Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2022 N 88-29366/2022
Категория спора: Субсидии.
Требования лица, имеющего право на выплату субсидии: О внесении изменений в решение, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец не имеет права на предоставление единовременной социальной выплаты вне очереди, получить выплату он может лишь в порядке очередности, установленном соответствующим списком очередников по дате постановки на учет. Реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2022 N 88-29366/2022
Категория спора: Субсидии.
Требования лица, имеющего право на выплату субсидии: О внесении изменений в решение, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец не имеет права на предоставление единовременной социальной выплаты вне очереди, получить выплату он может лишь в порядке очередности, установленном соответствующим списком очередников по дате постановки на учет. Реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2022 г. N 88-29366/2022
УИД N 52RS0007-01-2021-002808-75
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Павловой Е.А., Курдюковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-96/2022 по иску Т. к ГУФСИН России по Нижегородской области о внесении изменений в решение, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности,
по кассационной жалобе ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 01 марта 2022 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 июля 2022 г.,
заслушав доклад судьи Павловой Е.А., объяснения представителя ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Т. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Нижегородской области, в котором просил обязать ответчика внести изменения в решение комиссии (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) в части изменения даты постановки (принятия) на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты, указав дату постановки на очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения на семью в ГУФСИН России по Нижегородской области - с ДД.ММ.ГГГГ; признать за истцом и членами его семьи право на получение от ГУФСИН России по Нижегородской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. проходил службу на разных должностях в ГУФСИН России по Нижегородской области. В ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола жилищно-бытовой комиссии при профкоме учреждения N от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на очередь на получение жилья и включен в список очередности по жилью, в котором состоял до 2010 года. ДД.ММ.ГГГГ Т. обратился с рапортом в территориальную комиссию ГУФСИН России по Нижегородской области по рассмотрению вопроса предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области подведомственных ему учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в Нижегородской области. Повторно рассмотрев рапорт истца, комиссия ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о постановке его на учет с ДД.ММ.ГГГГ Полагал, что постановка его на учет с ДД.ММ.ГГГГ является незаконной и необоснованной и затрудняет реализацию его права на приобретение жилья с учетом установленной законом очередности.
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 01 марта 2022 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 июня 2022 г., исковые требования Т. удовлетворены частично. ГУФСИН России по Нижегородской области обязано внести изменения в решение комиссии, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ в части даты постановки (принятия) на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты, указав дату постановки Т. (состав семьи 2 человека: ФИО3, дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения - ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении остальных требований Т. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Т. проходил службу в <данные изъяты> <данные изъяты> по Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N-лс. Приказом ГУФСИН России по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N-лс Т. уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность службы составляет более <данные изъяты>.
При этом, как следует из материалов дела, Т. <данные изъяты>, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты> по Нижегородской области на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 2 человека - Т. и дочь ФИО10.
ДД.ММ.ГГГГ Т. на имя начальника ГУФСИН России по Нижегородской области подал заявление (рапорт) для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ отказано Т. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обменом жилыми помещениями по
п. 2 ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 15 декабря 2015 г., вступившим в законную силу 26 апреля 2016 г., удовлетворены частично требования Т. к ГУФСИН России по Нижегородской области о восстановлении в очереди на получении жилья, улучшении жилищных условий. Признано незаконным решение ГУФСИН России по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в протоколе N об отказе Т. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также обязал комиссию ГУФСИН России Нижегородской области повторно рассмотреть представленные ФИО8 документы для включения в список сотрудников на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в Нижегородской области, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N истец (состав семьи 2 человека: Т., дочь - ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанного решения следует, что комиссией рассматривался рапорт и документы, представленные Т. ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение решения Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22 июля 2016 г., поскольку поступил исполнительный лист, который необходимо исполнить в 5-дневный срок с момент получения.
Судами установлено, что истец узнал о нарушении своих прав ответчиком в 2020-2021, с иском в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369,
ст. ст. 195,
196,
199,
200 ГК РФ, пришел к выводу о возложении на ГУФСИН России по Нижегородской области обязанности внести изменения в решение Комиссии, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ в части даты постановки (принятия) на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты, с указанием даты постановки Т. (состав семьи 2 человека: Т., дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку действующее законодательство определяет очередность получения единовременной социальной выплаты в зависимости от даты подачи рапорта, который истцом был подан именно ДД.ММ.ГГГГ Поскольку истец узнал о нарушении своих прав ответчиком в 2020-2021, с иском в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, срок исковой давности им не пропущен. Вместе с тем, суд отказал истцу в удовлетворении требования о признании за истцом и членами его семьи права на получение единовременной социальной выплаты, поскольку указанное право не оспаривается ответчиком и подтверждается решением Комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ Также суд отказал в удовлетворении требования истца об обязании ответчика произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку истец не имеет права на предоставление единовременной социальной выплаты вне очереди, получить которую он может лишь в порядке очередности, установленном соответствующим списком очередников по дате постановки на учет. Реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями
ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
Доводы жалобы заявителя о том, что истцом пропущен срок исковой давности подлежат отклонению, поскольку судами достоверно установлено, что Т. о нарушении своих прав узнал не ранее 2020 г. Указанные доводы являлись предметом тщательной проверки судебных инстанций и им была дана соответствующая правовая оценка.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (
ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные
правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, а также в установленных Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ (
п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно
п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В
п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. 31 и
69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный
пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (
п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 16 Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов УИС, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 г. N 550 предусмотрено, что документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы заявителя, из указанных нормативных актов не следует, что датой принятия сотрудника на учет должна являться дата принятия комиссией решения о постановке на учет, напротив, из смысла
Правил предоставления единовременной социальной выплаты и
Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов УИС следует, что датой принятия сотрудника на учет является дата подачи им заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Поскольку заявление о постановке на учет было подано истцом компетентному органу ДД.ММ.ГГГГ, он должен быть поставлен на учет с указанной даты, в связи с чем выводы судебных инстанций являются правомерными.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судами, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку единственно иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с
ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 01 марта 2022 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.