющимися членами семьи, о возложении обязанности восстановления на учете, восстановления права на получение государственного жилищного сертификата с гражданским делом N по спору между теми же сторонами о признании незаконным решения комиссии Главного управления МЧС России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с присвоением им общего N.
Истец, уточнив требования в ходе рассмотрения спора, просил суд:
- признать, что С.М. и А.А. не являются членами его семьи;
- признать незаконным и отменить решение комиссии Главного управления МЧС России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отраженное в протоколе N от 15 сентября 2020 года;
- обязать МЧС России и Главное управление МЧС России по Оренбургской области восстановить его в очереди нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из двух человек;
- признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Оренбургской области отраженное в протоколе N от 27 мая 2020 года.
- обязать МЧС России и Главное управление МЧС России по Оренбургской области восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений по договору социального найма) в составе семьи из двух человек;
- обязать МЧС России и Главное управление МЧС России по Оренбургской области восстановить его в списках граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" для получения жилищного сертификата в составе семьи из двух человек.
Определением суда, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены С.М. и А.В.
В судебное заседание третьи лица С.М., А.В. не явились, судом о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам
главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, письменными заявлениями просили суд о рассмотрении дела в их отсутствии, требования истца поддержали.
На основании
статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, при имеющихся сведениях об извещении.
В судебном заседании истец А.А., его представитель А.К., действующая на основании доверенности от 26 апреля 2021 года, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, пояснили, что в апреля 2019 года на заседании жилищной комиссии установлено, что подошла очередь А.А. Его признали нуждающимся в составе семьи из 4 человек и осенью документы направили в Москву. Его самого на заседание не приглашали. Затем в мае 2020 года запросили у него выписки из Росреестра, по которым выявили, что дети А.А. приобрели свое жилье. Но такие обстоятельства существовали и на момент направления документов на реализацию права. В связи с этим А.А. исключили из программы, из очереди. Однако дочь уже вышла замуж, родила ребенка, сын с ним также не живет.
Представитель ответчиков МЧС России и Главного управления МЧС России по Оренбургской области К., действующая на основании доверенностей от 20 января 2021 года и 20 мая 2021 года соответственно, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылалась на факт улучшения жилищных условий семьей А.А. до площади, превышающей в расчете на одного человека минимальную учетную норму, по причине приобретения жилых помещений членами семьи А.А., а именно совершеннолетними дочерью и сыном.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 августа 2021 года исковые требования А.А. к Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о признании лиц, не являющимися членами семьи, оспаривании решений жилищной комиссии, о возложении обязанности восстановления на учете, восстановления права на получение государственного жилищного сертификата, удовлетворены.
Суд постановил: признать С.М., (дата) года рождения, А.В., (дата) года рождения, прекратившими членство в семье А.А., (дата) года рождения. Признать незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N от 15 сентября 2020 года в части снятия с учета нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения А.А. Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Оренбургской области, оформленное протоколом N от 27 мая 2020 года, в части решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений по договору социального найма) А.А. и исключения его из списка граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" для получения государственного жилищного сертификата в 2020 году. Возложить на Главное управление МЧС России по Оренбургской области обязанность восстановить А.А. на учете нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений по договору социального найма) и в списках граждан - участников ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной
программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" с составом семьи из двух человек, включая А.А. и его супругу А.В. В удовлетворении исковых требований А.А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лиц, не являющимися членами семьи, оспаривании решений жилищной комиссии, о возложении обязанности восстановления на учете, восстановления права на получение государственного жилищного сертификата, - отказать.
В апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Оренбургской области просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции третьи лица С.М., А.В., представитель МЧС России не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со
статьями 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со
статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец А.А. с (дата) проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, уволен по
статье 58 пункт "ж" (по болезни) в соответствии с
Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с (дата) на основании приказа N-л.с. от (дата) исполнявшего обязанности начальника Отряда государственной противопожарной службы N - Оренбургского филиала ГУ "Центр пожарной охраны".
В соответствии с выпиской из приказа выслуга на день увольнения в календарном исчислении составляла 19 лет 3 мес. 7 дней.
Согласно выписке из протокола N от 11 декабря 2015 года заседания комиссии Главного управления МЧС России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения А.А. поставлен на учет с составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета по основаниям: "является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м" (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
По заявлению А.А. от 6 июня 2016 года в соответствии с Правилами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N, решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 21 июня 2016 года N 9 истец включен в сводный список граждан - участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата в 2017 году.
