Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.06.2023 N 88а-19702/2023 (УИД 64RS0044-01-2022-002779-51)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что прокурором внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в исправительных учреждениях области. Согласно акту фактически такие нарушения в полном объеме не устранены.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.06.2023 N 88а-19702/2023 (УИД 64RS0044-01-2022-002779-51)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что прокурором внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в исправительных учреждениях области. Согласно акту фактически такие нарушения в полном объеме не устранены.
Решение: Удовлетворено в части.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2023 г. N 88а-19702/2023
Дело N 2-1858/2022
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Ендовицкой Е.В., Кривенкова О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области, ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области" на решение Заводского районного суда города Саратова от 5 августа 2022 года, дополнительное решение Заводского районного суда города Саратова от 8 сентября 2022 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 7 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области", УФСИН России по Саратовской области о возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В., объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области, ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области" Х., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ГУ МЧС России по Саратовской области Ж., старшего прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавших кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Саратовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц УФСИН России по Саратовской области о возложении на ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области" (далее - ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области) обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки специалистом ГУ МЧС России по Саратовской области составлена справка от 29 октября 2021 года о выявленных нарушениях. 8 декабря 2021 года прокурором Саратовской области внесено представление УФСИН России по Саратовской области об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в исправительных учреждениях области. Согласно акту от 11 марта 2022 года фактически такие нарушения в полном объеме не устранены.
Решением Заводского районного суда города Саратова от 5 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично. На ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области возложена обязанность устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: организовать на объектах защиты хранение, наличие исполнительской документации; привести системы пожарной сигнализации в исправное состояние (световые индикаторы приборов приемно-контрольных, установленных в дежурной части находятся в режиме "Пожар"); оборудовать помещения зданий дерматовенерологического отделения и хирургии (1 этаж - комната раздачи пищи, кладовка в камере хранения личных вещей; 2 этаж - раздевалка, сушилка, бытовка), 1 ТБО-К (комната раздачи пищи, коридор перед помещением раздачи пищи, бытовая комната), банно-прачечного комплекса (тамбур между помещениями гладильной и выдачей белья) извещателями автоматической пожарной сигнализации; привести в соответствие в помещениях здания дерматовенерологического отделения и хирургии (1 этаж - палаты N 1, N 5, камера хранения личных вещей; 2 этаж - палата N 7), в коридоре 2-го этажа, в палатах 1 ТЛО "К" расстояние между пожарными извещателями; обеспечить системы пожарной сигнализации зданий для проживания людей подачей светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации; оборудовать здания гаражей, пожарной части системой пожарной сигнализации; выделить помещения пищеблока, электрощитовой, расположенной в административном здании, помещения склада хранения муки в здании пекарни противопожарными преградами с соответствующим типом заполнения в противопожарной преграде; оборудовать двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров и примыкающих помещений зданий общежитий NN 1, 2, 3, столовой, хирургии и двух административных зданий, выход из помещений 2-го этажа левой относительно главному фасаду здания столовой лестничной клетки, устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах; оборудовать подсобные помещения основного здания столовой и помещения столовой 5-го сектора системой пожарной сигнализации; устранить перепады высот ступень на путях эвакуации в помещении общего коридора 2-го и 3-го этажей медицинского персонала здания общежития N 3, 2-го этажа 2-го ТЛО (туберкулезно-легочное отделение), 3-го этажа 6-го ТЛО (туберкулезно-легочное отделение), 1 ТЛО-К; обеспечить в здании общежития N 3 на 1-ом этаже (карантин) дверью, отделяющей путь эвакуации от спального помещения N 3. Постановлено при недостаточности у ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области денежных средств на выполнение работ по устранению вышеперечисленных нарушений в сфере пожарной безопасности, субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на УФСИН России по Саратовской области, а именно: обязанность организовать материально-техническое обеспечение и финансирование ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Дополнительным решением Заводского районного суда г. Саратова от 8 сентября 2022 года на ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области возложена обязанность устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: выполнить люк выхода на кровлю зданий общежития N 1 из противопожарных материалов 2-го типа. Постановлено при недостаточности у ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области денежных средств на выполнение люка выхода на кровлю зданий общежития N 1 из противопожарных материалов 2-го типа, субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на УФСИН России по Саратовской области, а именно: обязанность организовать материально-техническое обеспечение и финансирование ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области. Определен срок для выполнения возложенных решением суда обязанностей до 30 апреля 2023 года.
Апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 7 февраля 2023 года решение суда отменено в части удовлетворения исковых требований о возложении на УФСИН России по Саратовской области обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение обязательств ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области по реализации установленных требований пожарной безопасности. Принято новое решение, которым в удовлетворения указанных исковых требований отказано. В остальной части решение Заводского районного суда города Саратова от 5 августа 2022 года и дополнительное решение Заводского районного суда города Саратова от 8 сентября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 10 мая 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 16 мая 2023 года, ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области просят судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права. В обоснование кассационной жалобы указывают, что для устранения нарушений пожарной безопасности требуются значительные денежные затраты, которые не запланированы и в полном объеме не выделены. Полагают, что прокурор не наделен полномочиями определять за главного распорядителя бюджетных средств порядок действий по совершению финансовых операций на устранение выявленных нарушений. Кроме того, установленный судом срок для устранения нарушений не является разумным.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 10 мая 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 16 мая 2023 года, ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам кассационной жалобы ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения
части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что в ходе проверки соблюдения в ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области законодательства о пожарной безопасности с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Саратовской области были Саратовским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области выявлены нарушения в сфере пожарной безопасности.
