Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.06.2023 N 88а-19702/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 07.02.2023 N 33-1056/2023 (УИД 64RS0044-01-2022-002779-51)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что прокурором внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в исправительных учреждениях области. Согласно акту фактически такие нарушения в полном объеме не устранены.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Саратовского областного суда от 07.02.2023 N 33-1056/2023 (УИД 64RS0044-01-2022-002779-51)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что прокурором внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в исправительных учреждениях области. Согласно акту фактически такие нарушения в полном объеме не устранены.
Решение: Удовлетворено в части.

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 февраля 2023 г. N 33-1056/2023
64RS0044-01-2022-002779-51
Судья Февралева А.Н.
Дело N 2-1858/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кудаковой В.В.,
судей Кудряшовой Д.И., Шайгузовой Р.И.,
при секретаре судебного заседания Х.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Областная туберкулезная больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области о возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности по апелляционным жалобам федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная туберкулезная больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Заводского районного суда города Саратова от 05 августа 2022 года и дополнительное решение Заводского районного суда города Саратова от 08 сентября 2022 года, которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Кудряшовой Д.И., объяснения представителя истца Р., возражавшего против доводов апелляционных жалоб, объяснения представителя ответчика федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная туберкулезная больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области" - Х.А. и представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, третьего лица Федеральной службы исполнения наказаний - Ф., поддержавших доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Саратовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области (далее - прокурор), действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском в суд к федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Областная туберкулезная больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области" (далее - ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее - УФСИН России по Саратовской области) о возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, обосновывая тем, что в ходе проверки соблюдения в ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области законодательства о пожарной безопасности с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Саратовской области выявлены нарушения в сфере пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки специалистом ГУ МЧС России по Саратовской области составлена справка от 29 октября 2021 года о выявленных нарушениях. 08 декабря 2021 года прокурором Саратовской области внесено представление УФСИН России по Саратовской области об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в исправительных учреждениях области. Согласно акту от 11 марта 2022 года фактически такие нарушения в полном объеме не устранены. На основании изложенного прокурор с учетом уточнения исковых требований просил возложить на ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области и УФСИН России по Саратовской области обязанность устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: организовать на объектах защиты хранение, наличие исполнительской документации; привести системы пожарной сигнализации в исправное состояние (световые индикаторы приборов приемно-контрольных, установленных в дежурной части находятся в режиме "Пожар"); оборудовать помещения зданий дерма-венерологического отделения и хирургии (1 этаж - комната раздачи пищи, кладовка в камере хранения личных вещей; 2 этаж - раздевалка, сушилка, бытовка), 1 ТБО-К (комната раздачи пищи, коридор перед помещением раздачи пищи, бытовая комната), банно-прачечного комплекса (тамбур между помещениями гладильной и выдачей белья) извещателями автоматической пожарной сигнализации; привести в соответствие в помещениях здания дерма-венерологического отделения и хирургии (1 этаж - палаты N 1, N 5, камера хранения личных вещей; 2 этаж - палата N 7), в коридоре 2-го этажа, в палатах 1 ТЛО "К" расстояние между пожарными извещателями; выполнить люк выхода на кровлю зданий общежития N 1 из противопожарных материалов 2-го типа; обеспечить системы пожарной сигнализации зданий для проживания людей подачей светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации; оборудовать здания гаражей, пожарной части системой пожарной сигнализации; выделить помещения пищеблока, электрощитовой, расположенной в административном здании, помещения склада хранения муки в здании пекарни противопожарными преградами с соответствующим типом заполнения в противопожарной преграде; оборудовать двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров и примыкающих помещений зданий общежитий N N 1, 2, 3, столовой, хирургии и двух административных зданий, выход из помещений 2-го этажа левой относительно главного фасада здания столовой лестничной клетки, устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах; оборудовать подсобные помещения основного здания столовой и помещения столовой 5-го сектора системой пожарной сигнализации; устранить перепады высот ступень на путях эвакуации в помещении общего коридора 2-го и 3-го этажей медицинского персонала здания общежития N 3, 2-го этажа 2-го ТЛО (туберкулезно-легочное отделение), 3-го этажа 6-го ТЛО (туберкулезно-легочное отделение), 1 ТЛО-К; обеспечить в здании общежития N 3 на 1-ом этаже (карантин) дверью, отделяющей путь эвакуации от спального помещения N 3. При недостаточности у ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области денежных средств на выполнение работ для исполнения исковых требований прокурор просил возложить субсидиарную ответственность по данным обязательствам на УФСИН России по Саратовской области, а именно: организовать материально-техническое обеспечение и финансирование ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области (т. 2 л.д. 205-206).
