Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.08.2023 N 88а-23637/2023 по делу N 2а-7145/2022
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства.
Обстоятельства: Истец является собственником земельного участка. Ответчиком в удовлетворении заявления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на участке отказано, поскольку земельный участок граничит с участком лесного фонда. Однако ответчиком не было учтено, что в соответствии с отчетом об оценке пожарного риска противопожарное расстояние от границ застройки дома до лесных насаждений отвечает требованиям, предъявляемым законом.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.08.2023 N 88а-23637/2023 по делу N 2а-7145/2022
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства.
Обстоятельства: Истец является собственником земельного участка. Ответчиком в удовлетворении заявления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на участке отказано, поскольку земельный участок граничит с участком лесного фонда. Однако ответчиком не было учтено, что в соответствии с отчетом об оценке пожарного риска противопожарное расстояние от границ застройки дома до лесных насаждений отвечает требованиям, предъявляемым законом.
Решение: Удовлетворено.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2023 г. N 88а-23637/2023
Дело N 2а-7145/2022
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Васляева В.С., Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа город Воронеж на
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14 октября 2022 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 28 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Б. к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным уведомления.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным уведомление администрации городского округа город Воронеж о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 6 июня 2022 года N 41.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>. Административным ответчиком в удовлетворении заявления Б. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на названном земельном участке отказано, поскольку земельный участок граничит с участком лесного фонда, что противоречит требованиям
Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", согласно которым противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Вместе с тем администрацией не было учтено, что в соответствии с отчетом по оценке пожарного риска, подготовленного специализированной организацией 6 августа 2021 года, противопожарное расстояние от границ застройки дома до лесных насаждений может быть менее 30 метров, в связи с чем полагал оспариваемое уведомление нарушающим его права.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 28 марта 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 20 июня 2023 года почтой через суд первый инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 5 июля 2023 года, администрация городского округа город Воронеж просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. Выражает несогласие с выводом суда о предусмотренной
пунктом 4.14 СП 4.13130.2013 возможности сокращения противопожарных разрывов, поскольку в соответствии с
Приказом МЧС России от 15 июня 2022 года N 610 "Об утверждении изменения N 3 к своду правил СП 4.13130.2013", в редакции допускающей сокращение противопожарных расстояний при условии разработки дополнительных противопожарных мероприятий, обеспечивающих ограничение распространения пожара, введен в действие с 1 декабря 2022 года, то есть после вынесения судебного решения. Полагает необоснованным вывод суда о неправомерности оспариваемого уведомления, поскольку администрацией не рассматривался отчет по оценке пожарного риска на объекте "индивидуальный жилой дом" от 6 августа 2021 года, так как Б. в администрацию не предоставлялся. Кроме того, Б. сообщено, что земельный участок с кадастровым номером N входит в границы земель лесного фонда, в связи с чем по факту выбытия данных земель из собственности Российской Федерации возбуждено уголовное дело.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения
части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 17 мая 2022 года Б. обратился в администрацию городского округа г. Воронеж с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на принадлежащем на праве собственности земельном участке, с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>.
Уведомлением от 6 июня 2022 года N 41 администрация сообщила заявителю о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на участке.
Основанием к отказу указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии земельный участок с кадастровым номером N граничит с участком лесного фонда с кадастровым номером N. В соответствии с требованиями
Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м, тогда как в представленном схематическом изображении планируемого к строительству объекта ИЖС указанное требование нарушено.
Разрешая возникший спор по существу, и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда, исходил из того, что оспариваемое уведомление не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права административного истца. Администрацией городского округа г. Воронеж не рассматривался отчет по оценке пожарного риска на объекте ИЖС от 6 августа 2021 года, составленный ведущим экспертом пожарной безопасности ФИО5, согласно которому расчетная величина индивидуального пожарного риска для людей, находящихся в помещениях объекта защиты (индивидуальный жилой дом административного истца) имеет такое объемно-планировочное и организационно-техническое исполнение, что индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому, не превышает значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке, установленного Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Указанное положение обеспечивается предусмотренными путями эвакуации, эвакуационными выходами, объемно-планировочными и конструктивными решениями. На основании настоящего расчета и в соответствии с положениями
статьи 6 "Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности" Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, при наличии отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности и добровольного применения, а именно: противопожарное расстояние от границ застройки дома до лесных насаждений может быть менее 30 метров (
пункт 4.14 СП 4.13130.2013).
С указанными выводами судов следует согласиться, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и представленным доказательствам.
В соответствии с
частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской,
подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку, реконструкцию или снос. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома с приложением необходимых документов (
части 1,
3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В
части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным
Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, определены в
части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Федеральный
закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с поименованным законом, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности
(часть 2 статьи 4).
Своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального
закона, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности
(пункт 1 части 3 этой же статьи).
Противопожарный режим согласно Федеральному
закону от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" - это совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности
(абзац шестой статьи 1).
Согласно
пункту 1.1 свода правил СП 4.13130.2013 установленные им требования применяются исключительно при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений.
Одним из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности является выполнение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности и соблюдение требований Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Положениями
части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В силу
пункта 4.14 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - Свод правил), утвержденного и введенного в действие с 29 июля 2013 года Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 года N 288, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая приведенные нормы материального права, оценив представленные доказательства, которым дана оценка по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вывод судов нижестоящих инстанций об удовлетворении заявленных требований является правильным.
Согласно отчету по оценке пожарного риска на объекте ИЖС от 6 августа 2021 года ведущего эксперта пожарной безопасности ФИО5, расчетная величина индивидуального пожарного риска для людей, находящихся в помещениях объекта защиты (индивидуальный жилой дом административного истца) имеет такое объемно-планировочное и организационно-техническое исполнение, что индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому, не превышает значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке, установленного Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Указанное положение обеспечивается предусмотренными путями эвакуации, эвакуационными выходами, объемно-планировочными и конструктивными решениями. На основании настоящего расчета и в соответствии с положениями
статьи 6 "Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности" Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, при наличии отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности и добровольного применения, а именно: противопожарное расстояние от границ застройки дома до лесных насаждений может быть менее 30 метров (
пункт 4.14 СП 4.13130.2013).
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, не влияют. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Иная оценка установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14 октября 2022 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 28 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 августа 2023 года.