Согласно выписке из протокола от 21 июня 2016 N 9 заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Оренбургской области А.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании рапорта от 22 января 2002 года и в соответствии с выпиской из протокола жилищно-бытовой комиссии ОКДП ГПС г. Оренбурга от 12 апреля 2002 N 13 в составе семьи из 4 человек, проживает и зарегистрирован совместно с членами своей семьи по адресу: (адрес). 12. Жилое помещение общей площадью 15,9 кв. м принадлежит жене А.В. на основании договора социального найма от 10 июля 2008 N (жилое помещение является муниципальной собственностью). Имеющиеся в учетном деле справки из БТИ и УФРС по Оренбургской области за период 2003-2010 годы подтверждают отсутствие домовладений (приватизированной квартиры) и прав на недвижимое имущество и сделки с ним у гражданина А.А. и членов его семьи. Проходил службу в ФГКУ "9 отряд ФПС по Оренбургской области". Уволен со службы с 31 августа 2006 года (по болезни). Выслуга лет составляет 19 лет 03 мес. Включен при численности семьи 4 человека для получения социальной выплаты из расчета 72 кв. м (18 кв. м х 4 чел.= 72 кв. м) в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" (далее - подпрограмма) на 2017 год.
В связи с наличием спора о праве на получение государственного жилищного сертификата А.А. 22 июня 2018 года обращался в суд.
Апелляционным определением судебной коллегии Оренбургского областного суда от 7 февраля 2019 года за А.А. признано право на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
В силу
статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным
постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом.
Из содержания вышеназванного апелляционного определения следует, что в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции было исследовано учетное дело А.А., установлено его право на получение государственного жилищного сертификата по действовавшей подпрограмме, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, доказательств того, что истцом были представлены недостоверные сведения, документы при обращении с заявлением не выявлено.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Оренбургской области от 26 апреля 2019 года N А.А. включен в список граждан-участников ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" для получения государственного жилищного сертификата в 2020 году с составом семьи 4 человека.
Выпиской из протокола от 27 мая 2020 года N заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Оренбургской области подтверждено, что в ходе оформления сертификата А.А. выявлены обстоятельства, препятствовавшие выдаче сертификата, а именно: установлено наличие у дочери А.А. - С.М. права общей собственности на жилое помещения по адресу: (адрес), площадью 54,9 кв. м (доля в праве ?), а также у сына А.А. - А.В. права собственности на квартиру площадью 35,3 кв. м по адресу: (адрес), в связи с чем А.А. исключен из списка граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" для получения жилищного сертификата в 2020 году в связи с утратой оснований получения государственного жилищного сертификата, обеспеченностью жилым помещением площадью более учетной нормы. На основании данного решения бланк государственного жилищного сертификата уничтожен. Кроме того, решением комиссии А.А. в связи с улучшением жилищных условий снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений по договору социального найма).
Выпиской из протокола от 15 сентября 2020 года N заседания комиссии ГУ МЧС России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, подтверждено, что А.А. снят с учета нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий.
Тот факт, что А.А. обоснованно принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий и для получения единовременной социальной выплаты на приобретения или строительство жилого помещения сторонами не оспаривался, подтвержден вступившим в законную силу судебным актом.
Также не оспаривались факты приобретения в срок до 1 февраля 2019 года: в собственность сына А.А. - А.В. жилого помещения площадью 35,3 кв. м на территории (адрес); в общую совместную собственность С.А. и дочери А.А. - С.М. жилого помещения площадью 54,9 кв. м на территории (адрес).
Данные обстоятельства судом признаны установленными.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции руководствовался
Правила выпуска и реализации государственный жилищных сертификатов..., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153,
статьями 31,
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что совокупностью доказательств, в том числе объяснениями сторон, показаниями свидетелей подтверждено, что дети истца перестали являться членами его семьи, поскольку достигли совершеннолетнего возраста, не находятся на его обеспечении, имеют самостоятельный заработок, проживают от него отдельно, у дочери истца образовалась своя семья, а факт регистрации в помещении по месту его проживания не подтверждает членства в его семье, в связи с чем пришел к выводу о том, что совершеннолетние дети истца А.В., С.М. не являются членами его семьи, а также о незаконности выводов комиссии ГУ МЧС России по Оренбургской области о снятии истца с учета нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата в 2020 году.