Решением Заводского районного суда города Саратова от 05 августа 2022 года исковые требования удовлетворены частично. На ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области возложена обязанность устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: организовать на объектах защиты хранение, наличие исполнительской документации; привести системы пожарной сигнализации в исправное состояние (световые индикаторы приборов приемно-контрольных, установленных в дежурной части находятся в режиме "Пожар"); оборудовать помещения зданий дерма-венерологического отделения и хирургии (1 этаж - комната раздачи пищи, кладовка в камере хранения личных вещей; 2 этаж - раздевалка, сушилка, бытовка), 1 ТБО-К (комната раздачи пищи, коридор перед помещением раздачи пищи, бытовая комната), банно-прачечного комплекса (тамбур между помещениями гладильной и выдачей белья) извещателями автоматической пожарной сигнализации; привести в соответствие в помещениях здания дерма-венерологического отделения и хирургии (1 этаж - палаты N 1, N 5, камера хранения личных вещей; 2 этаж - палата N 7), в коридоре 2-го этажа, в палатах 1 ТЛО "К" расстояние между пожарными извещателями; обеспечить системы пожарной сигнализации зданий для проживания людей подачей светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации; оборудовать здания гаражей, пожарной части системой пожарной сигнализации; выделить помещения пищеблока, электрощитовой, расположенной в административном здании, помещения склада хранения муки в здании пекарни противопожарными преградами с соответствующим типом заполнения в противопожарной преграде; оборудовать двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров и примыкающих помещений зданий общежитий NN 1, 2, 3, столовой, хирургии и двух административных зданий, выход из помещений 2-го этажа левой относительно главному фасаду здания столовой лестничной клетки, устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах; оборудовать подсобные помещения основного здания столовой и помещения столовой 5-го сектора системой пожарной сигнализации; устранить перепады высот ступень на путях эвакуации в помещении общего коридора 2-го и 3-го этажей медицинского персонала здания общежития N 3, 2-го этажа 2-го ТЛО (туберкулезно-легочное отделение), 3-го этажа 6-го ТЛО (туберкулезно-легочное отделение), 1 ТЛО-К; обеспечить в здании общежития N 3 на 1-ом этаже (карантин) дверью, отделяющей путь эвакуации от спального помещения N 3.
Постановлено при недостаточности у ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области денежных средств на выполнение работ по устранению вышеперечисленных нарушений в сфере пожарной безопасности, субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на УФСИН России по Саратовской области, а именно: обязанность организовать материально-техническое обеспечение и финансирование ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (т. 2 л.д. 220-224).
Дополнительным решением Заводского районного суда города Саратова от 08 сентября 2022 года на ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области возложена обязанность устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: выполнить люк выхода на кровлю зданий общежития N 1 из противопожарных материалов 2-го типа.
Постановлено при недостаточности у ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области денежных средств на выполнение люка выхода на кровлю зданий общежития N 1 из противопожарных материалов 2-го типа, субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на УФСИН России по Саратовской области, а именно: обязанность организовать материально-техническое обеспечение и финансирование ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области.
Определен срок для выполнения возложенных решением суда обязанностей до 30 апреля 2023 года (т. 2 л.д. 244-246).
УФСИН России по Саратовской области, Федеральная службы исполнения наказаний, ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области, не согласившись с постановленными решением суда и дополнительным решением суда, подали апелляционные жалобы и дополнительные апелляционные жалобы, в которых просят их отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционных жалоб ссылаются на незаконность и необоснованность решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Указывают на отсутствие финансирования, необходимого для устранения нарушений пожарной безопасности в ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области. Утверждают, что установленный для исполнения решения суда срок не отвечает критериям разумности, судом первой инстанции не было учтено, что работы по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности не могут быть выполнены в зимний и весенний периоды. Полагают, что суд первой инстанции возложением на УФСИН России по Саратовской области обязанности по финансированию работ по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности вмешался в реализацию возложенных на данный орган исполнительной власти полномочий. Ссылаются также на иную судебную практику по аналогичным делам (т. 3 л.д. 1-15, 36-43, 63-76, 91-95).
