Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2022 N 88-6809/2022
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании недоплаченной ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью.
Обстоятельства: Истцу прекращена выплата компенсации в связи с тем, что в спорный период он являлся получателем пенсии по инвалидности.
Решение: Удовлетворено в части.


Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2022 N 88-6809/2022
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании недоплаченной ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью.
Обстоятельства: Истцу прекращена выплата компенсации в связи с тем, что в спорный период он являлся получателем пенсии по инвалидности.
Решение: Удовлетворено в части.

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 апреля 2022 г. N 88-6809/2022
N 2-2549/2021
УИД 36RS0006-01-2021-003490-34
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Филатовой В.Ю., Булатовой Е.Е.,
с участием прокурора Ильина Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием веб-конференции поступившее 24 сентября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области о взыскании недоплаченной ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, по кассационным жалобам Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 декабря 2021 года, С. на решение Центрального районного суда города Воронежа от 3 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области - Б., поддержавшего доводы поданной управлением жалобы и возражавшего против доводов жалобы истца, заключение прокурора Ильина Ю.В., полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту - УФСИН) России по Воронежской области о взыскании недоплаченной ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью.
Решением Центрального районного суда города Воронежа от 3 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 декабря 2021 года решение Центрального районного суда города Воронежа от 3 августа 2021 года в части отказа в удовлетворении требований о взыскании задолженности по ежемесячным суммам возмещения вреда здоровью С. за период с 1 октября 2012 года по 31 января 2013 года отменено, в данной части принято новое решение, которым с УФСИН России по Воронежской области за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на данные цели, в пользу С. взыскана задолженность ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1 октября 2012 года по 31 января 2013 года в сумме 63204 руб. 37 коп. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Воронежской области просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 декабря 2021 года отменить, оставить без изменения решение Центрального районного суда города Воронежа от 3 августа 2021 года, в связи с нарушением судом норм процессуального права, несоответствием выводов суда, установленным по делу обстоятельствам.
С. в кассационной жалобе просит отменить решение Центрального районного суда города Воронежа от 3 августа 2021 года полностью, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 декабря 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований по основаниям неправильного применения судом норм материального права.
В возражениях на кассационные жалобы представитель прокуратуры Воронежской области просит оставить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в неотмененной части и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационных жалобах (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 3 ноября 1999 года С. уволен с должности мастера по производству продукции металлообработки других отраслей в звании капитана на основании приказа ФКУ ИК-8 N 187 от 3 ноября 1999 года, с назначением пенсии по инвалидности в результате полученной при прохождении службы военной травмы.
С 4 ноября 1999 года С. получал пенсию по инвалидности, с 1 марта 2008 года истец в заявительном порядке переведен на пенсию по выслуге лет, с 1 февраля 2013 года вновь является получателем пенсии по инвалидности.
В соответствии с приказом ОЖ-118/8 N 133 от 9 марта 2004 года С. назначена выплата ежемесячной денежной суммы в возмещении вреда здоровью на срок до 30 ноября 204 года в размере 60% денежного довольствия.
Согласно приказу ОЖ-118/8 N 88-лс от 25 марта 2005 года истцу назначена выплата ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда на срок с 11 ноября 2004 года по 30 ноября 2005 года в размере 80% денежного довольствия.
Приказом УФСИН N 60-лс от 10 февраля 2006 года С. назначена ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью в сумме 80% месячного денежного довольствия с 1 декабря 2005 года пожизненно.
Решением комиссии УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению документов на выплату единовременных пособий, денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью от 26 марта 2008 года, соответствующая выплата С. была приостановлена, в связи с получением им пенсии за выслугу лет, а не по инвалидности.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Воронежа от 4 августа 2008 года решение комиссии признано незаконным, на УФСИН России по Воронежской области возложена обязанность назначить и выплачивать С. с 1 марта 2008 года ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 80%.
УФСИН 9 октября 2012 года был издан приказ о внесении изменений в пункт 3 приказа N 460-лс, заменены слова "в размере 80% месячного денежного довольствия" словами "в размере утраченного денежного довольствия, определяемого в соответствии со статьей 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из 80% утраты профессиональной трудоспособности, за вычетом размера назначенной пенсии".
Решением Центрального районного суда города Воронежа от 4 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований С. к УФСИН России по Воронежской области, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области о признании права на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 12 мая 2006 года, возложении обязанности издать приказ о производстве с 1 марта 2019 года выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью за период с 1 октября 2012 года по 28 февраля 2019 года с индексаций, отказано.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, учитывая, что порядок расчета сумм возмещения вреда здоровью С. изменялся в зависимости от действующих нормативных правовых актов регулирующих данные правоотношения, что не противоречит решению районного суда от 4 августа 2008 года, принимая во внимание, что расчет выплаты ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью с сентября 2012 года производился в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из 80% утраты профессиональной трудоспособности, за вычетом размера назначенной пенсии, пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика перед истцом задолженности ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1 октября 2012 года по 31 января 2013 года, с 1 февраля 2013 года по 31 мая 2021 года.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании за счет средств федерального бюджета недоплаченной ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1 февраля 2013 года по 31 мая 2021 года, исходил из того, что решение районного суда от 4 августа 2008 года подлежало исполнению ответчиком с учетом меняющихся нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, поскольку иное исполнение влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств и ставит в неравное положение других получателей данной выплаты по отношению к истцу.