При этом суд указал, что комиссия имела возможность определить состав семьи истца, состоящей с января 2020 года из 2 человек, включая супругу истца, проживающих по договору социального найма в жилом помещении общей площадью 15,9 кв. м, обеспеченность жилой площадью которых не превышает учетную норму.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, считает его правильным, сделанным с учетом фактических обстоятельств дела при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и, уволенных со службы, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 этого закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (
пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
На основании
части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и
пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 названного закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая
программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой вошла
подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", предполагающая оказание финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Во исполнение этой
программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой
программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (в редакции, действующей с 30 ноября 2018 года по 17 июля 2020 года).
В соответствии
подпунктом "а" пункта 17 указанных Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Аналогичная норма содержится в измененных
Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (в редакции, действующей в настоящее время).
Таким образом, имущественная обеспеченность истца и членов его семьи, постоянно проживающих совместно с ним на момент постановки на учет должна быть рассчитана исходя из площади жилых помещений, с учетом количества пользующихся ими лиц, и не должна превышать установленной учетной нормы в 15 кв. м.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил).
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только нуждаемость сотрудника в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с
подпунктом "б" пункта 15 Правила предоставления единовременной социальной выплаты, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Принимая во внимание, что на 26 апреля 2019 года, при разрешении вопроса о включении А.А. в состав участников мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" для получения государственного жилищного сертификата в 2020 году, а также на 27 мая 2020 года при разрешении вопроса об исключении А.А. из списка участников для получения государственного жилищного сертификата в 2020 году, дети истца А.В., С.М. достигли совершеннолетнего возраста, фактически проживали отдельно, сын по адресу: (адрес), дочь со своей семьей по адресу: (адрес), а отсутствие факта совместного проживания детей истца А.В., С.М. с истцом, как участника подпрограммы, исключает признание их членами единой семьи, в том смысле, которое придает этому жилищное законодательство, независимо от степени родства, жилищная комиссия Главного управления МЧС России по Оренбургской области не была лишена возможности оценить эти обстоятельства и определить состав семьи А.А. из двух человек, включая его супругу А.В.
При принятии решения о включении А.А. в состав участников для получения государственного жилищного сертификата в 2020 году членом семьи истца в соответствии с
частью 2 статьи 1 Федерального закона N 283-ФЗ являлся один человек, его супруга А.В.
Действительно факт включения А.А. с 26 апреля 2019 года в состав участников для получения государственного жилищного сертификата в 2020 году с составом семьи 4 человека не свидетельствует о наличии у него права на получение государственного жилищного сертификата с учетом приведенного количества членов семьи, поскольку как установлено судом первой инстанции на дату принятия решения, его дети, не относились к членам семьи сотрудника, на которого распространяется действие Федерального
закона N 283-ФЗ.
Между тем, с учетом того, что истец А.А., его супруга А.В. зарегистрированы и проживают по адресу: (адрес) ком.12. Указанное жилое помещение общей площадью 15,9 кв. м принадлежит супруге на основании договора социального найма N от 10 июля 2008 года, на каждого члена семьи истца приходится по 7,95 кв. м (15,9 кв. м: 2 чел.), что меньше установленной нормы 15 кв. м.
Приобретение детьми в свою собственность жилых помещений не свидетельствует о совершении ими намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий отца; жилищные условия истца с момента постановки на жилищный учет и до настоящего времени не изменились, обеспеченность жилым помещением на каждого члена семьи (при количестве как четырех, так и двух человек) составляла и составляет менее 15 кв. м, что не исключало нуждаемости семьи в жилом помещении; каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих об улучшении жилищных условий семьи А.А., недобросовестных, намеренных умышленных действий истца и членов его семьи, преследующих ухудшение жилищных условий с целью приобретения статуса нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения судом не установлено.
То обстоятельство, что А.В. не сообщил об изменении состава семьи, основанием для снятия с учета не является, поскольку обоснованность принятия А.А. на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий для получения единовременной социальной выплаты на приобретения или строительство жилого помещения подтверждена вступившим в законную силу судебным актом.
Принимая во внимание, что изменение фактического состава семьи А.А. с четырех до двух человек, мог повлечь отказ во вручении жилищного сертификата, оформленного на состав семьи из четверых человек, однако не являлось основанием для снятия А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из списков участников государственной программы, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности решения комиссии ГУ МЧС России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенных в решении, оформленном протоколом N от 15 сентября 2020 года, а также выводов жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Оренбургской области, изложенных в решении, оформленном протоколом N от 27 мая 2020 года в части расчета обеспеченности жилой площадью А.А.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, верно принятого по существу.
Таким образом, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований, предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Оренбургской области без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 1 декабря 2021 года.