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела в соответствии с частью 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - ФЗ "О пожарной безопасности"), регулирующий в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Положениями статьи 1 ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 3 ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в силу статьи 38 ФЗ "О пожарной безопасности" несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") установлено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения не только при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, но и при эксплуатации зданий.
Согласно пунктам 15 и 20 статьи 2 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1 статьи 4 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проверки соблюдения в ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области законодательства о пожарной безопасности с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Саратовской области были выявлены нарушения в сфере пожарной безопасности.
29 октября 2021 года по результатам проверки заместителем начальника ОНТ УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области Ш. составлена справка о выявленных нарушениях, в которой зафиксированы следующие нарушения в сфере пожарной безопасности: на объекте защиты отсутствует исполнительская документация на системы противопожарной защиты, системы пожарной сигнализации находятся в неисправном состоянии (световые индикаторы приборов приемно-контрольных установленных в дежурной части находятся в режиме "пожар"), что не отвечает требованиям пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в РФ); часть помещений здания дерма-венерологического отделения и хирургии (1 этаж - комната раздачи пищи, кладовка в камере хранения личных вещей, 2 этаж - раздевалка, сушилка, бытовка), 1 ТЛО-К (комната раздачи пищи, коридор перед помещением раздачи пищи, бытовая комната), банно-прачечного комплекса (тамбур между помещениями гладильной и выдачей белья) не оборудованы извещателями автоматической пожарной сигнализации, что не отвечает требованиями части 4 статьи 4, части 1 статьи 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункту 4.4 СП 286.1311500.2020; в помещениях дерма-венерологического отделения и хирургии (1 этаж - палаты 1, 5, камера хранения личных вещей, 2 этаж - палата 7) расстояние между пожарными извещателями составляет менее 2-х высот извещателей, что не отвечает требованиями части 4 статьи 4, части 1 статьи 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункту 6.6.36 СП 484.1311500.2020; системы пожарной сигнализации здания для проживания людей не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала, с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации, что не отвечает требованиями пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, части 7 статьи 83 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; здания гаражей, пожарной части, подсобные помещения основного здания столовой и помещения столовой 5-го сектора не оборудованы системой пожарной сигнализации, что не отвечает требованиям пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 88 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктам 4.4, 4.1.2.1, 16 СП 486.13130.2020; для помещений пищеблока, электрощитовой, расположенной в административном здании, помещения склада хранения муки в здании пекарни, не проведены расчеты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны, в соответствии с результатами расчетов категорий необходимо выделить указанные помещения противопожарными преградами в соответствующим типом заполнения в противопожарной преграде, что не отвечает требованиями пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 88 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, пункту 5.1.2 СП 4.1313.2013; двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров и примыкающих помещений здания общежитий N 1, 2, 3, столовой, хирургии и двух административных зданий, выход из помещений 2-го этажа левой относительно главному фасаду здания столовой лестничной клетки, не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах, что не отвечает требованиям пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 89 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункту 4.4.6 СП 1.13130.2020; на путях эвакуации в помещении общего коридора 2-го и 3-го этажей медицинского персонала здания общежития N 3, 2-го этажа 2-го ТЛО, 3-го этажа 6-го ТЛО, в местах перепада высот устроено 2 ступени, в коридоре 1 ТЛО-К имеет перепад высот менее 0,45 м, что не отвечает требованиями пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 89 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.5 СП 1.13130.2020; в здании общежития N 3 на 1-ом этаже (карантин) стена, отделяющая путь эвакуации от спального помещения N 3, имеет проем, не заполненный дверью, что не отвечает требованиями части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 89 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 5.2.7 СП 2.13130.2020; люки выхода на кровлю зданий общежитий, в том числе общежития N 1, выполнены не противопожарными материалами 2-го типа, что не отвечает требованиям пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.7 СП 4.13130.2013 (т. 1 л.д. 52-55).