Судебная коллегия, оценивая доводы истца о преюдициальном значении решения суда от 2008 года, обоснованно указала на то, что предметом рассмотрения спора являлась законность самих действий комиссии УФСИН по Воронежской области, приостановившей выплаты С., а не определение порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации.
Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании за счет средств федерального бюджета недоплаченной ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1 октября 2012 года по 31 января 2013 года, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 27 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", исходил из отсутствия оснований для произвольного прекращения выплаты сотруднику компенсации, назначенной по ранее действовавшему законодательству, с учетом наличия заявительного порядка перерасчета данной компенсации и при отсутствии подобного рода заявления от С., что судом первой инстанции не принято во внимание.
Судебная коллегия, учитывая, что в спорный период времени С. получателем пенсии по инвалидности не являлся, а исключение из данной суммы размера пенсии по выслуге лет законодательством не было предусмотрено, приведенные сторонами расчеты сумм возмещения вреда здоровью исходя из 80% утраты трудоспособности за октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года и январь 2013 года совпадают и не имеют разногласий, взыскала с ответчика в пользу истца невыплаченную компенсацию возмещения вреда здоровью за период с 1 октября 2012 года по 31 января 2013 года.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции", Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 27 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам, учитывая, что размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой сотрудникам полиции, пострадавшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности, уменьшается на сумму назначенной им пенсии по инвалидности и данное правило установлено федеральным законодателем.
Доводы жалобы С. о том, что сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью подлежит выплате без учета размера назначенной пенсии, являются необоснованными.
Право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, возникло у С. в период действия Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции".
Согласно статье 29 вышеуказанного Закона, в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 13-П часть четвертая (действовавшей ранее) статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку она - по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со статьей 1084 ГК РФ - предполагает ежемесячную выплату государством денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал в названном постановлении, что по своей природе, источникам, условиям, объему и порядку осуществления выплат система обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, в том числе сотрудников милиции, принципиально отличается от системы обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а следовательно, отсутствие какого-либо элемента одной системы в другой системе само по себе не может рассматриваться как недостаток или тем более как дискриминация по признаку профессии.
В соответствии с пунктом 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1027-1, действие данного законодательного акта распространялось и на сотрудников исправительно-трудовых учреждений.
Пунктом 21 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД РФ от 15 октября 1999 года N 805 и утратившей силу в связи с изданием Приказа МВД России от 18 июня 2012 года N 590 было предусмотрено, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
В соответствии с абзацем 4 пункта 22 Инструкции размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации (определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья).
Порядок оформления документов, выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам органов внутренних дел, к которым согласно статье 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" относились и сотрудники уголовно-исполнительной системы, был установлен Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 805.
На основании приказа Министра юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 года N 198 была утверждена Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, согласно п. 24 которой в случае увеличения оклада денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, также одновременно подлежат соответствующему перерасчету ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью, выплачиваемые ранее уволенным со службы сотрудникам.
Федеральным законом от 6 ноября 2011 года N 298-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Указанный Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I был дополнен статьей 34.1, которой предусматривалось, что в случае причинения сотруднику уголовно-исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц (пункт 4).
Размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Федеральный закон от 6 ноября 2011 года N 298-ФЗ действие вышеуказанной статьи 34.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I распространил на правоотношения, возникшие с 1 марта 2011 года.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I внесены изменения, в соответствии с которыми положения статьи 34.1 утратили силу с 1 января 2013 года, была введена новая статьи 33.1, определяющая нормативную базу для социального обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы.
1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 статьи 12 определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ), размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд установил, что размер возмещения вреда истцу был назначен и исчислялся в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, что соответствовало положениям действующего до 1 января 2013 года нормам законодательства, регулирующего спорные отношения.
С заявлением о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью применительно к порядку, установленному пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" С. после 1 января 2013 года к ответчику не обращался, что следует из пояснений его представителя, а решением Центрального районного суда города Воронежа от 4 сентября 2019 года истцу было отказано по причине не соблюдения заявительного порядка обращения.
В связи с тем, что порядок расчета сумм возмещения вреда здоровью С. изменялся в зависимости от действующих нормативных правовых актов регулирующих данные правоотношения, суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика задолженности перед истцом за период с 1 февраля 2013 года по 31 мая 2021 года.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы УФСИН России по Воронежской области о не привлечении к участию в деле Министерства финансов Российской Федерации, поскольку судом взысканы денежные средства с главного распорядителя бюджетных средств, по ведомственной принадлежности, за счет казны Российской Федерации, которым не оспаривалось выполнение своих функций главного распорядителя бюджетных средств.
Доводы кассационных жалоб, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалоб по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Воронежа от 3 августа 2021 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, С. - без удовлетворения.