29 октября 2021 года по результатам проверки заместителем начальника ОНТ УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области Ш. составлена справка о выявленных нарушениях, в которой зафиксированы следующие нарушения в сфере пожарной безопасности: на объекте защиты отсутствует исполнительская документация на системы противопожарной защиты, системы пожарной сигнализации находятся в неисправном состоянии (световые индикаторы приборов приемно-контрольных установленных в дежурной части находятся в режиме "пожар"), что не отвечает требованиям
пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в РФ); часть помещений здания дерматовенерологического отделения и хирургии (1 этаж - комната раздачи пищи, кладовка в камере хранения личных вещей, 2 этаж - раздевалка, сушилка, бытовка), 1 ТЛО-К (комната раздачи пищи, коридор перед помещением раздачи пищи, бытовая комната), банно-прачечного комплекса (тамбур между помещениями гладильной и выдачей белья) не оборудованы извещателями автоматической пожарной сигнализации, что не отвечает требованиями
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункту 4.4 СП 286.1311500.2020; в помещениях дерматовенерологического отделения и хирургии (1 этаж - палаты 1, 5, камера хранения личных вещей, 2 этаж - палата 7) расстояние между пожарными извещателями составляет менее 2-х высот извещателей, что не отвечает требованиями
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункту 6.6.36 СП 484.1311500.2020; системы пожарной сигнализации здания для проживания людей не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала, с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации, что не отвечает требованиями
пункта 1 части 2 статьи 1,
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
части 7 статьи 83 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; здания гаражей, пожарной части, подсобные помещения основного здания столовой и помещения столовой 5-го сектора не оборудованы системой пожарной сигнализации, что не отвечает требованиям
пункта 1 части 2 статьи 1,
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
статьи 88 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктам 4.4, 4.1.2.1, 16 СП 486.13130.2020; для помещений пищеблока, электрощитовой, расположенной в административном здании, помещения склада хранения муки в здании пекарни, не проведены расчеты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, в соответствии с результатами расчетов категорий необходимо выделить указанные помещения противопожарными преградами в соответствующим типом заполнения в противопожарной преграде, что не отвечает требованиями
пункта 1 части 2 статьи 1,
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
статьи 88 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, пункту 5.1.2 СП 4.1313.2013; двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров и примыкающих помещений здания общежитий N 1, 2, 3, столовой, хирургии и двух административных зданий, выход из помещений 2-го этажа левой относительно главному фасаду здания столовой лестничной клетки, не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах, что не отвечает требованиям
пункта 1 части 2 статьи 1,
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
статьи 89 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункту 4.4.6 СП 1.13130.2020; на путях эвакуации в помещении общего коридора 2-го и 3-го этажей медицинского персонала здания общежития N 3, 2-го этажа 2-го ТЛО, 3-го этажа 6-го ТЛО, в местах перепада высот устроено 2 ступени, в коридоре 1 ТЛО-К имеет перепад высот менее 0,45 м, что не отвечает требованиями
пункта 1 части 2 статьи 1,
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
статьи 89 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 4.3.5 СП 1.13130.2020; в здании общежития N 3 на 1-ом этаже (карантин) стена, отделяющая путь эвакуации от спального помещения N 3, имеет проем, не заполненный дверью, что не отвечает требованиями
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
статьи 89 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 5.2.7 СП 2.13130.2020; люки выхода на кровлю зданий общежитий, в том числе общежития N 1, выполнены не противопожарными материалами 2-го типа, что не отвечает требованиям
пункта 1 части 2 статьи 1,
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.7 СП 4.13130.2013.
8 декабря 2021 года прокуратурой Саратовской области внесено представление УФСИН России по Саратовской области об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в исправительных учреждениях области.
В ответ на представление прокурора Саратовской области УФСИН России по Саратовской области 18 января 2022 года сообщено об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, однако фактически часть нарушений в сфере пожарной безопасности, отраженных в справке от 29 октября 2021 года, не устранены, что подтверждается соответствующим актом от 11 марта 2022 года.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования частично, суд первой инстанции, установив, что ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области не в полном объеме соблюдаются требования законодательства о пожарной безопасности, пришел к выводу о возложении на ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области обязанности по устранению выявленных нарушений в срок до 30 апреля 2023 года.
Отменяя решение и дополнительное решение суда в части, суд апелляционной инстанции указал, что понуждение ФСИН России в лице УФСИН России по Саратовской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, а возложение на Федеральную службу исполнения наказаний обязанности организовать финансовое обеспечение является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Положениями
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу положений
статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Установлено, что УФСИН России по Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, в том числе ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области, являющегося самостоятельным юридическим лицом.
Системы автоматической пожарной сигнализации и другие технические средства пожаротушения относятся к системам инженерно-технического обеспечения, устанавливаемых с целью защиты жизни и здоровья граждан.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, доказательства, которым судом дана оценка по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным вывод судов о возложении на ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и устранению выявленных прокурором нарушений, в связи с чем заявленные прокурором требования удовлетворены обоснованно.
Сам по себе факт недостаточного финансирования правового значения по делу, при установленных обстоятельствах того, что обжалуемыми судебными решениями указано только на необходимость принятия мер к соблюдению требований противопожарной безопасности, без определения размера финансирования и порядка выделения денежных средств на эти цели, не имеет и основанием к отмене судебных актов не является.
По общему смыслу положений
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исполнимость является важным требованием, предъявляемым к судебному решению, которое должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить и которые должны быть направлены на прекращение или устранение выявленного нарушения.
Вопреки позиции заявителей кассационных жалоб, в силу требований
статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов,
статьи 187 названного Кодекса об исполнении решения суда и разъяснений, данных в
пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" обжалуемые решения судов нижестоящих инстанций отвечают требованиям действующего законодательства об их исполнимости.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию сторон в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебного актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных
частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводского районного суда города Саратова от 5 августа 2022 года, дополнительное решение Заводского районного суда города Саратова от 8 сентября 2022 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 7 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области, ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 года.