08 декабря 2021 года прокуратурой Саратовской области внесено представление УФСИН России по Саратовской области об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в исправительных учреждениях области (т. 1 л.д. 11-17).
В ответ на представление прокурора Саратовской области УФСИН России по Саратовской области 18 января 2022 года сообщено об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, однако фактически часть нарушений в сфере пожарной безопасности, отраженных в справке от 29 октября 2021 года, не устранены, что подтверждается соответствующим актом от 11 марта 2022 года (т. 1 л.д. 18-49, 56-57).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 1 - 4 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьями 16, 24 ФЗ "О пожарной безопасности", установив, что ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области не в полном объеме соблюдаются требования законодательства о пожарной безопасности, пришел к выводу о возложении на ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области обязанности по устранению выявленных нарушений в срок до 30 апреля 2023 года.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценка которых осуществлена надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 56, 67 ГПК РФ, в связи с чем оснований для повторного ее изложения, как и для переоценки исследованных судом обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств судебная коллегия не усматривает. При этом выводы суда по существу заявленных исковых требований вытекают из установленных фактов.
Вопреки утверждениям авторов апелляционных жалоб, отсутствие соответствующего финансирования, необходимого для устранения выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности, не может являться основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенной на него законом обязанности по осуществлению противопожарных мер, в связи с чем данные доводы апелляционных жалоб признаются судебной коллегией несостоятельными.
Доводы апелляционных жалоб о невозможности исполнения решения в установленный судом первой инстанции срок, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок, судом выполнено.
Судебная коллегия находит разумным и достаточным срок установленный судом первой инстанции в соответствии со статьей 206 ГПК РФ для выполнения ответчиком вышеуказанных действий.
Ответчиком не представлены доказательства, что установление срока для исполнения судебного акта до 30 апреля 2023 года является не разумным либо не возможным.
Кроме того, ответчик в соответствии со статьей 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Ссылки авторов апелляционных жалоб на иную судебную практику не состоятельны, поскольку в соответствии со статьей 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативно-правовых актов. Судебная практика к источникам права не относится и руководящего значения для судов общей юрисдикции при рассмотрении гражданских дел не имеет. В российском законодательстве отсутствует институт прецедентного права, а судебные решения принимаются с учетом обстоятельств конкретного дела.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о возложении на УФСИН России по Саратовской области обязанности организовать материально-техническое обеспечение и финансирование ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области для реализации установленных требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, именно Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций; осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству; осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с Приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний" УФСИН России по Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний.
Как следует из решения суда первой инстанции и дополнительного решения суда, на УФСИН России по Саратовской области возложена обязанность организовать материально-техническое обеспечение и финансирование ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности.
Между тем понуждение Федеральной службы исполнения наказаний в лице УФСИН России по Саратовской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, а возложение на Федеральную службу исполнения наказаний обязанности организовать финансовое обеспечение является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В этой связи исковые требования о возложении на УФСИН России по Саратовской области обязанности организовать материально-техническое обеспечение и финансирование ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области для реализации установленных требований пожарной безопасности не подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права судом первой инстанции.
Суд первой инстанции допустил неправильное толкование вышеприведенных норм права, что привело к неправильному применению материального закона.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Заводского районного суда города Саратова от 05 августа 2022 года и дополнительное решение Заводского районного суда города Саратова от 08 сентября 2022 года подлежат отмене в части удовлетворения исковых требований о возложении на УФСИН России по Саратовской области обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечения обязательств ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области по реализации установленных требований пожарной безопасности с принятием по делу в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к УФСИН России по Саратовской области.
При этом в силу приведенных выше норм права и фактических обстоятельств дела оснований для отмены и изменения решения суда в остальной части, исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Саратова от 05 августа 2022 года и дополнительное решение Заводского районного суда города Саратова от 08 сентября 2022 года отменить в части удовлетворения исковых требований о возложении на Управление Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение обязательств Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная туберкулезная больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области" по реализации установленных требований пожарной безопасности.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворения указанных исковых требований Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области отказать.
В остальной части решение Заводского районного суда города Саратова от 05 августа 2022 года и дополнительное решение Заводского районного суда города Саратова от 08 сентября 2022 года оставить без изменения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2023 года.