Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.06.2023 N 88а-19364/2023 (УИД 71RS0029-01-2022-001847-72)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов.
Обстоятельства: Заявитель является арендатором лесного участка, по результатам государственной экспертизы представленного им проекта освоения лесов было утверждено отрицательное заключение, согласно которому предложено исключить ограждение из объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Заявитель считает, что оспариваемое заключение является неправомерным и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность, не установленную действующим законодательством.
Решение: Отказано.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.06.2023 N 88а-19364/2023 (УИД 71RS0029-01-2022-001847-72)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов.
Обстоятельства: Заявитель является арендатором лесного участка, по результатам государственной экспертизы представленного им проекта освоения лесов было утверждено отрицательное заключение, согласно которому предложено исключить ограждение из объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Заявитель считает, что оспариваемое заключение является неправомерным и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность, не установленную действующим законодательством.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2023 г. N 88а-19364/2023
Дело N 2а-1247/2022
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А.,
судей Ендовицкой Е.В., Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Б. на
решение Центрального районного суда города Тулы от 15 июня 2022 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 8 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Б. к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании незаконным заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным утвержденное приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 9 декабря 2021 года N заключение государственной экспертизы от 7 декабря 2021 года N по проекту освоения лесов.
В обоснование заявленных требований указывала, что является арендатором лесного участка с кадастровым номером N общей площадью 0,5 га, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам государственной экспертизы представленного ею проекта освоения лесов министерством природных ресурсов и экологии Тульской области утверждено отрицательное заключение, согласно которому предложено исключить ограждение из объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Административный истец полагала, что данное заключение является неправомерным и нарушает ее права, поскольку возлагает обязанность, не установленную действующим законодательством.
Решением Центрального районного суда города Тулы от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 8 ноября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 5 мая 2023 года через суд первой инстанции, Б. просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Указывает на неправильное применение норм материального права, что, по мнению заявителя, привело к принятию незаконных судебных актов. Ограждение было возведено до принятия Лесного
кодекса Российской Федерации и
Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года N 849-р. Полагает, что в оспариваемом заключении не содержатся ссылки на конкретные положения раздела проекта освоения лесов, которые противоречат законодательству.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения
части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
В силу
частей 1,
2 статьи 12 Лесного кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Согласно
части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со
статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2.8 Лесохозяйственного регламента Веневского лесничества Тульской области, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 12 августа 2020 года N 364-о, в силу которого лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года N 69 (действовавшим до 1 марта 2023 года) утверждены
Состав проекта освоения лесов и Порядок его разработки.
Проект освоения лесов содержит в своем составе сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов; в случаях, предусмотренных
статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; сведения о рекультивации нарушенных при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых земель (к сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензией на пользование недрами).
В силу
статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со
статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиями по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Из Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 7 октября 2011 года N 13, следует, что министерство проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов в пределах предоставленных полномочий в установленном порядке.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 513 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок экспертизы проекта освоения лесов).
Согласно пункту 3 названного Порядка целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
По смыслу положений пунктов 4, 5, 7, 7.1, 9, 11 Порядка экспертизы проекта освоения лесов лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного публичного сервитута для проведения экспертизы подают в уполномоченный орган письменное заявление с приложением проекта освоения лесов. Для проведения экспертизы уполномоченный орган образовывает экспертную комиссию, в состав которой должны входить два представителя общественных объединений и (или) некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (экологии и природопользования). Названная комиссия в срок не более чем 30 дней со дня поступления проекта освоения лесов проводит экспертизу, в том числе, проверку оформления проекта и его анализ и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации. Результат экспертизы оформляется в виде положительного либо отрицательного заключения, которое утверждается уполномоченным органом в пределах полномочий в соответствии со
статьями 81 -
84 Лесного кодекса и направляется лесопользователю в течение 1 рабочего дня после дня его утверждения.
В пункте 10.1 Порядка экспертизы проекта освоения лесов определено, что отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Б. по договору аренды от 1 сентября 2008 года N, заключенному между департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам и ФИО11, соглашения от 25 декабря 2015 года о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, заключенного между министерством природных ресурсов и экологии Тульской области, ФИО12 и Б., является арендатором лесного участка N общей площадью 0,5 га, категория земель "земли лесного фонда", категория защищенности "леса, имеющие научное или историческое значение", номер учетной записи в государственном лесном реестре N, расположенного по адресу: <адрес>
В целях реализации возложенной на нее
статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации,
пунктом 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21 февраля 2012 года N 62, пунктом 2.8 Лесохозяйственного регламента Веневского лесничества Тульской области, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 12 августа 2020 года N 364-о, обязанности Б. подготовила проект освоения лесов, который 12 ноября 2021 года представила для проведения государственной экспертизы.
Приказом заместителя министра - директора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области С. от 27 апреля 2021 года N создана и утверждена экспертная комиссия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
На заседании экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов 7 декабря 2021 года принято отрицательное заключение государственной экспертизы N по представленному Б. проекту освоения лесов, которое утверждено приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 9 декабря 2021 года Nо.
В качестве замечаний по проекту предложено исключить из объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в таблицах 10, 23, 26 и на соответствующих тематических лесных картах ограждение, так как данный объект не предусмотрен
Перечнем объектов, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года N 849-р и противоречит
статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации.
Также указано, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов не соответствуют целям и видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану Тульской области и законодательству Российской Федерации. Предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов не соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений. С учетом изложенного указано, что проект подлежит доработке по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое заключение соответствует требованиям действующего законодательства, а административным истцом не представлено доказательств нарушения ее прав, свобод и законных интересов действиями административного ответчика.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами.
Согласно
части 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года N 908 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Частью 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 5 названных Правил в редакциях, действовавших на момент принятия оспариваемого заключения, установлено, что при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства.
До 23 апреля 2022 года действовал Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года N 849-р, в
пункте 6 которого поименованы названные объекты для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов.
В редакции от 22 марта 2020 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого заключения, в указанный пункт Перечня ограждение не было включено. Оно было добавлено в названный
пункт лишь
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 3962-р.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемое заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденное приказом от 9 декабря 2021 года N 659-о, принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом судами установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2022 года N 999-р утвержден Перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, в
пункте 5 которого также предусмотрено ограждение как объект лесной инфраструктуры для осуществления рекреационной деятельности.
Б. 11 мая 2022 года повторно обращалась в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, в ходе проведения которой экспертной комиссией дано положительное заключение от 12 мая 2022 года N, утвержденное приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 17 мая 2022 года N.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных
частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тулы от 15 июня 2022 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 8 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 июня 2023 года.